Октябрь 1942 года
22 сентября 1942 года в 18-22 из Поти в свой последний боевой поход вышла подводная лодка М-118.
Согласно плану, к рассвету 25.09.1942 года «М-118» должна была прибыть в назначенную позицию (район мыса Бурнас- остров Федониси (Змеиный) и действовать в районе до 21-00 04.10.42., после чего следовать в базу, с прибытием в Поти в 06-00 06.10.42.
По данным противника холодным днем 1 октября 1942 г. подводная лодка торпедировала немецкий транспорт «Зальцбург» (год постройки -1921, вместимость: 1742 брт, водоизмещение 2257 т), которое следовало в составе конвоя «Южный», из Очакова в Сулину. Наше командование считает, что к этому причастна наша ПЛ «М-118» (командир капитан-лейтенант Сергей Степанович Савин), которая находясь в бухте Жебрияны, юго-восточнее озера Шаганы (см. рис. ниже). По немецким данным, на борту судна находился груз пустых бочек, 810 тонн угля. По другим данным в трюмах «Зальцбурга» перевозили 840 тонн марганцевой руды, груз пустых бочек, а так же порядка 2300 советских военнопленных и гражданских лиц. Согласно советским источникам на борту судна были также войска, техника и имущество из оккупированной Одессы и металлолом и неисправные боеприпасы.
После затопления «Зальцбурга» корабли охранения сумели спасти 16 немцев, 47 румын, 132 военнопленных, немногим удалось добраться вплавь до берега (всего до полудня 2 октября румынами было поднято из воды 42 военнопленных. В 20.00 в порт Сулина вошел болгарский пароход «Царь Фердинант», доставивший часть спасенных, в числе которых было 13 членов экипажа «Зальцбурга», 5 немцев артиллеристов-зенитчиков из расчета зенитной установки погибшего судна, 16 охранников и 133 военнопленных. В 23.00 спасательные работы завершены, катерными тральщиками «FR-1», «FR-3», «FR-9» и «FR-10» были доставлены в порт Бугаз еще 75 спасенных военнопленных). Погибло не менее 2080 советских пленных. Мы не вправе винить, что лодка погубила такое большое количество советских солдат. Командиру «Малютки» был дан приказ любыми способами уничтожать транспорты противника, а о грузе он, и не знал. Выходя в поход, до самого возвращения, связи с «большой землёй» лодка не имела. Если же предположить, что на «Зальцбурге» перевозились не просто пленные, а как утверждают некоторые историки хиви или остарбайтеры для работ в Европе (еще одна из малоизвестных страниц истории этой войны), тогда становится ясным равнодушие советских властей к ним (в СССР и хиви и остарбайтеры считались предателями Родины).
После того как подводная лодка торпедировала транспорт, по немецким данным, она в течение 2,5 часов отлеживалась на грунте. Противник так же считает, что после доклада гидроакустика командир подлодки решил, что погони не будет, и стал малым ходом уходить мористее на глубину. Он не знал, что над местом трагедии барражирует гидросамолет противника, который и заметил след взбаламученного ила от винтов подлодки. Самолет сбросил две авиабомбы, но попадания не зафиксировал. По радиосвязи были вызваны румынские канонерские лодки «Стихи» и «Гикулеску», которые сбросили 7 глубинных бомб.
На поверхность всплыли деревянные фрагменты и куски обмундирования. Румыны сбросили буй. На следующий день прибыли водолазы, но ничего не обнаружили. Часто во время войны, чтобы сбить противника с толку, наши подводники через торпедные аппараты выбрасывали старое обмундирование, куски дерева, сливали небольшое количество мазута. Противник, наблюдая якобы следы потопления подводной лодки, прекращал преследование и уходил на базу. Лодка же, отлежавшись на грунте пару часов, продолжала свою охоту. Хотелось бы верить, что так было и в тот раз, но факт один, лодка из того похода на базу не вернулась…
В период с 18-40 22.09.42г по 04.10.1942 из Штаба бригады ПЛ на борт подводной лодки «М-118» было отправлено пять радиограмм. Квитанций о получении радиограмм от «М-118» не было.
01-02.10.42 вероятно «М-118» погибла от
— подрыва на мине румынского минного заграждения S-32;
— глубинных бомб румынских канонерских лодок (днем 1 октября);
— атаки румынского гидросамолета Cant-501-Z, по другим данным немецким г/с Arado Ar 196 (утром 2 октября);
— подрыва на мине советского минного заграждения (выставленного в районе позиции еще в 1941 году или заграждения № 54 выставленного советской подводной лодкой — в случае навигационной ошибки);
— подрыва на плавающей мине в ходе перехода на позицию или возвращения (при выходе из строя рации и невозможности связи с базой);
— из-за отказа техники или ошибки личного состава.
Официальная версия гибели советской подводной лодки «М-118» звучит так — спустя два с половиной часа после атаки транспорта «Залцбург» подводная лодка была обнаружена обеспечивавшим противолодочное охранение конвоя румынским гидросамолетом Cant-501-Z. Самолет сбросил на лодку несколько глубинных бомб, а также навел на нее румынские канонерские лодки «STIHI» и «GHICULESCU» из состава эскорта конвоя. Эти корабли тоже атаковали лодку глубинными бомбами. Точность этих данных уже проверялась тольяттинским клубом аквалангистов «Нептун-ПРО», но погибшей лодки указанном районе обнаружить не удалось. Тем более, «Зальцбург» был потоплен в районе Жебриянской бухты. А через два с половиной часа после этого боя потопившая «Зальцбург» подводная лодка М-118 была уничтожена румынскими противолодочными силами у мыса Бурнас. Расстояния между этими двумя точками составляет 20 миль. Как же советская субмарина, развивающая в подводном положении максимум 7,8 узла, смогла преодолеть это расстояние, постоянно маневрируя курсом и скоростью уклоняясь от атак врага? В истории гибели «Зальцбурга» и ПЛ М-118 еще таится много вопросов.
21.10.42 официально исключена из списков флота.
24 июня 1996 года на здании пограничной заставы на мысе Бурнас были торжественно открыты 3 мемориальные доски. На центральной доске текст: «Экипажу подводной лодки М-118 погибшей 1.10.42 близ м.Бурнас», на находящихся ниже, правее и левее от первой указаны воинские звания, фамилия и инициалы всех черноморских подводников, погибших на борту М-118 в ее последнем боевом походе.