6.7. Опасности тылового Карского моря

Карта


Ка́рское мо́ре — окраинное море Северного Ледовитого океана. Название моря происходит от названия реки Кара, впадающей в губу Байдарацкая к юго-востоку от Амдермы.
Море ограничено северным побережьем Евразии и островами: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Гейберга. Море расположено преимущественно на шельфе; много островов. Преобладают глубины 50—100 метров, наибольшая глубина 620 метров. Площадь 893 400 км². В море впадают полноводные реки: Обь, Енисей, поэтому солёность сильно варьирует.
Карское море — одно из самых холодных морей России, только близ устьев рек температура воды летом выше 0 °C. Часты туманы и штормы. Бо́льшую часть года море покрыто льдами.
Во время Второй мировой войны авиационная группа SAGr 130, из Тромсё (Норвегия), вооруженная летающими лодками Bv-138C, постоянно вела разведку маршрута движения конвоев в Мурманск до сентября 1942 года, когда появление эскортных авианосцев сделало эту задачу опасной. При этом Люфтваффе и Кригсмарине успешно взаимодействовали. Непосредственное взаимодействие подводных лодок и авиации заключалось в передаче топлива самолетам для увеличения времени патрулирования. В результате этого Bv-138 смогли удвоить радиус поиска, выходя на встречу с лодками в закрытых водах у Шпицбергена и Новой Земли, где дозаправлялись для обратного полета. Известно, что 14 августа 1942 года U-255 осуществляла заправку топливом в море летающей лодки Bv-138.
В конце лета 1943 года взаимодействие между этой авиагруппой и 13-й флотилией подводных лодок возобновилось. 1 августа U-255 основала на северо-восточном побережье острова Северный архипелага и Новой Земли (СССР) временный пункт заправки летающих лодок. 5, 6, 7 и 11 августа Bv-138 совершила четыре полета для ведения глубокой разведки в Карском море в поисках конвоев, однако ей не удалось обнаружить никаких заслуживающих внимания целей для группы подводных лодок «Викинг» (U-302, U-354 и U-711). Немецкое командование уделяло излишнее внимание району между Диксоном и проливом Вилькицкого, где в течение годовой навигации успевало пройти не более двух-трех небольших конвоев. До окончания боевых действий в Заполярье удалось выявить созданный экипажем U-255 опорный пункт для заправки гидросамолетов в 60 км от мыса Желания, посадочную полосу и опорный пункт на острове Междушарский и пункт отстоя немецких подводных лодок в бухте Белушья (остров Новая Земля).
27 июля 1943 года в районе мыса Спорый Наволок (остров Новая Земля) советское экспедиционное судно «Академик Шокальский», обойдя с севера полосы мелкобитого льда, шло курсом на залив Благополучия.

Поход был обычным и не предвещал неожиданостей. Однако вдруг со стороны недалекого берега показалась германская субмарина (как потом выяснилось, U-255), идущая в надводном положении, и сразу же открыла артиллерийский огонь. «Шокальский» попытался укрыться во льдах, но несколько попаданий в надстройку вызвали пожар, заклинило руль, несколько человек погибли. U-255 догнала судно и добила его с дистанции в 2-3 кабельтова. Экипаж спустил шлюпку и перебрался на льдины. Но и здесь подвергся обстрелу из пулемета. При этом были убиты еще 3 моряка. Оставшиеся в живых (19 человек из 27) провели почти 2 часа в ледяной воде, а немецкая лодка, протаранив шлюпку, ушла.
Радист «Шокальского» успел передать сигнал о нападении, но без указания координат места трагедии, так как вахтенного штурмана сразили насмерть первые же разрывы снарядов.
Спасшиеся моряки с помощью подручных средств кое-как восстановили шлюпку, откачали воду, погрузили на нее то немногое, что уцелело, в том числе остатки продовольствия, и направились в сторону едва различимой Новой Земли. До нее было около 10 миль. Здесь предстояло пройти еще более 100 км по пустынному и пересеченному побережью до ближайшей полярной станции в заливе Благополучия. Часть шокальцев двигалась на шлюпке, а другие — пешком по берегу. Но к концу дня 29 июля из-за недалекого мыса вновь появилась вражеская подводная лодка. Экипаж шлюпки и пешая группа немедленно укрылись среди скал. Немцы на сей раз не стали обстреливать советских моряков, а только взяли на буксир брошенную шлюпку и увели вместе с продовольствием.
Шесть суток уцелевшие шокальцы, голодные и не имеющие возможности обсушиться, шли по безлюдному берегу. В это время мотобот «Полярник», направленный с Новоземельской военно-морской базы, хотя и не имел точных координат гибели судна, настойчиво проводил поиск спасшихся. Лишь в начале августа их удалось обнаружить. Но к этому времени они потеряли еще трех своих товарищей.
А еще через 20 дней все та же U-255 обстреляла полярную станцию на мысе Желания, где сгорели метеорологическая станция, жилой дом летчиков, здание радиостанции.
Месяц спустя, в сентябре, подводная лодка U-251 обстреляла уже полярную станцию на острове Уединения (в центре Карского моря),

уничтожив при этом дом зимовщиков и продовольственный склад. Полярники потом были сняты самолетами.
Лишь после окончания Великой Отечественной войны удалось узнать, что появления германских подлодок у северо-восточной оконечности Новой Земли (и в частности — в заливе Ледяная гавань, см. рис. выше) были совсем не случайными. Ведь именно здесь, в заливе Ледяная гавань, гросс-адмирал Карл Дениц создал один из тайных опорных пунктов для своих «полярных волков». Об их деятельности в Карском море и в море Лаптевых и сегодня мы знаем совсем немного. Но именно немецкие подводники преподнесли нам большую часть «арктических» загадок Третьего рейха.
В период Второй мировой войны, учитывая значение данных о погоде для кригсмарине и люфтваффе, и после потери в 1939-1940 гг. нескольких метеорологических судов немцы создали специальные опорные пункты в Арктике — на Шпицбергене, Земле Франца-Иосифа и в Гренландии. О них и поныне известно немногое. Но о таких же объектах в арктических районах, прилегающих к побережью Советского Союза, данных практически нет вовсе. Об этом косвенно свидетельствует приключенческий роман В.А. Каверина «Два капитана», написанный в 1938-1944 годах.
Между тем внутренние морские сообщения на Северных морских и речных путях всегда имели огромное военное и экономическое значение для СССР.

