5.2. Типы самолетов, применяемых морской авиацией в ВОВ


Размах крыла 10.20м, Длина 6.28м, Масса 1730кг, Мощность двиг.1 х 750 (775)лс, Скорость у земли 372 на высоте 379км/ч, Дальность 770 км, Скороподъемность 625м/мин, Потолок 9800м, Экипаж 1, Вооружение: четыре 7.62-мм пулемета


Размах крыла 9м, Длина 6.13м, Масса 1882кг, Мощность двиг. 900лс, Скорость у земли 410 на высоте 462км/ч, Дальность 440км, Скороподъемность 882м/мин, Потолок 9700м, Экипаж 1 Вооружение: четыре 7.62-мм пулемета ШКАС


Одноместный истребитель-перехватчик Двигатель, мощностью 1470 лс Вооружение Четыре 20 мм Размах крыла 11.23 м Длина 9,12 м Вес 3 078 кг Скорость 602 км/час Потолок 11 280 м Боевой радиус 756 км

 

Размах крыла 11.38м, Длина 9.68м, Масса 3655кг, Мощ. Двиг. 1 х 1150лс, Скорость 555км/ч, дальность 2173 км, Потолок, 8992м, Экипаж 1 Вооружение: два 12.7-мм пулемета и четыре 7.62-м м пулемета

 

Истребитель Sea «Hurricane» IIc. Экипаж 1 человек , полетный вес 3171 кг, cкорость у земли 427 км/ч, время набора высоты 5000 м 7,2 мин, скорость на высоте м 5500 522 км/ч, время виража 20,5 сек, практический потолок 10100 м. Вооружение: пулеметы 8×7,69 мм, пушки 2х20 мм.


Шасси сменное: колеса или два поплавка.Экипаж — 3 человека. Вооружение 2×7,69, бомбы или установленный на морские мины до 680 кг или поплавки одна торпеда на наружной подвеске. Размах: 13,87 м.,длина: 12,35 м., моторы, количество х мощность: 1 х 870 л.с,.взлетная масса, максимальная: 3686 кг (с подвеской торпеды), максимальная скорость: 206 км/ч (с торпедой), практический потолок: 5170 м, дальность: 780 км (с торпедой).


Экипаж: 1 пилот, Длина: 8,25 м, Размах крыла: 10,2 м,Масса 3973кг, Мощность двигателей: 1 × 1350 л. с. ,Скорость: у земли: 495 км/ч на высоте: 640 км/ч на 7800 м, Дальность: 820-857 км на 7860 м, Потолок: 11 500 м, Вооружение: Стрелково-пушечное: 1 × 12,7 мм пулемёт БС, 2 × 7,62 мм пулемёта ШКАС , 2 × 12,7 мм пулемёт БК под крылом (дополнительно), Боевая нагрузка: 200 кг, Неуправляемые ракеты: 6 × РС-82, Бомбы: 2 × 50 кг или 100 кг бомбы


Экипаж: 2 человека, Длина: 11,6 м, Размах крыла: 14,6 м, Масса максимальная взлётная: 6 380 кг, Масса брони: 990 кг, Мощ. Двиг. 1× 1720 л.с, Скорость 414 км/ч,, Дальность полета: 720 км, Практический потолок: 5500 м, Вооружение: Пушечно-пулемётное: 2× 23 мм пушки ВЯ-23 , 2× 7,62 мм пулемёта ШКАС , 1× 12,7 мм оборонительный пулемёт УБТ в задней кабине.Боевая нагрузка: до 600 кг бомб, 4× РС-82 или РС-132.


Экипаж: 4 человека. Длина: 14,8 м, Размах крыла: 21,44 м, Масса максимальная взлётная: 12 120 кг, Двигатели:: 2× 1100 л.с, Скорость: 430 км/ч, Дальность полета: 3800 км (с 1000 кг бомб), Практический потолок: 8900 м, Вооружение: Оборонительное: 2× 7,62 мм пулемёта ШКАС, 1× 12,7 мм пулемёт УБТ. Боевая нагрузка: нормальная: 1000 кг бомб, максимальная: 2500 кг, 1× 940 кг торпеда 45-36-АН или 45-36-АВ.


Размах крыла 21,44м, Длина 14,76м, Экипаж 3-4 чел., Масса максимальная взлетная
12 120, Мощность двигателя 2 х 1100лс, Скорость на высоте 398 км/ч, Практическая дальность 4000 км, Практический потолок 8300м, Вооружение: один 12,7-мм пулемет БТ, два 7,62-мм пулемета ШКАС. Бомбовая нагрузка нормальная — 1000 кг,

Американский бомбардировщик Дуглас А-20 (он же «Бостон», «Хевок») является одной из самых известных машин среди поставленных по ленд-лизу в годы ВОВ. Эти самолеты успешно применялись советскими летчиками как бомбардировщики, разведчики и тяжелые истребители. Особенно велика была роль в морской авиации, в первую очередь – в минно-торпедных полках.


Размах крыла, м верхнего 9.65 нижнего 7.02 Длина, м 6.81 Масса, кг нормальная взлетная 1335 Мощность двигателя 1 х 480 Максимальная скорость , км/ч 252 Крейсерская скорость , км/ч 225 Практическая дальность, км 660 Практический потолок, м 7500 Экипаж 1 Вооружение: четыре 7.62-мм пулемета ПВ-1


Размах 10,00 м, Длина..6,17 м, Взлетная масса. 1859 кг, Скорость полета 440 км/ч,
Дальность полета 740 км, Потолок 10 700 м. Вооружение: Стрелково-пушечное: 4 × 7,62 мм пулемёта ШКАС, Неуправляемые ракеты: до 8 × РС-82, Бомбы: до 200 кг

Истребитель И-153 «Чайка» с установленным под крыльями пусковыми установками для РС-82.

