Ноябрь 1941 — август 1942
Карта Yandex
Карта Google
Ниже используется материал из Интернет. ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Проза ]—Хорьков Гелий Иванович, «Морские были» при некотором сокращении.
26 августа 1941 года после долгостроя без приемочных испытаний новенький, но угольный ледокол «А. Микоян», отошел от достроечной стенки завода Марти в Николаеве в Севастополь под залпы артиллерийских орудий зенитных батарей судостроительного завода, отражавших яростные атаки фашистских бомбардировщиков. Капитаном ледокола был опытный военный моряк, капитан 2-го ранга С. М. Сергеев[1]. Риск оказался оправданным: ценный ледокол «А. Микоян» благодаря искусному маневрированию в Бугском лимане в районе Николаева был спасен от попаданий бомб.
В Севастополе на ледокол установили пять орудий калибра 130 мм, четыре зенитки калибра 76 мм и четыре пулемета. По окончании переоборудования ледокол «А. Микоян» зачислили в состав ВМФ в ранге вспомогательного крейсера и укомплектовали соответствующим штатом военных специалистов. Не менее ценным пополнением для личного состава вспомогательного крейсера стал часть рабочих сдаточных команд завода имени А. Марти, пожелавших, как мобилизованные из запаса служить на «своем» корабле.
В начале сентября 1941 года вспомогательный крейсер «А. Микоян» приказом командующего Черноморским флотом был включен в отряд кораблем северо-западного района Черного моря, который в составе: крейсера «Коминтерн» , эсминцев «Незаможник» и «Шаумян», дивизиона канлодок и других кораблей предназначался для оказания огневой поддержки защитникам Одессы. Вспомогательный крейсер сразу же приступил к боевой работе. Несколько дней корабль огнем своих орудий поддерживал героическую Приморскую армию, получил благодарность командования Одесского оборонительного района. Принимал участие в знаменитом десанте под Григорьевкой 22 сентября 1941 года. На него была возложена задача по артиллерийской поддержке десанта. Позже экипаж узнал: их огнем были подавлены две вражеские дальнобойные артиллерийские батареи.
Кстати, комендоры вспомогательного крейсера «А. Микоян» впервые на флоте огнем своего главного калибра начали отражать налеты вражеской авиации. По предложению командира БЧ-5 старшего инженера-лейтенанта Юзефа Злотника амбразуры в щитах орудий были увеличены, угол возвышения орудий стал больше. Автоген, правда, не брал броневую сталь. Тогда бывший судостроитель Николай Назаратий прорезал амбразуры с помощью электросварочного агрегата.
До приказа об эвакуации Одесского оборонительного района вспомогательный крейсер «А. Микоян», непрерывно находясь под огнем противника, вместе с другими кораблями Черноморского флота обстреливал вражеские позиции, а затем принимал активное участие в обороне Севастополя, вывозил раненых и гражданское население.
В ноябре 1941 года ледокол «А.Микоян» получает задание совершить сложнейший в условиях военного времени переход на Дальний Восток для работы по Северному морскому пути. Первая трудность состояла в том, что нейтральная Турция отказалась пропустить через Босфор вооруженное судно воюющей страны. Поэтому ледоколу сначала пришлось зайти в Поти, где за 5 дней с него сняли все вооружение, которое на нем установили в августе при мобилизации.
25 ноября 1941 года после принятия полного запаса топлива, воды и провизии в Батуми ледокол с командой 140 человек вышел на рейд Туапсе. Вслед за ним сюда же пришли три танкера: «Сахалин», «Туапсе» и «Варлаам Аванесов». Ранним утром 25 ноября суда стали выходить на внешний рейд, где их уже ожидали лидер «Ташкент» и эсминцы «Способный» и «Сообразительный». Вскоре караван (флагман вице-адмирал Л.А. Владимирский) вышел в открытое море, взяв курс на Босфор.
30 ноября , выдержав в пути жестокий шторм, подошли к турецкому берегу.
Здесь боевые корабли пожелали танкерам и ледоколу «счастливого плавания» и повернули назад.