С первых месяцев Великой Отечественной войны западный (см. пункт 1.3., 2000 миль), и восточный (Севморпуть, 3000 миль) маршруты из США и Великобритании в СССР были самые короткие пути для доставки грузов в Советский Союз по сравнению с 15 тыс. миль южного маршрута (через Персидский залив). Это прекрасно понимало и командование кригсмарине. Вот почему у него возник план проведения операции «Страна чудес» — рейда в Карское море в августе 1942 г. тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Лютцов» (бывший «Дойчланд», т. к. «Лютцов» продан СССР, см. Введение), которым предписывалось атаковать и уничтожать конвои на Севморпути, между островом Новая Земля и проливом Вилькицкого, разрушать сооружения полярных портов и станций в том числе порт Амдерму[1], где по предположению немецкого командования разгружались союзные транспорты из-за непрекращающихся авиационных бомбардировок Мурманска.
В обеспечение крейсерам придавались три подводные лодки для ведения ледовой разведки к северу и северо-востоку от Новой Земли и четыре субмарины для прикрытия со стороны Баренцева моря, а также для проведения отвлекающих действий у новоземельских проливов и в южной части Карского моря.
Однако «Лютцов» вышел из строя, наскочив на камни у острова Гримсей[2], и «Шеер» отправился в поход в одиночку (см. пункты 6.8. и 6.9.), поскольку 16 июля 1942 г. германский военно-морской атташе в Японии сообщил о прибытии к берегам Камчатки до 20 транспортов из США. Через 10 дней они, сформированные в большой конвой, вышли из Петропавловска-Камчатского, по данным радиоразведки, 1 августа в сопровождении четырех ледоколов вошли в Берингов пролив, направившись отсюда в Архангельск и Мурманск. В это же время с Тихоокеанского флота для усиления Северного флота по тому же Северному морскому пути переводились лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разъяренный» (экспедиция особого назначения ЭОН-18). Вместе с тем 8 августа из Архангельска вышли 10 транспортов и направились в сквозное плавание через порты Игарка (порт на Енисее, в 673 км от устья, расположен на правом берегу Игарской протоки, доступен для морских судов) и Певек в США.
Эти суда и корабли, сопровождаемые почти всеми ледоколами Главного управления Севморпути, были заманчивой добычей для кригсмарине. Основной удар фашисты предполагали наносить по нашим конвоям в Карском море. В ней участвовали тяжелый крейсер «Шеер» и подводные лодки «U-601», «U-251», «U-255» в Карском море и две субмарины «U-209» и «U-456» в проливах Карские ворота и Маточкин шар соответственно. Эти же лодки должны были обеспечить рейдер данными о состоянии погоды и льда в Карском море. Обогнув мыс Желания (север Новой Земли), рейдер проник в Карское море и здесь 19 августа 1942 года встретился с подводными лодками «U-601» и «U-251». Получив от них необходимую информацию о состоянии льдов в Арктике, он проследовал к проливу Вилькицкого. При этом по утверждению (Интернет. Admiral Scheer (1933) — Википедия и мемуары адмирала А. Г. Головко) обстрелял нашу метеорологическую станцию на мысе Желания (как бы сам «засветился»), а полярники не выполнили элементарных требований по составлению донесения, т.к. не сообщили курс вражеского корабля, что мало вероятно.
За две недели до предполагаемого выхода немецкие подводные лодки, предназначенные для отвлечения внимания Северного флота от маршрута прорыва крейсера, начали демонстрационные боевые действия в южной части Карского моря и у южного острова архипелага Новая Земля.

27 июля 1942 года «U-601» в надводном положении вошла в Малые Кормакулы (севернее губы Белушья) и артиллерийским огнем уничтожила здесь два гидросамолета полярной авиации, три дома и два склада зимовщиков.
1 августа 1942 года она же потопила транспорт «Крестьянин», шедший в губу Белушья из Нарьян-Мара без охранения.

17 августа 1942 года на подходе к проливу Югорский Шар подводная лодка «U-209» атаковала караван из трех невооруженных буксиров и двух барж с рабочими Нарьянмарского порта. Были потоплены буксир «Комилес» и обе баржи, погибли 305 человек.
19 августа 1942 года две немецкие подводные лодки попытались демонстративно, в надводном положении войти в губу Белушья.

А «U-209» в надводном положении появилась у входа в пролив Костин Шар (отделяет остров Междушарский от полуострова Гусиная Земля Новой Земли, см рис. выше) и вступила в артиллерийскую перестрелку с советскими тральщиками «Т-58» и «Т-39» (вооруженные рыболовецкие траулеры). После выхода из губы Белушья «СКР-18»[3], «U-209», не погружаясь, на скорости 16-18 узлов, ушла в сторону моря.
21 августа 1942 года «U-456» у западного прохода пролива Маточкин Шар (разделяет острова Новая земля на Северную и Южную части) безрезультатно атаковала СКР-18 и Т-57 при переходе из пролива в губу Белушья.
Следует отметить, что и Белушья, и острова Междушарский немцы избрали не случайно. Эти районы были освоены кригсмарине и люфтваффе с первых месяцев войны. Еще в июле 1941 г. здесь приземлился первый немецкий самолет Hе-111, который пилотировал Рудольф Шютце. Позже на Междушарском были оборудованы взлетная полоса и радиостанция для немецких самолетов, а 13 октября 1942 г. в средней части западного побережья острова установили автоматическую метеорологическую станцию «Крот». В Белушьей до начала создания здесь основного опорного пункта Новоземельской военно-морской базы предположительно находился один из пунктов отстоя немецких подводных лодок.
Несмотря на то, что фактор внезапности сработал и «Адмирал Шеер» незаметно проник в Карское море, во время рейда крейсеру не удалось достичь ожидаемых результатов.
20 августа 1942 года, когда караван из Архангельска в составе 9-ти транспортов и ледокола «Красин» подходил к проливу Вилькицкого, немецкий летчик на самолете «Арадо-196А», поднятого с крейсера «Шеер» , обнаружил их. Однако попытка перехватить караван у банки Ермака сорвалась из-за неожиданно низко севшего на поверхность воды плотного тумана. Когда же он рассеялся и самолет вновь поднялся для ведения разведки, отыскать транспорты и ледокол уже не удалось. После тщетного поиска «Адмирал Шеер» пошел к проливу Вилькицкого, чтобы непосредственно в узкости перехватить оба каравана и ЭОН-18. Однако 23 августа у острова Русский (архипелаг Норденшельда) он попал в обширную полосу плотного льда и из-за изменения направления ветра оказался практически затертым ледяными полями. Кроме того, гидросамолет разбился при очередной посадке на воду, и крейсер остался без средств дальней и ледовой разведки.
С трудом освободившись из ледового плена, «Шеер» направился в район юго-западнее архипелага Норденшельда, где встретил и потопил ледокольный пароход «Сибиряков», направленный для доставки персонала и оборудования полярной станции на острове Северная Земля. Однако радист парохода успел сообщить о нападении неопознанного рейдера. Поэтому практически все транспорты и суда, находившиеся поблизости, успели рассредоточиться и укрыться во льдах и в бухтах. Лишь транспорт «Куйбышев» был потоплен немецкой подводной лодкой.
Первый этап немецкой операции «Страна чудес» практически полностью провалился. И хотя мощная радиостанция крейсера продолжала пеленговать внутренний радиообмен транспортов западного и восточного караванов, которые находились в море Лаптевых и проливе Вилькицкого, для «Шеера» они оказались уже не досягаемы.
26 августа 1942 года немецкий крейсер повернул в направлении устья Енисея и приступил ко второму этапу операции. Но и он не дал существенных результатов. Намечавшийся удар по порту Диксон и попытка высадить здесь небольшой десант провалились. Правда, при отходе рейдер обстрелял радиостанцию и нефтехранилище на Новом Диксоне, а также угольные склады на острове Конус (см. пункт 6.9.). Большая часть всего топлива бункеровочной базы западного полярного сектора была уничтожена. Но, не ожидая вскрытия ледяного поля в устье реки Енисей, Главное управление Севморпути направило за углем в порт Дудинка ледорез «Литке» и ледокольный пароход «Таймыр» с лихтерами на буксире. Преодолев тяжелый лед, они за три дня пробились в порт (от Дудинки до Диксона по Енисею более 600 км) и доставили на Диксон запас топлива для ближайшего каравана судов.
Неудача операции «Страна чудес» послужила неким дополнительным толчком в создании секретных опорных пунктов для ведения метеорологической и ледовой разведки в наших арктических районах.
Еще в 1936 г. один из видных немецких военно-морских теоретиков Эберт, используя материалы своих исследований и данные аэрофотосъемки, полученные пятью годами ранее немецкими специалистами научной экспедиции на дирижабле LZ-127, выделил «Европейское полярное море» в стратегически важный для Германии театр военных действий. Именно благодаря данным экспедиции обширный район по маршруту Архангельск — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Диксон — северная оконечность Новой Земли — остров Колгуев — Архангельск стал хорошо известен командованию кригсмарине.

