5.5. Боевые действия авиации Черноморского флота

В течение Великой отечественной войны (ВОВ) авиация Черноморского флота, как и на Балтике по назначению и организационно преобразовывалась по ходу ведения боевых действий и появлению новых образцов самолетов. Ниже будут изложены отдельные боевые действия  морской авиации Черноморского флота каждый пункт в хронологической последовательности от начала ВОВ.

Карта

5.5.1. Оборона Одессы (05.08-16.10.41)

В августе 1941 года началась оборона Одессы. В этом районе действовала боевая группа в составе: 8-й ИАП (24 И-16), эскадрилья 32-го ИАП (7 Як-1), 94-я ОИАЭ (4 И-15бис), штурмовая эскадрилья (6 Ил-2) и четыре эскадры гидросамолетов: 7-я, 70-я, 80-я и 82-я, в составе которых были несколько МБР-2 (морской ближний разведчик), ГСТ (гидросамолет транспортный) и два МТБ-2 (морской тяжелый бомбардировщик).

ТТД МБР-2 ГСТ МТБ-2
Скор.КМ/ч 36 297 355
Даль.П км 690 4300 4500
Потол. м 7400 5300 7100
Вооружен. 2-4 ШКАС 4-5 ШКАС 4 ШКАС
Бомбы кг 600 1000 4000-7000
Экипаж чл. 2 7 5-6

 


Кроме того, в Одессе базировался известный 69-й ИАП Льва Шестакова. Поддержку защитникам Одессы также оказывали 9-й ИАП (база в Николаеве), 2-й ИАП и 40-й БАП (базы в Крыму). По мере продвижения противника старые части вывели из Одессы, а их место заняли: 1-я эскадрилья 8-го ИАП, 46-я ОШАЭ (Ил-2, вооруженные PC-82), а также несколько Як-1 и И-15 из 94-й ОИАЭ. За время 73-дневной обороны Одессы морская авиация совершила 4644 боевых вылета (в том числе 624 ночью), сбив в боях 80 немецких и румынских самолетов, потеряв 47 своих машин.
15.09-29.10.41 авиагруппа генерал-майора В.В. Ермаченкова, базировавшаяся в районе Фрайфорда (Крым), помимо обороны Одессы с воздуха, наносила также удары по противнику в районе крымского перешейка. В составе группы действовало семь эскадрилий — как отдельных, так и формально находящихся в составе полков. Hа базу группа прибыла 14 сентября 1941 года. Первоначально группа состояла из 3 эскадрилий из 8-го ИАП (12 И-15 и И-16), 70-й ОБАЭ (СБ-2), 51-й ИАЭ (Як-1), 101-й ИАЭ (И-16), а также 46-й ШАЭ (Ил-2). В начале октября группу усилили 11-м АП, оснащенным допотопными И-5, а также 62-м ИАП, три эскадрильи которого были оснащены МиГ-3, Пе-2 и ЛаГГ-3. Несмотря на то, что полк был укомплектован в основном инструкторами Ейской летной школы, буквально за три недели он понес тяжелейшие потери и фактически перестал существовать. Кроме того, в состав группы на короткий срок включались другие авиационные части. Фрайфордская группа совершила 1709 боевых вылетов, уничтожила 40 танков и 94 самолета (в воздухе и на земле). Данные о потерях группы нам не известны, но можно их оценить по данным 8-го полка. Всего полк от огня зенитной артиллерии противника потерял 20 машин. 14 пилотов погибло, 8 было ранено.

 
5.5.2. Оборона Севастополя. (30.10.41-04.07.42)

