5.6. Боевые действия авиации Северного флота

Карта

Карта

К началу Великой отечественной войны (ВОВ)  в составе Северного флота было чуть более 100 самолетов, в основном истребители и разведчики устаревших типов, и всего 11 бомбардировщиков.
Только в марте 1942 года  появилась минно-торпедная экадрилья, а потом сформировали 35-й минно-торпедный полк – 11 самолетов ДБ-3Ф.
По состоянию на 1 октября 1944 г.  в ВВС СФ было уже 750 самолетов различных типов отечественного производства и самолеты, поступившие от союзников по ленд-лизу.
Всего ВВС Северного флота за время войны  совершили более 57 тысяч самолетовылетов с налетом более 88 тысяч часов. Было потоплено и повреждено 178 различных кораблей и судов и уничтожено 1045 самолетов противника (из них 933 — в воздушных боях).
За образцовое выполнение боевых заданий командования в ВОВ и проявленные при этом мужество и героизм два авиаполка были преобразованы в гвардейские, три авиадивизии и 10 авиаполков награждены орденами, более 4 тысяч воинов-авиаторов награждены правительственными наградами, 53 летчикам присвоено высокое звание Героя Советского Союза, а Б.Ф. Сафонов удостоен этого звания дважды.
Однако победы приходили не сразу. Героизму хватало, а мастерство оттачивалось в жестоких схватках с врагом.

 
5.6.1. Прикрытие морского десанта у мыса Пикшуев (Мотовский залив)
28 апреля 1942 г. командование советской 14-й армии предприняло насту-пление на мурманском участке фронта, на реке Западная Лица. Его целью был выход к прежней государственной границе с одновременным дебло-кированием частей на полуостровах Средний и Рыбачий. Чтобы облегчить прорыв фронта, было решено одновременно организовать силами Северно-го флота тактический десант в немецком тылу. И в ночь с 27 на 28 апреля у мыса Пикшуев на южном берегу Мотовского залива, были высажены шесть батальонов 12-й отдельной бригады морской пехоты (ОБМП) пол-ковника В. В. Рассохина (видимо здесь идет речь о части десантной операции в Западную Лицу, см. пункт 2.9.).

