2.4. Морской десант в Феодосию

Декабрь 1941 года

Карта


Декабрь 1941 года характеризуется следующей общей обстановкой в Крыму.
2-й штурм Севастополя (17 — 30 декабря 1941 года) был отбит, но положение города оставалось тяжелым. Для того, чтобы оттянуть силы врага от Севастополя, а затем нанести удар по немецким войскам в Крыму, Ставка Верховного Главнокомандования решила создать в Крыму новый фронт с последующей задачами ликвидации угрозы вторжения немцев на Кавказ через Тамань, блокирования войск противника в Крыму и создания условий последующего освобождения от врага Крымского полуострова. Для этого восточнее Севастополя решили высадить морские десанты на Керченский полуостров. Главным направлением было избрано феодосийское, вспомогательным – северное и восточное побережья Керченского полуострова. В течение нескольких недель силами самолетов-разведчиков и подводными лодками были  проведены разведывательные мероприятия по уточнению минной обстановки и действующих фарватеров на подходах к Феодосии. В качестве непосредственного боевого обеспечения прохода десанта через 10-ти метровый разрыв в боновом заграждении на входе в порт было выделено две ПЛ, которые, находясь в надводном положении в установленных местах с зажженными прожекторами, должны были выполнять роль навигационных огней.

Утром 28 декабря 1941 года в Новороссийске на борт боевых кораблей и трех транспортов[1] произведена посадка личного состава 263-й стрелковой дивизии 44-ой армии для морского десантирования в Феодосию, как один из этапов стратегической Керченско-Феодосийской десантной операции.

Всего принято 5119 человек, 14 орудий, 6 минометов, ? легких (Т-26) и плавающих (т-38) танков , 30 автомобилей, 72 лошади, 19 повозок, около 100 т боеприпасов, 56 т продовольствия и 12 т других грузов.
28 декабря 1941 года в 18-00 корабли десантного отряда, соблюдая меры оперативной маскировки и скрытности, вышли в море[2]. При подходе к Феодосии волнение моря усилилось до 4-5 баллов, что затрудняло малым кораблям удерживать назначенную скорость в строю кораблей. Вследствие этого десант подошел к Феодосии позднее запланированного времени.
29 декабря 1941 года в ночь с ПЛ «Щ-203» на маленькой шлюпке-тузике два лейтенанта-гидрографа (Д.Г. Выжгул и В.Е. Моспан) высадились в районе мыса Опук на камни Эльчан-Кая и зажгли ацетиленовый фонарь, для навигационного ориентира кораблям десанта. К сожалению, при возвращении отважные лейтенанты, вероятно, погибли в штормовом зимнем море.
29 декабря 1941 года в 03-05 катера с первым броском десанта по буям, выставленным М-51 и Щ-201, а так же по ориентирам (огням) подаваемых с выделенных для этого 2-х ПЛ (Щ-203 и М-51)( с зажженными прожекторами) легли на фарватер для входа порт.

