6.8. Героический подвиг парохода «Александр Сибиряков»

Август 1942, Северный Флот

Карта

25 августа 1942 года ледокольный пароход Главного управления Северного морского пути (ГУСМП), находящийся в оперативном подчинении Беломорской военной флотилии, «Александр Сибиряков»» шел от Диксона с оборудованием и персоналом для новой полярной станции на Северной Земле.

К вечеру 18 августа ТРК «Адмирал Шеер» вошел в Карское море. Здесь крейсер встретился с субмариной U 601, получил самые свежие данные о состоянии льдов и утром 19 августа продолжил путь к острову Уединения. В течение всего дня бортовой гидросамолет «Арадо» находился в воздухе, главным образом решая задачи ледовой разведки. Вечером 20 августа крейсер отправился к побережью Таймыра, чтобы выйти к проливу Вилькицкого.
21 августа, когда «Шеер» преодолевал рыхлый лед, поступило сообщение от самолета-разведчика об обнаружении долгожданного каравана. . Согласно донесению, в него входило 9 пароходов и двухтрубный ледокол. Суда находились всего в 100 километрах от крейсера, к востоку от острова Мона, и двигались встречным, якобы юго-западным, курсом. Это были корабли 3-го арктического конвоя — 8 транспортов 3-х танкеров и 2-х ледоколов, шедших из Архангельска на Дальний Восток и в США. Никакой охраны в Карском море караван не имел и мог стать легкой добычей немцев ( «Адмирал Шеер»). Однако «Шеер» упустил свой шанс — разведчик передал, что экспедиция идет на юго-восток, тогда как на самом деле суда двигались в восточном направлении. На крейсере решили дождаться караван в районе «Банки Ермака», но напрасно — ни 21, ни 22 августа советские суда там так и не появились. Капитан «Шеера» заподозрил неладное и приказал продолжить путь на восток. Однако время было упущено — конвой успел удалиться на значительное расстояние. Быстро двигаться крейсеру мешали плотный поток льда и туман, видимость не превышала 100 метров. Благодаря радиоперехвату немцам вскоре удалось установить координаты советского каравана, но его спас лед. 24 августа вблизи острова Русский ледокол «Шеер» попал в ледяной плен. «Мы не знали, что делать, кругом было белое поле, большие куски льда давили на крейсер, мы ждали, что он вот-вот треснет, как скорлупа», — вспоминал один из немецких моряков.
Помогла «Шееру» только перемена ветра, что позволили ему выйти на рыхлый лед и даже продолжить преследование советского конвоя. Однако сколь либо значимой скорости достигнуть не получилось — иногда тяжелый корабль преодолевал за час всего два километра.

Утром 25 августа «Адмирал Шеер» утратил «дальнее зрение» — вернувшийся с разведки гидросамолет «Арадо» неудачно сел на воду и был разбит. Его пришлось расстрелять буквально в щепы из зенитной пушки. Всего за 5 дней операции в Карском море «Арадо» совершил 11 вылетов. Происшествие с самолетом убедило немецкого капитана в том, что продолжать погоню нет никакого смысла, и он повернул крейсер в обратном направлении — на запад, к Диксону.
В 11 часов тяжелый корабль прошел архипелаг Норденшельда и приблизился к району острова Белуха. И здесь «Шеер» встретил свою первую добычу — ледокольный пароход Главного управления Северного морского пути «Александр Сибиряков». Далее излгаем события со стороны «Сибирякова».
25.08.42 в 13-00 по пути следования парохода в районе острова Белуха был обнаружен крупный военный корабль. (см. пункты 1.4.1., 6.7., 6.9.).

Эта авария, очевидно, доказала командиру рейдера, что удача явно не на его стороне, после чего из-за плотного льда он потерял надежду догнать 3-й арктический конвой и повернул в обратном направлении.
Отход на запад удалось осуществить на значительно большей скорости. Уже к 11-00 крейсер прошел архипелаг Норденшельда и приблизился к острову Белуха. Здесь с «Шеера» заметили неизвестное советское судно, которое, как выяснилось впоследствии, было вооруженным ледокольным пароходом «Александр Сибиряков» (1384 брт).

Неравный бой «Сибирякова» с «Шеером» стал одной из легендарных, героических страниц на Северном морском фронте страны в Великой Отечественной войне. О нем написано немало страниц. Здесь мы попытаемся сделать некоторое обобщение всех имеющихся источников на базе материала Мирослава Морозова (Интернет. Операция Вундерланд).

Во- первых, можно утверждать, что когда в 13-17 с борта «Сибирякова» заметили неизвестный военный корабль, командир судна старший лейтенант Анатолий Алексеевич Качарава не располагал никакой предварительной информацией[1]). Его умение самостоятельно и верно разобраться в сложной обстановке только увеличивает уважение к подвигу командира и экипажа парохода.
Для командира «Шеера» акция против одиночного советского старого судна добавляло мало лавров к венцу кригсмарине. Другое дело захватить на судне данные о ледовой обстановке, движении конвоев, шифроматериалы и т.п. Поэтому он решил для начала, попытаться получить их обманным путем.

