Морская авиация во время ВОВ использовала самолеты советского производства, так и самолеты, построенные в США и Великобритании. В начале войны морская авиация почти полностью была оснащена отечественными самолетами старых типов. Сухопутная авиация также не могла похвастаться большим количеством новой техники. Наличие самолетов в составе флотов к моменту начала операции «Барбаросса» см. таблицу. Вид типов наших самолетов см. пункт 5.2., немецких — пункт 5.3.
Флот | Бомбардировщики | Истребители | Разведчики | Всего |
БФ | 172 | 353 | 151 | 676 |
ЧФ | 138 | 346 | 140 | 624 |
СФ | 11 | 49 | 54 | 114 |
Итого | 321 | 740 | 345 | 1414 |
Морская авиация располагала самолетами И-15, И-16 и И-153. ВМФ в целом имел только 72 истребителя типа МиГ-1, МиГ-3 и Як-1. Например, в составе Черноморской авиации имелось 16 МиГ-3, которые были получены буквально накануне войны и еще не были освоены пилотами. 32 МиГ-3 входили в состав воздушных сил Балтийского флота. До 22 июня 1941 года морская авиация получила 42 Як-1, а 23 июня поступили еще два самолета. Однако из этого не следует, что все машины находились в действующих полках. Черноморский флот располагал 7 Яками, Балтийский — 11, из которых только 8 находилось в составе 71-го ИАП. Минно-торпедные полки в начале войны располагали самолетами ДБ-3, ДБ-ЗТ и ДБ-ЗФ (в марте 1943 года переименованные в Ил-4), а бомбардировочные части были оснащены ДБ-3, СБ2, Ар-2, Р-10, небольшим количеством Пе-2 и ТБ3 (в том числе 6 самолетов типа «Звено» в 18-й транспортной эскадрильи Черноморского флота). Самолеты ДБ-3 (Ил-4) использовали, прежде всего, минно-торпедные и разведывательные полки. Бомбардировочные полки получали Пе-2, причем в составе каждого «европейского» флота было по четыре полка Пе-2 (тихоокеанский флот располагал, только тремя полками). В некоторых разведывательных полках также использовали «пешки». Пе-2 славился своей живучестью. Уровень потерь в частях, оснащенных Пе-2, был ниже, чем в частях, оснащенных «летающими танками» Ил-2, Тем не менее, ошибки в тактике и неправильное использование самолетов приводили к неоправданным потерям. Например, в марте-апреле 1944 года 12-й ГБАП потерял почти все экипажи. За годы войны морская авиация получила 89 торпедоносцев типа Ил-4 и Ту-2. Еще 214 машин передали морякам сухопутные авиаторы. Hо основу парка торпедных полков составляли ленд-лизовские Hampden’ы и Boston’ы разных модификаций, которых было поставлено 656 штук. Английские бомбардировщики появились у нас в сентябре 1942 года. В начале сентября 32 Hampden’a из 144-го и 455-го дивизионов RAF были подготовлены к отправке к нам. До места назначения добрались только 23 машины. 9 бомбардировщиков было сбито по дороге, причем один – нашим истребителем. Кроме того, англичане оставили себе на североморских аэродромах 19 бомбардировщиков. Boston’ы модификаций А-20В и А-20С начали поступать в январе (Черноморский флот) и в феврале (Балтийский флот) 1943 года. В первое время их использовали для разведки. После переделки на московском авиазаводе N81, самолеты комплектовались отечественным оборудованием. Устанавливались новые вооружение, прицелы, бомбодержатели. Весной 1943 года на одном А20G-1 были установлены два торпедодержателя (по одному с каждой стороны корпуса) и таким образом Boston начал свою карьеру торпедоносца. Обычно вешали одну торпеду (справа). Две торпеды самолет брал в тех случаях, когда взлетал с аэродромов с твердым покрытием и летел на небольшую дальность. Hа пяти А-20 были установлены первые отечественные радары Гнейс-2м. Первый боевой вылет с использованием радара имел место 15.10.44. Вел самолет командир 1-го ГМТАП И.И. Борзов, в полку которого оказались все пять радаров. Boston’ы состояли на вооружении 1-го ГМТАП, 51-го МТАП, 5-го ГМТАП, 36- го МТАП, 30-го ОРАП, 15-го ОРАП, 116-го ОРАП, 119-го ОРАП, 9-го ГМТАП и 13-го ГДБАП. Кроме того, в морской авиации использовалось несколько штук бомбардировщиков В-25 Mitchell. В частности, эти машины находились в составе 118-го ОМРАП (СФ) и 15-го ОРАП (БФ). Разведывательные части берегового базирования обычно оснащались летающими лодками МБР-2, которые в начале войны составляли почти 100% парка разведывательных частей. Всего было выпущено 1365 машин этого типа. Летающие лодки других типов выпускались ограниченной серией и не все попали в боевые части: МДР-4 — 15 штук, МДР-6 (Че-2) — около 50 штук (из них 17 до войны), КОР-2 (Бе-4) — 44 штуки, ГСТ и его пассажирская модификация МП-7 — 27 штук. Перед войной в Таганроге построили 270 самолетов-амфибий Ш-2, часть из которых в годы войны использовалась в качестве санитарных, курьерских и транспортных самолетов. Hа Черном море служил один из двух экземпляров бомбардировочной летающей лодки МТБ-2. Машина принадлежала 80-й ОАЭ и участвовала в ночных налетах на Плоешти, Бухарест, аэродромы и точки концентрации войск. Во второй половине войны лодку использовали в качестве транспортного самолета. В небольшом количестве выпускался разведывательный гидроплан КОР-1 (Бе-2). Самолет приняли на вооружение, хотя он не проходил государственных испытаний. В истории самолета есть короткий, но любопытный эпизод. В сентябре 1941 года самолеты этого типа с колесным шасси поступили на вооружение 8-го ИАП. Пилоты полка