30.10.41 началась оборона Севастополя. В боях за город участвовали 3-й, 8-й и 9-й ИАП, 2-й МТАП, 40-й БАП, а также 116-й и 119-й МРАП. Часть своих сил под Севастополь направили 7-й, 32-й, 62-й ИАП, 78-я и 87-я МАЭ, 95-я ШАЭ, 16-я, 18-я, 45-я, 82-я, 83-я МРАЭ, а также полки 5-й Воздушной Армии.
01.11.41 на аэродромах в Севастополе базировались 24 истребителя из 8-го ИАП, 20 И-5 из 11-го ШАП, 18 Ил-2 из 18-го ШАП, а также 31 летающая лодка. Однако численность парка постоянно менялась, например, спустя несколько дней 8 Илов и три И-15 перебросили под Керчь.
12.11.41 немцы нанесли массированный бомбовый удар по Севастополю. Рано утром 23 Ju-88 совершили первый налет. В 16-00 налет повторили 36 Ju-88 и Hе-111. В результате потоплен крейсер «Червона Украина» и выведены из строя два эсминца: «Совершенный» и «Свободный». Hемцы потеряли 4 машины(6,8%): одну сбили зенитчики, две — истребители, а четвертую таранил на МиГ-3 младший лейтенант Ю. Иванов. Четыре дня спустя Иванов погиб, совершая очередной таран.
22.11.41 Севастопольский укрепрайон располагал 59 самолетами, из которых 39 были боеспособны. В первых числах декабря из Ейска на Куликово Поле прибыла первая эскадрилья 3-го ИАП, оснащенная И-15, а также пятая эскадрилья 32-го ИАП, располагавшая 10 Як-1. Пятой эскадрильей командовал капитан М. Авдеев. Вскоре эскадрильи сменили номер и включили в состав 8-го ИАП.
18.12.41 в бой вступили ДБ-ЗФ из эскадрильи капитана Ф.М. Чумичова и два звена Пе-2. Однако из-за того, что немецкая артиллерия простреливала аэродром, самолеты отвели на Кубань. Поскольку пилотов было больше чем машин, каждый самолет в сутки проводил в воздухе по 12-15 часов.
17.12.41 истребители 2-й и 3-й эскадрилий 8-го ИАП перехватили отряд Ju-88, летящий на Севастополь. С советской стороны участвовали машины самых разнообразных типов: Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3, И-16, а также И-15бис. Залп 16 PC-82 разнес один из бомбардировщиков, и немцы «поспешив сбросить бомбы, повернули назад».
21.12.41 К.Д. Денисов из 8-го ИАП сбил Ju-87 над Севастополем. Немецкий пилот был взят в плен и попросил передать свой пистолет сбившему ему летчику. После хождения по инстанциям, пистолет все же попал к Денисову, и тот стал, наверное, единственным пилотом советских ВВС, носившим пистолеты «по-ковбойски» — с обоих боков.
В начале 1942 года в Херсонес прибыла вторая эскадрилья 7-го ИАП (МиГ-3) и 87-я ИАЭ (И-16). Обе эскадрильи затем вошли в состав 8-го ИАП. Этот полк также получил несколько Пе-2, СБ-2 и И-16. Вскоре после этого все Пе-2, СБ-2 и ДБ-ЗФ были собраны в отдельном отряде, который возглавил майор И.И. Морковкин. Реорганизацию провели и в частях, базирующихся у моря. Hа базе существующих эскадрилий и 116-го МРАП была сформирована 2-я морская бригада. Командиром бригады стал В.И. Раков. К 6 января 1942 года севастопольский авиаотряд насчитывал 95 самолетов различных типов.
01-05.42 Из-за нелетной погоды активных действий в воздухе не велось. Советские наблюдатели зарегистрировали за это время только 239 вылетов немецких самолетов. В первые дни мая отряд гидросамолетов передали в 116-й МРАП, а также сформировали 3-ю ОАГ (особую авиагруппу), одновременно расформировав 2-ю МАБ. Численность авиагруппы постоянно менялась. Так, 10 мая группа располагала 98 самолетами (53 боеготовых), позднее число самолетов увеличилось до 116, а в конце июня самолетов осталось только 64 (34 боеготовых). Тем временем 25 мая завершилось строительство аэродрома Юхариная Балка, где разместились ЛаГГи и Яки из 9-го ИАП, а также У-2 и УТ-1 из 23-го HБАП.
29.05.42 к обороняющим силам присоединился 247-й ИАП из 5-й ВА, оснащенный десятью Як-1 и возглавляемый майором Ю.H. Купленным. Несколько дней спустя прибыло еще 17 истребителей того же типа в составе эскадрильи В.И. Денисова. Неопытные пилоты обоих частей понесли тяжелейшие потери.
Примерно 10 июня 1942 года в Херсонес прибыли подразделения очередного полка — армейского 45-го ИАП. Всего прибыло 17 Як-1, которые вступили в бой 11 июня. Летчики полка были убеждены, что их задачей было только перегнать самолеты в Севастополь, они никак не ожидали, что их направят в бой. Некоторые пилоты просто решили дезертировать. Командование отреагировало на непростую ситуацию. И.о. комполка, лейтенант Д.И. Аленин был отстранен от занимаемой должности, а на его место назначили опытного пилота К.Д. Денисова. Уже в первую неделю боев 45-й ИАП потерял 6 машин в воздушных боях и 3 от огня зенитной артиллерии противника[7].
20.06.42 из Севастополя вывели все летающие лодки и бомбардировщики — всего 21 самолет.
25.05.42 в 3-ей ОАГ оставалось 32 исправных самолета. В этот день было принято решение начать эвакуацию на Кавказ 247-й ИАП, 6-й ГИАП и нескольких эскадрилий. Самолеты полков передали в 9-й ИАП, который до сих пор был оснащен только И-15 и И-153 (не считая 4 Як, доставшихся от 45-го ИАП).
28.05.42 летчики совершили последний налет на противника, на следующий день восьмерка Як-1 вылетела на свободное патрулирование. И. Сапрыкин и H. Левицкий сбили Ju-87, одержав тем самым последнюю победу в истории 3-ей ОАГ.
21-30.05.42 восемнадцать ПС-84 из московской авиагруппы доставляли в Севастополь боеприпасы и пищу, эвакуировали раненных, женщин и детей, а также особо ценные грузы. Всего было эвакуировано 222 человека.

30.06-01.07.42 в ночь состоялся отвод самолетов из Севастополя вылетело 11 Як-1, 1 УТ-1, 4 У-2, 7 Ил-2, 3 И-153, 2 И-15, 4 И-16 и 2 ЛаГГ-3. Тридцать неисправных самолетов уничтожили на аэродроме. В городе осталось десять экипажей из 23-го ШАП, возглавляемых капитаном М.И. Охапкиным. В ходе уличных боев они почти все погибли. Той же ночью в Казачью Бухту перелетела группа МБР-2, один МБТ-2 и один ГСТ, однако МБР-2 из-за нелетной погоды никого не приняли на борт. В полете у ГСТ отказал двигатель и самолет приводнился на штормовую волну. Экипаж самолета и 33 эвакуируемых подобрал проходящий мимо тральщик.
Результаты деятельности 3-й ОАГ можно оценить следующим образом: в период с 25 мая по 1 июля 1942 года пилоты совершили 3144 боевых вылетов, в том числе 1621 вылет на штурмовку. Было уничтожено 57 танков, сбито 60 самолетов, еще 43 немецких самолета удалось уничтожить на земле. Потери советской стороны составляли 53 самолета, причем только три — от огня зенитной артиллерии противника. 16 самолетов не вернулось с задания, а еще 30 пришлось бросить на аэродроме. Погибло 50 летчиков. Пилоты 5-й Воздушной Армии добавили к списку побед 35 сбитых самолетов противника. 31 июля 1942 года группу расформировали.

 
5.5.3. Действия на морских коммуникациях противника

2 апреля 1942 года гидросамолеты ГСТ совместно с бомбардировщиками из 63-й авиационной бригады (ИЛ-4) атаковали отряд румынских кораблей при постановке минного заграждения юго-западнее мыса Олинька. В результате чего получили повреждения минный заградитель «Dacia» и миноносец «Sborul».
В период с июля по декабрь 1942 года было сложно бороться с немецким судоходством в западной части Черного моря, поскольку морские пути противника были достаточно удалены от аэродромов базирования нашей морской авиации. Поэтому командование флота сосредотачивало атаки на морские коммуникации противника в основном в Керченском заливе, выделив для этой цели 5-й ГМТАП, 40-й БАП, 18-й ШАП, 47-й ШАП и 119-й МРАП.
Во второй половине 1942 года морские летчики провели 1450 вылетов, потопили 2 транспорта, 4 сейнера, 2 парома, 2 десантные баржи, тральщик и торпедный катер.
К началу 1943 года базирование морской авиации стало продвигаться вместе с фронтом на запад.
В 1943 году было проведено 9230 боевых вылетов по конвоям, в ходе которых удалось пустить на дно кораблей и судов общим водоизмещением 45000 тонн.
01.03.43 морская авиация совершила налет на немецкие транспорты, стоявшие возле мыса Тарханкута (см. рис ниже). Четыре ДБ-ЗФ из 5-го ГМТАП безуспешно атаковали конвой. Немцы смогли сбить самолет капитана В.H. Беликова. Капитан пошел на таран и потопил один из транспортов.
08.08.43 обнаружен конвой у мыса Тарханкут. 10.08.43 вечером конвой атаковали морская авиация и ПЛ «Д-4» (см. пункт 8.7.1. 08.08.43). Результатом этой атаки считается гибель транспорта «Бой Федерсен» (Boy Feddersen), бывшего советского «Харькова» (6689 брт). В начале пароход был атакован тремя торпедоносцами «Ил-4» из состава 5-го гвардейского минно-торпедного авиаполка ВВС ЧФ,

