8.3.Северный флот ПЛ типа М

Карта

8.3.1. М-104 серия X||

Заложена в 1940 г. в Горьком на заводе № 112 («Красное Сормово»). С началом войны достройка корабля прекратилась, так как завод перешел на выпуск танков. 25 августа 1942 года подводная лодка погружена в Горьком на транспортер и отправлена по железной дороге на завод в Молотовск (Северодвинск) для достройки.

капитан-лейтенант, капитан 3 ранга Ф.И. Лукьянов

Командир Федор Лукьянов был опытным подводником. До назначения командиром на «М-104» он был старпомом на знаменитой лунинской «К-21».

24.02.43 вошла в состав Северного флота.
07.04.43 «М-104» вышла в первый боевой поход для действий в Варангер-фьорде. Боевое крещение экипажа субмарины обеспечивал командир 4-го дивизиона ПЛ капитан 1 ранга Н.И. Морозов. Нахождение на позиции было не постоянным; раз в двое суток подводная лодка отходила в бухту Пумманки (губа Большая Волоковая, п-в Рыбачий) для зарядки аккумуляторов.

16.04.43 утром «М-104» атаковала транспорт из состава крупного конвоя, следующего в Варангер-Фьорде в восточном направлении. Через 50 секунд после пуска торпед на «М-104» ощутили взрыв такой силы, что на подводной лодке осыпалась пробковая изоляция, был вырван лаг, временно вышла из строя гидроакустика, перегорели предохранители. К сожалению, выскочившая на поверхность торпеда взорвалась на виду германских транспортов «Патагония», «Элима», «Тихука», «Дюна», «Марс», «Бирка» и не дошла до цели.
10.05.43 «М-104» находилась во втором боевом походе  в Варангер-фьорде. днем 10 мая боевой поход был преждевременно прерван атакой на подводную лодку 11 немецких самолетов «Bf-109»(«мессеры»), когда субмарина направлялась в Пумманки для зарядки аккумуляторов. Уклоняясь от атаки подводная лодка легла на грунт, но это не спасло ее от повреждений: в результате близких разрывов бомб на «М-104» появилась трещина в прочном корпусе в районе I отсека, сорваны задрайки люка в VI отсеке, внутрь прочного корпуса поступила вода, разрушены 16 баков аккумуляторной батареи, поврежден ряд приборов и механизмов, в том числе гирокомпас, электрическое управление горизонтальными рулями, перископ и вертикальный руль. Кроме того, в результате пушечно — пулеметного обстрела подводная лодка получила 6 пробоин в надстройке и ограждении рубки.
Прибыв в Пумманки и приступив к устранению повреждений, подводная лодка на следующий день снова была атакована авиацией. К счастью, бомбы сброшенные с пяти атаковавших корабль «Bf-109» взорвались на безопасном удалении от субмарины. Благодаря самоотверженной борьбе экипажа за живучесть подлодка осталась на плаву и самостоятельно пришла в базу.
В базе на встрече  командующий Северным флотом адмирал А.Г.  Головко перед строем сказал: «Этот ваш труд тоже является подвигом — вы спасли для Родины боевой корабль». В базе личный состав ПЛ «М-104» почти три месяца активно участвовал в устранении повреждений у борта плавмастерской «Красный Горн».

 

 

 

20.09.43 cледующее боевое патрулирование «М-104» на позиции Вардё – Берлевог вновь отмечено торпедной атакой, но торпеды были выпущены  по конвою вдогонку и прошли мимо цели (хотя на подлодке спустя четыре с половиной минуты после их пуска зафиксировали два взрыва). К сожалению, довольно крупный караван, состоящий из немецких судов («Клаус Рикмерс», «Липпе», «Посейдон», «Валенсия», «Аквила», «Лудольф Ольдендорф», «Нойкурен», «Валор», «Херма», «Хафниа», «Мёвенриф», «Рогн», «Пеллворм») и норвежских («Хомборгсунд», «Банко», «Рогн») благополучно пришел в пункт назначения.
25.11-05.12.43  после прохождения навигационного ремонта подводная лодка выходила на патрулирование в район Вардё – Конгсей-фьорда. Дважды она обнаруживала при помощи гидроакустики одиночные цели, но ни разу, из-за плохой видимости атаковать не смогла.
10.03.44  в следующем боевом походе в районе Сюльте-фьорда «М-104» разрядила торпедные аппараты по остову транспорта «Наталь», который в январе 1944 года был выброшен штормом на камни у мыса Маккаур и как магнит притягивал на себя советские подводные лодки (по нему отстрелялись «М-105» 31 января, «С-14» 12 июля и «М-201» дважды 19 января и 16 июня, а так же авиация флота).
15-18.04.44 состоялся последний боевой поход «М-104» на северном морском фронте. Подводная лодка патрулировала район Когсей-фьорда. Противник был встречен лишь однажды, когда подводная лодка из-за плохой видимости не смогла атаковать конвой.
Днем 18 апреля 1944 года возвратилась в Полярное. Ннеделю спустя начала подготовку к перебазированию на Черноморский флот.
11 мая 1944 года субмарина отправлена по железной дороге из Мурманска в Поти, куда благополучно прибыла 6 июня.
9 июля 1944 года корабль вошел в состав отдельного учебного дивизиона ПЛ Черноморского флота, но в боевых действиях на новом морском фронте участия не принимал.

 

8.3.2. М-106 серия X||

Заложена в Горьком (Нижний Ноагород). 10.09.42 «М-106 погружена на транспортер и по железной дороге направлена на завод в Молотовск (Северодвинск) для достройки.

капитан-лейтенант П.С. Самарин (06.42-07.43?)

09.10-05.12.42 субмарина перешла в Полярное и включена в состав Отдельного учебного дивизиона, где достраивалась, проводила приемные испытания и отрабатывала задачи боевой подготовки.
28.04.43 вошла в состав 4-го дивизиона ПЛ СФ.
05-06.43 подводная лодка дважды выходила в боевые походы, патрулируя в районе Варангер-фьорде и  северо-западнее Вардё. Лишь однажды, в июньском походе был обнаружен буксир, от атаки которого командир субмарины отказался из-за малоценности цели.
30.06.43 «М-106» вышла в третий боевой поход в район Когсей-фьорда.
Подводная лодка на связь не выходила и в базу не вернулась.
Вероятно, «М-106» была потоплена после попытки атаки группы немецких противолодочных кораблей из состава 12-й флотилии утром 5 июля. Обнаружив подводную лодку, охотники «Uj-1206», «Uj-1212», «Uj-1214» и «Uj-1217» сбросили на нее 73 глубинных бомбы, а после того, как поврежденная субмарина всплыла, «UJ-1217» потопил ее таранным ударом. Возможно, данный эпизод имеет отношение к гибели «Щ-422», не вернувшейся с соседней позиции, а причиной гибели «М-106» стал подрыв на мине заграждений «NW-30» или «Sperre-III», либо атака немецкого гидросамолета «BV-138» из состава 3/KFGr 406 днем 8 июля. Вместе с подводной лодкой погибло 23 моряка.