Войдя в Босфор, суда стали на якорь. Вскоре на «А. Микоян» прибыл советский военно-морской атташе в Турции капитан 1-го ранга Родионов, а с ним английский офицер — капитан-лейтенант Роджерс. В каюте капитана 2-го ранга Сергеева состоялось совещание. Родионов сообщил собравшимся о решении Государственного комитета обороны, в котором ледоколу и танкерам ставилась задача прорваться в порт Фамагусту на Кипре, где танкерам предписывалось поступить в распоряжение союзного командования, а ледоколу следовать на Дальний Восток.
Задание было не из легких. Эгейское море полностью контролировалось итальянскими и немецкими вооруженными быстроходными сторожевыми катерами, базировавшимися на многочисленных островах, в том числе на Лесбосе [2], Родесе и Крите и других более мелких островах. К счастью, кроме вооруженных 20 мм пушками вражеских сторожевых катеров других военных кораблей на пути ледокола «А. Микоян» не оказалось.
В ночь с 30 ноября на 1 декабря 1941 года ледокол «А. Микоян» начал маневр скрытного прорыв на Кипр путем отстаивания днем в небольших бухтах или прикасаясь к островам, или втиснувшись в какую-нибудь щель между скал, а как стемнело — снова в путь вплотную прижимаясь к берегам.
Две ночи благоприятствовали отважным морякам — были темными и пасмурными. На борту ледокола на всякий случай все готовились к абордажу. В судовой мастерской отковали несколько десятков пик и другого холодного оружия — неплохое подспорье к штатным шести пистолетам и автоматическому ружью. Но вот на третью ночь выглянула полная луна. Ледокол был уже на подходах к о. Родас. Два вражеских сторожевых катера на большой скорости сблизились с ледоколом и предложили сдаться и следовать курсом на остров Родес. Сергеев применил уловку — следуя какое-то время по указанному катерами курсу – это было «по пути». В нужный момент изменил курс и увеличил скорость до максимально возможного (15 узлов) ледокол пошел на отрыв. Катера противника (подошло еще два катера) стали расстреливать ледокол из пушек и автоматов. От сильного артиллерийского огня вражеских катеров на ледоколе возникли пожары и образовались отверстия в настройках и дымовых трубах, последнее резко снизило скорость движения. Помогло одно обстоятельство. Образовалось много огня и дыма от горящего на борту моторного катера и запасов бензина для его мотора. Яркий огонь и дым стал заволакивать корпус корабля. Итальянцы решили, что корабль сильно поврежден и никуда не денется. По-видимому, боезапас на катерах был израсходован весь, а на абордаж не решились, ушли от ледокола на Родос за подмогой. Команда ледокола сбросила горящий катер за борт и ликвидировала пожары. Быстро сгущающиеся сумерки помешали наблюдению противника. Видимо, радиолокации на катерах и береговых постах не было. К этому времени усилился ветер, пошел дождь. Темнота укрыла ледокол. «А. Микоян», имея более 500 пулевых и осколочных пробоин, продолжал свой путь. Моряки быстро привели в порядок свое судно, заделали пробоины в дымовых трубах, обеспечив необходимую тягу и увеличили ход. На следующий день ледокол прибыл на остров Кипр в порт Фамагуста.
Как только показалась Фамагуста, навстречу ледоколу устремились английские эсминцы с наведенными орудиями, поначалу приняв ледокол за корабль противника, т.к. итальянцы. обнаружив плавающие на месте обстрела некоторые предметы с ледокола поспешили объявить о гибели советского корабля «А. Микоян».
Кстати, три наших танкера использовали аналогичную одиночную тактику прорыва к острову Кипр через Эгейское море от вооруженных катеров. Танкеры «Сахалин « и «Туапсе» благополучно прибыли в Фамагусту. Танкеру «Варлам Аванесов» не повезло. Он был торпедирован вражеской ПЛ при выходе из пролива Дарданеллы.
Устранив повреждения, полученные от пожаров и вражеских снарядов, и пополнив запасы, ледокол вышел в Хайфу на ремонт.
Перед уходом из Хайфы ледокол «А.Микоян» сумел уклониться от опасно для него горящей на воде нефти с поврежденного танкера и спасти от неминуемой гибели английских солдат на молу, которым угрожала та же горящая нефть на воде. Многим английским солдатам пришлось тут же оказать медицинскую помощь. На следующий день в газетах, вышедших в Хайфе и Порт-Саиде, правительство Великобритании выразило глубокую признательность советским морякам за спасение английских солдат.