Исследование прибрежных арктических морей Советского Союза было произведено и во время перехода немецкого вспомогательного крейсера «Комет»[4] в августе-сентябре 1940 г. по Северному морскому пути в Тихий океан.

Тогда фашистская Германия была нашим союзником. Его переход на Дальний Восток обеспечивался советскими ледоколами под контролем Главного управления Севморпути и занял всего 15 суток. При этом перед этим в ожидании каравана он в течение месяца бесконтрольно плавал по Карскому морю, маскируясь под новый советский ледокольный пароход «Семен Дежнев», прибытие которого в Архангельск ожидалось именно летом 1940 г.
Не последнюю роль в плавании по Карскому морю вспомогательного крейсера «Комет» и в изучении немецкими военными моряками нашего Севера сыграло создание секретной базы «Базис Норд», располагавшейся в губе Большая Западная Лица с октября-ноября 1939 г. по 5 сентября 1940 г.(см. Введение) Очевидно, с самого начала она должна была превратиться в немецкий опорный пункт: в мирное время — для создания морского транспортного моста между Германией и Японией, а после развязывания войны с нами — для обеспечения наступления горного корпуса «Норвегия» на Мурманск и действий немецких кораблей в Арктике.
Адмирал Редер, главком кригсмарине, хорошо понимал стратегическое значение Мурманского порта и арктических коммуникаций для Советского Союза и еще до начала боевых действий заблаговременно любыми способами стремился организовать контроль над районами новоземельских проливов и Северным морским путем. Так, в июне 1939 г. в Карском море проводило гидрографическую экспедицию советское зверобойное судно «Мурманец». На борту судна находились научные сотрудники ленинградского Арктического института. Но… все они говорили по-немецки, жили в отдельном отсеке, куда вход членам экипажа не дозволялся (конечно, с разрешения нашего начальства). Несколько отдельных партий этой экспедиции работали на архипелаге Норденшельда и островах Свердруппа, Сидорова, Геркулес и Арктического института. Промер глубин в районах плавания производился эхолотом, специально установленным перед выходом на «Мурманце». Индикаторная часть эхолота была выведена в обособленный отсек, и экипаж зверобойного судна был лишен возможности видеть данные промеров.
Подобные немецкие «исследовательские» партии работали также на островах Карского моря Белый и Вилькицкого. Следовательно, и здесь до настоящего времени могут быть остатки сооружений немецких опорных пунктов или следы пребывания метеорологических экспедиций.
Немцы выделили следующие узловые и одновременно самые уязвимые точки арктического побережья Советского Союза: остров Новая Земля, с его многочисленными проливами и заливами, а также архипелаг Франца-Иосифа, «нависавшие» над всеми морскими коммуникациями Баренцева моря и западного сектора Арктики.
Используя данные экспедиции 1931 г. и перехода на Дальний Восток «Комета», предположительно уже весной 1941 г. на острове Земля Александры (по другим данным, еще и в бухте Тихой) архипелага Франца-Иосифа, практически по соседству с советской полярной станцией, была создан тайный метеорологический пункт, а несколько позже (пока точное время не установлено) в заливе Дежнева (бухта Нагурского[5]) — и база для ремонта подводных лодок, предназначавшихся для действий в Карском море.

Здесь субмарины могли заряжать аккумуляторные батареи и получать последнюю разведывательную информацию. Кроме того, анализ циклов использования немецких ПЛ в Карском море, сроков их нахождения в Карском море, данных о районах минных постановок и используемых минах, указывает на то, что именно в бухте Нагурского могла располагаться база подводных лодок, действовавших в Арктике. Вероятно, после того как у западного побережья острова Новая Земля они устанавливали минные заграждения из 16 морских мин типа ТМС, принятых на борт еще в Норвегии, они брали 24 морские мины типа ТМВ на архипелаге Франца-Иосифа и шли в районы постановки, находящиеся уже в Карском море.
Как упоминалось выше, приблизительно в конце 1941 г. создается взлетная полоса и радиостанция на острове Междушарский (у входа в губу Белушья), а позже появились взлетные полосы (одновременно, видимо, и опорные пункты) на мысах Константина и Пинегина (Новая Земля). Отсюда немецкие самолеты могли контролировать практически все Карское море. Кроме того, здесь было достаточно легко организовать приемные пункты для доставки продовольствия и топлива подводным лодкам, использовавшим залив Ледяная гавань (см. рис. выше) как передовой или маневренный опорный пункт. Возможно, каким-то образом они могли составлять единую систему вместе с тайными немецкими аэродромами у деревень Мегры и Погорельце Мезенского района Архангельской области (это горло Белого моря). Но существование этой системы пока еще не подтверждено.
Кроме того, на мысе Пинегина (см. рис. выше), в 40 м от уреза воды группой, доставленной подлодкой U-703 22 августа 1943 года была оборудована автоматическая метеостанция WFL-25 («Герхард»).
Ранней осенью 1941 г. (по другим данным, 13 октября 1942 г.) на остров Междушарский сел немецкий самолет Не-111, на борту которого находились основоположник создания системы метеорологических мероприятий в северных широтах Руперт Гольцапфель и Рудольф Шютце. Однако их попытка размещения автоматической метеостанции оказалась неудачной. На острове Междушарский «Хейнкель» был обнаружен и атакован советской летающей лодкой МБР-2. При аварийном взлете немецкий самолет получил повреждения, как и сама метеостанция «Крот» (что удалось установить позже).
В 1942 г. небольшой немецкий десант был высажен на архипелаге Норденшельда.

