Карта
К апрелю 1944 года англичанам стало известно о завершении ремонта “Тирпица” после атаки подводными мини-лодками класса X («миджет»). Адмиралтейство решило, что необходимо его добить, пока корабль не стал полностью боеспособен. Командующий флотом Митрополии адмирал Фрейзер начал проводить эту операцию уже в ходе прикрытия конвоя JW-58, который вышел 27 марта 1944 года из Ливерпуля в Мурманск.
30 марта 1944 года он назначил руководить атакой на “Тирпица” с авианосцев “Викториес” и “Фьюриес” своего заместителя вице-адмирала Генри Мура.
3 апреля 1944 года конвой JW-58 успешно отбивал атаки, а погода благоприятствовала, Фрейзер приказал провести бомбардировку “Тирпица” на сутки ранее запланированного срока, накануне выхода «Тирпица» на ходовые испытания после ремонта из Каа-фьорда.
Налет состоял из двух волн торпедоносцев Fairey Barracuda в сопровождении истребителей эскорта. Атакующие самолеты несли, однако, не торпеды, а бомбы различных типов: бронебойные, глубинные, фугасные и осколочные. Первая волна нанесла удар в 05-30. К 08-00 атака была завершена: потери составили три самолета.
К моменту прибытия конвоя JW-58 в Мурманск 4 апреля 1944 года в результате согласованных атак нескольких групп самолетов с английских авианосцев главная броневая палуба линкора «Тирпиц» не была пробита даже бронебойными бомбами весом в 640 килограмм, однако надстройкам был нанесен заметный ущерб, потребовавший три месяца на ремонт. Личный состав линкора потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными.
Первый морской лорд Адмиралтейства Э. Каннингхэм потребовал повторить атаку и довершить уничтожение морского гиганта. Командующий флотом метрополии адмирал Фрейзер после длительных переговоров согласился повторить набег.
21.04.44 из-за плохой погоды вице-адмирал Мур, вышедший с авианосцами, не смог атаковать “Тирпица” и ограничился истреблением торговых судов.
04-05.44 Флот метрополии еще дважды пробовал добить “Тирпиц”, но вновь мешала плохая погода.
Активность британского флота у берегов Норвегии заставила Гитлера опасаться высадки союзников в Норвегии и держать там значительные силы, которые были бы необходимы для отражения высадки в Нормандии.
Линкор «Тирпиц» был ускоренно отремонтирован и снова мог представлять опасность. Поэтому британское адмиралтейство продолжало планировать операции против него. Однако из-за плохой погоды очередные операции Planet, Brawn и Tiger Claw, связанные с охотой на «Тирпица» пришлось отменить.
07.44 состоялась следующая атака на «Тирпиц» с использованием авианосцев (операция Mascot) Однако к этому времени немцы организовали воздушную оборону, в особенности систему дымовой завесы, в результате чего атаки закончились безуспешно: атакующие самолеты не добились попаданий.
В августе 1944 «Тирпиц» наконец прошёл морские испытания. Вскоре после этого британцы вновь совершили налеты (операции Goodwood I и Goodwood II), окончившиеся безрезультатно из-за плохой погоды.
15.09.44 состоялись операция Paravane (англ Параван) Королевских ВВС Великобритании с базы Ягодник под Архангельском.
Самолёты Avro Lancaster были вооружены 5-тонными бомбами Tallboy[1] и экспериментальными 500-фунтовыми (230 кг) подводными «ходячими» минами. Несмотря на дымовую завесу, поставленную для защиты «Тирпица», одна из бомб всё-таки попала в нос корабля, сделав его не мореходным. У немцев практически не было возможности поставить «Тирпиц» в сухой док на ремонт, поэтому в октябре 1944 года линкор отбуксировали из Альтен-фьорда в район Тромсе с целью включить его артиллерию в линию обороны Северной Норвегии на случай ожидавшегося вторжения союзников в Норвегию. А чтобы обеспечить непотопляемость “Тирпица”, под его днищем соорудили огромный фундамент из валунов.
Новое место дислокации корабля уже находилось в пределах досягаемости английского воздушного флота из Шотландии. Английские самолеты партиями стали покидать Архангельск. 27 сентября в 22.00 состоялась торжественная церемония прощания с пассажирами последних двух либерейторов. Летчики покидали Россию с чувством исполненного долга. Шесть аварийных ланкастеров безвозмездно передавались Советскому Союзу. Два из них были восстановлены в Кегострове и успешно применены в транспортной и разведывательной авиации. Их конструкция и аппаратура были тщательно изучены при создании советской стратегической авиации.
Англичане продолжили атаки на Тирпица, не зная о принятом немцами решении не восстанавливать корабль.
