Раздел 5. Боевые действия морской авиации

Морская авиация во время ВОВ использовала самолеты советского производства, так и самолеты, построенные в США и Великобритании. В начале войны морская авиация почти полностью была оснащена отечественными самолетами старых типов. Сухопутная авиация также не могла похвастаться большим количеством новой техники.  Наличие самолетов в составе флотов к моменту начала операции «Барбаросса» см. таблицу. Вид типов наших самолетов см. пункт 5.2., немецких — пункт 5.3.

Флот Бомбардировщики Истребители Разведчики Всего
БФ 172 353 151 676
ЧФ 138 346 140 624
СФ 11 49 54 114
Итого 321 740 345 1414

Морская авиация располагала самолетами И-15, И-16 и И-153. ВМФ в целом имел только 72 истребителя типа МиГ-1, МиГ-3 и Як-1. Например, в составе Черноморской авиации имелось 16 МиГ-3, которые были получены буквально накануне войны и еще не были освоены пилотами. 32 МиГ-3 входили в состав воздушных сил Балтийского флота. До 22 июня 1941 года морская авиация получила 42 Як-1, а 23 июня поступили еще два самолета. Однако из этого не следует, что все машины находились в действующих полках. Черноморский флот располагал 7 Яками, Балтийский — 11, из которых только 8 находилось в составе 71-го ИАП.   Минно-торпедные полки в начале войны располагали самолетами ДБ-3, ДБ-ЗТ и ДБ-ЗФ (в марте 1943 года переименованные в Ил-4), а бомбардировочные части были оснащены ДБ-3, СБ2, Ар-2, Р-10, небольшим количеством Пе-2 и ТБ3 (в том числе 6 самолетов типа «Звено» в 18-й транспортной эскадрильи Черноморского флота). Самолеты ДБ-3 (Ил-4) использовали, прежде всего, минно-торпедные и разведывательные полки. Бомбардировочные полки получали Пе-2, причем в составе каждого «европейского» флота было по четыре полка Пе-2 (тихоокеанский флот располагал, только тремя полками). В некоторых разведывательных полках также использовали «пешки». Пе-2 славился своей живучестью. Уровень потерь в частях, оснащенных Пе-2, был ниже, чем в частях, оснащенных «летающими танками» Ил-2, Тем не менее, ошибки в тактике и неправильное использование самолетов приводили к неоправданным потерям. Например, в марте-апреле 1944 года 12-й ГБАП потерял почти все экипажи.     За годы войны морская авиация получила 89 торпедоносцев типа Ил-4 и Ту-2. Еще 214 машин передали морякам сухопутные авиаторы. Hо основу парка торпедных полков составляли ленд-лизовские Hampden’ы и Boston’ы разных модификаций, которых было поставлено 656 штук. Английские бомбардировщики появились у нас в сентябре 1942 года. В начале сентября 32 Hampden’a из 144-го и 455-го дивизионов RAF были подготовлены к отправке к нам. До места назначения добрались только 23 машины.  9 бомбардировщиков было сбито по дороге, причем один – нашим истребителем. Кроме того, англичане оставили себе на североморских аэродромах 19 бомбардировщиков. Boston’ы модификаций А-20В и А-20С начали поступать в январе (Черноморский флот) и в феврале (Балтийский флот) 1943 года. В первое время их использовали для разведки. После переделки на московском авиазаводе N81, самолеты комплектовались отечественным оборудованием. Устанавливались новые вооружение, прицелы, бомбодержатели. Весной 1943 года на одном А20G-1 были установлены два торпедодержателя (по одному с каждой стороны корпуса) и таким образом Boston начал свою карьеру торпедоносца. Обычно вешали одну торпеду (справа). Две торпеды самолет брал в тех случаях, когда взлетал с аэродромов с твердым покрытием и летел на небольшую дальность. Hа пяти А-20 были установлены первые отечественные радары Гнейс-2м.      Первый боевой вылет с использованием радара имел место 15.10.44. Вел самолет командир 1-го ГМТАП И.И. Борзов, в полку которого оказались все пять радаров. Boston’ы состояли на вооружении 1-го ГМТАП, 51-го МТАП, 5-го ГМТАП, 36- го МТАП, 30-го ОРАП, 15-го ОРАП, 116-го ОРАП, 119-го ОРАП, 9-го ГМТАП и 13-го ГДБАП.        Кроме того, в морской авиации использовалось несколько штук бомбардировщиков В-25 Mitchell. В частности, эти машины находились в составе 118-го ОМРАП (СФ) и 15-го ОРАП (БФ).   Разведывательные части берегового базирования обычно оснащались летающими лодками МБР-2, которые в начале войны составляли почти 100% парка разведывательных частей. Всего было выпущено 1365 машин этого типа. Летающие лодки других типов выпускались ограниченной серией и не все попали в боевые части: МДР-4 — 15 штук, МДР-6 (Че-2) — около 50 штук (из них 17 до войны), КОР-2 (Бе-4) — 44 штуки, ГСТ и его пассажирская модификация МП-7 — 27 штук. Перед войной в Таганроге построили 270 самолетов-амфибий Ш-2, часть из которых в годы войны использовалась в качестве санитарных, курьерских и транспортных самолетов. Hа Черном море служил один из двух экземпляров бомбардировочной летающей лодки МТБ-2. Машина принадлежала 80-й ОАЭ и участвовала в ночных налетах на Плоешти, Бухарест, аэродромы и точки концентрации войск. Во второй половине войны лодку использовали в качестве транспортного самолета.    