В конце июня 1943 года в губу Белушью следовал военный транспорт «Рошаль» с грузами для Новоземельской ВМБ и промышленников. Его сопровождали два тральщика Беломорской ВМБ ТЩ-55 и ТЩ-65. 30 июня в районе мыса Лилье сигнальщик второго тральщика заметил след торпеды, неожиданно выпущенной немецкой подводной лодкой U-205. Командир тральщика ТЩ-65 старший лейтенант Николай Константинович Голубенцев решил заслонить своим корпусом транспорт с военным грузом. После мощного взрыва тральщик начал быстро погружаться в штормовое море. Только когда все оставшиеся в живых покинули корабль, прыгнул последним в ледяную воду получивший контузию командир. Несмотря на то, что второй тральщик тут же пришел на помощь, удалось спасти немногих. После лечения в госпитале Н. Голубенцев вернулся на Большую Землю и командовал кораблем. Окончил он войну командиром дивизиона сторожевых кораблей в звании капитана 3 ранга. За свой подвиг на тральщике ТЩ-65 капитан-лейтенант Н. Голубенцев был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а трое членов экипажа – тральщика боевыми орденами Красной Звезды.
Отдавая почести погибшим в годы войны морякам, 7 мая 1989 года военнослужащими Центрального полигона России были торжественно перезахоронены останки погибших моряков ТЩ-65 с каменистой косы на новое кладбища поселка Белушья Губа, а 25 июля 1989 года был торжественно открыт памятник героическому экипажу.

Осенью 1943 г. в безлюдные и отдаленные районы началась массовая заброска специально подготовленных метеорологических экспедиций, которые работали до начала таяния льдов.
В конце июля 1943 г. для обеспечения подготовки операции «Страна чудес-2» в Карское море пришли немецкие подводные лодки U-255 и U-711.
С 5 по 20 августа 1943 г. экипаж U-255 на северо-восточном берегу острова Новая Земля оборудовал опорный пункт для заправки гидросамолетов-разведчиков (в 60 км от мыса Желания) и провел разведку в направлении пролива Вилькицкого.
С июля по октябрь 1943 г. у восточного побережья Новой Земли и в Карском море действовало уже до 10-13 немецких подводных лодок, объединенных в группу «Викинг».
Для отстоя и отдыха экипажи ПЛ использовали совершенно безлюдные места — залив Волчий на архипелаге Норденшельда (скорее всего уже с лета 1942 г.), вышеуказанный район мыса Спорый Наволок, бухту Слободская в Енисейском заливе, устье реки Лены, остров Вардроппера в необитаемом районе шхер Минина (Шхеры Минина — архипелаг небольших островов в Карском море у побережья полуострова Таймыр недалеко от устья реки Пясины),

островов Мона (Острова́ Мо́на — группа островов в Карском море у западного побережья полуострова Таймыр). На острове Вардроппера предположительно даже была установлена радиостанция для передачи целеуказаний для наведения подлодок на конвои.
Подлодки группы «Викинг» летом-осенью 1943 г. потопили транспорт «Диксон» с грузами для Нордвикстроя, шедшего у островов Мона в охранении сторожевого корабля и тральщика; два транспорта (половина конвоя ВА-18) с грузами для Севморпути и Норильского комбината, прибывших из США через Дальний Восток, и тральщика из состава их охранения, в районе островов Русский — Известия ЦИК.
В 1944 г., используя секретные опорные пункты и базы, в Арктике оперировали 12 немецких подлодок, причем шесть из них были направлены в Карское море и объединены в ударную группу «Грейф». Эти субмарины вооружались бесследными самонаводящимися торпедами. В конце июля 1944 года лодки группы «Грейф» обогнули мыс Желания и разделились. Одни заняли позиции к востоку от проливов Югорский Шар и Маточкин Шар, другие — в районе острова Диксон и в восточной части Карского моря. U-711 (как и U-354 в 1943 г.) была оборудована специальной аппаратурой радиоразведки, и имела в составе экипажа соответствующих специалистов. Вероятнее всего эта подлодка действовала в районе моря Лаптевых, а опорным пунктом для стоянки, радиоразведки и отдыха экипажа имела базу либо в районе Неелова залива, либо у острова Куба, либо на одном из островов Дунай[6]). Дважды, 10 и 12 августа 1944 года, одна из лодок группы «Грейф» была обнаружена рыбаками в бухте Полынья (к востоку от Диксона). Возможно, немецкие ПЛ заходили и в бухту Инокентьевская (устье реки Енисей), где в то время жили немецкие колонисты. Позже советские контрразведчики изъяли в этом поселении самодельный радиопередатчик
8 августа 1944 года из Молотовска (Северодвинск) вышел в рейс на остров Диксон и в порты моря Лаптевых транспорт «Марина Раскова» в составе конвоя БД-5. На его борту находились 354 человека, которые должны были сменить зимовщиков на полярных станциях и предприятиях Главсевморпуги. Среди пассажиров были женщины и дети. Пароход вез больше шести тысяч тонн грузов для создаваемой на Диксоне Карской военно-морской базы, «Нордвикстроя» и полярных станций Главного управления Северного морского пути. Транспорт эскортировали три тральщика, построенные в США (тип «АМ») — Т-114 (капитан-лейтенант И.О. Панасюк), Т-116 (капитан-лейтенант В.А.Бабанов) и Т-118 (капитан-лейтенант С.М. Купцов), конвоем командовал командир бригады траления Северного флота капитан 1 ранга А.З. Шмелёв, шедший на Т-118.
Всего на всех судах находилось 618 человек.
12 августа, на переходе рекомендованным маршрутом в 19-45 суда вошли в районе острова Белого (отделен проливом Малыгина от полуострова Ямал, см. рис. выше), под корпусом транспорта «Марина Раскова» раздался взрыв. Командир конвоя ошибочно предположил, что «Марина Раскова» подорвалась на мине, и направил к транспорту Т-118 и Т-114 для спасательных работ. А Т-116 приказал организовать противолодочную оборону. Но через 7 минут взорвался Т-118 (отказались сойти с корабли и погибли с ним штурман старший лейтенант Алексеев и краснофлотец Михайлов), а затем и Т-114. Лишь после этого с одной из спасательных шлюпок увидели показавшуюся из воды рубку немецкой субмарины (U-365, командир капитан–лейтенант Х. Ведемейер), которая вероятно использовала новые бесшумными и бесследными акустическими торпедs класса «Т-5». Перед командиром Т-116 В. А. Бабановым «стояла нелегкая задача: продолжать спасательные операции или выйти из опасного района, оставив на произвол судьбы плававших на плотах и кунгасах людей. Он решил уйти, спасти тральщик и находившихся в нем людей. При этом U-365 в надводном положении попыталась догнать тральщик, но не сумела и он благополучно доставил в поселок Хабарово в проливе Югорский Шар 176 человек, спасенных с других судов. В Хабарове тральщик задержали до выяснения обстоятельств. Пока не прилетел с Новой Земли командующий Беломорской военной флотилии вице-адмирал С.Г. Кучеров. Затем тральщик вернулся к месту трагедии и начал поиск шлюпок, катеров и кунгаса с успевшими спастись людьми. Поиски людей из конвоя БД-5 продолжались больше двух недель. Разыгравшийся шторм разбросал малые плавсредства. Получив доклад о случившемся, военно-морское командование и штаб морских операций Главсевморпути направил в район гибели конвоя корабли и самолеты. Спасательные работы продолжались более двух недель. На четвертый день в море обнаружили шлюпку на ней l8 человек, включая командира тральщика «Т-114». Всех их доставили в Белушью Губу и оттуда в Архангельск.
18 августа гидросамолет с Диксона, после многократных поисков, обнаружил в море вельбот и спас 25 человек. В этот день нашим самолетом было взято на борт еще 11 человек со шлюпки.
19 августа советские летчики нашли в море кунгас на нем 37 человек, сели неподалеку на воду, но сильное волнение не позволило забрать всех, а сброшенное продовольствие, кроме нескольких плиток шоколада, затонуло. Только на 11 сутки после гибели конвоя оставшихся людей сиял другой наш гидросамолет. В очень сложных погодных условиях удалось спасти 14 человек, дрейфовавших в кунгасе.