которые добились торпедного попадания в кормовую часть левого борта судна. А с правого борта судно торпедировала ПЛ «Д-4». Спустя 10 минут тот же транспорт бомбили 2 бомбардировщика «А-20» из 36-го минно-торпедного авиаполка, сбросивших на судно 8 авиабомб. Именно их разрывы на подводной лодке зафиксированы как взрывы глубинных бомб[1]. Судно затонуло на следующий день.
11 августа подводная лодка дважды не сумела лечь на боевой курс, зато утром 20 августа одна из торпед, выпущенных «Д-4» по транспорту из состава конвоя нашла цель. На дно ушел болгарский пароход «Варна» в 2141 брт с грузом боеприпасов. Была ли это спланированная совместная ПЛ и МА операция по конвою неизвестно.
15.11.43 на подходе к ВМБ Констанца был обнаружен конвой противника в составе 2 транспортов, 2 эсминцев, сторожевого корабля и 2 сторожевых катеров. Группа из шести торпедоносцев ИЛ-4 (ведущие звеньев капитан К.Л.  Лобанов, с 22 января 1944 г Герой Советского Союза, и старший лейтенант В.И. Минаков, с 5 ноября 1944 г Герой Советского Союза) сходу атаковала головной транспорт. Торпеда, сброшенная экипажем В.И. Минакова при курсовом угле 90° с высоты 20 м и дистанции 500 м, попала в цель, и транспорт вскоре затонул. При выходе из атаки сильным огнем зенитной артиллерии был сбит левый ведомый второго звена.

Внезапность удара несколько снизила уровень противодействия охранения конвоя. Выход обоих звеньев с ходу на один транспорт следует считать правильным. В данном случае маневрирование для рассредоточения сил при сильном противодействии было бы нецелесообразным. Эффективность могла быть выше, если бы в составе группы были не только торпедоносцы, но и топмачтовики.
01.12.43 обернулся трагедией для 47-го ШАП. Восемь штурмовиков Ил-2, возглавляемых командиром 3-й эскадрильи, майором Каверзиным, атаковали немецкий конвой, идущий  в порт Камыш-Бурун (восточный Крым, южнее города Керчь). Майор допустил роковую ошибку, снизившись в районе порта на высоту 30- 50 м. Порт был буквально нашпигован мелкокалиберной зенитной артиллерией, кроме того имелось две четырехорудийные батареи тяжелых зениток. Немцам даже не пришлось поднимать стволы своих зенитных пушек, чтобы сбить все восемь Ил-2. Причем один штурмовик угодил в столб воды, поднятый крупнокалиберным снарядом. Истребители сопровождения вернулись без потерь, в результате авторитет истребительной авиации на Черном море оказался подорванным. Командование устроило разбирательство, но пилоты сопровождения смогли доказать, что их вины в разыгравшейся трагедии не было.
В середине декабря 1943 года была сформирована скадовская группа, названная так по месту базирования (Херсонская область, Скадовский район). В задачу группы входило блокировка с воздуха немецкой 17-й Армии, отрезанной от основных сил в Крыму и разгром конвоев. Приказ предписывал для этого выделить в состав группы 10 A-20G из 36-го МТАП, 10 Пе-2 из 40 БАП, 25 Р-39 из 11-го ГИАП и 30 Ил-2 из 23-го ШАП.