29 декабря 1941 года в 03-48 командир высадки капитан 1 ранга Н.Е. Басистый приказал открыть артиллерийский огонь по порту и ранее выявленным батареям противника. Разрывы первых снарядов ошеломили врага и ненадолго ослепили его наблюдателей. Неприятель не ожидал высадки десанта. После 15-ти минутной артподготовки отряду высадочных средств было приказано: «Катерам следовать в порт». Первым ворвался в порт малый охотник «МО-0131» (командир младший лейтенант И.Г. Черняка). Он сходу высадил на защитный мол 43 десантника под командованием старшего лейтенанта В.И. Чупова. Десантники быстро захватили здание маяка, зажгли на нем свет и далее начали наступать вдоль мола к берегу. Десантники-гидрографы промеряли глубины у мола для швартовки больших кораблей. Вторым ворвался в порт малый охотник « МО-013» (Командир лейтенант Н.Н. Власов) с командиром высадочных средств капитан-лейтенантом А.И. Ивановым на борту, который доложил Басистому, что боновое заграждение действительно открыто. Затем «МО-13» прошел мимо нескольких причалов порта, обстреливая огневые точки врага, выявил неизвестные и высадил десант. Затем с остальных катеров был высажен штурмовой отряд численностью 600 человек под командованием старшего лейтенанта А.Ф. Айдинова.
Вместе с отрядом были высажены разведчики штаба флота, гидрографы и корректиров -щики группы кораблей отряда высадки и артиллерий -ской поддержки. В результате, через полчаса были подавлены оборонитель -ные возможности на подходах к порту и на причалах и противник был оттеснен в сторону города. Теперь, Басистый направил в порт тральщики и эсминцы с десантом. К этому времени противник опомнился, подтянул армейские орудия и минометы, которые с окружающих порт высот стали вести интенсивный прицельный огонь по освещенному пожарами порту и кораблям. Были потоплены 3 малых охотника с десантом и один поврежден[3].
29 декабря 1941 года в 04-26 в порту ошвартовался ЭМ «Шаумян» и ТЩ «Щит». Противник сразу же сосредоточил огонь по стоящему у мола эсминцу. Высадка десанта заняла несколько минут, но выгрузка боеприпасов требовала значительно больше времени. В эсминец попало несколько снарядов. Осколками было убито и ранено 20 человек, В ответ артиллеристы корабля прямой наводкой вели огонь по вражеским огневым точкам. Это спасло корабль от гибели. Через 20 минут, закончив выгрузку, корабль вышел из порта. С ТЩ «Щит» сложилось тяжелое положение. Еще на рейде, когда тральщик стоял у борта крейсера «Красный Крым» и принимал десантников, вражеский снаряд попал в ходовой мостик. Многие, находящиеся на мостике были убиты, ранены или контужены. Были выведены из строя рулевое устройство, машинный  телеграф, телефоны и переговорные трубы  с машинным отделением. В машинное отделение через пробоины стала поступать вода, возник пожар. К этому времени на борт уже было принято 300 десантников. Раненный командир корабля организовал успешную борьбу с пожаром и поступлением воды в машинное отделение и сумел войти в порт Феодосии и ошвартоваться в заданном месте. Закончив высадку, «Щит» вновь пошел к крейсеру «Красный Крым» за очередной парией десантников. В не менее сложный условиях высадили десант в порт Феодосии ЭМ «Незаможник» и «Железняков».   Крейсер «Красный Крым» по плану операции высаживал десант с помощью своих корабельных средств (шлюпок), курсирующих между ним и портом  морских охотников и ТЩ «Щит». В течении всего времени высадки он вел огонь из орудий главного калибра (180-мм) по целям в пригороде и на дорогах, ведущих к городу. Крейсер «Красный Кавказ» по плану должен был высаживать десант, ошвартовавшись у мола, так как не хватало высадочных средств! Две попытки сделать это не увенчались успехом. За это время В 05-08 в крейсер попали две мины. Было убито несколько десантников на верхней палубе. Возник пожар в районе первой  трубы. Один из вражеских снарядов попал в район штурманской рубки и вызвал  пожар. Аварийные партии начали тушение пожаров. В 05-23 вражеский снаряд пробил броню второй башни и взорвался в нутрии боевого отделения. Большинство орудийного расчета погибло. В погребе загорелся, находящийся в лотке боевой заряд. Возникла угроза гибели корабля. Краснофлотец Пётр Пушкарев через запасной лаз пробрался в погреб и, превозмогая жгучую боль, выбросил на палубу горящий мешок с порохом. После тушения пожара товарищи вытащили потерявшего сознание Пушкарева через люк.
Через полчаса башня была введена в строй и открыла огонь по врагу. Вскоре один из снарядов взорвался на сигнальном мостике. Сигнальщики получили ранения, но до конца боя продолжали выполнять свои обязанности. В 06-00 вражеский снаряд попал в кубрик котельных машинистов, через образовавшуюся пробоину стала поступать вода. Аварийной партии удалось заделать пробоину, и корабль в 08-00 наконец ошвартовался у мола и начал высадку десанта. К этому  времени в корабль попало 18 снарядов и мин, от которых погибло 28 моряков и десантников.