«Шеер» развернулся на Сибирякова носом, чтобы скрыть характерный «профиль», и поднял американский флаг. Спустя 10 минут после взаимного обнаружения с борта рейдера по-русски просемафорили первый вопрос: «Кто вы, куда вы направляетесь, подойдите ближе»
Диалог между двумя кораблями продолжался около 20 минут. Очевидно, на «Сибирякове» не сразу поняли, что перед ними вражеский корабль. Однако, Качараву насторожили излишне назойливые расспросы о состоянии льдов. Не исключено, что крейсер выдало плохое знание русского языка. В 13-38, когда с «Сибирякова» запросили название встреченного корабля, в ответ, вместо просигналенного «Тускалуза» (немцы знали о нахождении этого американского тяжелого крейсера в Баренцевом море из данных радиоперехвата[2]) на «Сибирякове» удалось разобрать «Сисиама»! Корабль под американским флагом с японским названием не мог не насторожить советского человека, воспитанного в духе бдительности. Не мешкая, Качарава приказал увеличить ход до максимального и повернул к берегу, до которого (о. Белуха) было около 10 миль. Спустя несколько минут в эфир открытым текстом понеслась радиограмма:

"Вижу неизвестный вспомогательный крейсер, который запрашивает обстановку "

Услышав, что пароход вышел в эфир, немцы немедленно начали ставить помехи и просемафорили требование прекратить передачу. Ответа с советского парохода они не получили. Спустя мгновения в 13-45 грянул первый залп из 280 мм орудий первой башни.
Начался неравный бой. Практически не надеясь на попадание в корабль противника, артиллеристы Сибирякова, руководимые младшим лейтенантом С.Ф. Никифоренко, открыли ответный огонь. Одновременно Качарава приказал поставить дымовую завесу, которая на некоторое время довольно хорошо прикрыла судно. Меендсен-Болькен вел стрельбу с немецкой аккуратностью и экономностью. За 43 минуты он произвел лишь шесть залпов, половина из которых производилась только носовой башней.
В 13-45 с «Сибирякова» отправили радиограмму:

"Началась канонада, ждите"

и почти сразу вслед за ней

"Нас обстреливают"

. Спустя 4 минуты это сообщение повторили. Оно стало последним, принятым советскими радиостанциями.
«Шееру» удалось надежно заглушить волну, а через несколько минут вторым залпом «карманный» линкор добился попадания.
Достоверно известно, что уже после первых попаданий пароход потерял ход и получил подводные пробоины в носовой части. От осколков загорелись находившиеся на палубе бочки с бензином. По показаниям спасшегося радиста А. Шершавина в 14-05 с парохода передали в эфир последнюю радиограмму:

"Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте"

. К этому времени Качарава был уже ранен, и надежд на спасение корабля не осталось.
Примерно в 14-28 крейсер прекратил огонь, выпустив в общей сложности 27 тяжелых снарядов и добившись четырех попаданий. За время боя он приблизился к «Сибирякову» на расстояние 22 кабельтовых.
Несмотря на фатальные повреждения советское судно все еще продолжало вести огонь из кормовой пушки! Мужество, с которым экипаж парохода принял бой, отмечено практически во всех зарубежных исследованиях. И члены экипажа, и военные моряки, и пассажиры, направлявшиеся на зимовку, — все проявили мужество в смертельной схватке с врагом. Самоотверженно помогала раненым молодой врач Валентина Черноус. До последнего сокрушительного удара по радиорубке оставался на посту радист Анатолий Шаршавин.
В 14-05 связь с пароходом оборвалась. Вскоре он затонул. Это было 18-е погубленное фашистским рейдером практически беззащитное судно. Только 20 минут смог противостоять слабо вооруженный пароход тяжелому крейсеру.
С «Шеера» спустили катер для того, чтобы подобрать оказавшихся в воде советских моряков. По германским данным, большинство из оказавшихся в воде отказались от спасения — из 104 членов команды немцы подобрали лишь 22 человека, в т.ч. и раненного командира, в основном из единственной уцелевшей шлюпки. В бою и студеной воде погибли 85 моряков и полярников.
Впоследствии 13 человек из 22-х плененных, в том числе и А.А. Качарава, разными путями вернулись на Родину. Оказавший сопротивление моряк Н. Матвеев был застрелен в шлюпке. Еще одному кочегару П.И. Вавилову удалось избежать плена. Оказавшись в ледяной воде, Вавилов заметил вельбот и взобрался на него. На нем он добрался до скалистого острова Белуха.