Командиром группы назначили полковника В.И. Смирнова.
16-23 декабря 1943 года группу усилили 3 Boston’ами, 4 Ил-4, 9 Ил-2, 12 Пе-2 и 11 Р-39. Постепенно в состав группы целиком вошел 23-й ШАП, но этот процесс растянулся на долгое время и полностью завершился лишь 4 февраля 1944 года. В среднем, в составе действовало 60-90 машин, базировавшихся на трех аэродромах: Центральном, Восточном и Птаховском.
Первым налетом группы стал налет на конвой, формировавшийся в Одессе 29 декабря 1943 года. В атаке участвовали 12 Р-39,9 Пе-2 и 9 Ил-2, Советские самолеты потопили один транспорт и два баркаса.
12 января 1944 года группу усилили 2 A-20G, 5 Ил-2 и 2 Пе-2.
5 и 6 февраля в состав группы включили третью эскадрилью 11-го ГИАП, а также 4 Ил-2 и 1 A-20G. Затем группу еще усилили немного. К моменту своего расформирования, 30 марта 1944 года группа потопила 11 транспортов и 20 самоходных барж, сбив при этом 78 самолетов. Потери группы составили 6 Ил-4, 6 A-20G, 6 Пе-2, 8 Ил-2, 7 Р-39 и один разведывательный самолет.
С созданием Скадовской группы в 1943/44 годах немецкое судоходство на Черном море удалось существенно сократить. Эффективность налетов на конвои возросла после того, как летчики начали осваивать томпачтовый метод сброса бомб. Смысл приема заключался в том, что самолет летел едва не касаясь верхушек мачт (топмачт) вражеского корабля. Самолеты шли на высоте 15-30 м над уровнем моря с дистанцией 200-300 м. Поблизости от корабля сбрасывались бомбы, которые два-три раза рикошетировали от поверхности воды и попадали в борт корабля. По статистике с помощью топмачтового метода удавалось добиться двух попаданий из трех. Пилоты 13-го ГДБАП освоили данный прием в начале 1944 года.
31.01.44 черноморская авиация понесла тяжелую утрату. Погиб командир 2-й ГМТАД, генерал-майор H.А. Токарев. Самолеты 36-го МТАП провели неудачную атаку на конвой, шедший в Евпаторию. Рассерженный генерал-майор приказал командиру полка готовиться к повторному вылету. Однако к указанному сроку удалось подготовить только два A-20G, остальные 18 машин должны были быть готовы в течение часа. Поэтому на задание вылетели только два готовых Boston’а, один из которых пилотировал генерал. Их сопровождало восемь Р-39. Однако второй A-20G вскоре повернул назад из-за неисправности двигателя. В результате генерал-майор полетел один. Выйдя на цель, генерал с дистанции 600 метров и с высоты 40 метров положил торпеду, которая попала в один из транспортов. Однако в этот самый момент прицельная очередь зенитной пушки поразила торпедоносец. Генерал попытался посадить горящую машину на берег, но при посадке погиб вместе со всем экипажем.
10 мая 1944 г. утром транспорт (дизель-электроход) «Тейя» («Teja») после погрузки остатков отступающей германской армии в Севастополе направился по направлению к берегам Румынии. Уже находясь в достаточном удалении от Севастополя, транспорт подвергся беспощадной атаке со стороны советской авиации в рамках Крымской операции 1944 года. На борту транспорта находилось несколько тысяч эвакуируемых военнослужащих. После попадания шести авиабомб скорость судна упала до пяти узлов. Решающий удар был нанесен в 13-15 шестеркой «Бостонов» А20 топмачтовым методом. Попадание двух 100-килограммовых бомб в район ватерлинии не оставил немецкому транспорту ни единого шанса на спасение. В 15-30 . судно затонуло. Согласно разным версиям, на транспорте погибло от 500 до 4600 человек. Спаслось около 400 человек. По данным источников, точка гибели 43°35’N 32°35’Е , что в 127 км юго-западней мыса Херсонес.Глубина на месте гибели около 2000 метров. «Teja» — бывший венгерский теплоход «Magyar Tengeresz». Заказан в Венгрии Советским Союзом еще до войны. Спущен на воду в 1942 г. В связи с организованным немцами в Венгрии в марте 1944 г. военным переворотом, теплоход был конфискован и вошел в состав германского транспортного флота на Черном море. Вместимость: 2773 брт.
10 мая 1944 года транспорт (дизель-электроход) «Тотила» («Totila») подошел в район юго-западнее мыса Херсонес, для того чтобы снять с берега остатки отступающей из Крыма германской армии.

Утром транспорт подвергся беспощадной атаке со стороны советской авиации. «Totila», приняв на борт большое количество эвакуируемых, пыталась уйти. Получив попадание трех 100-килограммовых бомб, судно начало тонуть. Согласно сведениям из разных источников, на транспорте погибло от 200 до 3900 человек. Говоря об относительно небольшом количестве погибших, приводят тот факт, что удаленность от берега небольшая и многие спаслись вплавь (хотя не упоминают, что в мае температура воды здесь редко превышает 12 градусов). По данным источников, точка гибели 44°18’N 32°54’Е, что в 50 км от мыса Херсонес. Если принять во внимание описания этого боя советскими летчиками, судно пошло ко дну на расстоянии 2-7 миль от берега, поэтому ранее указанные координаты явно неправильны. Согласно данным гидролокации, на расстоянии 4-4,5 миль юго-западней мыса Херсонес находятся два затопленных объекта, по размерам схожие с транспортом «Totila». Координаты объекта №1 44°31.520’N 33°19.283’Е, глубина 97 метров, возвышение над грунтом 14 метров. Координаты объекта №2 44°30.556’N 33°21.302’E. Глубина 96 метров. Возвышение над грунтом 14 метров. С большой долей уверенности можно сказать, что один из этих объектов является транспортом «Totila». Totila (Тотила) — бывший венгерский теплоход «Magyar Vitez». Заказан в Венгрии Советским Союзом еще до войны. Спущен на воду в 1942 г. После организованного немцами в Венгрии в марте 1944 г. военного переворота теплоход был конфискован и вошел в состав германского транспортного флота на Черном море. Вместимость: 2773 брт.
По итогам «операции Черноморского флота на коммуникациях крымской группировки противника» морские летчики записали на свой счет 147 потопленных целей ( в том числе 53 транспорта)
(WWW.TELENIR.NET. Завершение Великой Отечественной войны на Черном море).
По изложенным в пункте 5.5.3. данным в целом со второй половины 1942 года по июнь 1944 года морская авиация ЧФ потопила 27 грузовых судов (80т.брт) и 25 боевых кораблей (БДБ,ТЩ, ТКА).

«….Если бы в дело (эвакуация немцев из Крыма в мае 1944 года) вмешался русский флот, из Крыма не выбрался бы больше ни один человек. Однако и здесь этот флот рассматривал себя прежде всего как вспомогательное оружие армии и не предпринимал самостоятельных действий, хотя, начиная с 1942 г. и особенно при отступлении немцев, ему не раз представлялись благоприятные случаи для нападения на немецко-румынские конвои.» (Интернет. ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Военная история ]— Руге Ф., Война на море….Черное море в 1942-44 годах.) Ф. Руге- бывший немецкий адмирал.