 

8.3.3. М-107 серия X||

 капитан 3 ранга Павлицкий Н.И (до 14.05.43-СФ),
капитан-лейтенант В.П. Кофанов (с 20.06.43-ЧФ)

С 01.01-14.05.43  ПЛ «М-107»  в составе Северного флота. В это время в основном вела боевую подготовку и выходы на дозорную службу.
06-10.10.43, 21-29.11.43, 06-12.43,  02-09.04.44 (в общей сложности – 24 суток) совершила 4 боевых похода. Трижды выходила в атаку, израсходовав 6 торпед. Боевой счет подводной лодки М-107  был открыт в первом походе, уничтожением 10.09.43 сторожевого корабля Uj-1222.
05.44 совершила переход в Архангельск.
14.05.44 была отправлена по внутренним водным системам и железной дороге в город Поти.
06.06.44 вошла в состав Черноморского флота (Краснознаменная бригада ПЛ, командир бригады Герой Советского Союза капитан 1 ранга Колышкин И.А., 4 дивизион, командир дивизиона капитан 2 ранга Морозов Н.И.), но в боевых действиях на этом морском фронте участия не принимала.

 

8.3.4. М-108 серия X||

Заложена в Горьком (Нижний Новгород). Достройка подводной лодки производилась в Молотовске (Северодвинск).

В.А. Тураева (10.06.43 -20.07.43),
капитан-лейтенант И.И. Юдович (20.07.43-21.02.44?)

24.08.43 «М-108» официально вошла в состав Северного флота.
12.43-01.44 первый боевой поход в районе Вардё – Боты-фьорд под новый, 1944 год. Противник обнаружен не был, и утром 6 января «М-108» прибыла в Полярное.
02.02.44 вышла на коммуникации противника в район Сюльте-фьорда. Спустя восемь часов после того, как подводная лодка заняла назначенный район, она в Маккаурсанн-фьорде обнаружила вражеский конвой и атаковала транспорт из его состава. Через 2 минуты после пуска торпед на «М-108» зафиксировали взрыв, а спустя 7 минут после пуска торпед на подводной лодке зафиксировали на безопасном удалении от корабля 8 взрывов, предположительно, глубинных бомб. Спустя 11 минут после атаки командир наблюдал в перископ отсутствие цели. Судно посчитали потопленным. Немцы атаку подводной лодки оставляют без комментариев, возможно даже не заметив ее.
21.02.44  вышла в боевой поход в район Конгс-фьорда. На связь она так и не вышла и в базу не вернулась.
Вероятно, подводная лодка погибла на одной из мин заграждений «NW-30» либо «Sperre-III». На «М-108» в ее последнем походе в море вышло 23 человека.

 

8.3.5. М-121 серия X||

капитан-лейтенант В.П. Кожакин (04.42-07.11.42?),

12.08.42 вступила в строй и зачислена в состав 4-го дивизиона ПЛ Северного флота.
30 сентября 1942 года  «М-121» перешла из Архангельска в Полярное. Закончила прохождение курса боевой подготовки.
14.10.42  вечером «М-121» вышла в свой первый боевой поход. Подводной лодке предстояло действовать в районе Варангер-фьорде. Обеспечивал боевой поход командир 4-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга М.И. Морозов. В ходе патрулирования противник обнаружен не был, и днем 21 октября подлодка благополучно вернулась в Полярное.
07.11.42 вышла во второй боевой поход с задачей патрулирования района Варангер-фьорда. В дальнейшем подводная лодка на связь не выходила и в базу не вернулась; 14 ноября она не ответила на приказ о возвращении.
Вероятно, подлодка погибла на мине заграждения «Sperre-V» в Варангер-фьорде, либо на заграждении «Бантос-А» севернее побережья полуострова Рыбачий. На «М-121» погиб 21 человек.

 

8.3.6. М-122 серия X||

М-122 построена в Горьком (Нижний Новгород). Достраивалась в Молотовске (Севердвинск).

 капитан-лейтенант П.В. Шипин (05.02.43 -14.05.43?)

31.10.42 вступила в строй ВМФ, вскоре ее зачислили в состав 4-го дивизиона ПЛ СФ.
09.11.42 подводная лодка прибыла в Полярный, и 25 ноября 1942 года вошла в состав сф.
05.02.43 командование кораблем принял капитан-лейтенант Шипин Павел Васильевич.

13.03.43 «М-122» вышла вечером в свой первый боевой поход. Ей предстояло патрулировать в районе Варангер-фьорде. Утром 15 марта подводная лодка не смогла атаковать тральщик из-за большой дистанции, а спустя два с половиной часа по вине боцмана упустила конвой, «утопив» перископ. Несмотря на первые неудачи дебютного похода, он оказался результативным: вечером 16 марта одна из торпед «М-122» разорвала борт парохода «Йоханисбергер» (бывший французский «Лион», (4467 брт) с грузом 2042 тонн угля и 60 тонн дёгтя. Кораблям эскорта осталось только снять экипаж с гибнущего судна; оно затонуло. Контратака больших охотников «Uj-1111», «Uj-1102» и «Uj-1106», которые сбросили 14 глубинных бомб на безопасном удалении от субмарины была безрезультативной, а подводная лодка утром 17 марта благополучно прибыла в Полярное.
28.03.43 во время второго похода также патрулировала в районе Варангер-фьорде. Как и в первом походе, атака на одиночное судно днем сорвалась, так как боцман опять «топил» перископ, угол упреждения был пропущен. Утром 29 марта «М-122» атаковала транспорт (по оценке командира субмарины в 6-7000 тонн) шедшего в охранении двух миноносцев и тральщика. Через 90 секунд после того как торпеды покинули субмарину, на ней зафиксировано 2 глухих взрыва. Цель посчитали пораженной. В ответ подводная лодка подверглась 3-х часовому преследованию охотника «Uj-1104», сбросившего по разным данным от 19 до 40 глубинных бомб. По данным противника, конвой, включающий в себя танкер «Лизелотте Эссбергер» и транспорт «Кифиссия» прибыл в место назначения без потерь. Данные о том, что жертвой этой атаки стал транспорт «Аякс» неверны; он потоплен в этот же день подводной лодкой «С-101».
17.04.43 «М-122» вновь патрулировала в районе Варангер-фьорда. Ближе к вечеру подводная лодка атаковала, по оценке командира субмарины, вспомогательное судно в 1500 тонн под эскортом тральщика. Через 13 минут после пуска торпед при осмотре горизонта в перископ атакованное судно не обнаружено; цель посчитали уничтоженной. По официальной отечественной версии торпеды подводной лодки отправили на дно норвежский ледокольный буксир «Пасвик» (237 брт), который на самом деле погиб 14 апреля в районе Киркенеса на наших минах. Атакованные подводной лодкой германский буксир «Гизелау» и сторожевик «NKi-09» только наблюдали следы торпед.

12.05.43 вечером «М-122» вышла в свой последний боевой поход. Подводной лодке предстояло патрулировать уже известный по предыдущим выходам район Варангер-фьорда. Утром 14 мая при переходе с позиции в маневренную базу в бухте Цып-Наволок (п-в Рыбачий с восточной стороны) для зарядки аккумуляторов «М-122» была атакована и потоплена в точке 69°56¢ с.ш./32°53¢ в.д. бомбами двух самолетов «Fw-190» (Мессершмитт) из состава 14/JG5 (по другим данным атакована тремя истребителями-бомбардировщиками «Bf-109»)из состава 14-го авиаотряда 5-ой истебительной эскадры 14/JG5) у северного полуострова Рыбачий Погибло 22 человека.Через три часа подошедшие к месту гибели подводной лодки наши сторожевые катера «МО-122» и «МО-123» подобрали из воды труп помощника командира старшего лейтенанта И.И. Ильина с осколочным ранением в голову и руку.

