6.2. Последний бой сторожевого корабля «Пассат»

Июль 1941 года, Северный флот

Карта

С началом Великой Отечественной войны Северный флот сосредотачивал свои ограниченные ресурсы главным образом на оборонительные задачи на сухопутном фронте (доставка морем пополнений войск, артиллерийская и авиационная поддержка обороняющихся наших частей на южном берегу Мотовского залива и полуострове Среднем). Для решения задач освещения обстановки даже в прибрежной морской зоне, ведения противолодочной и противовоздушной обороны флот не располагал минимумом потребных корабельных и авиационных сил. Поэтому к несению дозорной службы и эскортированию внутренних конвоев привлекались переоборудованные из рыболовных судов, заведомо слабые в тактико-техническом отношении корабли (это особенно касалось вооружения, средств обнаружения противника, скоростных и маневренных качеств). Общее отставание в оснащении радиолокацией (которая на бывших траулерах вовсе отсутствовала и не только на траулерах), гидроакустикой и средствами связи также играло свою, далеко не последнюю, отрицательную роль в судьбе этих импровизированных боевых кораблей. Отсутствие на Северном морском фронте оперативной (ближней и дальней) непрерывной разведки при недостаточной отработке способов боевого управления силами, в частности, организации всех видов связи и организации взаимодействия не только с сухопутными частями, но и между флотскими соединениями и отдельными кораблями, привело к безнаказанным, по сути, действиям противника на наших прибрежных коммуникациях.
Встретив серьезное сопротивление советских сухопутных частей и сил Северного флота[1] наступлению гитлеровских войск на Мурманском направлении, генерал-полковник Э. Дитль (командующий немецкими сухопутными войсками на Севере[2]) запросил у высшего командования прямой поддержки своего планируемого Сентябрьского наступления 1941 года в районе Западной Лицы, а также потребовал обеспечения грузовых перевозок морем.

(Сравните этот немецкий план Сентябрьского наступления 1941 с рис. пункта 3.8. Набеговые операции в Мотовском заливе).
Для выполнения этих задач 10 июля 1941 года в порт Северной Норвегии — Киркенес прибыла 6-я флотилия эскадренных миноносцев (командир соединения — капитан цур зее[3] Аль­фреда Шульце-Хинрихс) в составе пяти кораблей. Лидер «Ганс Лоди» (Z-16), эсминцы «Герман Шёман» (Z-4), «Карл Галь­стер» (Z-7) (1-й дивизион), «Рихард Байтцен»(Z-10) и «Фридрих Экольдт» (Z-20) (2-й дивизион). Кораблями командовали фрегаттен-капитан Альфред Шеммель (Z-16), корветтен-капитаны Ганс фон Давид-сон (Z-4), Генрих Виттиг (Z-7), Вернер Пфайффер (Z-10), барон Теодор фон Маухенхайм (Z-20).
20 июня 1941 года флотилия вышла из Киля и к 10 июля сосредоточилась в Киркенесе. В тот же день состоялось совещание штаба флоти­лии, на котором присутствовали командующие видами вооруженных сил на северном ТВД адмирал Шенк, генерал-полковник Штумпфа и генерал Дитля. Среди задач, поставленных эсминцам, на первом месте значилась борьба с советскими над­водными кораблями, обстреливающими фланги германских позиций и высаживаю­щими десанты. Просьбу Дитля об артилле­рийской поддержке войск в районе полуос­трова Средний Шульце-Хинрихс отклонил, справедливо опасаясь советских береговых батарей и ссылаясь на отсутствие траль­щиков и истребительного прикрытия. Вме­сто этого предлагалась серия ударов по каботажному судоходству у побережья Кольского полуострова.[4].
Предполагалось, что активные действия эскадренных миноносцев против торгового судоходства у побережья Кольского полуострова заставят советский Северный флот усилить охрану своих внутренних коммуникаций, вывести свои боевые корабли из Мотовского залива, что создало бы благоприятные условия для наступления немецких войск на Мурманском направлении.
Забегая вперед скажем, что эти задачи 6 флотилия не выполнила, а корабли были вынуждены покинуть Заполярье. Так, 10 августа 1941 года после гибели СКР «Туман» поврежденный самолетами Пе-2 и СБ 72-го авиаполка ВВС СФ ЭМ “Байтцен» в сопровождении ЭМ «Экольдт» ушел в Нарвик, а затем, вместе с ЭМ «Шёман», имевшим неисправность в машине, отправился на ремонт в Германию.
Три оставшихся на Севере эсминца после краткосрочного ремонта в Нарвике были пере нацелены на конвойную службу, но не снискали славы на этом поприще. 30 августа 1941 года в районе Альтен-фьорда британская подводная лодка «Трайдент» безнаказанно потопила два транспорта из состава конвоя, эскортировавшегося лидером «Лоди» и эсминцем «Гальстером». 20 января 1943 года в районе Варде Лидер «Баку» и ЭМ «Разумный» разгромили конвой из 2-х транспортов в охранении эсминца, сторожевика и тральщика (см. пункт 3.14.).
После этого эсминцы взяли на себя транспортировку воинских частей из Тромсе в Киркенес, преодолевая расстояние в 360 миль за 15 часов. В конце сентября «Лоди», страдавшего от постоянно текущих котлов, отпустили на ремонт, а 12 октября «Экольдт» был протаранен норвежским пароходом в Тромсё, в результате чего затопило его машинное отделение. Эсминец пришлось отослать на родину. Выделенные для усиления флотилии «Теодор Ридель» и «Пауль Якоби» задержались: один из-за посадки на мель, другой — вследствие неполадок в силовой установке. На Севере остался только «Карл Гальстер», но к ноябрю его лаг намотал уже 22 тысячи миль, и он был вынужден отправиться на верфь.
Несмотря на слабое противодействие со стороны советского флота, 6-я флотилия добилась более чем скромных результатов.
Потопление двух мобилизованных сторожевиков, гидрографического судна и двух траулеров не могло оправдать хотя бы затраченного топлива, а напряженное использование кораблей в суровых климатических условиях быстро сказалось на их капризных силовых установках.
Однако вернемся к нашему повествованию о последнм бое СКР «Пассат».
До 10 августа 1941 года 6-я флотилия трижды выходила в море для выполнения набеговых операций на наших коммуникациях. К слову сказать, 12 июля две наши подводные лодки (М-175, которая патрулировала в Варангер-фьорде, т.е. на выходе немецких эсминцев из Киркенеса и М-172, направленная в дозор в позицию Северо-западнее острова Кильдина, как раз в район рейдерства эсминцев противника на маршруте нашего судоходства) упустили возможность обнаружить и атаковать эту группу немецких эсминцев, которые на следующий день потопили арт. огнем спасательное судно (РТ-67) и мужественно защищавшийся сторожевой корабль «Пассат». Получивший повреждения РТ-32 успел выброситься на берег. 24 июля 1941 года немецкие эсминцы потопили гидрографическое судно «Меридиан».
Все эти события разыгрывались, словно по одному сценарию. Адмирал А. Г. Головко, командовавший в годы войны Северным флотом, впоследствии писал, что «…занятый сухопутными делами[1], беспокоясь за положением базы, я допустил… ошибку, не обеспечив разведку со стороны моря». Оценивая причины гибели кораблей, адмирал возвращается в далекий сорок первый: «Увы, нам еще не хватает оперативности мышления в новых условиях и умения анализировать уже известные факты… В двух предыдущих случаях появление вражеских эсминцев было предварено воздушной разведкой и совпадало по времени с нынешним случаем. Если бы сегодня мы учли это, если бы действовали быстрее…, картина боя могла быть иной. Ибо, где-где, а на войне время не ждет».
А с СКР «Пассат» дела обстояли так.
В ночь на 13 июля 1941 года сторожевой корабль «Пассат» (командир старший лейтенант В.Л. Окуневич) эскортировал два спасательных судна (бывшие РТ-67 и РТ-32), буксировавших судоподъемные понтоны (по другим данным емкости для топлива) из Мурманска в Иокангу. Только 10 дней прошло, как рыболовный траулер РТ-102 «Валерий Чкалов» вооружили двумя 45-мм и двумя 7,62-мм пулеметами и включили в состав Северного флота под названием СКР «Пассат» (типовое вооружение для всех сторожевых кораблей из рыболовецких траулеров. Из таких судов на Северном флоте было сформировано несколько дивизионов СКР в Кольском заливе, Иоканге, на Белом море).