Истребители ВВС СФ получили приказ прикрыть десант, и уже на следующий день в воздухе над Мотовским заливом развернулись интенсивные боевые действия морской авиации. Старший лейтенант Сергей Курзенков, служивший во 2-м Гв. САП ВВС СФ, потом вспоминал: «Мы выполняли по несколько вылетов в день для прикрытия наших войск. Ожесточенные воздушные бои происходили с разными результатами».
28 апреля над Мотовским заливом у мыса Пикшуев в течение светлого времени суток 2-й Гв. САП в боях в том районе потерял четыре «Харри-кейна», все их пилоты – командир звена старший лейтенант П. А. Обувалов, лейтенант Е. П. Годелевич и сержанты Г. Г. Иванов и А. С. Лещенко – погибли. Еще два истребителя были подбиты и совершили вынужденные посадки на своей территории, и один летчик – старший лейтенант Покровский – получил ранение.
По данным советских наземных постов наблюдения, был сбит один Bf-110, который затем в качестве групповой победы записали трем упоминавшимся выше пилотам – Покровскому, Обувалову и Лещенко. Однако фактически немцы не потеряли ни одного такого самолета. Правда, три Bf-109 из II. и III./JG5, участвовавшие в этих боях, все же получили повреждения.
Единственной потерей Люфтваффе в тот день стал Ju-88D-5 W.Nr.430237 «G2+AH» из 1-й эскадрильи Aufkl.Gr.124. Вероятно, именно он около 14-00 был перехвачен четырьмя «Харрикейнами» из 2-го Гв. САП и затем поврежден в ходе атак капитана Шведова и старшего лейтенанта Курзен-кова. Пилот «Юнкерса» – унтер-офицер Карл Тегтмейер (Karl Tegtmeier) – смог дотянуть до аэродрома Киркенес, но во время посадки допустил ошибку и самолет разбился. Сам Тегтмейер при этом погиб, а остальные три члена его экипажа – штурман унтер-офицер Рольф Герстнер (Rolf Gerstner), бортрадист унтер-офицер Зигмунд Боровски (Sigmund Borowski) и бортстрелок унтер-офицер Леонхард Краус (Leonhard Kraus) – получили ранения.
Немецкое командование быстро осознало угрозу, которую несла высадка в их ближайшем тылу морских пехотинцев, которые в первый же день смог-ли продвинуться сразу на одиннадцать километров в глубь берега. Авиагруппы 5-го воздушного флота получили приказ наносить удары не только по образовавшемуся плацдарму, но и по судам, обеспечивавшим действия десанта.
Приблизительно в 06-00 29 апреля над Мотовским заливом появилась «тройка» Bf-110 из 10.(Z)/JG5, которую сопровождали четыре Bf-109. Их целью были малые охотники за подводными лодками, доставившие к мысу Пикшуев очередную партию боеприпасов для 12-й ОБМП. К этому времени над плацдармом уже полчаса патрулировали восемь «Харрикейнов» из 2-го Гв. САП.
Флотские истребители немедленно атаковали двухмоторные «Мессер-шмитты», выпустив по ним на встречных курсах неуправляемые реактивные снаряды РС-82 и обстреляв их из пулеметов. Один «эрэс», выпущенный старшим лейтенантом Курзенковым, поразил вражеский самолет. По словам советского летчика, он развалил «стодесятого» буквально на куски. Оставшаяся пара Bf-110 снизилась до бреющего полета и, не принимая боя, повернула обратно на запад. В ходе непродолжительного преследования сержант Чепурнов сбил еще один «Мессершмитт».
Интересно, что падение обоих сбитых самолетов подтверждалось постами ВНОС. В действительности же они оба – Bf-110C-2 W.Nr.3528 и Bf-110E-2 W.Nr.2547 «LN+MR» – смогли дотянуть до своей территории, где и совершили вынужденные посадки. Полученные ими повреждения были тяжелыми, но никто из четырех членов их экипажей не пострадал.
Все же по результатам воздушных боев в районе мыса Пикшуев в течение 29 апреля советские летчики заявили об одиннадцати сбитых немецких са-молетах: шести Bf-109 и пяти Bf-110. По данным же Люфтваффе, кроме уже упоминавшейся выше пары «стодесятых», средней тяжести повреждения получил лишь один «Мессершмитт» из III./JG5. Он также смог благополучно вернуться на аэродром Петсамо.
К 1 мая морские пехотинцы смогли захватить в районе мыса Пикшуев плацдарм размером пятнадцать на десять километров. Однако части 14-й армии, понеся тяжелые потери, уже прекратили наступление. В итоге немецкое командование смогло спокойно бросить против десантников 2-ю горноегеревскую дивизию. К тому же резко ухудшилась погода, и батальоны 12-й ОБМП оказались в изоляции. У них кончились продукты, из-за наступивших морозов и пурги появились обмороженные. После десяти дней кровопролитных боев было потеряно около половины их личного состава. Стало ясно, что нет никаких возможностей, да и смысла удерживать плацдарм и дальше, тем более что наступление на суше захлебнулось.
11 мая было принято решение об эвакуации десанта. На следующий день к мысу Пикшуев было направлено множество мелких судов и катеров. Немцы пытались атаковать этот « москитный флот» с воздуха, но его прикрывали флотские истребители. Согласно советским данным, лейтенант Петр Сгибнев из 78-го ИАП ВВС СФ сбил два самолета. Однако это не подтверждается данными Люфтваффе.
Эвакуация остатков 12-й ОБМП завершилась 13 мая. Из высаженных 7165 человек были убиты, ранены и обморожены около 70 процентов.