Норвежец Торстайн Рааби следил за «Тирпицем» с колокольни церкви, издалека фотографируя его, каждый день посылая радиодонесение в Лондон. Однако это была грубая информация без четких снимков целей, их стоянок, деталей защиты, от которых зависело все! Вылеты британской авиаразведки были безрезультатны. Операция была на грани провала. Лондон срочно запросил русских о помощи. Штаб Северного флота послал на разведку капитана Елькина. …Нижняя кромка облачности — 200–300 м; для сохранения ориентировки летел на бреющем между горами. Через 2 ч. 45 мин. разведчик вышел на цель. Фьорд закрыт мощным зарядом дождя со снегом. Елькин снизился до 50 м, прошел прямо над мачтами кораблей, но определить, кто где стоит, не удалось. Он продолжал ходить кругами над базой. Немцы не стреляли, не зная, кто носится в снежной каше над их головами. И так — 25 минут, пока видимость не улучшилась! На него обрушили огонь из всех стволов, но он трижды на бреющем прошел над фьордом, засняв все необходимое.
На снимках видна каждая пушка, бившая по нему почти в упор. Ни один из стоявших на аэродроме прикрытия «мессеров» не рискнул взлететь в такую погоду. Пробыв в воздухе 6 часов, Елькин совершил практически невозможное: «Англичане были до крайности удивлены снимками и откровенно признались, что летать в такую погоду у них желающих нет. На разведку они не летают ниже 6000 м».
28.10.44 с базы Лоссимут в Шотландии состоялась операция Obviate (англ Устранять), но в последний момент корабль был скрыт облаками, и лишь одна бомба Tallboy, разорвавшись недалеко от корабля, погнула гребной вал.
12.11.44 во время операции Catechism (англ Катехизис; Допрос), над «Тирпицем» не было ни дымовой завесы, ни облаков. Честь нанести смертельный удар по крупнейшему гитлеровскому линкору выпала 24-летнему командиру эскадрильи британских ВВС Дж. Тейту, который к концу войны имел четыре ордена «За боевые заслуги» и два ордена «За летные боевые заслуги».
Утром 12 ноября 1944 года три десятка его четырехмоторных “Ланкастеров”, благополучно миновав встречи с вражескими истребителями, издали увидели свою цель—израненный, но по-прежнему грозный “Тирпиц” — последний линкор нацистской Германии. Тяжело поврежденный, сначала минами английских сверхмалых подводных лодок, а затем атаками палубной и сухопутной авиации.
В 09-35 немецкие наблюдатели увидели приближавшиеся бомбардировщики. Линкор немедленно (с дальности более 11 км) открыл огонь главным калибром — чудовищные разрывы в воздухе 380-мм снарядов с дистанционными трубками заставили англичан рассредоточиться и ринуться в атаку поодиночке. “Ланкастеры” встретили шквал огня, но они один за другим метко сбрасывали свой смертоносный груз — гигантские 5500-кг бомбы, начиненные 2,5 тоннами взрывчатки! “Тирпиц” получил 3 прямых попадания: первое — между носовыми 380-мм башнями (бомба пробила все палубы насквозь, но не взорвалась), второе — почти точно в мидель и третье — в левую часть палубы на уровне кормового дальномерного поста. К огромным разрушениям добавились разрывы обшивки от нескольких близких разрывов, и линкор начал стремительно валиться на левый борт. Подложенные под днище камни не помогли, и в 9.50 крен достиг 60°. Восемь минут спустя в районе погребов боезапаса 3-й башни раздался сильный взрыв, и вслед за этим “Тирпиц” перевернулся вверх килем. Так была поставлена последняя точка в истории немецких линкоров — козырных тузов кригсмарине…в Тромсё, в качестве плавучей арт батареи В корабль попало 3 бомбы Tallboy: одна отскочила от башенной брони, но две других пробили броню и проделали 200-футовую (61 м) дыру в его левом борту и привели к пожару и взрыву в пороховом складе, который оторвал башню «С». В итоге «Тирпиц» затонул к западу от Тромсё, в бухте Хокёйботн, через несколько минут после атаки, унеся с собой на дно 1000 человек из команды в 1700. В этот раз Люфтваффе не удалось помешать бомбардировке. Германской ПВО удалось лишь повредить двигатель одного из самолётов, участвовавших в налёте, но его команда спаслась, «жёстко» приземлившись в Швеции.
Тирпиц» вверх килем (1944).
В результате этого провала командир Люфтваффе в Норвегии, майор Генрих Эрлер, был обвинён в пренебрежении обязанностями и приговорён к смертной казни, заменённой тремя годами заключения и отправкой на фронт.