14 декабря 1941 года, пройдя благополучно Суэцкий канал «А. Микоян» благополучно завершил очередной этап перехода и прибыл в порт Суэц,
где по предварительной договоренности с англичанами на ледокол должны были поставить несколько орудий и пулеметов. На самом деле была поставлена только одна малокалиберная пушка производства 1905 года, для производства салюта наций при входе в иностранные порты.
1 февраля 1942 года ледокол вышел из Адена.
В начале марта ледокол пришел в Кейптаун, где принял запасы и загрузился углем сверх всех предусмотренных норм.
Ночью 26 марта 1942 года ледокол покинул Кейптаун. За несколько дней до этого к берегам Южной Америки вышел конвой под охраной английских военных кораблей. Командор этого конвоя отказался включить в его состав советский ледокол, сославшись на то, что тот слишком дымит при работе машин на полном ходу, а это, мол, может демаскировать конвой.
В июне 1942 года после захода в порты Монтовидео и Сан-Фрациско ледокол «А. Микоян» вошел в бухту Золотой Рог Владивостока для текущего ремонта. Здесь ледокол вооружили 3-мя 76-мм пушками, 10-тью зенитными автоматами и 8-ю пулеметами.
9 августа 1942 года, спустя девять месяцев после выхода из Туапсе, ледокол «А.Микоян», пройдя 25 000 миль, вошел в Анадырский залив. За Чукотским мысом открылась бухта Провидения (цель перехода с Черного моря) , где находились 19 грузовых транспортов и три боевых корабля — лидер «Баку» и эсминцы «Разумный» и «Разъяренный». Из этих кораблей и судов была сформирована экспедиция особого назначения ЭОН-18. Перед ее участниками поставили сложнейшую задачу: за одну навигацию пройти Северным морским путем и доставить столь необходимые фронту грузы, а также пополнить Северный флот крупными боевыми кораблями.
14 августа 1942 года ЭОН-18 покинула бухту Провидения. К этому времени в командование ледоколом вступил опытный полярник, бывший капитан ледореза «Ф. Литке» капитан 3-го ранга Ю. В. Хлебников, а С. М. Сергеев отбыл во Владивосток, где принял боевой корабль. К сожалению, след капитана 2 ранга С.М Сергеева теряется. Известно, что он стал капитаном 1 ранга.
15 августа 1942 года во второй половине дня в Беринговом море у м. Уэлен (Самый восточный населённый пункт России, 66°09 с.ш., 169°44 з.д.). встретились первые льды. Более двух суток пробивались через них, осваивая новую для боевых кораблей «тактику» ледового плавания. Особенно трудно пришлось личному составу машинистов-турбинистов, когда вахтенным у маневровых клапанов приходилось по 300-400 раз за вахту выполнять команды об изменении хода корабля. Ледоколу «А.Микоян» приходилось то вызволять ЭМ, то идти на помощь транспортам. Стало ясно, что одному ему с проводкой не справиться. На помощь прибыл ледокол «Адмирал Лазарев», на котором находился начальник проводки М.Белоусов. Однако, несмотря на работу двух ледоколов, экспедиция продвигалась очень медленно.
Пробившись через тяжелые льды, «Баку» и «Разъяренный» пошли малыми глубинами у берега . «Разумный» был зажат тяжелыми льдами.
Днем и ночью специальные команды моряков сходили на лед, подрывали его, скалывали пешнями. Иногда за сутки ЭМ удавалось пройти лишь по 30–40 м. Возник момент, когда винты корабля намертво вмерзли в ледовое поле, и освободить их удалось лишь с помощью водолазов, которые обрезали вокруг винтов лед паром.
31 августа на помощь экспедиции прибыл еще один ледокол – флагман советского арктического флота «И.Сталин» . Уже 3 ледокола выводили «Разумный» из льдов.
Только 11 сентября ЭМ удалось прорваться в Восточно-Сибирское море. Ледовый плен «Разумного», продолжавшийся с 26 августа до 8 сентября, не прошел бесследно – корпус корабля получил серьезные повреждения. Но моряки упорно продолжали свой путь и прибыли в бухту Амбарчик (в устье реки Колымы), где удалось пополнить запасы топлива, воды и продовольствия.