Перегруженный гидросамолет не мог подняться и только на следующие сутки летчик М.И.Козлов привел свой гидросамолет морем в пролив Малыгина. Здесь тральщик "Т-60" (бывший рыболовный траулер "РТ-410" «Пеликан») принял на борт с гидросамолета спасенных людей и доставил их в Хабарово.
12 августа 1944 года в день трагедии конвоя БД-5 германские субмарины обнаруживались в трех значительно удаленных друг от друга точках: у острова Вардроппера, к северо-востоку от острова Вайгач и у острова Белый. У острова Вардроппера немецкая подлодка была обнаружена советским гидросамолетом типа ГСТ, но не стала сразу же погружаться, а начала маневрировать в надводном положении и открыла зенитный огонь. ГСТ вылетел на разведку, и поэтому не имел на борту авиабомб. Он вызвал подкрепление и принялся кружить над субмариной и обстреливать ее из пулеметов. К сожалению, из-за ошибки в определении координат три ГСТ прилетели в район лишь через 5 часов, а два тральщика добрались сюда только через 9-10 часов.
26 августа 1944 года немецкая подлодка, стоявшая на якоре у острова Каминского (архипелаг Норденшельда) и производившая заряд аккумуляторной батареи, обнаружила ГИСУ «Норд». Немцы потопили судно артиллерийским огнем.
Осенью 1944 удалось без потерь провести два конвоя от Диксона к проливу Вилькицкого. А вот обратному конвою ДД-1, который шел по маршруту пролив Вилькицкого—остров Диксон, не повезло, так как старший в конвое и одновременно командир Карской ВМБ капитан 2 ранга П. Васильев решил рискнуть и повел суда к острову Диксон по чистой ото льда воде вдоль сравнительно узкой прибрежной полосы. Именно здесь его и ждали три «серых волка» из группы «Гриф».
23 сентября 1944 года прямо у пролива Вилькицкого советские суда атаковала U-711, но промахнулась. Но уже через двое суток U-957 вышла в атаку на этот конвой и потопила сторожевой корабль СКР-29 «Бриллиант», По рассказам участников этого конвоя, СКР-29 («Брилиант») принял на себя удар торпед, предназначавшихся для самого крупного транспорта конвоя (см. пункт 6.1.).
На следующий день уже U-739 торпедировала тральщик охранения «Т-120», который был оставлен в районе гибели «Бриллианта» для поиска спасшихся моряков.
Однако это были последние удачи немецких подводных лодок, базировавшихся на тайные арктические базы, находящиеся на островах и побережье Карского моря.
К сожалению, Северный флот и его военно-морские базы не имели постоянной (или хотя бы систематической) системы освещения обстановки и выявления районов действия и опорных пунктов базирования противника во внутреннем Корском море. Не хватало кораблей и самолетов. Однако не было целеустремленной работы в этом направлении.
Более того, в воспоминаниях Наркома ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова, в частности, пишется: «24 августа 1942 г. старший офицер военной миссии Великобритании в Архангельске капитан 1 ранга Монд сообщил командованию Северного флота, что, по сведениям английской разведки, несколько дней назад германский «карманный» линкор (тяжелый крейсер) «Адмирал Шеер» покинул Вест-фьорд в Норвегии, скрылся в неизвестном направлении и что обнаружить его пока не удалось». Более того, есть все основания считать, что в британской информации недвусмысленно указывалось, что «карманный» линкор убыл именно для действий в восточной части Баренцева либо в Карском море.
Вечером 23-го числа в Кольский залив вошел отряд союзных кораблей в составе американского тяжелого крейсера «Тускалуза» и пяти эсминцев. Имея данные о наличии «карманного» линкора где-то неподалеку, командующий британского Флота Метрополии адмирал Джон Тови первоначально выразил намеренье задержать корабли в Мурманске, что в конечном счете другие командные инстанции отклонили из-за опасения воздушных налетов. Командование Северного флота не высказало заинтересованности в задержке этого мощного соединения, чего по всей вероятности можно было добиться использовав дипломатические каналы. Утром следующего дня отряд направился в Англию. Вечером 25 августа, основываясь на полученных от Адмиралтейства данных дешифровки, южнее острова Медвежий британские эсминцы перехватили и уничтожили направлявшийся к мысу Желания германский минный заградитель «Ульм».
Командование Северным флотом обратило внимание на этот район только после вскрытия похода в Карское море тяжелого немецкого крейсера «Адмирал Шеер». Сразу же вслед за его атакой Диксона в Карское море были направлены первые советские подлодки. Но к этому времени германский рейдер уже спешил к норвежским берегам.
3 сентября 1942 года первой в Карское море пришла К-21 (командир капитан 3 ранга Лунин, покинула Полярный в 21:00 31 августа.). Так как североморская разведка не знала точное местоположение гитлеровского крейсера, «катюше» был дан обширный «треугольник»: мыс Желания – остров Уединения (центр Карского моря) – остров Диксон. Через три недели «21-ю» здесь же сменила С-102 (командир капитан 3 ранга Городничий). Но в середине октября и она ушла от Новой Земли ни с чем.
В конце следующего лета (1943 год) в Карское море послали уже пару подводных лодок (наверное, имеются в виду К-1 и С-54, см. соотвествующие пункты в разделе 8). К тому времени штаб Северного флота располагал определенной информацией об активной деятельности в Карском море немецких субмарин. Сведения были получены еще в июле, сразу же после прихода к мысу Желания конвоя капитана 2 ранга Котцова, который доставил на мыс Желания артиллерийскую батарею (лучше поздно, чем никогда). С прибытием к месту назначения гидроакустики тральщика (3-го дивизиона бригады траления), входившего в состав охранения, открыли вахту на гидрофоне «Цефей-2». Всего за 2 часа работы удалось выявить признаки сразу четырех ПЛ противника, которые обменивались между собой четырехзначными текстами по звукоподводной связи. Флотской разведке было над чем задуматься. То есть возможности были.
28 августа 1943 г., находясь в заданном районе патрулирования, ПЛ С-101 потопила в районе мыса Желания субмарину U-639, возвращавшуюся после постановки мин в Обской губе и рейдерства в Карском море.(см. пункт 8.2.8. 07.08.43).
27 августа 1944 года, через день после гибели гидрографического мотобота «Норд», для осмотра предполагаемого района гибели был направлен тральщик Т-116. После тщательно осмотрены района следов мотобота и его экипажа найти не удалось.
Первого сентября 1944года, после пополнения запаса топлива на Диксоне, экипаж тральщика Т-116 продолжил поиск и 5 сентября капитан-лейтенант Бабанов недалеко от залива Бирули (Берег Харитона Лаптева) обнаружил и потопил одного из арктических «волков» – U-362 (командир обер-лейтенант Франц). В 1942 г. гидрографическое судно «Якутия» обнаружило свежие следы пребывания моряков кригсмарине на островах Белуха и Приемный, а в сентябре того же года — стоящую на якоре немецкую подводную лодку у острова Вардроппера. Кроме того, база (как позже выяснилось, метеорологической партии «Кладоискатель») была раскрыта на Земле Александры (архипелаг Франца-Иосифа) по работе радиостанции и красным ракетам. При осмотре с воздуха здесь были обнаружены склады продовольствия и боеприпасов, закрытые металлической сеткой от белых медведей. Вероятнее всего, эта база была создана летом-осенью 1942 г. Полярники, зимовавшие в 1943-1944 гг. на советской метеостанции Тихая (остров Гукера), неоднократно слышали близкую работу неизвестной радиостанции. Но принадлежность ее установить не удалось. Совершенно по непонятным причинам лишь после войны, в 1951 г., эта секретная база была осмотрена полярной экспедицией.
12 сентября 1951 г. ледокольный пароход «Семен Дежнев» пришел в пролив Кембриджа, разделяющий острова Земля Александры и Земля Георга. На борту судна находилась изыскательская партия. При проведении осмотра побережья острова Земля Александры полярники нашли 4-5 блиндажей, из них 2 — офицерских, примерно на 25-30 человек, метеоплощадку и радиомачту с антенной. Это была база № 24 (военно-морской метеорологической и пеленгаторной службы).
А еще один секретный опорный пункт недалеко от Неелова залива (через Быковскую протоку соединяется с дельтой реки Лена), имевший большой запас топлива, был обнаружен только в конце 1980-х гг.
До 1944 года немецкие подводные лодки посещали бухту Берулия (юго-восточная часть Карского моря). Там немцы добывали какую-то руду. Потом везли подводными лодками к в Линохамари ( Печенгский залив). Там руда перегружалась с подводных лодок на надводные корабли и увозилась в Германию. Естественно, возник вопрос. Во-первых, подводные лодки много не могут увезти, это раз. Второе, что это за руда, которую небольшими количествами возят? И третье, что в Линохамари происходило? Скорее всего, немцы в бухте Берулия добывали Бериллий , либо уран на берегу Харитона Лаптева. А в Линохамари, возможно, был завод по обогащению Урана. Естественно, этот бериллий в бухте Берилия добывали наши военнопленные. После окончания войны там был наш Гулаговский лагерь до 1953 года….И еще. Будто бы одной из задач тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» в ходе операции «Вундерланд» было поднять восстание в ГУЛАГе? С. Ковалев в гостях у радио ЭХО Москвы говорил, что слышал такое мнение, что он вез оружие для восставших, потому что замысел такой был – в ГУЛАГе поднять восстание. И для этого было такое подразделение Бранденбург-800 – они готовили людей чтобы забрасывать и, соответственно, поднимать восстание…. , что если бы удалось поднять восстание вдоль Северного морского пути, это мало того, что от фронта оттянули столько войск, но еще бы в придачу остановили бы транспорты по Северному морскому пути…(более подробно см. ИНтернет. Немецкие базы в Советской Арктике. Сергей Ковалев — в гостях у радио ЭХО Москвы). И вот еще интересне сведения о действиях немецких ПЛ в Карском море.

