Кодовые обозначение регулярных внутренних конвоев: АБ (Арктика – Белое море); БК (Белое море – Кольский залив); БИ (Белое море – Йоканьга); ИК (Йоканьга – Кольский залив); БД (Белое море – Диксон); БН (Белое море – Новая Земля); ДВ (Диксон – Дальний восток); ББ (Белое море – Баренцево море).
На практике реализовывались следующие маршруты движения и пункты внутренних конвоев: Кольский залив – порты и пункты выгрузки в Мотовском заливе; Кольский залив – Териберка – Иоканьга – Архангельск протяженностью 400 миль; Архангельск – порты Западной Арктики (1600 миль) и маршруты между портами Белого и Карского морей.
В качестве кораблей эскорта использовались имеющиеся ЭМ, СКР («Ураган», «Смерчь», «Гроза») и малые морские охотники , большие морские охотники, и тралищики. Основной противник немецкие ПЛ, развернутые на маршрутах регулярных внутренних конвое и при досягаемости немецкие самолеты.
23-27.06.41 выполнялись первые конвойные операции без кодового обозначения с участием эскадренных миноносцев “Громкий”, “Гремящий” и “Урицкий”, а также вышеуказанных трех СКР и катеров морских охотников “МО”, которые, сменяя друг друга, провели из Мурманска в порты Мотовского залива шесть транспортов (транспорта Мурманского пароходства в среднем имели полную вместимость 3500 брт, скорость 8-10 узлов) с семью тысячами мобилизованных воинов, с оружием и снаряжением.
23.06. — пароход «Ост» подвергся бомбардировке в момент отхода с эвакуированными от причала в Полярном в Мурманск.
24.06. — пароходы «Обь» и «Шексна» в сопровождении ЭМ «Громкий» перевозили войска из Мурманска в бухту Озерко (Мотовский залив). Транспорт «Моссовет» в сопровождении тральщика перевозил войска в Титовку (Мотовский залив). Туда же в Титовку перевозил войска транспорт «Циолковский» в сопровождении ЭМ «Гремящий».
26.06. осуществлялись воинские перевозки на участке Мурманск – Титовка (Мотовский залив) в сопровождении ЭМ «Урицкий».
27.06. — из Мурманска в Архангельск одиночными переходами ушли 13 транспортов, 15 рыболовецких траулера, 54 мотобота с эвакуированными.
28.06.— в районе Териберки самолётами был безрезультатно атакованы транспорт «Моссовет» и ЭМ «Куйбышев».
10.07-05.08.41 в составе пяти конвоев под эскортом ЭМ “Сокрушительного” и восьми кораблей Беломорской ВМБ из Архангельска в Арктику вывели 26 транспортных судов.
16.08.41 ЭМ “Валериан Куйбышев” и “Урицкий” провели из Мурманска в Карское море линейные ледоколы “И.Сталин”, “Ленин” и транспорт “Бурея”.
18.01.42 к 8.00 семь ТР союзного конвоя PQ-8 были введены в Кольский залив, поврежденный ТР «Харметрис» (водоизмещением 14 000 т) на буксире ТЩ «Хазард» и в охранении ТЩ «Шарпшутер», СКР «Смерч» и 4 МО, в сопровождении буксира № 21 и СС «Память Руслана» следовал от маяка Гавриловский в Кильдинскую салму. В 15.05 два Ю-88 безрезультатно атаковали поврежденный ТР.
10.02.42 три английских ТЩ, СКР «Гроза», «Смерч» и 11 МО обеспечивали заход союзных конвоев PQ-9 и PQ-10 в Кольский залив. Из состава конвоев в Кольский залив прибыли: английские ЭМ «Фокнор», «Интрепид», ТЩ «Шика» (из состава 9 ТЩ, купленных у англичан для СФ), 2 английских ТР, один ТН и три советских ТР. На подходах к Кольскому заливу из состава этих конвоев находились 2 английских ТР, один советский ТР и ТЩ «Хау», купленный у англичан для СФ.
11.02.42 к 13.30 из состава английских конвоев PQ-9 и PQ-10 в Кольский залив прибыли: ТЩ «Хау», «Харриер» и «Спиди» и к 16.00 ТР «Атлантик» под охраной СКР «Гроза». В 17.00 английский КРЛ «Ниджерия» вышел в море для встречи агнлийского КРЛ «Каиро», следовавшего в Мурманск с советской профсоюзной делегацией.