5.6.2. Прикрытие союзного конвоя PQ-16  в Баренцевом море
 
21.05.42 из Рейкьявика (Исландия) в Мурманск и Архангельск вышел конвой союзников PQ-16 в составе 34 транспортов и 14 кораблей охранения. Истребительное прикрытие конвоя в зоне союзников не предусматривалось.
24 мая он был обнаружен вражеским самолетом-разведчиком и в тот же день попал под удары немецких бомбардировщиков. На всем пути до рубежа действия наших истребителей он испытал на себе 10 налетов врага и потерял 6 транспортных судов.
27.05.42 конвой вошел в зону действия авиации Северного флота. Истребители Пе-3 [1] обеспечивали прикрытие конвоя патрулированием в воздухе. Одновременно над конвоем находились два самолета. В течение суток самолеты прикрытия провели семь воздушных боев, сбили два Ю-88 и один Ме-109. В этот день в целях ослабления авиации противника наносились бомбовые удары по аэродромам противника в Норвегии.
29.05.42 после нелетной погоды накануне конвой продолжали прикрывать пары Пе-3.
strong>30.05.42 конвой разделился па две группы. Первая группа в составе 21 транспорта и 16 кораблей охранения (к кораблям союзников присоединились корабли нашего флота), прикрываемая истребителями Пе-3 и «Аэрокобра», направилась в Кольский залив. Вторая группа конвоя из 7 транспортов и нескольких кораблей охранения под прикрытием самолетов Пе-3 легла па курс, ведущий в Архангельск.
Противник активизировал действия торпедоносцев и бомбардировщиков по конвою. Группы из трех — восьми ударных самолетов Ю-88, Хе-111 и Хе-115 под прикрытием истребителей Ме-110 и Ме-109 многократно пытались прорваться к конвою. Их перехватывали и отгоняли наши истребители.
30.05.42 в 09-20 для усиления воздушного прикрытия группы конвоя, входящей на фарватер Кольского залива, дополнительно к истребителям Пе-3 были высланы четыре истребителя «Томагаук» (ведущий командир полка Герой Советского Союза подполковник Б.Ф. Сафонов, с 14 июня 1942 г дважды Герой Советского Союза, посмертно). Учитывая особую сложность задачи и высокую ответственность за ее выполнение в группу, были включены самые опытные летчики-истребители. В паре с Сафоновым летел майор А.Н. Кухаренко, другую пару составляли капитан П.И. Орлов и старший лейтенант В.П. Покровский (с 24 июля 1943 г Герой Советского Союза). В районе м.  Сеть-Наволок из-за неисправности мотора Кухаренко повернул на свой аэродром, и Сафонов остался без ведомого. При подходе к конвою летчики наблюдали на высоте 1500 м бой двух Пе-3 с бомбардировщиками противника. В это же время они обнаружили на высоте 2000 м еще шесть Ю-88, последовательно пикировавших на корабли. Североморцы с ходу вступили в бой. Сафонов атаковал на выходе из пикирования «юнкерс», шедший вторым. Покровский вышел в атаку по третьему. Четвертый пикировщик, оказавшись в хвосте самолета Покровского, открыл по нему огонь, но был атакован Орловым. Когда «юнкерсы» отвернули на 30° от курса пикировавших ранее самолетов, Орлов и Покровский, оторвавшись от Сафонова, стали их преследовать и вскоре сбили. Бой шел на высоте 200-100 м, что затрудняло пилотирование самолетов и наблюдение за воздушной обстановкой. Сафонов продолжал вести бой с «юпкерсами» в районе конвоя.

Он доложил, что сбил два Ю-88 и атаковал третий, но несколько минут спустя самолет Сафонова  был подбит Ме-109 и упал в море в 20-25 кабельтовых от ЭМ «Куйбышев», который находился в составе эскорта конвоя. 2 часа поиска кораблем, к сожалению, были безуспешными. Летчики Орлов и Покровский тоже возвращались к конвою и, не найдя самолет Сафонова, вернулись на аэродром. На смену группе Сафонова прибыли шесть истребителей «Харрикейн» (ведущий старший лейтенант Д.И. Синев). В это же время к конвою подошли еще пять Ме-109 и два Ме-110. Их атаковали истребители прикрытия конвоя. В воздушном бою были сбиты Ме-109 и Ме-110. Один «мессершмитт» получил повреждения. Вышел из боя и произвел вынужденную посадку на воду один наш самолет. В 18-45 шестнадцать самолетов Ю-87 под прикрытием 14 истребителей Ме-109 и Ме-110 пытались вновь атаковать конвой, но встреченные нашими истребителями, в бой не вступили и ушли в сторону своих аэродромов.
Только за сутки 30 мая 1942 г авиацией флота на прикрытие конвоя РQ-16 было выполнено 270 самолетовылетов, в воздушных боях сбито семь Ю-88, один Ме-110 и одни Ме-109. (Североморцы потеряли два «Харрикейна» и один «Томагаук»).
Основные задачи по обеспечению перехода конвоя были выполнены успешно. В целях прикрытия конвоя было произведено 2032 самолетовылета, в том числе авиацией Северного флота 1198, авиацией фронта 844. Североморцы отразили все попытки врага разгромить конвой. В зоне прикрытия морских летчиков конвой не имел потерь. Только одной шестерке Ю-88 удалось прорваться к транспортам и не прицельно сбросить бомбы.