Феодосийский десант глазами художника В.А. Печатина.

К 08-00 стало совсем светло, поэтому, не успев выгрузить полевые орудия и автомашины, «Красный Кавказ» в 08-15 отошел от мола  и, выйдя в море, открыл огонь по врагу. В результате 180-мм пушки крейсера подавили батареи противника на высотах вокруг города, уничтожили несколько танков, рассеяли колону автомобилей с пехотой, подходившую к городу.
Во второй половине дня крейсера и эсминцы стали вести огонь по противнику по данным высадившихся вместе с десантом береговых корректировочных постов. Прикрывая десант, корабли израсходовали 2345 снарядов калибра от 100 до 180 мм.
После полудня в небе появились вражеские бомбардировщики. Группами по 3-5 самолетов, с разных сторон они атаковали крейсеры и эсминцы, но, встреченные плотным зенитным огнем с маневрирующих кораблей, попаданий не добились.
После отхода от мола крейсера «Красный Кавказ» его место занял теплоход «Кубань», который высадил 2 тыс. бойцов, выгрузил 16 автомашин, 58 лошадей и 70 т. боеприпасов. К сожалению, при выходе из порта, осколком снаряда был смертельно ранен капитан теплохода Г.П. Вислобоков. Затем стали разгружаться еще два парохода, а 30 декабря с 7 транспортов  на причалы Феодосии был полностью высажен первый эшелон основных сил десанта — 263-я дивизия.
В это время оба крейсера и эсминцы ушли в Новороссийск, чтобы пополнить боезапас и устранить повреждения.
Очистив от врага Феодосию, наши части продвинулись за город на 3-5 км. В тот же вечер противник оставил Керчь (см. пункт 2.5).
31 декабря 1941 года в ночь из Туапсе транспортами прибыл второй эшелон главных сил десанта – 63-я горнострелковая  дивизия.
31 декабря 1941 года на рассвете вражеская авиация стала наносить ощутимые удары по транспортным судам в порту Феодосии и позициям десантников. За несколько дней были потоплены 7 судов и 2 повреждены[4]. Необходимо было срочно доставить в Феодосию дивизион (12 85-мм зенитных орудий), что, и сделал в ночь на 4 января 1942 года крейсер «Красный Кавказ».
4 января 1942 года на рассвете порт снова атаковали самолеты противника. Две бомбы большого калибра взорвались рядом с кормой стоящего у мола крейсера «Красный Кавказ». Образовалась большая подводная пробоина. Вышло из строя рулевое управление, был оторван один гребной вал и кронштейн другого вала. В результате на крейсере были затоплены кормовые помещения до погребов третьей башни. Укрепив последнюю уцелевшую кормовую водонепроницаемую переборку, экипаж сумел 7-узловым ходом привести крейсер «Красный Кавказ» на ремонт в Туапсе.
За отличное проведение высадки десанта в Феодосии крейсеры «Красный Крым» и «Красный Кавказ» были удостоены гвардейского звания, а Н.Е. Басистому было присвоено звание контр-адмирал.


[1] Транспорт «Кубань», пароходы «Фабрициус» и «Азов».

[2] ЛКР «Красный Кавказ», «Красный Крым»; ЭМ «Незаможник», «Железняков», «Шаумян»; 2 ТЩ и 10  морских охотников.

[3] СКА-056, СКА-068, СКА-063 и СКА-0131.

[4] Сгорел танкер «Ташкент»;потоплены ТР «Ташкент», пароходы «Красногвардеец», «Зырянин»; теплоход «Ногин», ТЩ «Взрыв», малый охотник СКА-058». Повреждены ТР «Дмитров», «Калинин».