Октябрь 1942, Ладожская флотилия
Остров Сухо размером 90 на 60 метров был искусственно насыпан в XV||| веке на отмели в южной части Ладожского озера для установки маяка. Когда царь Пётр 1 путешествовал по Ладожскому озеру, то его корабль сел на мель посередине Ладоги. Пётр воскликнул: « здесь же сухо» и повелел возить на это место камни и насыпать островок. Впоследствии на острове построили небольшую гавань, а в 1825 году маяк. Существующий ныне кирпичный маяк был построен в 1891г. Во время Великой Отечественной войны остров занимал важную тактическую позицию и позволял контролировать обширный район южной части Ладожского озера. Для прикрытия входа в Волховскую губу и Новую Ладогу, где находилась главная база нашей Ладожской флотилии, на острове оборудовали сигнально-наблюдательный пост, радиостанцию
и были установлены 3-и 100-мм пушки противокатерной обороны и 3 пулемета. Гарнизон острова насчитывал 90 человек. Кроме артиллерии и пулеметов, планировалось создать противодесантную оборону, проволочные заграждения, оборудование огневых точек и минирование подступов к острову. Однако к октябрю 1942 года этого еще не было сделано.
Немецкое командование предприняло против о. Сухо специальную операцию под кодовым названием «Бразиль». Первоначально операция была намечена на 13 октября, но затем перенесена на 22 октября 1942 г. Предпринимая операцию против о. Сухо, вражеское командование планировало разрушение маяка и радиостанции, уничтожение артиллерийской батареи, овладение кодами и шифрами и минирование подходов к острову. Достижение противником этих целей несомненно затруднило бы наши перевозки, особенно по большой трассе (Волховская губа – Невская губа).
Для осуществления операции против о. Сухо противник выделил почти всю флотилию судов понтонного типа и десантный отряд, насчитывавший более 100 человек. В составе флотилии имелось: семь тяжелых десантных барж и быстроходных десантных барж (БДБ) типа «Зибель», четыре легких, три транспортных, одна штабная, одна санитарная десантные баржи[2], семь десантных катеров — всего 38 вымпелов. На 38-ми судах противник имел: 86-88 мм пушек — 21, 37 мм пушек — 9, 20 мм пулеметов — 135. Обеспечивать действия судов и десанта должны были около 15 самолетов, немецкие, итальянские и финские катера.
В ночь на 9 октября 1942 года вражеская флотилия при поддержке 4-х итальянских торпедных катеров, имея на борту отряд специального назначения численностью 100 человек, вышла курсом на остров Сухо, но к утру, усомнившись в правильном определении своего местоположения, возвратилась на маневровую базу в Сортанлахти (бухта Владимировская[1]).
В ночь на 22 октября была предпринята новая попытка. С 18 по 21 октября из-за штормовых условий на Ладоге наша авиация разведки озера не проводила. Пользуясь этим, а также низкой облачностью, шквальным ветром с дождем и снегом, противник утром 22 октября скрыто подошел к о. Сухо.
Ладожская военная флотилия за час до этого закончила учение по отражению десанта противника на западное побережье Ладожского озера, и ее основные силы располагались в местах своей постоянной дислокации.
В главной базе флотилии (Новая Ладога) находился отряд кораблей: канонерская лодка «Нора», три катера «МО» (№ 201, 205 и 206) и три тральщика (№ 37, 126, 127) под командованием капитана 3-го ранга П. А. Куриата. В бухте Морье базировался другой отряд (канонерские лодки «Вира» и «Селемджа» и два торпедных катера — № 61 и 81) под командованием капитана 1-го ранга Н. Ю. Озаровского. Здесь же находился резерв командующего флотилией из двух канонерских лодок — «Шексна» и «Бурея», одного торпедного катера и группы катеров (два катера «МО» — № 198 и 214 и два бронекатера — № 99 и 100) под командованием старшего лейтенанта Н. П. Епихина. К сожалению, в начале сентября 1942 года погиб флагман флотилии СКР «Пурга»[4]
22.10.42 Около 07-00 сигнальщики о. Сухо обнаружили на западе большое число кораблей, шедших под прикрытием самолетов.
07-10 корабли противника перестроились для высадки десанта.