 

8.3.7. М-171 серия X||

Старший лейтенант, капитан-лейтенант, капитан 3 ранга, Герой Советского Союза В.Г. Стариков (до 21.03.43),
Капитан-лейтенант Г.Д. Коваленко (21.03.43-09.05.45)

03.04.42 преобразована в «Гвардейскую», а её командир удостоен звания Героя Советского Союза.


Валентин Стариков (капитан-лейтенант, командир  ПЛ М-171, По успешности боевых действий занимает 3-е место среди отечественных подводников. За время командования «М-171» добился четырнадцать боевых побед- четырнадцать потопленных судов).
Боевые походы:
25.07-02.08.41 боевой поход для прикрытия коммуникаций у восточного побережья Кольского залива. Обнаружила ПЛ противника, но из-за неправильного маневрирования не смогла её атаковать. Возможно была обнаружена ПЛ “U652”.
(13.09.41 и 02.10.41) совершала прорывы в Линахамари (см. приложение 4, рис. 1). К сожалению, оба прорыва успеха не принесли: в первом случае транспортов в гавани не оказалось, во втором — выпущенные торпеды в цель не попали. Кроме того, при втором прорыве подводная лодка наткнулась на противолодочную сеть и подверглась преследованию вражеских кораблей. ПЛ с большим трудом удалось выйти из гавани.
25.07-03.10.41 (22,3 суток)1 торпедная атака (выпущено 2 торпеды). 16.10-16.11.41 (12,5 суток) 1 торпедная атака (выпущено 2 торпеды).
15.11.41 ПЛ «М-171», находясь на позиции в районе Киркенес – Вадсё в подводном положении, в 15-00 при помощи акустики обнаружила в расстоянии в 18 – 20 кб конвой противника; в перископ наблюдались два транспорта в охранении малых кораблей. В 15-19 ПЛ с дистанции 18 кб при КУ на противника 150° выпустила торпеду по головному ТР. Попадания в ТР не было. Командир ПЛ, продолжая атаку, в 15-19 с дистанции 13 – 15 кб выпустил вторую торпеду по второму ТР (танкеру) при КУ в 85°. Торпеда попала в цель, и танкер водоизмещением в 6000 т был утоплен. По зарубежным данным вторая атака также безрезультатна.
01.12-06.12.41 (5,2 суток) 1 торпедная атака (выпущено 2 торпеды).
27.01.42  ПЛ «М-171», находясь на позиции в районе Варде, получила извещение о проходе вражеского конвоя на восток и заняла позицию у мыса Харбакен, стоя без хода, в надводном положении. Сначала услышали шум винтов, а затем в 05-17 обнаружили три судна, шедшие на юго-восток по пеленгу 315–320° на дистанции 30 кб. В 05-28 с дистанции 10 кб подводная лодка атаковала средний транспорт конвоя, водоизмещением 4000 – 5000 т, произведя залп двумя торпедами, и срочно погрузилась, направляясь от берега на северо-восток. Через 1 мин. 30 сек. был слышен сильный взрыв и треск. На отходе после атаки через небольшой промежуток времени после взрыва торпеды были слышны два глухих взрыва глубинных бомб. Никто подводную лодку не преследовал. Транспорт противника считался потопленным. Донеся командованию СФ о боевом столкновении с противником и об израсходовании торпед, командир подводной лодки получил приказание вернуться в базу.
Во врермя походов   21-27.01.42 (6 суток) 1 торпедная атака (выпущено 2 торпеды).
13.02-21.03.42 (7,8 суток) 2 торпедные атаки (выпущено 2 торпеды.
21-22.03.42  (1,1 суток) 1 торпедная атака (выпущено 2 торпеды).
28-29.03.42 (1 сутки) 1 торпедная атака (выпущено 2 торпеды).
К марту 1942 г. ПЛ М-171 имела на своём боевом счету восемь потопленных кораблей противника. Затем было совершено ещё несколько успешных походов, и к первой годовщине войны счёт возрос до двенадцати.
16-21.04.42 (4,9 суток) 1 торпедная атака (выпущено 2 торпеды).
27-30.04.42 (2,8 суток) 1 торпедная атака (выпущено 2 торпеды) (потоплен германский транспорт «Curityba» /4969 брт/).
04-24.05.42 (8,7 суток) 1 торпедная атака (выпущено 2 торпеды).
13-20.06.42 (6,5 суток) 1 торпедная атака (выпущено 2 торпеды).
30.09-14.12.42 (22,7 суток)1 торпедная атака (выпущено 2 торпеды)
31.12.42-06.01.43   (6 суток) 1 торпедная атака (выпущено 2 торпеды).
28-30.01.43 (1,8 суток) 1 торпедная атака (выпущено 2 торпеды) (поврежден германский транспорт «Ilona Siemers» /3245 брт/).
17-19.02.43 (1,6 суток) 1 торпедная атака (выпущено 2 торпеды).
26-28.02.43 1,3 суток) результатов нет.
В Интернете от 13.12.2009 года помещены такие данные по ПЛ М-171:03.42 -десять боевых походов, восемь торпедных атак (выпущенно 14 торпед), официально (в то время)засчитано два транспорта, 5.12.41 г. и 27.01.42 г.
До 09.05.45 совершила ещё восемнадцать боевых походов, произвела двенадцать торпедных атак(24 торпеды).
М-171 ещё официально засчитали (опять же, в то время) четыре судна потопленными и два повреждёнными. Одно из повреждённых – транспорт «Curibita» (груз — железная руда), выбросился на берег и был полностью разрушен. Но его, по непонятным причинам, всё равно отнесли в категорию повреждённых.
10.43-07.44 ПЛ М-171 прошла модернизацию в минный заградитель (проект 604).
17.10.44  вернулась из последнего похода.
К марту 1942 года М-171 (командир капитан 3 ранга В.Г. Стариков) имела на своем боевом счету восемь потопленных кораблей противника. Затем было совершено еще несколько успешных походов, и к первой годовщине войны счет возрос до двенадцати. Окончательно счет побед доведен до четырнадцати.
Апрель 1943 — ПЛ «М-171» (командир капитан-лейтенант Г. Д. Коваленко) успешно выполнила акустическую атаку с глубоководной стрельбой.
05.04.44 — ПЛ «М-171» (командир капитан-лейтенант Г.Д. Коваленко) впервые на Северном флоте выполнила бесперископную атаку по данным гидроакустики.
ПЛ типа «М» серии XII — «М-171» СФ — в годы войны была переоборудована по проекту минный заградитель «МЗ – XII», Сохранив торпедное и артиллерийское вооружение, ПЛ смогла принимать 18 мин в укрепленные на корпусе бортовые балластные цистерны с шахтами. В учебных целях «М-171» поставила 87 мин. Это был самый маленький подводный минный заградитель в истории советского подводного кораблестроения.
В 1943 г. число акустических атак возросло. При этом стала практиковаться глубоководная стрельба (с выпуском торпед с глубины 15—20 м). В апреле такую атаку выполнила подводная лодка «М-171» (командир капитан-лейтенант Г. Д. Коваленко, на борту командир дивизиона капитан 1 ранга Н. И. Морозов). Стрельба производилась с глубины 17 м. Были выпущены две торпеды, одна из которых попала в цель. Всего за год подводные лодки Северного флота выполнили пять глубоководных атак. Все они оказались успешными.