 
5.5.4. Воздушные бои с целью уничтожения вражеских самолетов

22.05.41 девять немецких бомбардировщиков попробовали нанести удар по Измаилу. На перехват вылетело несколько машин из 96-й ОИАЭ капитана А.И. Коробицына. В коротком бою советские пилоты сбили пять немецких машин. Две победы записал лейтенант М.С. Максимов, по одной капитан Коробицын и старший лейтенант Л.П. Борисов. Последнюю победу вместе одержали лейтенанты Б.В Маслов и А.А. Малиновский.
25.07.41 имел место первый таран на Черноморском флоте. В тот день на перехват одиночного He-111 вылетела с аэродрома Кача пара МиГ-3 из 32-го ИАП. Пилотировали истребители П. Телегин и Ю.М. Рыжов. Истребители нагнали немца и в бесплодных атаках расстреляли весь боекомплект. Несмотря на поврежденный двигатель Хенкель уверенно двигался за линию фронта. Тогда Рыжов решил идти на таран. Рыжов пропеллером снес хвостовое оперение бомбардировщика. Обе машины рухнули в воду, причем Хенкель сразу ушел на дно вместе с экипажем, а Рыжова подобрал случайно проплывавший мимо катер.
09.08.41 отряд Ju-88, сопровождаемый Bf-109, совершил налет на Одессу. Hа перехват вылетели три группы истребителей из 9-го ИАП, насчитывавшие 3,2 и 9 машин. Советская сторона заявила победу над тремя Юнкерсами и тремя Мессершмиттами, но в бою погибли три советских пилота: П. Колобко, Л. Данченко и Г. Лазарев.
29-30.08.41 в ночь К.Д. Денисов на И-1 б из 8-го ИАП сбил при свете луны Ju-88, обломки которого на следующий день выбросило море. В следующую ночь Денисов сбил Не-111, который также рухнул в море. В этот раз не все вышло гладко. В «ишачке» Денисова механики насчитали 21 дырку.
10 августа 1941 г транспортное судно «Курск», взяв в Николаеве на борт свыше двух тысяч женщин, детей и стариков, вышло из Днепровско-Бугского лимана и направилось к побережью Кавказа. На переходе транспорт, у которого не было никакого зенитного вооружения, прикрывали четыре И-15бис авиации ЧФ (ведущий младший лейтенант Б.Г. Черевко). Фашистские торпедоносцы и бомбардировщики активно действовали у побережья, выбирая для себя незащищенные цели. Три бомбардировщика Do.215a  заметили транспорт и направились к нему, чтобы нанести удар.

Истребители устремились наперерез фашистским самолетам. Черевко атаковал крайний «Дорнье-215»[8], а младший лейтенант В.Ф. Грек продублировал атаку своего ведущего и добил врага. Вторая пара взяла на себя другой бомбардировщик, который сбросил бомбы, не доходя до транспорта, и на бреющем полете пытался уйти от преследования. Третий «дорнье» настойчиво шел к цели. Черевко немедленно бросился в атаку. Однако на его самолете пулеметы молчали. Мужественный летчик, сблизившись на догоне, лопастями своего истребителя отрубил двухкилевой стабилизатор фашистского самолета. «Дорнье» опустил нос, перешел в штопор и, ударившись о воду, взорвался. Высокое летное мастерство, героизм и мужество летчиков прикрытия позволили отбить атаку самолетов врага и спасти пассажирский транспорт от гибели.  Однако, в последующем этот героизм не получил документального подтверждения. Советские пилоты заявили два сбитых DO-215. Однако по данным немецкой стороны, на Восточном фронте в то время не было ни одного Do.215, а только D.17Z, которые состояли на вооружении I. и III./KG 2, а также III./ KG 3. Кроме того Do.17Z тоже не могли стать жертвой советских истребителей, поскольку указанные части действовали совершенно на других участках фронта.
16.10.41 56 истребителей совершили 109 боевых вылетов для охраны морского конвоя из Одессы. В 23 вылетах пришлось вести бой. Наши летчики заявили 17 побед, еще три записали на свой счет зенитчики. Потери нашей стороны — 6 истребителей. «Морской Сборник» (октябрь, 1991 года) сообщает, что немцы потеряли только 8 машин.
03.05.42 9 ЛаГГ-3 и 2 Як-1 из 9-го ИАП завязали бой с группой Bf-109. Обе стороны потеряли по 3 машины. 10.08.42, когда бои уже перекинулись в район предгорий Кавказа, жаркие воздушные бои разгорались над Новороссийском. Немцы бросили на город 59 бомбардировщиков и 20 истребителей, в то время как советская сторона отправила на перехват машины 7-го и 62-го ИАП. Оба полка заявили 6 He-111 и 3 Bf-109, потеряв 2 ЛаГГ-3. Неожиданно разворачивался бой с участием младшего лейтенанта М. Борисова из 62-го ИАП. Он сбил один He-111, но и его ЛаГГ получил попадание. Падающий истребитель врезался в шедший рядом немецкий бомбардировщик, а разлетевшиеся обломки накрыли еще один немецкий бомбовоз. 23 года спустя Борисова посмертно представили к Золотой Звезде Героя.
23-24.04.43 в ночь К.Д. Денисов сбил на своем Р-40 один Ju-88, который рухнул в море возле берега в 24 км к северу от Поти.
24.05.43 началась одна из самых опасных операций черноморской авиации в воздухе. Дело в том, что в порту Батуми на якоре стоял танкер «Иосиф Сталин». Долгое время танкер не выпускали в море, поскольку немцы могли пустить танкер на дно. Но необходимость в бензине была столь велика, что танкер, погрузив 14000 тонн топлива на борт, вышел в направлении Туапсе. Танкер сопровождали девять кораблей и сверху непрерывно висели истребители. Воздушный зонт попеременно держали 44 истребителя из 7-го ИАП, 32-го ИАП и 30-го МРАП так, чтобы в воздухе одновременно находилось 4-8 машин. Немцы обнаружили конвой и дважды его атаковали: в порту Туапсе и во время обратного рейса, в ночь с 26 на 27 мая 1943 года. Однако все атаки немцев были отбиты. Немцы потеряли два самолета в порту и 6 во время второго налета. Всего советские самолеты совершили 174 вылета. Потерь летчики не понесли, танкер «Сталин» также остался невредимым.
06.10.43 большие потери понес Черноморский флот — немецкие пикировщики потопили отряд боевых кораблей (ОБК) в составе лидера «Харьков» и ЭМ «Беспощадный» и «Способный» (см. пункт 3.16.). ОБК вышел в поход ночью 5 октября, чтобы обстрелять порты Ялта и Феодосия. Два корректировщика ДБ-3 и Пе-2 управляли огнем. Корректировщиков прикрывали 4 истребителя, а ОБК  охраняли 8 истребителей. Около двух ночи немцы обнаружили советские корабли и уже не выпускали их из виду. В 07-00 появился очередной немецкий разведчик, который нашим истребителям удалось сбить. Видя, что немецкие летчики выпрыгнули с парашютом, командир ОБК отдал приказ выловить немцев. В результате он потерял время, и Ju-87 обнаружили ОБК. «Штуки» своего шанса не упустили, и сделав три захода отправили советские корабли на дно, несмотря на то, что их атаковали 9 советских истребителей!. Советские источники приводят неправдоподобные цифры, что в ходе налета немцы потеряли 8 самолетов, сбитых зенитчиками, и 14 машин, сбитых истребителями. Это тем более неправда, что в операции с немецкой стороны участвовали только машины 7-й эскадрильи StG 2, возглавляемые капитаном Губертом Пёльцем.
01.11.43 началась Керченско-Эльтигенская десантная операция. Бои длились целый день. Советские летчики заявили победы над 3 Bf-109 и 2 Ju-87 (11-й ГИАП и 25-й ИАП), а еще одного «мессера» записали на свой чет пилоты 214-й ИАД. Черноморская авиация потеряла 7 Ил-2 и 1 Як-1, главным образом в результате зенитного огня. На следующий день истребители прикрытия сбили 18 самолетов противника (13 — пилоты 25-го ИАП, 5 — пилоты 11-го ГИАП), но и советская авиация понесла ощутимые потери: 15 Ил-2, 2 Як-1 и 1 Як-9.
03.11.43 несмотря на плохую погоду, пилоты 11-го ГИАП записали на свой счет 2 Bf109 и Ju-87. Лейтенант Б.H. Володов таранил своим Ил-2 немецкий Ju-88.
22.11.43 четыре пилота из 11- го ГИАП перехватили две группы немецких самолетов и сбили 2 Ju-52, He-111 и Bu.133.

