6.5. Подвиг несамоходной плавучей батареи ПВО «Не тронь меня»

Август 1941-июнь 1942, Черноморский флот

Карта

В Северной бухте Севастополя в начале ВОВ осталась не у дел экспериментальная секция корпуса нового мощнейшего линкора типа «Советский Союз», постройку которой в связи с началом ВОВ прекратили. Удивительная прочность и непотопляемость секции, а также внушительные размеры(47х25,5х15м) навели на мысль использовать ее в качестве плавучей буксируемой батареи ПВО для защиты Севастополя от авиации и кораблей противника.
После некоторого дооборудования секции для обитания личного состава (130 человек) и установке на ней мощного зенитно-артиллерийского вооружения (4х76мм, 3х37мм, 3х12,7мм, 1х4х7,62мм) и погребов для боеприпасов, приказом командующего Черноморским флотом от 3 августа 1941 года батареи был присвоен № 3. Командиром батареи был назначен старший лейтенант (потом капитан-лейтенант) С.Я. Мошенский.

Плавбатарея могла мобильно отбуксировываться на ответственные направления обороны Севастополя. К моменту штурма Севастополя «Для усиления противовоздушной обороны аэродрома флотское командование поставило плавучую зенитную батарею N 3 в соседней с ним Казачьей бухте.

Вскоре эффективностью своего огня плавбатарея заслужила у севастопольцев название «Не тронь меня»[1].
До июня 1942 года экипаж плавбатареи «Не тронь меня» бессменно нес боевую вахту по обороне Севастополя. Многие матросы и офицеры батареи были награждены орденами и медалями.
Из письма капитан-лейтенанта С.Я. Мошенского жене, находящейся в эвакуации: «Живу по-боевому. Спешу разделить с тобой радость: я награжден орденом Красного Знамени. Никогда не думал, что мне выпадет такая честь, а вчера об этом узнал, говорят, что хорошо бью немцев, за это и наградили…».
19 июня 1942 года в период третьего, последнего штурма Севастополя противник осуществил несколько массированных воздушных налетов на плавбатарею. Одному пикирующему бомбардировщику удалось прорваться сквозь плотный заградительный огонь и сбросить 4 крупнокалиберные бомбы. Взрывом этих бомб было убито 29 человек, в том числе и командир батареи. Еще 27 человек получили ранения. В строю осталось 47 человек и целыми только два 76-мм орудия, два 37-мм автомата и пулемет ДШК. На исходе были боеприпасы, пополнить которые уже было невозможно.
В создавшейся обстановке 27 июня 1942 года было принято решение о расформировании плавбатареи № 3.
За десять месяцев героической вахты моряки капитан-лейтенанта С.Я. Мошенского отразили 450 воздушных атак (в среднем каждый день по 1-2 атаки). Этот «квадрат» самый странный боевой корабль Военно-Морского Флота. Его упоминания нет ни в одном справочнике по ВМФ, хотя именно этому кораблю принадлежит уникальный боевой рекорд. Им было сбито больше всех фашистских самолётов — 22 за десять месяцев (в среднем 2-3 самолета каждый месяц).

За 16 сбитых самолётов лётчикам давали звание Героя Советского Союза. Большего, чем плавбатарея «Не тронь меня» ни один наш корабль не добился. Командир плавбатареи погиб 19 июня 1942 года, когда на батарее практически закончились снаряды. Оставались только патроны для пулемётов и по нескольку обойм для зенитных автоматов. Бомба пикировщика попала прямо в командный пункт. Пробоина от неё видна на палубе батареи у самого борта внизу. Сам вышеприведенный снимок сделан немецким разведчиком через несколько дней после бомбёжки, когда оставшийся в живых личный состав сошёл на берег и влился в морскую пехоту защищавшую Севастополь. Через две недели Севастополь пал…

 


[1] «Не тронь меня» — это имя броненосной батареи береговой обороны ЧФ конца XIX века которой в 1891 – 1892 годах, которой командовал капитан 1 ранга В.Ф. Дубасов, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В то время лейтенант флота, награжденный орденом святого Георгия 4-й степени, золотой саблей «За храбрость» и пожалованный званием флигель-адъютанта императора. С 1897 г. вице-адмирал Дубасов командовал эскадрой Тихого океана, а в 1905 г. по назначению императора становится Московским генерал-губернатором с присвоением звания генерал-адъютант. Москва и судьбы Российского флта, Архивные документы и исторические очерки. М., 1996, 415 с.