20.03.42 в 21.00 союзный конвой QP-9 вышел из Кольского залива в Англию. Состав конвоя: 19 ТР, в том числе 4 советских, в охранении 2 ЭМ, 3 ТЩ; местный эскорт составляли 4 английских ТЩ и СКР «Смерч».
02.04.42 СКР «Смерч» и английский ТЩ «Ниджер» производили поиск ПЛ противника к осту от меридиана Вест-Кильдин. 3 апреля СКР «Смерч» и английский ТЩ «Ниджер» возвратились в базу.
26.06.42 в 22.00 союзный конвой QP-13 в составе шести советских и шести английских ТР в охранении двух ЭМ, шести ТЩ, двух корветов, корабля ПВО и наших двух СКР и двух ТЩ начал движение из Двинского залива в Баренцево море.
9 октября 1943 г. из Архангельска на Новую Землю вышел конвой в составе транспорта «Марина Раскова» и эскадренных миноносцев «Гремящий» и «Громкий». Конвоем командовал командир дивизиона эскадренных миноносцев капитан 2 ранга А. И. Гурин. Транспорту предстояло доставить в губу Белушья теплую одежду, продовольствие, оборудование для аэродрома и топливо. Корабли попали в сильный шторм. Крен достигал 50°. До Белушьей губы оставалось миль 150, когда на транспорте сорвало руль и судно лишилось управления. Восемь часов почти нечеловеческих усилий затратили экипажи транспорта и «Гремящего», чтобы завести буксир. Но последний вскоре не выдержал могучих рывков и лопнул. Искусный моряк А. И. Гурин приказал удлинить буксир, использовав якорные цепи транспорта и эсминца. Только это и обеспечило успешную буксировку. На пятые сутки похода «Гремящий», у которого было на исходе топливо, привел транспорт в губу Белушья. За время перехода «Громкий» дважды обнаруживал лодки противника и сбрасывал на них глубинные бомбы.
В 1943 г. для проводки особо ценного конвоя была организована специальная операция с участием всех сил Беломорской флотилии и части сил Северного флота. Цель операции состояла в том, чтобы обеспечить выход ледокола «Сибирь» и ледореза «Ф. Литке» в Арктику и их возвращение в Архангельск. От сохранности ледоколов зависел успех не только арктической навигации, но и навигации в Белом море. По решению Государственного Комитета Обороны 11 октября руководство операцией возлагалось на командующего Беломорской флотилией контр-адмирала С. Г. Кучерова, прибывшего для этого в бухту Тикси. Конвой получил условное обозначение АБ-55.
22 октября 1943 года ледоколы вышли из Тикси к проливу Вилькицкого.
Тяжелая гидрометеорологическая и ледовая обстановка (ветер 8 баллов, ледяной покров до 10 баллов) не благоприятствовала переходу. Плавание в октябре — ноябре в этом районе раньше не практиковалось, но зато исключались здесь и действия немецких подводных лодок. К этому времени закончилось развертывание всех сил, участвовавших в операции. У побережья Северной Норвегии развернулись подводные лодки. Три тральщика несли дозор и осуществляли траление в Карских Воротах. Три группы тральщиков находились в готовности в Иоканке и Архангельске. В целях противолодочной обороны конвоя шесть самолетов перебазировались в район его плавания; на своем аэродроме дежурили самолеты 95-го авиаполка (Пе-3).
26 октябряу мыса Неупокоева к ледоколам присоединились сторожевой корабль «СКР-19» (бывший грузопассажирский пароход ледового плавания «Дежнев»). и заградитель «Мурман», вышедшие с Диксона. Западная часть Карского моря оказалась свободной ото льда. В связи с этим командующий флотилией, учтя обстановку: продолжительность темного времени, плохую видимость и наличие льда в Карских Воротах, затруднявших проход немецких подводных лодок, принял решение продолжать движение, не ожидая усиления охранения.
10 ноября конвой благополучно прибыл в Усть-Кару ( на восточном берегу Карской губы , втекает река Кара. Ближайший город и железнодорожная станция на побереже Воркута 200 км). Для встречи конвоя командующий флотом, прибывший на время операции в Архангельск, выслал из Иоканки и из Архангельска для усиления эскорта конвоя бригаду эсминцев в составе лидера «Баку» и эсминцев «Гневный», «Грозный «, «Разъяренный», «Разумный», «Валериан Куйбышев» и «Громким». Корабли вышли навстречу с конвоем «АБ-55» двумя отрядами. Один отряд отправился 14 ноября из Архангельска, а второй — 15 ноября из Иоканьги. Однако переход этих кораблей задержался из-за шторма, при малой видимости, сопровождавшейся туманами и непрерывными снежными зарядами..