Впереди строем фронта шли десантные катера, а за ними — десантные баржи. Через несколько минут вражеские корабли открыли по острову интенсивный артиллерийско-пулеметный огонь, в результате которого сразу же было сбито антенное устройство радиостанции, что лишило возможности командование гарнизона острова донести в штаб флотилии о появлении противника. Сторожевой катер «МО-171» (командир старший лейтенант В. И. Ковалевский) и тральщик «ТЩ-100» (командир старший лейтенант П. К. Каргин), находившиеся в дозоре восточнее и южнее о. Сухо, обнаружив корабли противника, открыли по ним артиллерийский огонь и донесли об этом в штаб Ладожской флотилии. Командир МО-171, маневрируя под огнём девяти вражеских судов, поставил дымзавесу, прикрывая тихоходный Т-100, и продолжал стрельбу по вражеским кораблям и самолетам. МО-171 сбил самолёт.
В 07-17 открыла огонь береговая батарея. Первыми же залпами были подбиты 3 десантные баржи, а дозорные корабли уничтожили десантный катер и повредили 2 десантных судна.
Тем временем артиллерийским огнем противника на острове были выведены из строя командный пункт батареи и дальномерный пост, были ранены многие его защитники, в том числе командир батареи старший лейтенант И. К. Гусев. Однако артиллерийская батарея острова продолжала вести эффективный огонь по вражеским кораблям.
Около 08-00 часов самолеты противника нанесли по о. Сухо бомбовый удар. Сразу после этого его катера и надувные лодки подошли к острову и под ружейным огнем его гарнизона начали высадку десанта. Противнику удалось высадить на остров 50–70 человек с ручным пулеметом, автоматами и гранатами. Борьба приняла исключительно ожесточенный характер и доходила до рукопашных схваток.
Враг захватил было два орудия, но в результате контратаки был отброшен нашими бойцами.
В 09-00 по вражеским десантным судам нанесла удар наша авиация. Под натиском гарнизона острова противник стал отходить к лодкам и катерам.
В 09-20 десант противника был полностью выбит с острова и его флотилия полным ходом направилась на северо-запад.
В бои за остров командир батареи и гарнизона старший лейтенант Гусев Иван Константинович проявил храбрость, стойкость. Имея четыре ранения, истекая кровью, появлялся там, где трудно было бойцам, умело ими командовал, из автомата и пистолета в упор расстреливал врагов. После пятого тяжелого ранения, теряя сознание, Гусев упал. Руководство боем принял старшина батареи Мартынов…
В течение двух часов, до подхода кораблей поддержки из Новой Ладоги, ТЩ-100 вел бой с кораблями противника. Выпустил по вражеским кораблям 400 снарядов. Командир тральщика Каргин показал блестящее мастерство ведения боя, исключительную смелость и настойчивость в бою.
09-30 в бой вступили три сторожевых катера («МО-201», «МО-205» и «МО-206»), высланных из Новой Ладоги капитаном 3-го ранга П. А. Куриатом с целью сковать силы противника до подхода канонерских лодк и тральщиков.
11-00 в соприкосновение с вражеской флотилией вступили остальные корабли Новоладожского отряда и катера группы старшего лейтенанта Н. П. Епихина из Морье.
12-00 в бой вступил отряд кораблей, подошедших из бухты Морье в составе канонерских лодок «Вира» и «Селемджа»[3] под командованием капитана 1-го ранга Н. Ю. Озаровского, которые повредили десантную баржу и десантный катер.
16-00, получив повреждения, канлодки «Вира» и «Селемджа» прекратили преследование противника.
В результате в этом сражении с вражеским десантом корабли Ладожской флотилии добились основательного разгрома вражеского десанта. Авиация флотилии произвела свыше 200 самолетовылетов. В итоге из 38-ми вражеских судов, принимавших участие в десанте, было потеряно либо повреждено 19. Сбиты 15 вражеских самолетов. Наши потери составили 6 самолетов. В корабельном составе потерь не было, но многие корабли были повреждены. Имелись значительные потери в личном составе. Одна поврежденная из германских БДБ типа «Зибель» была пленена, отремонтирована и под названием ДБ-51 зачислена в состав Ладожской военной флотилии.
Однако, в действиях всех сил Ладожской флотилии допущена раздробленность усилий, что не позволило добиться больших успехов, а возможно тех же, но при меньших потерях в личном составе и меньших повреждений наших кораблей. А ведь только что закончилось учение флотилии по отражению возможного вражеского десанта. А может быть, это учение надо было проводить по месту не на западном побережье Ладожского озера, а в районе острова Сухо? Тем более, что после этого боя немецкое командование до конца войны больше не предпринимало активных действий на Ладожском озере. Конечно, это связано с предвидением, которое, как известно, основывается на расчетах, имеются в виду методы исследования операций, которые появились и активно применялись во время второй мировой войны, но, к сожалению, не у нас.