В ночь на 25 сентября 1944 года немецкие подводные лодки «U-711», «U-957» и предположительно «U-739» высадили на мысе Стерлигова (Карское море) диверсионно-разведывательную группу в количестве двадцати пяти человек, захватившую советскую полярную станцию. Немцам удалось пленить шестерых зимовщиков (один из них сумел сбежать при погрузке на подводную лодку) и захватить ряд важных секретных документов. Десант находился на берегу около двух суток из-за большого волнения на море, и все это время немцы заставляли радиста полярной станции передавать сводки погоды в точно назначенное время.
Спустя двое суток перед возвращением на подводные лодки десант уничтожил радиостанцию, оружие, документы, запасы продовольствия и обмундирования. Приняв десант, «U-711», «U-957» и «U-739» незамедлительно покинули Карское море, и до конца войны больше в нем не появлялись. За проведение этой «героической» операции командир «U-957» обер-лейтенант Шаар был награжден Рыцарским крестом (краткое художественное изложение данного события см.[7]

 
Итак, в этом пункте повествуется о непредвиденной для командования Северного флота и к счастью для нас безуспешной набеговой операции тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» на коммуникации и береговые объекты в Карском море (погода Арктики помогла нам) и о беспрепятственных действиях в течение 1941-1944 годов в Карском море 11-ти немецких субмарин — U-209, U-251, U-255, U-362, U-365, U-456, U-601, U-639, U-703, U-711 и U-739 при обеспечении их срытого маневренного базирования (пока выявлено 11 таких пунктов базирования). 2 подводные лодки U-362 и U-639 целенаправлено потоплены (18%) тральщиком Т-116 (капитан-лейтенант В.А.Бабанов) и подводной лодкой С-101 (капитан 3 ранга Егоров П.И., Капитан-лейтенант Трофимов Е.Н. см. соответствующий пункт в разделе 8).
Российская Арктика — это наша настоящая и будущая забота.

 