 

8.3.8. М-172 серия X||

Старший лейтенант Д.Я. Лысенко (до 22.07.41),
Капитан-лейтенант, капитан 3 ранга И.И. Фисанович (22.07.41-06.43),
капитан-лейтенант И.А. Кунец (10.07.43-10.43?)

03.04.42 награждена орденом Красного Знамни

25.07.43 стала гвардейской

Герой Советского Союза И.И. Фисанович

08-09.41 потопил 3 вражеских трнспорта.

К весне 1942 потопил 8 вражеских транспортов.
По эффективности боевых действий занимает 7 место среди отечественных подводников.
За время ВОВ ПЛ М-172 совершила 20 боевых походов(87-96 суток). Выполнила 13 торпедных атак (выпустила 20 торпед). Достоверно потопила 01.02.43 германский сторожевой корабль «V 6115» («Ostwind»).
01.07.41 из Полярного в свой первый боевой поход вышла М-172 под командованием старшего лейтенанта Дмитрия Яковлевича Лысенко. Лодка была направлена в дозор на позицию к северо-востоку от острова Кильдин. Командир чувствовал себя в походе неуверенно часто менял курс. 20 июля, когда место лодки уже несколько дней не определялось, она, находясь в подводном положении, ударилась носом о прибрежные камни в Териберской губе. Командир скомандовал “Полный вперед!” и лодку потряс еще один удар. На борту возникла паника, а командир окончательно потерял способность управлять кораблем. Положение дел спас его помощник, который отдал команду на всплытие. Вся носовая оконечность подводной лодки была изуродована, волнорезы торпедных аппаратов, погнуты и сорваны со своих мест. По возвращении в базу старший лейтенант Д.Я. Лысенко был предан суду военного трибунала и по его приговору расстрелян.
20.07-19.08.41 в ремонте.
22.07.41 командиром назначается капитан-лейтенант И.И. Фисанович.
21.07.41 утром подошла к входу в залив Линнахамари (залив Петсамовуоно, залив Петсамо, Печенгский залив) (см. приложение 4, рис 1).

Здесь она уточнила свое место по береговым ориентирам, после чего, погрузившись на глубину 15 м, продолжила движение. В 13-00, когда сигнально — наблюдательный пост у входа в залив остался позади, гидроакустик обнаружил шум винтов малого корабля. Корабль периодически стопорил ход. Можно было предположить, что это дозорный катер, осуществлявший поиск подводных лодок с помощью шумопеленгатора. Фисанович тоже решил двигаться с перерывами: когда шум винтов катера пропадал, он останавливал электромоторы, а когда шум возобновлялся, пускал их снова. Благодаря такому режиму лодка успешно разошлась правым бортом с дозорным катером. В 13-45 «М-172» вошла в гавань и обнаружила стоявший у северо-западного причала транспорт (4—5 тыс. брт). Командир начал маневрирование для выхода в торпедную атаку. Сблизившись с судном до 7 — 8 каб, он прицелился по трубе транспорта и выстрелил одной торпедой. Через 30 секунд в отсеках услышали глухой взрыв. Убедившись, что цель поражена, Фисанович направил лодку к выходу из гавани. В 14-37 гидроакустик вновь обнаружил шум винтов дозорного катера. Как и при входе, «М-172» разошлась с ним на глубине 15 м, продвигаясь вперед «толчками». Через 15 мин лодка вышла из залива Лиинахамари
19.08.41 на борту командир дивизиона капитан 2 ранга И. А. Колышкин. Прибыла на позицию в Варангер-фьорде (на смену «М-174»). Прошла вдоль берега на расстоянии 8—10 каб от него и произвела разведку подходов к заливу Лиинахамари. Не обнаружив ничего опасного, Фисанович решил отойти мористее, чтобы зарядить аккумуляторные батареи, а затем осуществить прорыв.
21.08.41  опять вошла в Линнахамари. Потопив торпедами стоявшее у причала судно, командир вывел затем ПЛ из фьорда, ориентируясь под водой только с помощью гидроакустической аппаратуры.
22.08.41 в районе Варангер-фьорда она потопила паровую яхту противника. Стрельба по цели проводилась в сложных метеорологических условиях, при плохой видимости. Выполняя атаку, Фисанович пользовался данными гидроакустического наблюдения. Это была первая на нашем флоте перископно-акустическая торпедная атака. Командование дало высокую оценку действиям командира «М-172», отметив его смелость и боевое мастерство.
05.42 атаковала неприятельский транспорт, шедший в охранении 2-х ТЩ и 2-х сторожевых кораблей. Произвел залп с дистанции 3-х кбт. После взрыва торпед корабли охранения преследовали ПЛ в течение 10-ти часов, сбросили  342 глубинные бомбы, но успеха не добились.
16.09.42 в районе залива Лиинахамари потопила небольшое судно.
01-11.10.43 «М-172» вышла в 20-й боевой поход в Варангер-фьорд  (командир капитан-лейтенант И.А.Кунец). Пропала без вести со всем экипажем (23 человека) в районе Варангер-фьорда. Из похода не вернулась.
Вероятно, погибла на мине заграждений «NW-34», «NW-35» или «Sperre-V».

 

8.3.9. М-173 серии X||

Капитан-лейтенант И.А. Кунец (11.38-23.02.42),

Капитан-лейтенант В.А. Терехин (23.02.42-08.42?)

Итого  13 боевых походов (87-94 суток). Выполнила 4 торпедные атаки (7 торпед).

 

22.04.42 (командир капитан-лейтенант В.А.Терехин) Достоверно потопила германский транспорт «Blankenese» (3236 брт).
06-14.08.42В 13 боевом походе в районе северо-западнее Вардё пропала без вести.
Вероятно, погибла на мине со всем экипажем (21 человек).
«М-173» приписывается потопление 3 ТР противника: 16.03.42– «Петсамо»(4596 брт), 22.04.42 – «Бланкензее» (3236 брт) и  ТР «Утландсхёрн» (2642 брт). Позже из документов вычснилось, что германский пароход «Utlandshörn» («Утландсхёрн») затонул 16.03.42, подорвавшись на мине, выставленной торпедным катером. Финский пароход «Petsamo» («Петсамо») был потоплен германской подводной лодкой «U-34» в Северной Атлантике 10.07.40.

Командир подводной лодки капитан — лейтенант В.А. Терехин

и штурман лейтенант Н.Г. Катькалов на мостике «М-173».

 

 

 

 

 

 

 

8.3.10. М-174 серии X||

капитан-лейтенант, капитан 3 ранга  Н. Е. Егоров(11.01.39-11.01.43),
капитан-лейтенант, капитан 3 ранга   И. Е, Сухорученко (11.01.43 – 10.43)

13 боевых походов в ВОВ (111 суток). На боевом счету транспорт «Эмсхёрн» (4301 брт).