 
5.6.3. Налеты морской авиации на боевые корабли и суда  в пунктах базирования
 
29.07.42 торпедоносцы провели первую успешную атаку, повредив в Порсангер-фьорде транспорт.

1 ноября 1942 года завершилось формирование 24-го минно-торпедного авиационного полка – самолеты «Хемпден» (ленд-лиза)[2] и наши ДБ-3Ф (средние бомбардировщики и торпедоносцы).

За 1942 год торпедоносная авиация СФ потопила 2 ТР, десантную баржу и 2 мотобота. Повреждения получили 6 ТР, 3 сторожевых и 2 противолодочных корабля.

В январе 1943 года были сформированы 5-я минно-торпедная и 6-я истребительные бригады, сразу принявшие участие в боевых действиях.

5.6.4. Действия на морских коммуникациях противника

15.01.43 два торпедоносца ДБ-3Ф (ведущий лейтенант В.П. Балашов, с 24 июля 1943 г Герой Советского Союза; штурман старший лейтенант Ю.П. Кочелаевский, с 31 мая 1944 г Герой Советского Союза) вылетели в Баренцево море для поиска и уничтожения транспортов противника. Метеорологические условия были сложные. Частые снежные заряды сокращали видимость и затрудняли полет на малых высотах. В 11-40 на меридиане Сюльте-фьорда экипажи обнаружили конвой в составе 3 транспортов, миноносца и 2 сторожевых кораблей. Конвой прикрывали два истребителя Ме-110.

Торпедоносцы ушли в море, ожидая удобного момента для атаки. В 12-27 истребители противника отошли от конвоя. Торпедоносцы в строю правого пеленга парой с курсового угла цели 100° и дистанции 800 м, преодолев сильное противодействие зенитной артиллерии кораблей, сбросили торпеды по крупному транспорту. Транспорт был потоплен. В этом эпизоде ведущий группы, учитывая тактическую и погодную обстановку, принял правильное решение атаковать транспорт парой самолетов. Последовательные атаки транспорта одиночными самолетами или самостоятельные атаки торпедоносцами двух транспортов могли оказаться менее эффективными из-за сильного противодействия противника. Правильно были выбраны позиция, а также момент выхода в атаку, исключающие противодействие истребителей.
В марте 1943 года на Северный флот прибыл 46-й штурмовой авиаполк (Ил-2), который приступил к боевым вылетам 1 июля.
     20.09.43 вблизи залива Варангер-фьорд  был обнаружен большой конвой (5 транспортов, 2 миноносца, 10 сторожевых кораблей, 4 тральщика и 7 сторожевых катеров). Погода в районе конвоя: облачность 5-7 баллов, частые снежные заряды, видимость 30 км, в снежных зарядах снижение видимости до нуля. Было принято решение нанести по конвою удар группой низких торпедоносцев и штурмовиков под прикрытием истребителей. Одновременно группа истребителей должна была блокировать ближайшие к конвою аэродромы противника (см. рисунок).