Только 14 ноября конвой вышел из Усть-Кары в составе двух ледоколов и шести кораблей охранения (тральщики). На следующий день в Карских Воротах к нему присоединилась бригада эсминцев, что позволило создать двойную линию кругового охранения. От Карских Ворот до о. Колгуев конвой следовал при плохой видимости. Противник не появлялся, за исключением одной подводной лодки в момент соединения эсминцев с конвоем. На участке от о. Колгуев до мыса Канин Нос корабли охранения с помощью гидроакустической аппаратуры 12 раз обнаруживали немецкие лодки, пытавшиеся атаковать конвой методом «волчьей стаи», и сбрасывали на них глубинные бомбы, в том числе и из новых 24-ствольных бомбометов.
16 ноября эсминец «Разумный» (командир капитан-лейтенант В. В. Федоров) три раза атаковал подводные лодки. Тральщик «ТЩ-114» (командир капитан-лейтенант Н. С. Дебелов) в 10-47 с помощью гидроакустики обнаружил неприятельскую подводную лодку и через несколько минут сбросил 24 глубинные бомбы, а затем еще 12. В 15-00 тральщику вновь пришлось атаковать вражескую лодку. И здесь случилось непредвиденное. В момент атаки одна мина ударного действия, вылетевшая из установки, упала на палубу корабля. Ее взрыв причинил бы немало бед. Нельзя было медлить ни секунды. Стремительным рывком к мине бросились главный старшина А. Ф. Проценко и старшина 1-й статьи С. Н. Баталов и выкинули ее за борт. Через четыре секунды последовал взрыв, но уже на безопасном для корабля расстоянии.
Противник был готов к встрече конвоя.
16 ноября 1943 года На участке севернее острова Колгуев в 06-54 минуты эсминец «Валериан Куйбышев» обнаружил акустическим прибором «Дракон» подводную лодку противника и атаковал её. Примерно в это же время эсминец «Разумный» обстрелял немецкий самолет-разведчик «Ю-88», который, обнаружив конвой с воздуха, зашел ему в хвост и начал преследование. Огнем с эсминца самолет был отогнан и скрылся в восточном направлении. Тральщик «AM-112», обнаружив подводную лодку противника в точке с координатами 69° 60′ северной широты и 47° 33′ восточной долготы, сбросил на неё 10 глубинных бомб. На поверхности воды появилось большое масляное пятно, что свидетельствовало о повреждении лодки. Другой тральщик «АМ-114» с помощью гидроакустической аппаратуры «Асдик» обнаружил подлодку противника и атаковал её бомбами ударного действия из 24-х ствольного бомбомета — «мышеловки». На поверхности моря также появились масляные пузыри. Верхние боевые посты тральщика видели силуэт подводной лодки, которая пыталась всплыть, что говорит о точности бомбометания. Был слышен удар о подлодку тральщика «АМ-114».На поверхность всплыла доска аварийного материала с немецкой буквой «Z». Эсминец «Грозный», выйдя в точку погружения подводной лодки противника, сбросил на неё 4 больших и 2 малых глубинных бомбы. По всем признакам считалось, что вражеская подлодка была уничтожена.
В течение 17 ноября корабли эскорта ещё несколько раз обнаруживали присутствие подводных лодок, но атаковать их не представлялось возможности, так как подлодки уходили от преследования.
18 ноября 1943 года в результате успешных действий кораблей охранения и предварительного траления маршрута от мин конвой, пройдя без потерь 2600 миль, прибыл в Северодвинск.
Успешное проведение операции по выводу ледоколов из Арктики в 1943 году обеспечила полная скрытность перехода конвоя. Корабли Северного флота и Бeломорской военной флотилии успешно справились с поставленными задачами.
Важно отметить, что вытесненные ледовой обстановкой из Карского моря, подводные лодки противника ждали конвой «АБ-55» в проливе или на подходах к Карским Воротам у архипелага Новая Земля. Они скрывались от малых кораблей и тральщиков, чтобы атаковать конвой «АБ-55».
Авиационное прикрытие конвоя «АБ-55» морской авиацией Северного флота было надёжным и своевременным.
Отмечено три случае касания кораблей охранения конвоя «АБ-55» о корпус подлодки. Это говорит о том, что подлодки лежали на перископной глубине, зная, что наши глубинные бомбы рассчитаны на уничтожение подлодки противника на больших глубинах.