преобразована в «Гвардейскую»

 

капитан-лейтенант, капитан 3 ранга  Н. Е. Егоров

 

 

 

 

 

 

 

Боевые походы:
01.07-09.09.41 (36,5 суток) 4 боевых похода.  Результата нет).
19-27.09.41 (8 суток)1 безрезультатная атака (выпущено 2 торпеды).
16.10-02.12.41 (27,5 суток)3 боевых похода. Результата нет).
20-28.12.41 (8 суток)1 торпедная атака (выпущена 1 торпеда). Потоплен германский транспорт «Emshörn» /4301 брт/.
30.01-20.08.42 (15 суток)2 боевых похода. Результата нет).
08-16.09.42 (7,5 суток) произошёл самопроизвольный выстрел торпеды).
14-23.10.42 (8,5 суток) Результата нет.

В начале августа 1941 первой из ПЛ проникла в гавань Линахамари (см. приложение 4, рис. 1).  К сожалению, кораблей противника у причалов порта не оказалось.
26.09.41  снова проникла в Линахамари. На этот раз ей удалось потопить транспорт противника. Однако в момент залпа лодка подвсплыла, ее рубка показалась на поверхности и была обнаружена. По ней был открыт огонь с береговой батареи, высланы для преследования катера. Предполагая, что катера будут бомбить лодку в средней части залива, командир поспешил подойти ближе к берегу. Маневр оказался удачным, бомбы сбрасывались по оси фарватера. Лодка же, получив лишь легкие повреждения, благополучно возвратилась в базу.
24.03.43  «М-174». (командир капитан-лейтенант И. Е, Сухорученко), следуя на глубине 15 м в районе Варангер-фьорда, попала на минное поле противника. Взрывом в носовой части лодка была подброшена вверх с креном на левый борт и с быстро нарастающим дифферентом на корму. Тотчас погас свет, в первый отсек начала поступать вода. Сразу же была объявлена аварийная тревога, и личный состав, задраив переборки, включился в борьбу за живучесть. Лодка начала медленно погружаться. Дифферент на корму уменьшился до нуля и вскоре перешел на нос. Командир лодки дал малый задний, а затем средний ход. Дифферент продолжал нарастать. С увеличением глубины вода поступала во все большем количестве, водоотливные средства не справлялись с ее откачкой. На глубине 22 м вода в первом отсеке подошла к комингсу переборочной двери. Несмотря на опасность обнаружения (время было дневное), командир приказал продуть среднюю цистерну, после чего лодка всплыла на поверхность. Выйдя на мостик, командир убедился, что противника нет. Носовая оконечность лодки вплоть до торпедных аппаратов была почти совсем оторвана, а на легком корпусе лодки виднелось множество вмятин.
Под дизелем в надводном положении лодка двинулась к своим берегам. Однако из-за нарушения центровки линии вала вскоре стал греться упорный подшипник. Его охлаждали на протяжении всего пути, часто меняя масло.
«С-55» совместно с эсминцем «Урицкий» обеспечивали возвращение в Полярное подорвавшейся на мине в Варангер-фьорде М-174».
Командование высоко оценило действия экипажа в борьбе за живучесть подводной лодки.
14 — 17.10.43 пропала без вести со всем экипажем (25 человек) в районе Варангер-фьорда.
Вероятно, погибла на мине.

Капитан-лейтенант, капитан 3 ранга И.Е. Сухорученко

4 боевых похода (15-17 суток) . Выполнил 1 торпедную атаку (выпущено 2 торпеды). Подтверждённых побед нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

8.3.11. М-175 серия X||

Старший лейтенант, капитан-лейтенант М.Л. Мелкадзе (02.41-10.01.42)

До 10.01.42 выполнила 5 боевых походов (49 суток). Выполнила 1 торпедную атаку (1 торпеда). Подтверждённых побед нет.

08-10.01.42  «М-175» вышла на патрулирование в район  Варангер-фьорда (командир капитан-лейтенант М.Л. Мелкадзе).
10.01.42 торпедирована немецкой ПЛ «U-584» (командир капитан-лейтенант Й.Декке) в северной части Варангер-фьорда. Погиб 21 член экипажа.

Боевые походы

06.07-20.07.41(13,5 суток). Патрулировала у входа в залив Петсамо (Лиинамахамари).
Утром 9 июля 1941 года была обстреляна финской береговой батареей, сделавшей 5 выстрелов. Лодка уклонилась погружением.
Днем 10 июля 1941 года была случайно обстреляна нашей береговой батареей № 221 с полуострова Рыбачий.
В ночь на 12 июля 1941 года в районе восточнее Вардё обнаружила 3 тральщика, атаковать которые не смогла из-за большой дистанции и курсового угла цели. По-видимому, были обнаружены эсминцы противника. Из-за малой ёмкости старой аккумуляторной батареи «М-175» не могла патрулировать длительное время у входа в залив Петсамо и поэтому держалась в северо-восточной части позиции.
18 июля 1941 года в 09-58 коснулась грунта в районе бухты Пумманки (губа Большая Волоковая, полуостров Рыбачий), в результате чего
разорвался лист коробки киля, и нарушилась герметичность главной осушительной системы. 
С 28.07-01.08.41  прошла докование и ремонт киля.
05-17.08.41 (11,5 суток) в 21-25 вышла в дозор на позицию северо-восточнее полуострова Рыбачий. В качестве обеспечивающего на борту находился комдив капитан 3 ранга Н.И. Морозов.
07.08.41 в 07-50 в надводном положении в точке с глубиной 200 метров ударилась килем о неизвестный металлический предмет. Потом в доке при осмотре на корпусе были обнаружены свежие следы содранной краски. Из анализа германских документов следует, что  07.08.41 «М-175» получила попадание неразорвавшейся торпеды с германской субмарины «U-81», произведшей два 2-торпедных залпа по нашей подводной лодке типа «М» в 04-51и в 05-42.
10.08.41 в 06-42 продолжая находится в дозоре северо-восточнее полуострова Рыбачий  за кормой было зафиксировано 2 взрыва, а затем было обнаружено судно неустановленного типа. Видимо на лодке слышали бомбардировку нашими ВВС трёх германских эскадренных миноносцев, возвращавшихся в базу после потопления сторожевого корабля «Туман».
12.08.41 в 22-10 и в 22-20 при нахождении на перископной глубине была дважды атакована самолётами противника, сбросившими 2 и 1 бомбу соответственно.
17.08-14.09.41 навигационный ремонт и докование. 
15-26.09.41 (11 суток) в 13-05 вышла на патрулирование в Варангер-фьорд в район Киркенеса.
В ночь на 18.09.41 из-за плохой видимости не смогла атаковать судно неустановленного типа.
18-19.09.41 штормовала на позиции (шторм 8-9 баллов по шкале Бофорта). Через рубочный люк вода залила центральный пост, попала в головку перископа.
05-10.10.41 находилась на патрулировании в район Вардё.
Днем 07.10.41 в районе Вардё обнаружила два мотобота по 400-500 тонн под германскими флагами, следовавших из Вардё к мысу Харбакен, и два мотобота под германскими флагами, шедших в обратном направлении. Сблизившись с ними на 3-4 кабельтова, командир отказался от атаки из-за невысокой ценности целей и малой осадки мотоботов.
08.10.41 в 14-05 вошла в гавань Хавнингберг (стоянка на мысе Харбакен) и обнаружила у пирса транспорт (5000-7000 тонн) под германским флагом. Из-за навигационных опасностей лодка легла на обратный курс, чтобы занять удобную позицию для стрельбы. Налетевший снежный заряд помешал атаке. Когда заряд прошел, «М-175» заняла позицию и в 17-35 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив прицельно одну торпеду с дистанции 5-7 кабельтовых. Через минуту был слышен глухой взрыв. Подводная лодка получила дифферент 7° на корму и ушла под воду, вследствие чего не наблюдала за результатами атаки. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована.
09-10.10.41 штормовала на позиции.
Днем 11.10.41 у входа в Перс-фьорд обнаружила на расстоянии 4 кабельтова прямо по носу одиночный танкер водоизмещением в 4000 тонн, шедший по направлению к порту Вардё. Подводная лодка не произвела торпедного залпа вследствие того, что при открывании передней крышки торпедного аппарата из-за неправильных действий личного состава по заполнению кольцевого зазора получила большой дифферент на корму, а пока производилась дифферентовка, танкер скрылся.
13.10.41 обнаружила одиночный транспорт, но из-за большого курсового угла цели не смогла выйти в атаку.
14.10.41 в 14-45, когда лодка находилась в подводном положении, акустик услышал шум винтов. При осмотре горизонта был обнаружен конвой в составе лайнера (водоизмещение 20000 тонн) и транспорта (водоизмещение 12000 тонн), шедших в сопровождении двух эсминцев. «М-175» вышла в атаку, но вследствие большой скорости каравана атаковать суда не удалось.
22.10-24.12.41 текущий ремонт.