Для доразведки и уточнения состава конвоя истребители и самолет-разведчик сделали несколько вылетов. Из-за сложных метеоусловий истребители конвой не обнаружили. Разведчик заметил конвой, но, так как связи со штабом не имел, сведения передал только после посадки. Время было упущено: от момента принятия решения до удара прошло более семи часов. Конвой вышел за пределы действий штурмовиков, и вылет их был отложен.
В 15-20 для нанесения удара по конвою вылетели семь торпедоносцев (ведущий группы майор Ф.В. Костькин) с группой непосредственного прикрытия из шести самолетов «Аэрокобра» (Р-39). Вторая группа истребителей в составе шести Як-1 и четырех Як-9 предназначалась для завоевания господства в воздухе в районе цели. На маршруте к цели ударные группы проходили на небольшом удалении от береговой черты и были обнаружены береговыми постами противника. К этому следует добавить, что в районе конвоя противник сосредоточил более 30 истребителей ФБ-190 и Ме-109. На удалении 10-12 км от конвоя торпедоносцы были атакованы вражескими истребителями. Бой с противником вели только истребители непосредственного прикрытия. Противник, имея превосходство в силе, сумел поджечь два торпедоносца, но все наши самолеты сбросили торпеды по цели. Были потоплены транспорт (12 000 т) и два сторожевых корабля. На аэродром вернулся один наш торпедоносец, остальные были сбиты огнем зенитной артиллерии кораблей и истребителями.
Несмотря на некоторую эффективность и самоотверженные действия экипажей торпедоносцев, удар нельзя считать удачным. Организация удара была неудовлетворительной. Задачи тактическим группам ставились раздельно. Между командирами тактических групп не было четкого взаимодействия. Фактически прикрытие торпедоносцев осуществляла только шестерка истребителей. Аэродромы противника блокированы не были. Зенитная артиллерия кораблей не подавлялась. Многократная доразведка цели и полет тактических групп вблизи берегов противника привели к потере внезапности. Противник к моменту удара сосредоточил в районе конвоя большое число истребителей. В результате торпедоносцы понесли большие потери.
В июне 1944 года с Черноморского флота на Северный флот прибыл 36-й минно-торпедный полк. Активность немецкой авиации снизилась, и инициатива в небе Заполярья прочно перешла к нам при соотношении самолетов наших 350 против 200 немецких, что резко сказалось на эффективность действий наших самолетов на коммуникациях противника. Постепенно от действий методом «свободной охоты» одиночными или парами самолетов по неохраняемым или слабоохраняемым судам наши самолеты стали применять метод атак большими группами различных типов самолетов по противнику. При этом главной ударной силой, как правило, были торпедоносцы. При этом было прикрытие большим числом истребителей, выделялись самолеты для демонстративных действий и для нанесения ударов по аэродромам противника. Применялись самолеты -дымзавещики для снижения эффективности зенитного огня. Тем не менее, над конвоями противника происходили напряженные бои, а победы давались с большим трудом и сопровождались немалыми потерями (см. Приложение 8 «Типовые эскортные силы немецких конвоев на морском фронте страны в 1941-45 годах. ПЛО и ПВО конвоев).
Так, 25 апреля 1943 года 5 торпедоносцев и 7 истребителей, возглавляемых капитаном В.Н. Киселевым, атаковали конвой из 2-х ТР, 11 кораблей охранения и прикрытия истребителей. Командирский «Хемпден» попал под огонь зенитной артиллерии и загорелся. Капитан Киселев продолжил атаку и с 300 м сбросил торпеду на транспорт, который вскоре затонул. Но наш самолет упал в море.
13 октября 1943 года наша авиация 4-мя группами в составе 6-ти Ил-2, 6-ти Пе-2 и 6-ти торпедоносцев в сопровождении 30 истребителей атаковала в районе Вардё морской конвой в составе 24 транспортов и кораблей охранения, прикрытый 30 немецкими истребителями. Во время воздушного боя наши летчики сбили или повредили 15 вражеских самолетов. Наши потери 4 самолета в воздушном бою, и 4 самолета, сбитых зенитной артиллерией. Один наш самолет разбился, при вынужденной посадке. Повреждение от взрыва торпеды получил большой транспорт противника.
17.06.44 наша авиация атаковала немецкий конвой в составе 8 транспортов и 22 кораблей охранения в районе мыса Нордкин. Конвой прикрывали 14 истребителей Ме-109. Первый удар нанесли 18 истребителей-бомбардировщиков  Р-40 в сопровождении 10 истребителей. Атака была отбита. Противник потерял несколько истребителей. Через 19 минут был нанесен второй удар 6-ю Ил-2, так же безрезультатный. Потери 3 самолета врага и 2 – наших. После этого в бой вступили 2-мя группами основные силы: 4 торпедоносца Ил-4, 10 штурмовиков Ил-2, 6-ть бомбардировщиков А-20G. Кроме того, в налете участвовали 10 высотных торпедоносцев и 46 истребителей прикрытия. В результате комбинированного удара с разных высот был потоплен большой транспорт и один большой поврежден. Наши потери 4 Ил-2.
14.10.44 5 торпедоносцев под командованием капитана И.Т. Волынкина в рамках Петсамо-Киркенесской операии[3] атаковали конвой в составе 2 ТР и 12 кораблей охранения. Торпедами были потоплены плавмастерская ВМС и сторожевой катер. На следующий день был потоплен сторожевой корабль.
16.10.44 осуществлен перехват конвоя из 26 судов и кораблей охранения, выходившего из Бек-фьорда. В небе конвой прикрывали 7 истребителей Ме-109 (см. рис. ниже). Первый удар нанесли 12 штурмовиков Ил-2. Второй удар нанесли 12 штурмовиков Ил-2. Третий удар нанесли 10 торпедоносцев, сопровождаемых 15 истребителями. Четвертый удар нанесли 10 торпедоносцев А-20 «Бостон» под командованием подполковника Б.Н. Сыромятникова. В ходе атаки его самолет загорелся и он таранил горящей машиной танкер. В этот день конвой потерял тральщик и сторожевой корабль. Танкер в результате тарана серьезно поврежден. Сбито 6 Ме-109. Наши потери: 7 торпедоносцев А-20 «Бостон» и штурмовик Ил-2. Б.Н. Сыромятникову и 2-м членам его экипажа посмертно присвоили звания Героев Советского Союза.