Вечером того же дня К.Д. Денисов на своем Р-39 сбил другую «редкую птицу» — Аг-196 (Arado). Выяснилось, что на штабном Arado летело несколько офицеров, при одном из которых оказались важные документы.
04.01.44 пилот 6-го ГИАП, лейтенант В.И. Воронов, находясь в отряде сопровождения, сбил одного Bf-109. Немец рухнул в районе Катерлез.
31.01.44 старший лейтенант В.И. Щербаков и младший лейтенант П.В. Карпунин из 11-го ГИАП, действуя в районе Евпатории в паре, сбили два Ju-52.
Советская сторона также понесла потери. В тот день не повезло асу шестого полка, капитану М. Грибу, который совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником.
12.02.44 те же полки на Як-9 и ЛаГГ-3 завязали 19 сражений и сбили 4 Ju-87 и 4 Bf-109. Командир 25-го ИАП одержал свою 19-ю победу, к командир 6-го гвардейского, М. Авдеев — свою 15-ю победу. За два дня оба полка потеряли в общей сложности более 10 машин. В тот же день один из пилотов заявил победу над Bf-109 с белым носом, что послужило почвой для очередной легенды, поскольку советские пропагандисты сразу решили, что сбитый самолет принадлежал части с названием «Белая Роза»! (название одной из эскадрилий Люфтваффе).
08.05.44 4 Як-9 из 6-го ГИАП завязали бой и сбили одного Bf-109. По дороге назад, советские истребители встретили одиночный Bv-138С-1 и сбили его.

10.05.44 пилот 6-го ГИАП лейтенант В.И. Воронов сбил Bf-109, вероятно принадлежавший полку ночных истребителей NJG 6.

 

 

 

5.5.5. Налёты морской авиации по наземным целям

26.07.41 состоялось боевое крещение «Звена-СПБ»[2], когда после ряда неудач обычных бомбардировщиков, безуспешно пытавшихся разбомбить Мост Карла I на Дунае, было решено использовать воздушные авианосцы, и для проверки было дано задание разбомбить «СПБ» нефтехранилище в Констанце. Задание было успешно выполнено — цель поражена без потерь, в ходе авиаудара, истребители — бомбардировщики отсоединились с грузом бомб от носителей на расстоянии 40 км от цели, и после поражения цели вернулись на аэродром в Одессе, где дозаправились и вернулись в Евпаторию своим ходом.

10.08.41 был совершён авиа налёт на основную цель — Мост Карла I на Дунае, через который помимо войск проходил так же и нефтяной трубопровод Плоешти-Констанца. Атаку «Звеньев» предваряли шесть Пе-2 из 40-го БАП (командиры И.Ю. Корзунов и В.А. Лобзов). Летчикам удалось добиться двух попаданий и незначительно повредить мост. Истребители И-16 дополнительно оснастили 95 литровым топливным баком, чтобы получить дополнительные 35 минут полёта. Атака производилась тремя носителями, но в одном из них случилась поломка, и он был вынужден вернуться назад, остальные выпустили истребители-бомбардировщики в 15 км от румынского берега. Истребители-бомбардировщики совершили успешную атаку в пике с высоты 1800 м и вернулись назад без потерь. Повторный авиарейд состоялся через два дня — 13 августа 1941, в это раз поломки носителей не было и транспортируемые истребители-бомбардировщики пилотировали капитан В. Шубиков, лейтенанты Б.М. Литвинчук и Б.И. Филимонов, а также младший лейтенант И.Ю. Каспаров. Каждый истребитель нес по две бомбы ФАБ-250, а также по навесному топливному баку емкостью 95 л, который удлинял время полета на 35 минут. И-16 отсоединились от бомбардировщиков на высоте 1700 м, а бомбы сбросили с 500-метровой высоты. Атака увенчалась успехом — были полностью разрушен один из пролетов моста и труба нефтепровода. Истребители, нанеся на обратном пути удар по румынской пехоте возле Сулины, вернулись назад без потерь.

04.09.41 был проведен налет на аэродром Заводское (Крым, Рядом с Симферополем). В 11-25 на операцию вылетели 6 Ил-2 из 18-го ШАП, 4 И-16 из 8-го ИАП, а также 10 И-153(«Чайка») и несколько Як-1. В воздухе над немецким аэродромом кружили шесть Bf-109, но штурмовики сделали боевой заход и уничтожили на земле 10 немецких самолетов. Немцам удалось сбить три советские машины.
22.09.41 черноморская авиация провела налет на аэродром в Чаплинке (Чаплинка-поселок городского типа, центр района, Расположена в 141 км к юго-востоку от Херсона). В налете участвовали 3 Ил-2 из 46-й ШАБ, 4 И-16 из 8-го ИАП, а также 3 И-153 и истребители прикрытия: 13 И-16 и 3 Як-1. Одновременно, удар по аэродрому в Аскания-Нова должны были провести авиационные части 51-й Армии. Трудности начались уже на подлете к цели. Армейские летчики опоздали, поэтому немцы смогли перебросить на помощь свои Bf-109. А И-16 и Як-1 просто не успели за Ил-2 и И-153, в результате штурмовики оказались легкой целью для немецких пилотов. Тем не менее, наши летчики смогли прорваться к аэродрому и уничтожить на земле 11 Не-111, которые кучно стояли на открытой местности. Тем временем немцы навязали бой и сбили 7 машин: Ил-2,6 И-16 и 1 И-15бис. Вскоре подоспели опоздавшие армейские ЛаГГи, которые отвлекли на себя немецкие истребители и сбили два «мессера».
22.10.41 два «Звена» (воздушные авианосцы) атаковали позиции немецкой дальнобойной артиллерии в Крыму. В это время 11 И-5[3] и И-153 («Чайка») в сопровождении 9 И-16 из 101-й ИАЭ и шести И-16 из 8-го ИАП ударили по скоплению немецких войск в районе Казак-Сарай.