36 суток прожил Вавилов на необитаемом арктическом острове, питаясь лишь случайно оказавшимися в вельботе отрубями и греясь у костра. В огонь пошло суденышко, спасшее ему жизнь и другое имущество, выброшенное на берег с затонувшего корабля. Только 29 сентября 1942 года костер на острове заметил известный полярный летчик, Герой Советского Союза Иван Иванович Черевичный и на своем гидросамолете эвакуировал кочегара с Белухи. Впоследствии член экипажа парохода «Александр Сибиряков» Павел Вавилов был награжден медалью Нахимова.
Нет смысла приукрашивать геройство командира и экипажа «Сибирякова». Анатолий Алексеевич Качарава и его команда совершили настоящий подвиг, выполнили свой воинский долг. Он не нуждается в приукрашивании, и бесспорно заключается в двух вещах. Во-первых, не побоявшись гибели, капитан вышел в эфир и тем самым предоставил бесценные сведения о присутствии в районе, считавшемся до этого времени совершенно безопасным, очень опасного надводного корабля противника. Во-вторых, «Сибиряков» принял неравный бой, а его флаг так и остался не спущен.
Поступок Качаравы вполне сопоставим с широко известными за рубежом подвигами командиров британского эсминца «Глоууорм» (Джерард Б. Руп, см. Интернет.) и вспомогательного крейсера «Джервис Бей» (Эдвард С. Ф. Фиджен, см. Интернет. ИГОРЬ БУНИЧ :: ПИРАТЫ ФЮРЕРА :: Электронная библиотека Грамотей ). Оба офицера флота Его Величества, не спустили флага перед сильным противником и ценой своей гибели атаковали его, получили высшие военные награды Великобритании — Крест Виктории (всего 24 награждения Крестом Виктории в Royal Navy за всю 2-ю Мировую войну).
«Сибиряков» так же ценой своей гибели раскрыл тайну немецкой операции «Вундерланд» в Карском море. В море Лаптевых перед проливом Велькицкого остановились и сохранились корабли экспедиции особого назначения (ЭОН-18)) и 3-го арктического конвоя — все это спасло десятки судов, в том числе три крупных боевых корабля и сотни людей от грозившей им опасности.

 
В 1965 году координаты гибели ледокольного парохода «Александр Сибиряков» Широта 76°12´ сев., долгота 91°30´ вост. объявлены местом боевой славы и его имя было присвоено новому ледоколу. Без малого семь десятилетий прошло со времени подвига северного «Варяга» и его экипажа. Сегодня все корабли, идущие по Севморпутив в районе острова Белуха, в память об этом подвиге дают долгий гудок и приспускают флаг.

 


[1] 24 августа крейсерский самолет «Арадо» «засветился» перед специалистами полярной станции на острове Гейберга (архипелаг Норденшельда), о чем своевременно сообщили в адрес штаба морских операций в западном секторе Арктики. Полярники достаточно точно описали внешний вид самолета, который не мог соответствовать ни одному советскому. Однако никакой реакции со стороны военных не было (Интернет.Стратегическая оборона. 1941—1942 гг. Подвиг в Арктике.).
[2] После разгрома конвоя PQ-17 британское Адмиралтейство категорически отказалось вести конвои в Северную Россию в светлое время суток. Русским сообщили, что на это время поставки будут направляться через Персидский залив. Сталин резко критиковал это решение и потребовал от Вашингтона срочно доставить авиационный бензин, боеприпасы, которых уже не хватало, и электронику. Правительство США приказало флоту доставить эти грузы в Россию. Для этого было сформировано специальное оперативное соединение из тяжелого крейсера «Тускалуза» (капитан 1 ранга Н.Ч. Джиллет) и эсминцев «Эммонс» (капитан-лейтенант Т.Ч. Раган) и «Родмен» (капитан-лейтенант У.Г. Мишле). 12 августа 1942 года «Тускалуза» приняла на борт около 300 тонн, а эсминцы приняли каждый по 39 тонн груза для ВВС и электронику. 19 августа «Тускалуза» и эсминцы прибыли в Сейдис-фиорд (Исландия). Там к ним присоединился британский эсминец «Онслоу» с английским стационарным госпиталем и 120-ю человек технического и медицинского персонала на борту (от госпиталя, как потом выяснилось, Сталин отказался), и вечером соединение снова вышло в море, направляясь в Кольский залив. Переход через Баренцево море прошел спокойно. Туманная погода укрывала корабли, одновременно вынудив самолеты Люфтваффе сидеть на земле. Никаких подводных лодок. Никаких «тирпицев». 22 августа соединение прибыло в Кольский залив и выгрузило груз.
24 августа 1942 г. старший офицер военной миссии Великобритании в Архангельске капитан 1 ранга Монд сообщил командованию Северного флота, что по сведениям английской разведки несколько дней назад германский ТКР «Адмирал Шеер» покинул Вест-фьорд в Норвегии, скрылся в неизвестном направлении и обнаружить его пока не удалось» (из воспоминаний адмирала Николая Кузнецова). Поиски «Шера» поручались, находяшемуся в Кольском заливе тяжелому крейсеру «Тускалуза» со свитой из пяти эсминцев. Однако советское командование не выразило особой заинтересованности в американской эскадре у своих берегов и разрешило американским кораблям перед самым уходом из Кольского залива принять участие в арт. поддержке русского диверсионного десанта на мыс Пикшуев в Мотовском заливе, после чего 28 августа 1942 года «Тускалуза» с эсминцами благополучно прибыло в Сейдис-фиорд (город-порт и община в Исландии). (Интернет. Ольга Тонина. Александр Афанасьев. Война в Арктике. 1942 год. Операция «Вундерланд»,Стратегическая оборона. 1941—1942 гг. Подвиг в Арктике.).