Раздел 1. Морские конвои

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов морские конвои, как военные операции на море, планировались и организовывались систематически для:
 проводки ценных морских объектов, перевозки грузов (военной техники) и пассажиров (воинских контингентов, гражданских лиц) между пунктами назначения внутри страны — внутренние конвои;
 проводки ценных морских объектов, перевозки военной техники, грузов стратегического и общего назначения между странами военной коалиции (союзниками)- союзные конвои.
Конвои организовывались из мобилизованных гражданских судов различного назначения, вооруженных доступными средствами обороны от нападения противника, которые, как правило, были недостаточными (транспорт вооружался 1-2 орудиями 40-102 мм, 20 мм автоматом «Эрликон» и возможно различными пулеметами). И хотя, за всю войну ни один немецкий самолет не был сбит из этих средств. Однако общие потери конвоев в транспортах снизились на 60%.[2]


Естественно в состав конвоя включаются военные надводные корабли для непосредственного охранения (эскорт конвоя), а иногда подводные лодки и самолеты прикрытия от нападения сил противника.
Для крупных и ценных конвоев в условиях ожидания нападения на конвой значительных сил противника создаются мощные отряды ближнего и дальнего прикрытия, состоящих из ударных сил флота (линкоры, авианосцы, крейсера и эсминцы).
Командиром конвоя всегда является военный флагман. Подчиненность флагманов: эскорт ближнее прикрытие, дальнее прикрытие по возрастанию.
Для конвоя, как военной операции, разрабатывается специальный план действий, строй движения и конкретная ответственность на этапах движения.
Здесь будут рассмотрены только наиболее характерные морские конвои на Балтике, Черном море и морях Северного ледовитого океана по данным открытых источников.
Особое внимание немецкое командование уделяло арктическим конвоям, которые самым коротким путем доставляли через Норвежское и Баренцево моря в Архангельск и Мурманск танки, самолеты, авиационный бензин, нефть и другие стратегические грузы, так необходимые для остановки наступления немецких войск, рвущихся к Ленинграду, Москве, Сталинграду и Баку.


Во втором квартале 1942 года немецкое командование организовало особую эскадру тяжелых кораблей с базированием на Тронхейм. Состав немецкого флота в Северной Норвегии на 1 июля:
1. Эскадра тяжелых кораблей в составе: линкора «Тирпиц», тяжелых крейсеров «Адмирал Хиппер», «Лютцоф», «Адмирал Шеер», 8-10 эсминцев с базированием на Тронхейм.
2. 14-16 подводных лодок с двумя плавбазами, а также легкие силы: 8-10 миноносцев, до 30 сторожевых кораблей и тральщиков, 16 быстроходных десантных барж (БДБ) с базированием на Нарвик, Тромсе, Хаммерфест, Хоннинсвог, Варде, Киркенес и Петсамо.
На 1 июля на аэродромах Северной Финляндии и Северо-западной Норвегии разведкой было установлено 518 самолетов, из них 428 боевых: Ю-88 – 164, Ю-87 – 21, Хе-111 – 54, ФВ-200 – 4, Хе-115 –20, До-17 – 8, До-18 – 34, Ме-109 – 78, Ме-110 – 26, Хш-126 – 6, Фи-156 – 4, Хе-59 – 2, ФВ-58 – 6, Ю-52 – 90, Ар-196 – 1. Таким образом противник имел, примерно, 300 самолетов бомбардировочной и торпедоносной авиации.


Однако у арктических конвоев практически постоянно «…появлялся враг, с которым надо было тоже бороться, — враг много опаснее любой мины или подводной лодки. …Все утро волны росли постепенно, неотвратимо. …Тесные ряды зеленовато-серых валов двигались чередой, увенчанные неестественно живописными гребнями кипящей белой пены. Расстояние от одного вала до другого было футов пятьсот (152,5 м), и корабли, шедшие наперерез волне, трепало основательно.
Крейсер Баренцево море
Особенно тяжело приходилось малым кораблям, каждые пятнадцать секунд они зарывались носом в пучину. Но еще более страшным врагом оказалась стужа. Давно опустившись ниже точки замерзания, температура все-таки продолжала падать. Холод становился невыносимым, лед образовывался в каютах и кубриках, намертво сковывал трубы водопровода, корежился металл, крышки люков перекашивались, дверные петли, замерзнув, перестали вращаться, смазка в приборах застыла, что делало их непригодными. Нести вахту, особенно на мостике, было сущей мукой: первый же глоток леденящего ветра точно рассекал легкие, и человек начинал задыхаться. …Но главной опасностью был лёд на палубе и надстройках, его тяжесть, которая вызывала перемещение центра тяжести кораблей вверх, делала корабли валкими, а это крайне опасно. Последствия могут быть роковыми. …Брызги от волн, ударявшихся о форштевень, замерзали, не успев попасть на палубу. В некоторых местах толщина льда достигала фута (30,5 см). Словно придавленные огромной его тяжестью, корабли с каждым разом все глубже зарывались носом в пучину, и каждый раз все труднее вырывались из её объятий. Командирам кораблей оставалось лишь наблюдать с мостика за происходящим, и уповать на милость провидения.
…Эскадра представляла собой фантастическое зрелище: игрушечные, похожие на леденцы, кораблики — ослепительно белые, сверкающие в бледных лучах зимнего солнца – отчаянно раскачивались из стороны в сторону, то и дело, проваливаясь в лощины меж становящихся все круче и выше зеленовато-серых валов студеного Норвежского моря. Корабли упрямо двигались к далекому горизонту, залитому зловещим багрянцем, – горизонту, за которым лежал новый мир. Это была невероятная, редкостная картина».[1] — так описал начинающийся шторм в Норвежском море Алистер Маклин, через который предстояло пройти 14-ой группе эскортных авианосцев из Скапа-Флоу (Англия) для эскортирования конвоя FR-77, формирующемуся в Исландии из 17 груженых транспортов (имя соединения кораблей эскорта и конвоя вымышленное) до рандеву с ним. Часть кораблей будущего эскорта, в том числе и некоторые эскортные авианосцы, получили сильные повреждения корпусов и взлетных полос и были возвращены в базу, а часть оставшихся для эскортирования конвоя, в том числе и флагманский крейсер в Датском проливе в условиях окончательно разыгравшегося арктического штора чудом не погибли.
После 2-х арктических конвоев и 20-ти часовых вахт на боевых постах в день, в том числе и для матросов служб питания, 19 офицеров и матросов с флагманского крейсера были отправлены в лечебницу для душевно больных (страх, нервное напряжение, холод, голод, недосыпание, истощение).
Подобным испытаниям подвергались и наши экадренные миноносцы, когда они совместно с кораблями союзников участвовали в эскортировании арктических конвоев. В этом смысле наиболее жестокие события с нашими эсминцами рассматриваются ниже.


[1] Алистер Маклин. «Полярный конвой». М., издательство «Правда», 1991

[2] Ю.В. Чуев, Ю.Б. Михайлов. Прогнозирование в военном деле. – М.: Воениздат, 1975.