В этом налете погиб А.В. Шубиков, командир эскадрильи И-16 СПБ, первый пилот черноморской авиации, получивший во время войны орден Ленина (вероятно Шубикова сбил Bf-109). В тот день черноморская авиация потеряла 8 машин, часть из которых в ходе указанного налета[4].
10.03.44 был совершен налет на аэродром Кульбакино в районе Николаева, поскольку на этом аэродроме воздушная разведка обнаружила 140 самолетов противника. Советские самолеты атаковали следующим образом. Первый отряд майора М.С. Лютого (5 Ил-2 из 23-го ШАП и 8 Р-39 из 11-го ГИАП) должен был подавить зенитные батареи. Второй отряд лейтенанта В.Р. Гаджиева (7 Ил-2 и 10 Р-39) атаковал стоящие на земле машины. Четыре Р-39 из 11-го ГИАП патрулировали воздух, связывая истребители противника. Hемцев врасплох застать не удалось, тем не менее на земле были уничтожены 8 машин, а еще 13 были сбиты в ходе воздушного боя. Потери советской стороны: 2 Ил-2 и 3 Р-39. Это был один из наиболее тщательно спланированных и удачно проведенных налетов, поэтому в свое время его включили в программу Академии ВМФ.

 
5.5.6. Налеты морской авиации на боевые корабли и суда в базах и разрушения портов

11.03.44 морские летчики провели два налета на порт Киик-Атлама, где базировались шесть торпедных катеров.

В первом налете участвовали 25 Ил-2 из 47-го ШАП, вооруженных 37-мм пушками, 16 Як-9 из 6-го ГИАп, а также 10 ЛаГГ-3 из 25-го ИАП. Во втором налете участвовали 24 Ил-2, 14 Яков и 12 ЛаГГов. Всего уничтожен один торпедный катер, причинены крупные повреждения 4 ТКА, 1 БДБ. Вызваны крупные пожары и взрывы на территории торпедного завода. Уничтожены батареи 1 ЗА и 1 МЗА. Произведено 5 воздушных боев. Истребители 25 ИАП сбили 3 Bf-109. Огнем ЗА повреждено 8 Ил-2. Ранен один воздушный стрелок. В 47 ШАП в обоих вылетах ведущим был лейтенант Ю.А. Акаев.
13.03.44 черноморцы совершили налет на порт Феодосию и стоящие там корабли и суда. В налете участвовали 30 Ил-2 из 47-го ШАП и 8-го ГШАП, а также 30 истребителей прикрытия. Илы 47-го полка несли 37-мм пушки — эту модификацию называли термином «спецштурмовики». Ошибки в навигации привели к тому, что самолеты не сразу вышли к цели, что дало немцам время подготовиться. В воздухе вилось около 20 Bf-109 и Fw-190, часть которых вступила в бой с истребителями сопровождения, а другая занялась охотой на Илы. Hемцам удалось сбить пять штурмовиков, а еще три «летающих танка» получили тяжелые повреждения. Еще один Ил сбили зенитчики. Советские летчики заявили 7 побед, из которых две пришлось на экипаж лейтенанта Ю. Акаева (один самолет сбил пилот, другой — стрелок-радист).

Однако цель не была достигнута и понесенные потери были достаточно ощутимы, чтобы с инспекцией в часть прибыл командующий ВВС ВМФ, генерал-подполковник С.Ф. Жаворонков и командующий ВВС ЧФ, генерал-лейтенант В.В. Ермаченков. Командиры полков и эскадрилий получили нагоняй за бестолковое планирование операции. Тем временем трагикомический характер приобрела одна операция, проведенная в тот же самый день. Все происходило так. Пара «мессеров» села на хвост разведывательному А-20, в то время как «мессерам» на хвост села четверка Як-9 из б-го ГИАП. Советские пилоты выжимали из своих самолетов все что только можно, но догнать немцев не могли. В результате А-20 был сбит. Его пилот совершил ошибку, поскольку гнал свой самолет, не давая возможности истребителям прикрытия догнать немцев. После этого события командир звена истребителей был отчислен из части за невыполнение боевого задания.
08.04.44 в Крымской операции[5] участвовали почти все силы черноморской авиации: 1-я МТАД, 13-я АДРБ, 11-я ШАД и 4-я ИАД, два отдельных полка и несколько эскадрилий. Летчики действовали как над морем, так и над сушей. 11 апреля 1944 года Ставка отправила приказ, чтобы морская авиация занималась только тем, что плывет и портами. Спустя всего пять дней, 16 апреля 1944 года на театре военных действий появились 9-й ИАП и 23-й ШАП. Задачей полков было подавить немецкое судоходство в устье Дуная. До завершения крымской операции (12 мая), авиация черноморского флота совершила 4506 боевых вылетов, уничтожая с лица земли остатки немецкой 17-й Армии. В ходе налетов было потоплено 65 кораблей и судов, а в воздухе советские летчики сбили 81 вражескую машину. Потери советских пилотов, главным образом в ходе воздушных сражений, составили 47 самолетов.
20.08.44 состоялся массированный налет на ВМБ и порт Констанцу. За полтора часа до основного удара отвлекающий налет проводили 10 A-20G из 30-го РАП в сопровождении 15 Р-40[6] из 7-го ИАП.