Корабли охранения потопили две подводные лодки, а ещё две, вероятно, повредили, причём одну из них — сильно. (Интернет. Крупная Ледовая операция в 1943 году в Арктике)
Напряженность регулярных внутренних конвоев Северного фронта страны характеризуется следующей таблицей. [1]
Годы | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | Всего |
Количество конвоев | 135 | 427 | 432 | 407 | 70 | 1471 |
Количество ТР | 260 | 650 | 796 | 707 | 156 | 2569 |
Объем перевозок (тыс.т.) | 194,1 | 393,5 | 521,0 | 386,8 | 60,7 | 1556,1 |
Перевезено людей в/служ.,граж.(тыс.чел.) | 179,8 | 272,8 | 267,0 | 349,1 | 103,4 | 1172,1 |
Число погибших ТР | — | 2 | 3 | 4 | 1 | 10 |
Число выходов ЭМ для эскортирования | 109 | 22 | 116 | 284 | 117 | 648 |
Потери ЭМ | 2* | 2 | ||||
Потери ТЩ, БО** | 2 | 3 | 6 | 1 | 12 |
* ЭМ «Разъяренный» (торпедирован, выведен из строя), ЭМ «Деятельный» (торпедирован, затонул). См. пункты 7.3.10 и 7.3.14 соответственно.
** Строка добавлена составителем очерка.
Итак, в течение всей ВОВ в среднем почти каждый день эсминцы, сторожевые корабли, тральщики, больщие и малые корабли ПЛО Северного флота эскортировали очередной арктический или регулярный внутренний конвой (в части участия эсминцев дополнительно см. п.7.3.).
Война подходила к концу, бои уже шли в пригородах Берлина, но в Баренцевом море еще продолжали искать свою добычу «волчьи стаи» немецких ПЛ.
22 апреля 1945 года в 00-15 из Лиинахамари в Кольский залив вышел один из последних во время ВОВ внутренних конвоев. 2 транспорта с ценным грузом эскортировали 4 ЭМ и 16 морских охотников за ПЛ. С воздуха конвой прикрывали 2 летающие лодки типа «Каталина» и 2 истребителя.
В 06-18 акустики ЭМ «Карл Либкнехт» (командир капитан-лейтенант К.Д. Старицын) обнаружили ПЛ, проникшую внутрь конвоя. Атаковав ПЛ пятью сериями глубинных бомб, ЭМ занял свое место в ордере, а подводную лодку стали преследовать ЭМ «Дерзкий» и охотник за ПЛ «БО-131» (проект 122), которые сбрасывали глубинные бомбы, пока конвой не миновал опасный район.
В 08-23 ЭМ «Карл Либкнехт» опять вступил в гидроакустический контакт с вражеской ПЛ и сбросил в предполагаемый район ее нахождения 4 серии глубинных бомб. После этого подводную лодку бомбил «БО-225». По появившимся на поверхности воды воздушным пузырям можно предположить, что ПЛ получила повреждения и уже не представляла угрозы для охраняемых транспортов.
В 08-41другой ПЛ «волчий стаи» удалось одной торпедой подорвать транспорт, но судно осталось на плаву. Через несколько минут последовал еще один взрыв. Получил повреждение другой транспорт. За два часа, которые пришлось затратить, чтобы взять поврежденные суда на буксир, акустики кораблей охранения трижды вступали в контакт с ПЛ.
09-06 ЭМ «Карл Либкнехт» во время одного из них сбросил на ПЛ оставшиеся глубинные бомбы. Через несколько минут в 50 метрах от борта ЭМ всплыла ПЛ противника с сильно поднятой кормой. Комендоры ЭМ открыли по ПЛ огонь. Оставляя на поверхности большое масляное пятно, вражеская ПЛ ушла под воду. Позже установили, ЭМ «Карл Либкнехт» утопил немецкую ПЛ «U-286».
В 13-03 ЭМ «Достойный» обнаружил и атаковал еще одну пл противника. После взрыва глубинных бомб на поверхности моря появилось пятно соляра. Установить, что случилось с ПЛ не удалось, но больше ПЛ не атаковали конвой.
Об эскортной службе см. также пункты раздела 7 для каждого эсминца Северного флота в отдельности.
Оба поврежденные ТР были отбуксированы в порт назначения.
Это была последняя атака немецких ПЛ на СФ по нашим внутренним конвоям и последний морской бой на Северном морском фронте страны.
[1] Интернет. В.В. Щедролосев. Конвойные операции эскадренных миноносцев. Сборник «Гангут», №9, 1995. В. Щедролосев служил на ЭМ «Живучем» (см. пункт 7.3.20.).