 

8.3.12. М-176 серия X||

 Старший лейтенант, капитан-лейтенант, капитан 3 ранга  И.Л. Бондаревич (до 28.06- 03.07.42?)

22.06.41 находилась в дозоре у мыса Цып-Наволок и в этот же день была направлена на позицию в Варангер-фьорд для несения дозора у полуострова Рыбачий (район Малой Большой Волоковой) с целью прикрытия доставки наших войск в район губы Титовка в ходе мобилизационных мероприятий от противодействия крупных надводных кораблей противника.
30 июня 1941 года лодка была атакована самолетом противника. От взрывов бомб масляная цистерна дала течь и «М-176» дали «добро» вернуться на базу.
Второй и третий боевые походы так же не дали результатов.
25.09.41 вышла в четвертый боевой поход на позицию в район Варангер-фьорда.
30 сентября 1941 года при входе в Бек-фьорд (бухта в Варангер-фьорде) лодка внезапно потеряла плавучесть и провалилась на глубину 68 м с дифферентом на корму. При даче полного хода вперед подводная лодка не всплывала.  После продувания средней цистерны и маневрирования электродвигателем лодка подвсплыла и задним ходом вышла из фьорда.
Ближе к вечеру «М-176» обнаружила транспорт противника в охранении двух катеров-охотников, но из-за невыгодного курсового угла атаковать конвой не стала.
3 октября  1941 года в Варангер- фьорде у острова Лилле-Эккерё лодка обнаружила конвой противника в составе двух транспортов в охранении пяти сторожевых катеров. «М-176» Двумя торпедами атаковала один из транспортов, после чего корабли эскорта контратаковали субмарину. Через полчаса «М-176» всплыла под перископ, в который в месте атаки наблюдали большой столб дыма. Транспорт в 6000 т посчитали потопленным, хотя по послевоенным данным противник не зафиксировал сам факт атаки.

12.02.42 , возвращаясь из девятого боевого похода, «М-176» встала на якорь в Кильдинской Салме (пролив в Баренцевом море, отделяет остров Кильдин от Мурманского берега Кольского полуострова), но имея ошибку в счислении вместо маяка Цып-Наволок вышла в район бухты Порчниха. При подходе к берегу подводную лодку обстреляла наша береговая батарея № 828, которая выпустила 7 снарядов. Лодка погрузилась и всплыла только за пределом видимости с берега. Доложив о своем месте, «М-176» направилась на базу, куда благополучно прибыла в этот же день.
В ночь на 07.03.42 при стоянке в Полярном ураганным ветром на лодку навалило английский тральщик «Нигер». «М-176» получила вмятину в кормовой надстройке, бортовые кнехты были вырваны, имелись заедания в рулевых приводах.
31.03.42 после ремонта « М-176″ снова вышла на позицию в район Варангер-фьорда.
1 апреля 1942 года у острова Струшнер лодка обнаружила конвой противника и одной торпедой атаковала транспорт из ее состава. Несмотря на то, что судно водоизмещением в 3500 брт считалось потопленным, по данным противника в данное время и в этом месте он кораблей и судов не терял.
3 апреля 1942 года в этом же районе «М-176» последней оставшейся торпедой снова атакует конвой. И снова, несмотря на заявление командира лодки о потоплении транспорта водоизмещением в 5000 брт данные противника не подтверждают эту победу.

04.04.42  «М-176» вернулась в Полярное и, пополнив запасы, в этот же день снова вышла в море.
11 апреля (по другим данным 10 апреля) 1942 года «М-176», получив извещение по радио о конвое противника, вышла на него и атаковала двумя торпедами транспорт из его состава. Из-за сильного эскорта конвоя (10 кораблей) результат атаки не наблюдался, но тем не менее командир лодки доложил по возвращении на базу о потоплении судна водоизмещением в 8000 т, что не подтверждается противником. Израсходовав все две торпеды, 11 апреля «М-176» благополучно вернулась в Полярное
26.04.42 «М-176» находясь в Варангер-фьорде атаковала транспорт из состава конвоя, следовавшего в Киркенес. Результат атаки не наблюдался, так как силы ПЛО противника контратаковали лодку. Тем не менее, по возвращении на базу Бондаревич доложил об уничтожении транспорта в 10000 брт. Подтверждения успешности этой атаки со стороны противника так же нет.
12.05.42 в следующем походе «М-176» двумя торпедами атакует транспорт и корабль сопровождения из состава конвоя. На «М-176» слышали два взрыва, а через некоторое время взрывы глубинных бомб. Через 10 часов лодка всплыла и направилась на базу, где командир доложил о результате боевого похода: потоплен транспорт в 8000 брт и миноносец противника. По немецким данным в данное время и в данном месте он транспортов (а тем более миноносцев) не терял.
В плане подтверждения успешности атак «М-176» и ее командиру капитану 3 ранга Бондаревичу не повезло. Лодка являлась одной из самых активных субмарин российских ВМФ. 20 июня 1942 года «М-176» представлена к званию Гвардейской. Результативность ее атак в ходе войны не вызывала сомнений, но послевоенный анализ потерь пока не сумел подтвердить результативность ни одной из них, хотя в свое время в различных источниках та или иная атака «М-176» заявлялась как успешная, а кое-где и объявлялась цифра «8 потопленных судов» и тоннаж «потопленных» судов — 45000 т.
28.05.42  «М-176» на позиции в Варангер-фьорде, находясь в крейсерском положении, в 18-22 обнаружила по пеленгу 158 на дистанции 90 кб вражескую подводную лодку, следовавшую в надводном положении курсом 32. В 18-24 «М-176» погрузилась и начала маневрировать для выхода в атаку, но в перископ подводной лодки противника не обнаружили, шума винтов по шумопеленгатору не слышали и момента погружения подводной лодки не заметили. В 18-34 на «М-176» услышали шум винтов и в 18-41 обнаружен бурун от перископа в расстоянии 15-18 каб; шум винтов усилился. «М-176» погрузилась на глубину 45 метров, приведя вражескую подводную лодку за корму. В 19-51 услышали впереди шум винтов двух торпед, выпущенных подводной лодкой противника и до 20-12 десять раз слышали шум винтов одиночных торпед, проходивших сверху и по носу (немец стрелял в белый свет как в копеечку — прим. автора первоисточника). «М-176» маневрировала на глубине 45 м трехузловым ходом. В 21-48 акустик услышал шипение воздуха и командир подводной лодки, считая, что вражеская подводная лодка всплывает, решил выйти на нее в атаку (командир немецкой субмарины, кроме того, еще и самоубийца — прим. автора первоисточника). Развернувшись на курс атаки по пеленгам гидроакустики и приготовив торпедные аппараты, подводная лодка всплыла на перископную глубину и на дистанции 12 кб обнаружила подводную лодку противника в надводном положении. В 22.01 с дистанции 8 кб ПЛ «М-176» произвела залп двумя торпедами с интервалами в 6 секунд и 22-02 на лодке ясно слышали один взрыв, после чего шум винтов прекратился. Вражеская ПЛ считалась потопленной.
До сих пор в том или ином виде эта версия событий появлялось в разных изданиях (самое последнее из которых «Энциклопедия военного искусства. Военные моряки и подводники ХХ века» автор-составитель И.А. Калмыкова. Минск 1998).
Между тем немцы на всех своих морских фронтах в мае 1942 года потеряли 4 подводные лодки (в том числе одна из них была интернирована в Испании) и ни одну на Севере.