[1] Амдерма — посёлок (городского типа) расположен на побережье Карского моря, к востоку от пролива Югорский Шар на Югорском полуострове. Расстояние до окружного центра, города Нарьян-Мар, составляет 420 км. Ближайшая железнодорожная станция находится в 270 км в городе Воркуте. Недалеко от посёлка протекает река Амдерминка.
[2] Остров Гримсей расположен в 40 километрах севернее побережья Исландии в Гренландском море. Площадь острова составляет 5,3 км². Остров расположен на линии Северного полярного круга Наибольшая возвышенность Гримсея достигает 105 метров над уровнем моря.
[3] СКР-18 (“Федор Литке»), бывший канадский ледорез. Водоизмещение 5500 т. Размерения 83.2 х 14.6 х 8.6 м. ГЭУ котломашинная, 7000 л.с. Скорость 14/11 узлов, дальность 3900 миль. С 10.1934 г. включен в отряд судов Главного управления Севморпути. 25.06.1941 г. мобилизован, вооружен: 4 х 76.2 мм, 4 х 45 мм, 6 х 12.7 мм пулеметов (до 1943 г. 3 х 100 мм, 2 х 7.62 мм пулемета) и 2.07.1941 г. вошел в состав СФ в качестве сторожевого корабля; носил бортовой № 18. Проводил во льдах Карского и Белого морей отечественные и союзные конвои и одиночные суда. 20.02.1944 г. возвращен ГУСМП и 14.05.1944 г. переформирован в ледорез. В 1958 г. выведен из эксплуатации и в 1959 г. сдан на слом.
[4] Более 60 лет назад нашим Северным морским путем прошел немецкий рейдер «Коmеt», замаскированный под гражданское судно. Его провели с запада на восток три советских ледокола. С данной операцией командование ВМС Германии, обозначившее ее «Фалль Грюн» («Нелепый случай»), связывало большие надежды, а именно намеревалось перевести на запад 35 немецких судов, застрявших в начале Второй мировой войны в портах Юго-Восточной Азии. Об этой отнюдь не рядовой акции мало кто наслышан у нас в России. Зато оно очень активно муссировалось в трудах военно-морских историков США, Англии, Дании и Германии в 50-е гг. с акцентом на «коварство русских». Но кто подтолкнул, вынудил к подобной акции, обычно умалчивается. Проводка стала возможной в результате сложной дипломатической игры и временного совпадения интересов руководства СССР и Третьего рейха. Как сравнительно недавно стало известно, первоначальное распоряжение включить в план транспортной операции 1940 г. секретную проводку германского корабля было дано начальнику Главного управления Севморпути Ивану Папанину лично Сталиным, взявшим тем самым на себя всю ответственность. Про это узнала английская разведка. В Кремле заметались: чтобы сохранить статус нейтрального государства, советское правительство попыталось и уйти от конфликта с Англией, и сохранить союзнические отношения с Германией, сделав в итоге вид, что «Комет» на свой страх и риск прошел Северным морским путем. «Комет» преодолел последний рубеж многолетних льдов у мыса Шелагскийи, пройдя ночью Берингов пролив, 6 сентября 1940 года, замаскировавшись под японское судно, вырвался на оперативный простор. Расстояние от пролива Маточкин Шар до Берингова пролива в 3300 морских миль (включая 720 во льдах) было пройдено за 23 дня. Севморпуть выставил Германии счет за комплекс услуг по ледовой проводке в сумме 950 000 рейхсмарок, который был незамедлительно оплачен. Вспомогательный крейсер «Комет», любезно пропущенный Сталиным в Тихий океан, два года наносил удары по судам антигитлеровской коалиции. Как сообщает С. Ковалев, “удары “Комета” по британскому судоходству в Южных морях были столь чувствительны, что еще до возвращения крейсера домой старшему на борту рейдера капитану цур зее Роберту фон Эйссену было присвоено воинское звание контр-адмирал (с. 90 — 91). В ноябре 1942 года «Комет» попытался выйти во второй рейд по судоходным коммуникациям, но уже при прохождении пролива Ла-Манш был атакован и потоплен английским самолетом «Каталина». (Интернет. Фашистские Рейдеры На Советском Севере
[5] «Нагу́рское» расположен в северной оконечности острова Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа. 12 сентября 2008 года вблизи погранзаставы ФСБ России «Нагурская» на острове Александры прошло выездное заседание Совета безопасности России под руководством В.В. Путина. Оно было посвящено «вопросам наращивания присутствия России в Арктике». Интернет. Статья Нагурское.
Что касается истории, то до 1943 года немецкие подлодки просто терроризировали наш Север! Они совершенно безнаказанно подплывали к нашим зимовкам (благо, познакомились с их дислокацией заранее), сжигали их, а зимовщиков увозили в плен. Так и были уничтожены практически все зимовки в бассейне Баренцева и Карского морей. Все, кроме зимовки в бухте Тихая на острове Гукера. Папанинская зимовка на острове Рудольфа была законсервирована из-за невозможности регулярной связи. Тихую же немцы не стали трогать только из конспирации и желаемый эффект был ими достигнут — наши стратеги посчитали, что немецкие подлодки боятся переделанных из «рыбаков» противолодочных судов и не заходят в этот район высоких широт. А они в 180 километрах от Тихой сделали собственную базу и успешно использовали ее всю войну! Пилоты, воевавшие на Севере, рассказывали, как всех удивляла точность наведения немецких самолетов на наши цели. А эту точность, по-видимому, обеспечивал пеленг с базы на Земле Франца-Иосифа, где у них стоял мощный пеленгатор. И возможно, немецкий карманный линкор «Шеер»,так и не сумевший расстрелять ожидаемые наши ценные караваны и Диксон, при возвращении, возможно, укрылся на этой базе от наших торпедоносцев, которые тщетно искали его на протяжении многих дней… ! (Интернет. Денисов Вадим. Остров)
[6] В заливе Неелова на побережье моря Лаптевых недалеко от поселка Тикси ( в бухте Тикси в южной части моря Лаптевых. Расположена к юго-востоку от устья реки Лена.), а также на одном из островов в дельте реки Лены. обнаружкны предметы, которые, как предполагается, могут принадлежать кригсмарине. То есть здесь возможно во время ВОВ быля стоянка немецких подводных лодок или надводных кораблей. Инициативная группа планирует провести соответствующие исследования : http://tainy.net/1833-zona-sudby-adolfa-gitlera.html
Аме́рика-Ку́ба-Ары́та — небольшой остров в море Лаптевых в дельте Лены.
Острова Дунай — группа островов в море Лаптевых. Расположены в северной части дельты Лены.