Итак, английская морская авиация провела с 3 апреля по 12 ноября 1944 года по «Тирпицу» 11 целенаправленных операций и добилась его уничтожения, и тем самым устранила последнюю серьёзную угрозу союзным конвоям в наши порты Мурманск и Архангельск.
В открытой литературе появилась статья Ткачева А.В. «Охота на Тирпица» под рубрикой «Литература- [исследование], в которой сообщается, что 11 февраля 1944 года самолеты ИЛ-4 Северного флота нанесли бомбовый удар по «Тирпицу», стоящему в своем логове в норвежском Альтер-фьорде. За два захода бомбы (не указано какие) упали то с одного борта, то с другого от корабля. Потерь среди наших самолетов не было. Из штаба флота сообщили, что бомбардировка успешная, о повреждениях сообщат позже. По другим данным (Интернет.»Военная литература». Военная история. Приложение 4) ночью 10–11 февраля 15 русских самолетов, вооруженных 2000-фн бомбами, попытались атаковать «Тирпиц». Только 4 из них сумели найти Каа-фиорд, но ни один не добился попаданий, хотя I бомба и разорвалась рядом с кораблем. Как говорится — мы тоже причастны к охоте на «Тирпица».
С потоплением Тирпица, с разгромом немцев в Заполярье затухает и военное сотрудничество советских и английских летчиков. Сквозь удаляющиеся раскаты канонады мировой войны улавливалось гулкое эхо начинающейся войны «холодной». О былом военном сотрудничестве союзников стали говорить все меньше, а если и говорили, то больше с оттенком неприязни, а вскоре и враждебности. Эта тема была отнесена в СССР к запретным. А причина, как сейчас выясняется, не только в политической обстановке.
Для Севера помощь союзников была более чем существенной. Во многом благодаря этой помощи был создан вполне современный для тех лет флот. 185 боевых кораблей, включая линкор и крейсер, которых никогда не было в составе Северного флота, увеличено число эсминцев на 9 единиц, новейших по тем временам подводных лодок на 3 единицы, поставлена целая флотилия торпедных катеров (47), тральщиков 20, десантных судов средств 43, малых и больших охотников 96, РЛС, ГАС и УКВ для каждого нашего корабля, тренажеры для расчета главного командного пункта корабля и многое другое. А ведь к началу войны флот имел всего лишь 51 боевую единицу. Самыми мощными кораблями среди них были 8 миноносцев типа 7 и Новиков, которые едва ли могли кое как обеспечить потребности коммуникаций Северного морского фронта страны. Союзники создали на Севере торпедоносную и полностью модернизировали истребительную авиацию. На начало Петсамо-Киркенесской операции, завершившей войну на Севере, из 289 истребителей ВВС Северного флота 254 были английского или американского производства (включая 168 прославленных аэрокобр), а из 72 торпедоносцев 66 американских бостонов. Эти данные приведены отнюдь не для продолжения дискуссии о том, кто выиграл войну или чей вклад в победу был более значимым. Спор этот не конструктивен по существу. Ясно одно: ни одной из стран Антигитлеровской коалиции в одиночестве была бы не под силу борьба против стран оси. При отсутствии же в Антигитлеровской коалиции одной из ведущих держав разгром фашизма во второй мировой войне мог бы затянуться на долгие годы. Ускорению победы над фашизмом в этой войне во многом способствовало союзническое сотрудничество. Существенный вклад в укрепление этого сотрудничества и разгром фашистов внесли и авиаторы Великобритании, воевавшие в Советском Заполярье вместе с русскими летчиками и моряками. И в блеске медали «За освобождение Советского Заполярья» несомненно есть и толика сияния кокард с фуражек британских летчиков и моряков (Интернет. М.Н. Супрун Британские Королевские ВВС в России).
[1] Tallboy (Толлбой») —сейсмическая бомба, предназначенная для разрушения подземных сооружений (бункеров). Разработана английским инженером Бернсом Уоллисом (англ. Barnes Wallis). Применялась в конце Второй мировой войны для разрушения промышленных и военных немецких объектов , которые было невозможно поразить бомбами обычного типа. Для доставки бомбы применялся модифицированный бомбардировщик Авро Ланкастер. Среди наиболее впечатляющих случаев применения «Толлбой» — разрушение бетонного купола над подземным заводом ракет Фау-2 24 июня 1944 г., взрыв железнодорожного тоннеля вблизи г. Сомюр 8 июня 1944 г. и уничтожение суперпушки Фау-3. Также бомбардировкой этими бомбами был потоплен линкор «Тирпиц».
Развитием идей, заложенных в разработку бомбы Tallboy, явилась «Grand Slam»-более мощная сейсмическая бомба, применявшаяся Королевскими ВВС против важных стратегических немецких объектов в годы Второй мировой войны.