21.06.42  «М-176» вышла в свой последний поход. Обстоятельства гибели лодки до сих пор не выяснены. По одной из версий лодка стала жертвой атаки тральщика «М-16» и кораблей 12-ой немецкой флотилии охотников за подводными лодками 3 июля 1942 года, или погибла на мине в конце июня — начале июля 1942 года.
28.06.42 «М-176» (командир капитан 3 ранга И.Л.Бондаревич) пропала без вести в районе Варангер-фьорда.
Вероятно, подорвалась на мине или потоплена 03.07.1942. огнем немецкого тральщика «М-16». Погиб 21 человек.
8.3.13. М-200 серия XV
Заложена вместе с М-201 в 1940 года в Ленинграде (Санкт-Петербург). В 1941 году спущены на воду. Вскоре по внутренним речным путям переведены на завод № 638 в Астрахань, где производилась их достройка.

Водоизмещение: 281 т (надводное); 351 т (подводное).Длина 50,5 м ; Ширина 4,4 м ; Осадка 2,81 м. Мощность: дизелей 2х600 л.с. электромоторов 2х218 (по другим данным 2х230) л.с. Скорость хода максимальная: 15,5 узлов (надводная) 7,9 узлов (подводная). Дальность плавания экономическим ходом: 4.500 миль 8 узлов (над водой); 85 миль 2,9 узла (под водой).Глубина погружения: 60 м рабочая; 70 м редельная. Время погружения 35 секунд. Автономность 15 суток (максимальная 22 суток). Время непрерывного пребывания под водой при использовании всех средств регенерации 48 часов. Вооружение: 4-533мм носовых торпедных аппарата. 4 торпеды. 1-45мм (21-К) орудие (200 выстрелов). Экипаж 32 (по другим данным 24) человека.

капитан-лейтенант П.С. Шматов(02.06.43-12.09.43),
капитан 3 ранга В.А. Тураев (12.09.43-12.03.44),
старший лейтенант, капитан-лейтенант В.Л. Глазков (12.03.44- 09.05.45),
капитан 3 рнга  А.С. Шуманин (БФ, после ВОВ)

20.03.43 в марте 1943 года М-200 и М-201 вступили в строй ВМФ и вошли в состав Каспийской флотилии. Постановлением ГКО от 22 апреля 1943 года было решено перевести 6 подводных лодок с Каспия в Заполярье. В их число попала и «М-200» и «М-201».
23.04.43  М-200 и М-201 в составе первого эшелона направилась своим ходом из Астрахани в Горький (Нижний Новгород), куда благополучно прибыла 1 мая. На этом этапе переходом руководил инженер-капитан 1 ранга Н.В. Алексеев. В Горьком «М-200» вместе с однотипной «М-201» поставили в плавдок.
15.05.43  «М-200» и «М-201» начали движение в Молотовск (Северодвинск), куда благополучно прибыли 28 мая. На этом этапе переходом командовал генерал-майор интендантской службы А.И. Лебедев
.28.05.43  «М-200» и «М-201» вошли в состав Северного флота.
02.06.43  командиром «М-200» назначен капитан-лейтенант Шматов Павел Семенович.
12 сентября 1943 года командиром «М-200» назначен капитан 3 ранга Тураев Василий Андрианович.
19.10.43  «М-200» прибыла в Полярное.
12.43   ПЛ совершила свой первый боевой поход, который не принес результатов. Под командованием Тураева ПЛ выходила на позицию еще два раза, но и эти походы не записали на счет лодки ни одного вражеского транспорта.
12 марта 1944 года командиром «М-200» назначен старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Глазков Владимир Львович. Под его командованием  «М-200» совершила два безрезультатных боевых похода. В некоторых источниках указывается, что 22 июня 1944 года «М-200» провела удачную атаку по конвою противника, но в этот день «М-200» уже находилась на базе.
11.07.44   ПЛ вновь вышла на позицию в район Перс-Фьорда, где 15 июля двумя торпедами атаковала конвой противника. Данных, подтверждающих победу лодки со стороны противника нет, хотя во многих отечественных послевоенных источниках указывается, что в этот день «М-200» отправила на дно два вражеских транспорта.

По возвращении из похода лодку начали готовить к переходу на Балтику. Через два месяца “М-200” погрузили на транспортер и отправили в Ленинград.
До окончания войны «М-200» в строй ввести не успели, но она продолжала свою службу на Балтийском флоте, пока не стала жертвой трагического инцидента 21 ноября 1956 года. В этот день на переходе из Палдиски в Лиепаю лодку таранил эсминец «Статный» проекта 30-бис.[1] .  В результате аварии и бездарно проведенной спасательной операции погибло 28 человек. Шестерых моряков, в том числе и командира лодки капитана 3 ранга Шуманина Александра Спиридоновича, которые в момент столкновения находились на мостике, удалось спасти.