[1] В начале войны Главная база флотилии находилась в Сортанлахти, тыловая — в Шлиссельбурге. В связи с тем, что 28 августа 1941 года противник вышел на левый берег Невы в районе Ивановских порогов, операционную базу флотилии перенесли из Сортанлахти в Шлиссельбург. 8 сентября 1941 года германские войска захватили Шлиссельбург, и железнодорожная связь Ленинграда со страной окончательно прекратилась. Так началась знаменитая блокада Ленинграда. Главная база флотилии перенесена в Новую Ладогу. От Сартанлахти до Новой Ладоги по озеру 92 мили.
[2] Десантные суда понтонного типа представляли собой паром-катамаран, состоявший из двух стальных барж, соединенных деревянной платформой. Понтоны десантных барж монтировались из отдельных разборных секций, которые в разобранном виде было удобно перевозить как по железной дороге, так и автотранспортом. Сборка таких барж являлась довольно простым делом, не требовавшим специально оборудованных мастерских, она заключалась в основном в навинчивании гаек на болты, соединявшие отдельные части судна. Боевая рубка и отдельные части судна имели легкую броню толщиной 10 мм. Тяжелые десантные баржи были вооружены тремя 88-мм орудиями и двумя 20-мм автоматами. На легких десантных баржах стояли два 20-мм автомата и одна 37-мм пушка. Транспортные, санитарные и штабные десантные баржи вооружались одной 37-мм пушкой.
[3] Канонерские лодки «Вира» (по другим данным в бою у острова Сухо участвовала однотипная канлодка «Бира») и «Селемджа» и другие раньше были грунтовозными шаландами Балтехфлота Спецгидростроя НКВД, построенные в 1939-1941 годах в Гамбурге. Тоннаж 1100 т, размеры: 59,5 х 11,9 х 3,6 м, бронирование; борт — 100 мм (цитадель); боевая рубка, крыша — 12 мм, боковые стенки — 12 мм, скорость 9,5 узлов (17,6 км/ч), С началом войны мобилизованы и переоборудованы в канонерские лодки
. До 1943 года вооружение : главный калибр 3 (2) × 1 х 100-мм : зенитные орудия 3 × 1 х 45-мм, 2 × 1 х 37-мм, 1 × 1 х 20-мм (германское), 4 × 12,7-мм пулемёта ДШК. Экипаж 100 человек.
В период блокады судьба Ленинграда зависела от Ладожской военной флотилии. В сложившейся ситуации организация перевозок была весьма сложной: со станции Волховстрой вагоны подавались на пристань Гостинополье. Оттуда грузы по Волхову доставляли на речных баржах в Новую Ладогу, где перегружали на озерные баржи, следовавшие в Осиновец на западном берегу озера. Здесь совершалась еще одна перевалка — из барж в вагоны для доставки в Ленинград. 12 сентября 1941 года в Осиновец прибыли две баржи, доставившие 800 тонн зерна. Это был первый рейс с грузами для осажденного города. В тот же день сторожевой корабль «Пурга» (флагман Ладожской военной флотилии. См. пункт 7.2.14., СКР «Туча») доставил в Осиновец 60 тонн боеприпасов.
Перевозки по озеру проходили в неимоверно трудных условиях. Ладога, тихая и безобидная в ясную погоду, осенью становится неузнаваемой: ветер порой достигает силы 10 баллов, поднимая огромные волны, опасные даже для судов озерного типа. Для перевозок по озеру в спешном порядке были собраны все суда, какие только можно было собрать.
Всего за осеннюю навигацию 1941 года на восточный берег Ладожского озера было доставлено более 20000 солдат и офицеров, а из Ленинграда эвакуировано более 33500 человек. На западный берег Ладожского озера было перевезено около 60 тысяч тонн различных грузов, в том числе 4500 винтовок, 1000 пулеметов, около 10000 снарядов и прочее вооружение.
31 августа 1942 года командир сторожевика Иван Горовой получил приказ — обеспечить артподготовку левого берега Ладоги для проведения Синявенской операции. СКР «Пурга» прибыл в указанный район. Провел в указанном квадрате стрельбы и ушел в район банки Железница на ночевку. Утром 1 сентября корабль вышел обратно, взяв курс на Осиновец, но через полчаса хода СКР «Пурга» был атакован «юнкерсами». Две мощные авиационные бомбы взорвались у бортов, а третья угодила в центральную часть палубы, взорвавшись которая, практически расколола корабль на две части. За несколько минут гергичеякий сторожевик скрылся под водой, унеся с собой жизнь одиннадцати членов экипажа. Выживших подобрала канонерская лодка «Нора».