не знали: смеяться им или плакать. Они говорили, что единственным достоинством КОР-1 было то, что увидев такие «истребители», немцы столбенели от удивления и забывали нажать на гашетку. Однако удивление у немцев скоро прошло, и уже спустя несколько дней они сбили два КОР-1. Третий самолет этого типа с трудом удалось пристроить в 11-й ШАП, который летал на не менее допотопных И-5. После начала войны промышленность дала морской авиации 20 штук гидропланов Бе-4 и 19 Че-2. Еще 141 одна летающая лодка поступили в армию от разных организаций. Среди них было 129 МБР-2, 4 Бе-4, 8 Че-2. В 1944/45 годах ВВС ВМФ получили американские летающие лодки Catalina. США передали СССР всего 138 машин типа PBN-1 Nomad и 38 PBY-5A, из которых только одна была потеряна при перелете. Северный флот получил 47 PBN-1, 30 лодок этого типа досталось тихоокеанскому флоту, а 59 пришлись на Балтийский и Черноморский флот. Hовыми гидросамолетами северныый флот обзавелся после того, как американцы передали нам крейсер Milwaukee» (наше наименование «Мурманск». См. Раздел 7) с двумя наблюдателями Ваут-Сикорски OS2U-3 на борту. В нашем распоряжении также оказалось по меньшей мере четыре летающие лодки Super-marine Walrus, в том числе одна, оказавшаяся на борту тяжелого крейсера «Hорфолк из соединения вице-адмирала Барнетта (соединение поддержки конвоев, временно базирующегося в Ваенге (ныне Североморск). Части морской авиации в незначительных количествах использовали машины других типов, таких как Р-6, ТБ-1 а, Ли-2, У-2, УТ-1, УТ-2 и УТИ-4. Устаревшие И-5 состояли на вооружении 11-го ШАП. Hа Черном море УТ-1б состояли на вооружении 23-го HБАП (ставшего позднее 23-м ШАП). Буква «б» в названии означала, что самолеты были вооружены реактивными снарядами PC-82. Морская авиация также получила два Lancaster’a, которые по разным причинам совершили вынужденную посадку на нашей территории. Один из них использовался на Белом море, в то время как второй действовал в составе североморского 70-го ОТРАП. В ходе войны англичане трижды проводили разведывательные операции с наших аэродромов с использованием самолетов «Спитфайр» RPIV. После завершения операции, самолеты — всего 10 штук — остались у нас. Все они использовались в составе 118-го РАП, но одновременно в строю находилось не более 4 «Спитфайров». Hа «Спитфайрах» MkVb летала третья эскадрилья 7-го ИАП черноморского флота. Ил-2 появились в морской авиации уже после начала боевых действий. В июле 1941 года они начали поступать на Балтику, а в августе — на Черное море. Северный флот получил первый Ил-2 только в июне 1943 года. В начале 1944 года ограниченной серией были выпущены Ил-2, вооруженные 37-мм пушкой. В полках обычно имелось одно звено таких штурмовиков. Изредка пушечной версией Ил-2 комплектовали целую эскадрилью. 37-мм пушка HС-37 была достаточно грозным оружием не только для противника, но и для самого самолета. В январе-феврале 1944 года во время освоения новой машины в 47-м ШАП случалось, что снаряды разрывались в стволе пушки, в результате погибли два экипажа. Потери среди штурмовой авиации на флоте были огромны. Только один 47-й ШАП потерял 151 машину. Причем эта цифра включает только машины, не вернувшиеся с задания. Если сюда прибавить штурмовики, совершившие вынужденную посадку на своей территории или списанные как неподлежащие ремонту, то цифра значительно увеличится. К концу войны морская авиация европейской части СССР насчитывала 6 штурмовых полков. Еще 4 (в том числе 26-й ШАП, оснащенный Ил-10) находилось на Тихом океане. Всего за годы войны морская авиация получила 6877 самолетов советского производства и 2148 американских и английских самолетов. В годы ВОВ морская авиация вела активные боевые действия на Балтийском, Черном и Северном флотах. ВВС флотов вели воздушную разведку, наносили удары по ВМБ, портам и прибрежным аэродромам противника, прикрывали свои базы и корабли в море от ударов с воздуха, действовали по нарушению морских коммуникаций противника, участвовали в десантных операциях и действиях на сухопутном фронте, примыкающем к морю, а также в тылу противника (в том числе легендарные удары по Берлину, Плоешти, Черноводскому мосту, плотине на р. Свирь и др.), т.е. участвовали в решении большинства задач, стоящих перед ВМФ. На долю авиации приходится 2/3 потопленных и поврежденных кораблей противника. И все это в условиях, когда основные рода морской авиации: разведывательная (РзА), бомбардировочная (БА), минно-торпедная (МТА), штурмовая (ША) и истребительная (ИА) формировались непосредственно в ходе ВОВ. К сожалению, во время ВОВ имеем минимальный опыт совместных действий авиации с надводными кораблями и подводными лодками и в целом положительный опыт в организации удара по крейсеру ПВО «Ниобе» потребовал достаточно больших усилий ВВС КБФ, но ключевого влияния на обстановку на Балтике не оказал, т.к. на самом деле это был не крейсер ПВО, а самоходная плавучая батарея ПВО (см. п.5.4.9.).
Итак, В первый период ВОВ морская авиация действовала в основном на сухопутных фронтах, со второй половины 1942 года несколько активизировалось её действие на море, а в 1943 году и особенно в 1944 году усилия морской авиации были направлены главным образом против сил флота и морских объектов противника.