 

8.3.14. М-201 серия XV

капитан-лейтенант Н. И. Балин (до 09.05.45)

01.05.43 перешла своим ходом из Астрахани в Горький, где вместе с однотипной «М-200» были поставлены в плавучий док, и 15 мая они вместе продолжили движение в Молотовск (Северодвинск), куда прибыли  28 мая 1943 года.
29.08.43 «М-201» вступила в строй и вошла в состав Северного флота.
18.10.43  «М-201» прибыла в Полярное.
                                                                     17.01.44 «М-201» вышла в первый боевой поход с задачей патрулирования района Тана-фьорд – Берлевог. Обеспечивал боевой дебют субмарины командир 3-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга В.А. Иванов.
Вечером 19 января 1944 года на рейде Берлевога подводная лодка атаковала транспорт, стоящий на якоре. Не добившись попадания (торпеды взорвались в гавани), командир субмарины через 3 минуты повторил попытку, после чего наблюдалось попадание и клубы дыма на атакованном судне. Объектом атаки «М-201» стал пароход «Наталь» (3172 брт), который 7 января был выброшен штормом на камни у мыса Маккаур и переведено в Берлевог. Судно к тому времени было оставлено экипажем и считалось потерянным, но продолжало привлекать на себя атаки подводных лодок и авиации Северного флота.
25.02-05.03.44  «М-201» совершила второй боевой поход в районе Порсангер-фьорда в рамках операции «РВ-2» («Разгром врага»). За время патрулирования подводная лодка трижды обнаруживала цели, но каждый раз по разным причинам командир субмарины отказывался от атаки.
25.05.44 патрулирование района Тана-Фьорд – мыс Маккаур (Маккаур-санн-Фьорд) в ходе этого патрулирования было отмечено торпедной атакой крупного конвоя утром 26 мая (см. рис. пункта для  С-14, ). Наведенная воздушной разведкой «М-201» выпустила две торпеды по одному из судов конвоя «Lf-120-Ki» и створившемуся с ним сторожевиком. Спустя 170 секунд после пуска торпед на подводной лодке услышано два взрыва, что послужило основанием для доклада об уничтожении сторожевика и повреждении транспорта. Через двадцать минут на субмарине зафиксировали взрывы, посчитав их за преследование. (Всего за 5 часов на «М-201» насчитали 52 близких и две с половиной сотни отдаленных взрывов; как раз в это время по конвою отбомбилась советская авиация, а затем корабли эскорта преследовали атаковавшую конвой «С-15»). Несмотря на послевоенное заявление советской стороны о гибели от торпед «М-201» сторожевика «Uj-1764» из состава 17-й флотилии, (что не соответствует действительности; он погиб на мине 17 октября 1944 года у Эгерсунда), караван, состоящий из девяти транспортов («Актив», «Балтенланд», «Керкплейн», «Гердмор», «Помпеи», «Х.Е. Фрицен», «Хорст», «Норд-31», «Марштайнен») под охраной охотников 12-й флотилии (на подводной лодке состав конвоя оценен как 1-3 транспорта по 6000 тонн, 8-9 сторожевиков, 4-6 тральщиков, катера) потерь от данной атаки не понес, она была не замечена немцами.
15-16.06.44 «М-201» принимала участие в операции в районе Сюльте-фьорда. 15 июня ориентируясь на данные авиаразведки подводная лодка перехватила конвой, движущийся в восточном направлении, но из-за ошибки личного состава в атаку выйти не смогла.
Утром 16 июня 1944 года «М-201» выпустила две торпеды по судну стоящему на якоре. Объектом атаки вновь оказался злосчастный «Наталь», по которому «М-201» уже успела отстреляться 19 января 1944 года. Кроме нее торпедные аппараты по остову судна разрядили «М-104» 10 марта, «М-105» 31 января, «С-14» 12 июля; не остались в долгу и авиаторы Северного флота, атаковавшие «Наталь» 6, 9 и 11 июля. Пуск торпед подводной лодкой не остался незамеченным, сторожевые катера противника отогнали субмарину, сбросив на безопасном удалении 9 глубинных бомб.
17.08.44 «М-201» в пятом походе в рамках операции «РВ-7» (см. пункт для ПЛ «С-15») патрулировала в районе Варде. В ночь на 19 августа в районе мыса Харбакен субмарина обнаружила конвой противника, следующий в восточном направлении. Две торпеды, выпущенные из-за сильного тумана по акустическим пеленгам, разорвали борт сторожевика «V 6112» («Friese») из состава 61-й флотилии СКР, (переоборудован из рыболовного траулера «Брандман», 452 брт? см. Приложение 8). Корабль затонул, потеряв 29 членов экипажа.
Противник не контратаковал, хотя на подлодке зафиксировали 9 взрывов глубинных бомб.
«М-201» продолжила патрулирование, но после ряда поломок приборов и механизмов произошедших 22-23 августа вернулась в базу. На этом ее участие в боевых действиях завершились.
Вскоре конечной точкой немецких коммуникаций стал Тормсё, который находился в зоне оперативной ответственности Великобритании. С ноября 1944 года выход подводных лодок СФ на позиции практически прекратился.

13.04.45 субмарина вместе с М-200 перечислена в состав Краснознаменного Балтийского флота. 28 апреля «М-201» и  «М-200» начали подготовку к перебазированию на Балтику. 22 июня субмарины поставлены на транспортер и 8 июля по железной дороге доставлены в Ленинград.

В годы войны подводные лодки Северного флота совершили около 400 боевых походов, выполнив 260 торпедных атак, из которых 94 одиночными торпедами, а остальные залповые. При этом было выпущено 674 торпеды. Из-за отсутствия радиолокации только 45 атак было выполнено в темное время. В результате были потоплены 22 крупных транспорта, 7 дрифтерботов и мотоботов, 8 охотников за подводными лодками, 6 сторожевых кораблей, 1 подводная лодка и 1 тральщик. При этом была потеряна 21 подводная лодка.[2]

Для сравнения приведем следующие данные:

Корабли и суда потопленные (+) и поврежденные (=) подводными лодками типа М Северного флота в 1941-45 годах
(Источник: Цусимские форумы 05.05.2009. 02:26:22 Botik Petra Velikogo.)

 

ПЛ

Корабль

Судно

Дата

Ш, Д

Оружие

Государство

М-107

+ БО

«Uj 1217»

11.09.43

70°38´с.ш.

30°26´в.д.

торпеда

Герм.

М-122

+ ТР «Йоханис-бергер» 4467 брт

16.03.43

69°58´5с.ш.

30°03´в.д

торпеда

Герм.

М-171

+ ТР «Куритиба» 4969 брт

29.04.42

70°05´1с.ш

30°31´5 в.д

торпеда

Герм.

М-171

= ТР «Илона Симмерс» 3245 брт

29.01.43

70°31´6 с.ш

30°55´5 в.д

торпеда

Герм.

М-172

+ СКР

«V 6115»

01.02.43

70°42´с.ш.

30°15´в.д

торпеда

Герм.

М-173

+ ТР «Бланкенезе» 3236 брт

22.04.42

70°32´с.ш

30°47´в.д.

торпеда

Герм.

М-174

+ ТР «Эмсхёрн» 4301 брт

21.12.41

70°04´,5 с.ш

30°30´,2 в.д

торпеда

Герм.

М-201

+ СКР

«V 6112»

19.08.44

70°28´8с.ш.

30°57´5 в.д.

торпеда

Герм.

 

 


[1]  ЭМ «Статный» проекта 7-У 18.08.41 подорвался на мине на рейде Рохукюля и затонул (см. пунк 7.13.19)

[2] Интернет, статья «Военно-Морской флот периода 1941-1945гг»,