24.10.44 морские летчики у Керкинеса (см. тот же рисунок), как бы в продолжение к удару по конвою потопили танкер – плавсклад (12083 брт)[4], большой транспорт, сторожевой корабль и спасательное судно.
Всего для действий на коммуникациях авиация Северного флота совершила 13 245 боевых вылетов, израсходовав 400 торпед и около 1500 тонн авиационных бомб. При этом было потоплено 19 крупных транспортов, 23 каботажных судна, 3 лихтера, 3 буксира, 13 сторожевых кораблей, 4 тральщика, 1 охотник за подводными лодками, 9 десантных барж и 3 плавбазы. При этом было потеряно 312 самолетов.[5]

 
5.6.5. Действия противолодочной авиации
 
19.01.45 через три дня после гибели ЭМ «Деятельный» от самонаводящейся акустической торпеды немецкой подводной лодкой U-956 у Мурманского побережья Кольского полуострова (см. пункт 7.3.14.) радиоразведка обнаружила три подводных лодки противника. Гидросамолет «Catalina», поднявшись с аэродрома в губе Грязная (Кольский залив), обнаружил в районе острова Большой Олений (Кольский полуостров) подводную лодку в надводном положении и атаковал ее четырьмя ПЛАБ-100 (см. рисунок).

Лодка успела погрузиться, но на месте взрыва бомб образовалось соляровое пятно. К месту обнаружения лодки и атаки на нее прилетели два самолета Пе-2 и две летающие лодки «Catalina». Самолеты по центру растекающегося соляра сбросили 12 ПЛАБ-100. По наблюдению пилотов, выделение соляра увеличилось. Командование ВВС Северного флота посчитало лодку поврежденной. Можно считать это частичной расплатой за друзей.
23.03.45 2-ва А-20G потопили немецкую субмарину бомбами.
22.04.45 в 12 милях от мыса Цып-Наволок (севернее входа в Кольский залив) «Каталина» капитана В.А. Лялина атаковала немецкую субмарину 4-мя бомбами.
Наверное, не все эпизоды боевой деятельности, которые в открытой печати описали морские летчики, попали в этот очерк. Ясно одно – победа ковалась в смертельной схватке с коварным и опытным противником. И в каждой из рассмотренных схватках с врагом присутствовали отвага, геройство и если нужно самопожертвование морских летчиков.
Всего при действиях на коммуникациях морские летчики Северного флота совершили 13 тыс. боевых вылетов, сбросили 400 торпед, 1500 тон авиабомб. Было потоплено 19 крупных транспортов, 29 судов различного назначения, 13 сторожевых кораблей, 4 тральщика, 1 охотник за подводными лодками, 9 десантных барж и 3 плавбазы. При этом потеряно 312 самолетов различных типов.


[1] Пе-3 — советский двухмоторный тяжелый истребитель цельнометаллической конструкции. Разработан в ОКБ-29 на основе опытного двухмоторного высотного истребителя «100» под руководством В. М. Петлякова. Первый полет совершил в августе 1941 года. От бомбардировщика Пе-2 (созданного на базе того-же «100»-го) внешне отличался отсутствием нижней люковой стрелковой установки и тормозных решеток.

[2]

[3] Петсамо-Киркинесская операция — наступательные боевые действия войск Карельского фронта и Северного флота ВМФ СССР против войск вермахта на севере Финляндии в области Петсамо и на севере Норвегии с 7 октября по 1 ноября 1944 года во время Второй мировой войны. Задачей советских войск было наступление на посёлки Луостари и Петсамо с целью уничтожить основные силы 19-го горнострелкового корпуса вермахта, укрепившиеся в области Петсамо, и в дальнейшем наступать на Киркинес в Северной Норвегии.

[4] Это самое крупное судно потопленное в Заполярье.

[5] Интернет, статья «Военно-Морской флот периода 1941-1945гг».2011