14 сентября через месяц после выхода из бухты Провидения, преодолев 8-балльный шторм в море Лаптевых, корабли ЭОН-18 прибыли в бухту Тикси (в устье реки Лены, Быовская протока), где их поджидал еще один ледокол — «Красин».
В Тикси экспедиции было приказано задержаться из-за возможного нахождения в Карском море фашистского тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» и пяти подводных лодок — немцы проводили свою операцию «Вундерланд» («Страна чудес») по поиску и уничтожению ЭОН-18.
19 сентября 1942 года ЭОН-18 вышел из Тикси, приняв в проливе Вилькицкого на подходе к Карскому морю все меры боевой готовности: К этому времени уже было известно о бое у Диксона и геройской гибели ледокольного парохода «А. Сибиряков» (см. пункты 6.8. и 6.9.).
24 сентября экспедиция прибыла в Диксон, где прошла подготовка к дальнейшему переходу.
10 октября пройдя Югорский Шар ЭОН-18 была доведена до чистой воды, ледокол «А. Микоян» вновь вернулся на восток, за другими судами, вышедшими из устья Енисея. Затем ледокол совершил еще несколько рейсов в Карское море, и только в середине декабря 1942 года, когда навигация прекратилась, он направился в Северодвинск.
21 декабря 1942 года ледокол обогнул мыс Канин Нос и подошел к 42-му меридиану. В этой географической точке завершалось, по существу, кругосветное плавание корабля, так как на этой же долготе он находился в Туапсе, откуда год назад вышел на выполнение необычного задания. И тут прогремел взрыв!
В сентябре 1942 года кригсмарине, раздосадованные неудачами «Адмирала Шеера», отправили в этот район тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» с четырьмя эсминцами, выставившими несколько минных заграждений. На одном из них и подорвался «А. Микоян».
Ледокол остался на плаву, хотя взрыв искорежил всю кормовую часть судна, сильно повредив машинное отделение, вывел из строя рулевую машину. Даже верхняя палуба на юте вспучилась бугром. Но валопроводы и винты остались целы. Сразу же была создана ремонтная бригада из самых опытных специалистов-корабелов; А. Колбано ва, Ф. Халько, М. Улича, Н. Назарати и других. Ремонт проходил прямо в море, среди льдов: близко не было ни одной бухты. Благодаря поистине героическим усилиям экипажа ледокол удалось спасти, и в канун 1943 года «А. Микоян» прибыл в Северодвинск, где был оставлен в распоряжении руководства Главсевморпути. Но судну требовало серьезный ремонт, а у нас ж Севере в ту пору не было дока способного вместить корабль подобных размеров. С открытием навигации по договоренности с союзниками «А. Микоян» отправился на ремонт в Америку, в Сиэтл. Ледокол пошел Северным морским путем своим ходом, да еще и повел за собой на восток караван судов.
После возвращения в СССР «А. Микоян» еще долгое время проводил суда по Северному Ледовитому океану, а затем был переведен во Владивосток. Судно бороздило суровые арктические и дальневосточные воды еще более 25 лет.
[1] С. М. Сергеев в прошлом матрос крейсера «Россия» Балтфлота. Участник Гражданской войны в России 1917−1922/1923. В 1929 году, в качестве командира минного заградителя «Сильный». участвовал в высадке десанта во время конфликта на КВЖД . Награжден Блюхером почетным революционным оружием. Во время Гражданской войны в Испании 1936-1939 годы Дон Корнели Гуардия Лопес, он же военный моряк — доброволец Сергеев С. М., выполнял свой интернациональный долг в качестве начальника штаба дивизиона миноносцев Испанской республики. После возвращения на Родину капитан 2 ранга С.М. Сергеев работал в группе специалистов по приемке боевых кораблей от промышленности сдаточным капитаном, с марта 1939 года до 1 июля 1941 года командовал ЭМ «Быстрый», который 1 июля 1941 года при переходе из Севастополя в Николаев в ремонт на выходе в районе первой линии бонов подорвался на донной мине и был выведен из строя. Разоружен. Из снятых 130-мм орудий сформирована береговая батарея № 112. Носовую часть «Быстрого» осенью 1941 года использовали для восстановления ЭМ «Беспощадного».
[2] На острове Лесбосе родился Хайр-ад-Дин Барбаросса , 1475—1546), — османский флотоводец и султан Алжира, см. Введение[5].