С наступлением пасмурного рассвета караван находился в районе Гавриловских островов (Прошли 18 миль после маяка Териберский). Вскоре были обнаружены 3 немецкие эсминца, которые начали пристрелочную стрельбу по нашим кораблям.

Командир «Пассата» приказал судам укрыться в бухте Гавриловских островов, а сам, прикрывая их дымовой завесой, открыл огонь из 45-мм пушек. От прямого попадания снарядов противника одно спасательное судно затонуло, но успело спустить на воду две шлюпки с командой, другое сильно повреждено и выбросилось на берег. Покончив со спасательными судами, противник сосредоточил огонь по «Пассату».
После двух прямых попаданий на нем произошел взрыв, и корабль стал быстро погружаться носом в воду. Уцелевшее кормовое орудие не прекращало огня до тех пор, пока корабль не скрылся под водой. Шлюпке со спасательного судна удалось подобрать двух моряков из экипажа «Пассата». Отважные действия сторожевого корабля «Пассат» помогли спастись большинству моряков спасательных судов.[5]

 


[1] В начале войны оборону Заполярья на суше держала 14-я армия, входящая в состав Северного флота. В ней было четыре стрелковые дивизии и одна танковая (но её скоро – в середине июля 1941 года – перебросили под Ленинград). Две дивизии ( 14-я и 52-я ) прикрывали Мурманск и Полярное, две ( 104-я и 122-я) стояли к западу от Кандалакши. В каждой дивизии было по три стрелковых полка, артиллерийские и иные спецчасти. С моря 14-ю армию прикрывали корабли Северного флота.
(Интернет. ВОВ 1939-1945 года на Кольском полуострове — На сухопутном фронте.)
[3] Капитан 1 ранга, коммодор
[4] Дополнительную информацию об этих эсминцах см. пункт 6.4., а также пункт 5.4.7.[7] тип 1936В
[5] По другим данным «… 12.07. — в 04.10 отряд судов ЭПРОН (РТ-67, РТ-32, СКР «ПАССАТ») вышел из Мурманска в Йокангу. В 03.26 13 июля в районе острова Харлов отряд встретился с 5-ю немецкими эсминцами: Z-10 «Hans Lody», Z-20 «Karl Galster», Z-7 «Hermann Schoemann», Z-16 «Friedrich Eckoldt» и Z-4 «Richard Beitzen». СКР «Пассат» и РТ-67 были потоплены. РТ-32 успел укрыться в бухту Гавриловская и выброситься на отмель между рекой Воронья и мысом Гавриловский…»