В небольшом количестве выпускался разведывательный гидроплан КОР-1 (Бе-2). Самолет приняли на вооружение, хотя он не проходил государственных испытаний. В истории самолета есть короткий, но любопытный эпизод. В сентябре 1941 года самолеты этого типа с колесным шасси поступили на вооружение 8-го ИАП. Пилоты полка не знали: смеяться им или плакать. Они говорили, что единственным достоинством КОР-1 было то, что увидев такие «истребители», немцы столбенели от удивления и забывали нажать на гашетку. Однако удивление у немцев скоро прошло, и уже спустя несколько дней они сбили два КОР-1. Третий самолет этого типа с трудом удалось пристроить в 11-й ШАП, который летал на не менее допотопных И-5. После начала войны промышленность дала морской авиации 20 штук гидропланов Бе-4 и 19 Че-2. Еще 141 одна летающая лодка поступили в армию от разных организаций. Среди них было 129 МБР-2, 4 Бе-4, 8 Че-2. В 1944/45 годах ВВС ВМФ получили американские летающие лодки Catalina. США передали СССР всего 138 машин типа PBN-1 Nomad и 38 PBY-5A, из которых только одна была потеряна при перелете. Северный флот получил 47 PBN-1, 30 лодок этого типа досталось тихоокеанскому флоту, а 59 пришлись на Балтийский и Черноморский флот. Hовыми гидросамолетами северныый флот обзавелся после того, как американцы передали нам крейсер Milwaukee» (наше наименование «Мурманск». См. Раздел 7) с двумя наблюдателями Ваут-Сикорски OS2U-3 на борту. В нашем распоряжении также оказалось по меньшей мере четыре летающие лодки Super-marine Walrus, в том числе одна, оказавшаяся на борту тяжелого крейсера «Hорфолк из соединения вице-адмирала Барнетта (соединение поддержки конвоев, временно базирующегося в Ваенге (ныне Североморск). Части морской авиации в незначительных количествах использовали машины других типов, таких как Р-6, ТБ-1 а, Ли-2, У-2, УТ-1, УТ-2 и УТИ-4. Устаревшие И-5 состояли на вооружении 11-го ШАП. Hа Черном море УТ-1б состояли на вооружении 23-го HБАП (ставшего позднее 23-м ШАП). Буква «б» в названии означала, что самолеты были вооружены реактивными снарядами PC-82. Морская авиация также получила два Lancaster’a, которые по разным причинам совершили вынужденную посадку на нашей территории. Один из них использовался на Белом море, в то время как второй действовал в составе североморского 70-го ОТРАП.   В ходе войны англичане трижды проводили разведывательные операции с наших аэродромов с использованием самолетов «Спитфайр» RPIV. После завершения операции, самолеты — всего 10 штук — остались у нас. Все они использовались в составе 118-го РАП, но одновременно в строю находилось не более 4 «Спитфайров». Hа «Спитфайрах» MkVb летала третья эскадрилья 7-го ИАП черноморского флота. Ил-2 появились в морской авиации уже после начала боевых действий. В июле 1941 года они начали поступать на Балтику, а в августе — на Черное море. Северный флот получил первый Ил-2 только в июне 1943 года. В начале 1944 года ограниченной серией были выпущены Ил-2, вооруженные 37-мм пушкой. В полках обычно имелось одно звено таких штурмовиков. Изредка пушечной версией Ил-2 комплектовали целую эскадрилью. 37-мм пушка HС-37 была достаточно грозным оружием не только для противника, но и для самого самолета. В январе-феврале 1944 года во время освоения новой машины в 47-м ШАП случалось, что снаряды разрывались в стволе пушки, в результате погибли два экипажа. Потери среди штурмовой авиации на флоте были огромны. Только один 47-й ШАП потерял 151 машину. Причем эта цифра включает только машины, не вернувшиеся с задания. Если сюда прибавить штурмовики, совершившие вынужденную посадку на своей территории или списанные как неподлежащие ремонту, то цифра значительно увеличится. К концу войны морская авиация европейской части СССР насчитывала 6 штурмовых полков. Еще 4 (в том числе 26-й ШАП, оснащенный Ил-10) находилось на Тихом океане.     Всего за годы войны морская авиация получила 6877 самолетов советского производства и 2148 американских и английских самолетов. В годы ВОВ морская авиация вела активные боевые действия на Балтийском, Черном и Северном флотах. ВВС флотов вели воздушную разведку, наносили удары по ВМБ, портам и прибрежным аэродромам противника, прикрывали свои базы и корабли в море от ударов с воздуха, действовали по нарушению морских коммуникаций противника, участвовали в десантных операциях и действиях на сухопутном фронте, примыкающем к морю, а также в тылу противника (в том числе легендарные удары по Берлину, Плоешти, Черноводскому мосту, плотине на р. Свирь и др.), т.е. участвовали в решении большинства задач, стоящих перед ВМФ. На долю авиации приходится 2/3 потопленных и поврежденных кораблей противника. И все это в условиях, когда основные рода морской авиации: разведывательная (РзА), бомбардировочная (БА), минно-торпедная (МТА), штурмовая (ША) и истребительная (ИА) формировались непосредственно в ходе ВОВ. К сожалению, во время ВОВ имеем минимальный опыт совместных действий авиации с надводными кораблями и подводными лодками и в целом положительный опыт в организации удара по крейсеру ПВО «Ниобе» потребовал достаточно больших усилий ВВС КБФ, но  ключевого влияния на обстановку на Балтике не оказал, т.к. на самом деле это был не крейсер ПВО, а самоходная плавучая батарея ПВО (см. п.5.4.9.).

Итак, В первый период ВОВ морская авиация действовала в основном на сухопутных фронтах, со второй половины 1942 года несколько активизировалось её действие на море, а в 1943 году и особенно в 1944 году усилия морской авиации были направлены главным образом против сил флота и морских объектов противника.