За три минуты до подлета основных сил из 13-й АДПБ над целью появились 20 А-20С из 13-го ГДБАП в сопровождении 24 Р-39 из 11-го ГИАП. Часть Boston’ов сбросила дымовые бомбы. Затем появилась группа Як-9 из 6-го ГИАП, которые сбили одиночный Bf-109. Затем подоспели основные силы: 59 Пе-2 из 40-го и 29-го БАП в сопровождении 29 Р-39 из 43-го ИАП и 32 Як-9 из 6-го ГИАП. В результате налета порт Констанцы был полностью разрушен, потери советской стороны составили 4 самолета, сбитых огнем зенитной артиллерии. Операция была хорошо проработана, о чем свидетельствовало несколько летающих лодок, патрулировавших указанные секторы и следивших за тем, чтобы всех приводнившихся летчиков подбирали спасатели. Еще три летающие лодки находились в резерве и стояли в боевой готовности в Севастополе.

 
5.5.7. Обеспечение воздушных десантов морской авиацией ЧФ

29.08.44 шесть пилотов 6-го ГИАП (ведущие: Воронов, Гриб, Локинский) получили приказ приземлиться на аэродроме Мамая, в 25 км от Констанцы, где была основная база румынских истребителей. Опасаясь, что румыны окажутся не слишком гостеприимны, за креслом каждого пилота посадили механика с ППШ. Однако румыны проявили благоразумие, и уже 30 августа в Мамая перебазировался весь 6-й гвардейский.
08.09.44 две Catalina’ы приняли на борт 60 солдат из 393-го отдельного батальона морской пехоты и в 16-40 вылетели в направлении Варны. Задачей десанта было захватить аэродром возле этого города. Задание было выполнено. Вскоре подобную операцию осуществили на озере в районе Бургаса. Сто солдат из 83-й бригады морской пехоты было переброшено на пяти Catalina’x.
Это была последняя воздушная десантная операция черноморской авиации и последняя операция на Черноморском морском фронте страны
04-11.02.45 одно из последних заданий черноморской авиации была защита участников Ялтинской конференции. Флот выделил для защиты Ялты пять полков, а ВВС — два полка. Днем над Ялтой кружило по 140-170 истребителей, а ночью — 48. Всего на боевом дежурстве находилось 119 пилотов, способных летать ночью.

 
5.5.8. Потери самолетов ЧФ, которые можно было избежать

13.10.41 был одним из самых трагичных дней черноморской авиации. Эскадрилья капитана Демченко проводила ночью в условиях плохой погоды перелет из Одессы в Крым. В неразберихе никто не удосужился предупредить аэродромную обслугу зажечь костры на ВПП. В результате посадки вслепую разбились четыре И-16 и два Як-1, а их пилоты погибли. Выскочив за границы посадочной полосы, разбился еще один Як1 и И-16. Причем Як врезался в крыло стоящего ТБ3. Однако оба пилота остались в живых.
17.05.42 раненный в бою сержант H.К. Чайка из 45-го ИАП, пытаясь посадить свой Як-1 на херсонесский аэродром, врезался во второй Як и погиб.
01.04.44 был сбит и совершил вынужденную посадку на воду заместитель командира 11-й ШАД, майор В. Жумбакис. Hа поиски майора отправили спасательный катер в сопровождении 6 Як-9 из 6-го ГИАП. Четверо летчиков были совсем зелеными, это был их первый боевой вылет. Их послали одних потому что надеялись, что в плохую погоду противник не встретится. Тем не менее в воздухе появилось звено Bf-109. В бой с «мессерами» вступила пара Воронов-Акулов. Им удалось сбить один «мессер». Тем не менее, желтые Bf-109 с коричневым камуфляжем и белыми носами сбили двух молодых пилотов: Селянкина и Леонтьева.


[1] Это был спланированный совместный удар ПЛ и морской авиацией ЧФ по вражескому конвою или нет – неизвестно.

[2] Проект «Звено» — авиационный проект, разрабатывавшийся в СССР в 1930-е — начале 1940-х годов инженером В.С. Вахмистровым, основывавшийся на использовании самолёта-носителя, несущего от одного до пяти истребителей для увеличения их радиуса действия (воздушный авианосец). Созданный по этому проекту комплекс «Звено-СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик) принял участие в первом периоде ВОВ.

[3] И-5: скорость 252км/ч; даль.пол. 660 км; потолок 7500м. 4х7,62 мм пулемета.

[4] Здесь настало время сказать, что общего между изящным пикировщиком Пе-2, овеянным славой побед Великой Отечественной войны, и маленьким истребителем-бипланом И-5. Оказывается, и тот и другой были созданы заключенными!  Шараги (конструкторские бюро за тюремными решетками), являлись изобретением далеким предшественником Берии В.Р.Менжинским, руководившем ОГПУ в конце 20-х годов. Тогда в связи с «Делом Промпартии» мощная волна репрессий обрушилась на специалистов старой школы, имевших вес и прочную репутацию в дореволюционной России. Их объявили «вредителями». Так попал за решетку Д.П.Григорович, который верой и правдой служил еще русскому флоту в первой мировой войне. Его «летающие лодки» состояли на вооружении красной авиации вплоть до 1926 г. Уже в советское время Григорович спроектировал истребитель И-2. Ярлык «вредитель» приклеили и Н.Н. Поликарпову, который был известен, как создатель истребителей И-1 и И-3, разведчиков Р-1, Р-5 и учебного биплана У-2. Его участь была еще тяжелее — конструктору грозил расстрел. Волею судьбы эти два человека стали лидерами необычного конструкторского бюро, созданного в ноябре 1929 г. в Бутырской тюрьме в Москве, где в последствии ими вместе с другими «врагами народа» и были созданы И-5 и Пе-2.

[5] Крымская операция 1944 года — наступательная операция советских войск с целью освобождения Крыма от немецких войск во время ВОВ. Проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года силами 4-го Украинского фронта и Отдельной Пиморской армиСоветская авиация в годы Великой Отечественной войныи во взаимодействии с ЧФ и Азовской военной флотилией.

[6] Всего в Советский Союз союзники отправили 2430 самолетов Р-40, но доставить из-за потерь в конвоях, удалось лишь 2097 машин.

[7] Посылать на войну необученных — значит предавать их. (Конфуций)

[8] Dornier (Дорнье) Do 17/Do 215 Предсерийный Do.17z был переименован в Do.215. Два самолета Do 215 в 1940 году были поставлены Германией в Советский Союз (в то время нашей союзницей).