[7] Военная драма в Арктических льдах.
Более десяти лет хранится в моем архиве последнее интервью Льва Эдуардовича Венцковского, который в войну трудился радистом на арктической полярной станции «Мыс Стерлигова». Он вместе со своими товарищами был схвачен немецкой десантной группой в ночь на 26 сентября 1944 года. На его долю выпали ужасы фашистских концлагерей, но он остался жив. Вернувшись домой, Венцковский разумно помалкивал и не распространялся о пережитом. Стал ведущим научным сотрудником Института научной информации по общественным наукам Российской Академии наук, получил степень доктора философии. И только спустя полвека рассказал правдивую историю о тех трагических событиях. До этого нападение немецких подводных лодок на советскую метеостанцию было уже описано во многих изданиях. Успели снять даже художественный фильм. А адмирал А. Головко описал этот случай в своей мемуарной книге «Вместе с флотом». Все эти материалы были достаточно тенденциозны, и не вина журналистов и писателей, что правда была схоронена под грудой агитационной риторики. Действительность оказалась, как всегда, не столь плакатно-безупречной…Мыс Стерлигова расположен в Карском море на берегу Харитона Лаптева. Что до Венцковского, то с Арктикой его связала разразившаяся война. Коренной москвич, он в 1941 году окончил восьмой класс, а осенью райком комсомола направил школьника вместе с другими старшеклассниками на рытье противотанковых рвов. Во время очередной авиабомбежки ему оторвало левую руку. Но юный Лева не отчаялся, а подлечившись, поступил в училище связи и блестяще его окончил. Весной 1943 года его приняли работать в систему Главсевморпути. А в июле уже направили на полярную станцию «Мыс Стерлигова». В загадочную Арктику Венцковский отправился с группой зимовщиков на борту ледокольного парохода «Георгий Седов». В то напряженное время далекой станцией руководил метеоролог Дмитрий Марков, который был еще радистом и механиком. Его помощником и начальником гидроаэродрома полярной авиации являлся Григорий Бухтияров. Из прибывших на «Седове» основную группу составляли бойцы караульного поста Северного отряда кораблей. В их обязанность входило круглосуточное несение дозорной службы, пристальное наблюдение за морем, чтобы предупредить внезапное появление фашистских кораблей или подводных лодок. Но уже в конце навигации стали возникать конфликты из-за халатного несения службы. Взывать к совести караула было бессмысленно — дозорные придерживались своей тактики: «Солдат спит — служба идет». Начальник станции, старший радист Л. М. Поблодзинский, потеряв терпение, вынужден был обратиться на Диксон к начальнику морских операций Западного сектора Арктики А. Минееву. Он просил его известить командование Северного отряда кораблей о халатном отношении служак к своим прямым обязанностям и полном отсутствии наблюдения за морем. С началом навигации оживилась жизнь в Арктике, но не закончилось дремотное состояние солдат. Их не волновали даже тревожные радиограммы о повышении активности немецких подводных лодок в Карском море. Зимовщики сами пытались обезопасить себя от непрошеных фашистских «гостей», но у них из-за большой загруженности на это просто не хватало физических сил. Бухтияров был постоянно занят поддержанием в готовности аэродрома, в чем старались, по возможности, помогать ему товарищи. Особенно доставалось метеорологу Дмитрию Маркову и радисту Льву Венцковскому. В период короткой навигации на них наваливалась львиная доля работы. Если в зимнее затишье сводки подавались четыре раза в сутки, то весной шли ежечасные. При этом каждые два часа давали радиопеленги для кораблей и самолетов. Приходилось также заниматься хозяйством, в том числе обеспечивать бесперебойное энергоснабжение, постоянно заботясь о ветхом ветродвигателе. Спали полярники урывками, зато их долю возмещала с лихвой боевая охрана. В августе на гидрографическом судне «Норд» прибыла смена поста. Причиной обновления, возможно, стали жалобы зимовщиков. Борец за правду и честное отношение к работе Поблодзинский рассказал начальнику воинской команды на «Норде» о поведении сменяемого поста и попросил сделать внушение новому составу. Однако «старички» уже успели радушно поделиться со своими сменщиками «опытом службы» на метеостанции. И все пошло по-старому. Не повлияло на поведение бойцов и сообщение о гибели «Норда», потопленного немецкой подводной лодкой. На предупреждения зимовщиков командир Н. Уткин посмеивался: он, мол, недавно с Карельского фронта, а здесь глубокий тыл, и нечего праздновать труса. В последних числах сентября с Диксона поступил приказ осмотреть прилегающую к станции береговую полосу, чтобы выявить выброшенные морем мины и уничтожить их. Выполнять задание отправились на собаках Бухтияров с еще одним бойцом, Ногаевым. Беда приходит всегда неожиданно, так случилось и в этот раз. Немцы давно зарились на отдаленную метеостанцию и, воспользовавшись разрежением льдов вдоль берега Лаптева, смогли близко подойти к суше. Фашисты остановились в 2,5 км восточнее мыса и высадили десант. Чтобы не обнаружить себя преждевременно, они приняли меры предосторожности. После высадки 50 автоматчиков подлодки опустились на дно моря (погрузились и легли на грунт) и были невидимы с самолета. В два часа ночи 26 сентября 1944 года, когда Венцковский передал очередную сводку погоды «авиа» и десятиминутный пеленг для судов, в дом ворвались незнакомые люди в меховых куртках. Они сбили радиста с ног, затем грубо подняли и поставили лицом к стенке. При этом громко кричали на немецком языке. Вскоре привели избитых Поблодзинского и Маркова. Караул немцы захватили, когда те были в привычном состоянии, — спящими. Автомат и винтовки были разобраны, детали лежали рядом. Ящик с гранатами так и находился неразобранный со дня приезда…Как выяснилось позже, у немцев были свои переводчики. Один — из немецких специалистов, работавших в 30-х годах по контракту в Советском Союзе, а другой был латыш, служивший добровольно немцам. Внезапно началась пурга. Немцы попытались завести с Диксоном радиоигру и заставили Поблодзинского под дулом автомата передавать штатные метеосводки. Он согласился, с надеждой, что сумеет передать сигнал бедствия. Передачу контролировал радист-латыш. К сожалению, на Диксоне принимал сводку начинающий радист, который не сумел уловить вставлявшиеся в текст слова «мы в плену». Разочарованный Поблодзинский предложил поработать на рации Венцковскому, надеясь, что тому повезет больше. Но диксоновский коллега начал упорно переспрашивать, что за немцы у них? За попытку передать сигнал тревоги латыш огрел пистолетом Льва Эдуардовича по голове.
Когда кончилась пурга, на станцию вернулся Бухтияров. Он привез товарищам тушу белого медведя. Заслышав лай собак, немцы спрятались, и Бухтияров их не заметил. Так попал в плен и он. К счастью, Ногаев остался в промысловой палатке на соседней бухте Воскресенское, а немцы не догадались о его существовании. Десантники заставили хозяина собачьей упряжки перевозить награбленное продовольствие и имущество к берегу, где всплыли их подлодки. Сделав несколько ходок, Бухтияров усыпил бдительность часового и, погнав собак к реке, сумел под берегом уйти от выстрелов. Позже его с Ногаевым обнаружил с воздуха полярный летчик И. И. Черевичный, а затем забрал посланный с Диксона тральщик. Но не такой счастливой оказалась судьба других наших людей. Станцию немцы ограбили до постельного белья, а потом полностью разрушили артогнем. Пленных доставили на подлодки «U-711» и «U-957» и продолжали допрашивать. При этом несчастных выводили раздетыми на палубу и угрожали пропустить на тросе под килем, если они не дадут сведения о прохождении судов. При подходе к Нарвику 10 октября фашистская подлодка «U-957» была потоплена британским торпедоносцем. Вместе с немцами погибли и наши люди. Другая группа советских пленных была доставлена в Тронхейм и помещена в местную тюрьму. Потом их переправили в Осло. Все они прошли затем ужасы тюрем и концлагерей Норвегии и Польши. Немногие дожили до освобождения в марте 1945 года.
Самое удивительное в этой истории, что Лев Венцковский не разочаровался в Арктике. Вернувшись в Москву, стал опять работать в Главсевморпути. В 1945-1946 годах участвовал в восстанов-лении полярной станции «Мыс Стерлигов» и вновь зимовал там с Григорием Бухтияровым. В начале 50-х годов Лев Эдуардович случайно узнал, что бывший командир поста на мысе Стерлигова Уткин был осужден на 10 лет за воинское преступление.
Рашид САЛЯЕВ. Подробнее: http://www.b-port.com/smi/6/2417/46060.html#ixzz2V3M5EF6R