 

 


Экипаж: 3 человека (пилот, штурман, стрелок-радист), Длина: 12,66 м, Размах крыла: 17,13 м, Максимальная взлётная масса: 8 500 кг, Мощность двигателей: 2 × 1100 лс, Максимальная скорость: на высоте: 540 км/ч на 5100 м у земли: 452 км/ч, Практическая дальность: 1 200 км, Практический потолок: 8 700 м. Вооружение: Стрелково-пушечное: Наступательное: 2 × 7,62 мм пулемёта ШКАС в носовой части (на поздних сериях — 1 × 7,62 мм ШКАС и 1 × 12,7 мм УБ). На некоторых самолетах ранних серий устанавливались 4 направляющие для реактивных снарядов. Оборонительное: 2 × 7,62 мм ШКАС у штурмана и стрелка. С середины 1942 года оборонительное вооружение включало 2 пулемёта УБ и один ШКАС. На некоторых самолетах ранних серий устанавливались 2 направляющие реактивных снарядов для стрельбы назад. Самолёты поздних серий были оборудованы установкой ДАГ-10 для сброса гранат АГ-2. Боевая нагрузка: до 1000 кг (хотя в виде эксперимента подвешивали одну ФАБ-1000 и до четырех ФАБ-500).[1] 10 × 100 кг бомб или 4 × 250 кг бомб или 2 × 500 кг бомб.


СБ (скоростной Бомбардировщик). Размах крыла 20.3 м, Длина 12.3 м, Максимальная взлетная масса 5732 кг, Силовая установка: два х М-100.4 мощностью по 860 л.с.
Вооружение: два пулемета ШКАС калибра 7.62 мм , один пулемет ШКАС на верхней турели и один пулемет ШКАС на нижней фюзеляжной турели. Максимальная масса бомбовой нагрузки 600 кг., Скорость максимальная 423 км/ч на высоте 4000 м, Потолок практический 9560 м, Дальность полета 1450 км Экипаж: три человека

Сравнительные характеристики гидросамолетов, состоявших на вооружении ВВС ВМФ в 1941-1945 годах
Характеристики ГСТ[1] Че-2 МБР-2 PBN-1
Максимальный взлетный вес, кг 11800 7200 4245 16524
Скорость максимальная, км/час 297 365 275 299
Дальность полета, км 4300 2500 1230 4602
Продолжительность полета, час 20 5 30



Гидросамолет Консолидэйтед PBY «Каталина». Размах: 31,7 м., Длина: 19,47 м., Моторы,: 2х 1200 л.с., Взлетная масса, максимальная: 16 100 кг., Максимальная скорость: 288 км/ч., Практический потолок: 4500 м., Дальность: 4060 км Вооружение: 2×12,7+2×7,62, на поздних сериях 2×12,7+3×7,62, с июля 1941 года устанавливались PЛC; Бомбы до 1820 кг или две торпеды; Экипаж — 7-8 человек, в боевых условиях — до 10-11 человек.


Экипаж 1, Длина 8,5м, Размах крыла 9, 74м, Взлетная масса 3174 кг, Мощность двиг, 1х1180лс, Скорость 530-600 км/ч, Дальность 1360 км, Потолок 9800мЮ Вооружение 1х20мм ШВАК.


Экипаж 2 чел. Максимальная скорость 150 км/ч Практический потолок 3820 м Дальность полёта 430 км Мощность (М-11А) 110 л. с. Запас топлива 90 кг Длина самолёта 8,17 м Размах крыла 11,4 м вооружён одним пулемётом ШКАС калибра 7,62 мм, имел крепления для 120 кг бомб плюс рельсовые направляющие для четырёх реактивных снарядов РС-82.


КОР-1 — палубный катапультный поплавковый гидросамолёт (корабельный разведчик — корректировщик), разработанный в 1936 году ОКБ под руководством Г. М. Бериева. Госиспытаний не прошёл, но ввиду отсутствия альтернатив был выпущен малой серией в 12 штук и стоял на вооружении в 1939—1940-м годах. Дорабатывался уже во время эксплуатации по схеме летающей лодки. К началу ВОВ принят на вооружение, но абсолютно не удовлетворял моряков. Таганрогский завод работал над новым катапультным разведчиком-корректировщиком КОР-2 (главный конструктор Г.М. Бериев) для вооружения крупных надводных кораблей. Максимальная скорость: 277 км/ч, Практический потолок: 6600 м., Дальность: 1000 км., Экипаж-2 человека. Вооружение 3×7,62, бомбы до 200 кг. Но уже к осени 1941 г. коллективу ОКБ и завода стало не до планомерного строительства и испытаний летающих лодок.

Куда более известны боевые карьеры Ил-4, Ил-2, Пе-2, «Бостона» и «Каталины», воевавших вместе с ними. А ведь гидросамолет МБР-2 (главный конструктор Г.М. Бериев) к началу войны составлял основу парка разведывательной авиации флота в количестве 1200 единиц. Он провоевал всю Великую Отечественную и закончил свою службу в войне с Японией. При этом показал себя настоящей «рабочей лошадкой» флотской авиации, выполняя задачи, далекие от ведения морской разведки. Но на боевом применении МБР-2 не лучшим образом сказалось моральное старение самолета. Это стало ясно еще в зимней возне с Финляндией. Малая скорость — 250 км/ч, слабое оборонительное вооружение — два 7,62-мм ШКАСА, бомбы до 600 кг (да и то в перегрузочном варианте), деревянный корпус — никак не соответствовали требованиям времени. Но замены МБР-2 не было.


МТБ-2 (АНТ-44бис) Размах крыла, м 36.45 Длина, м 21.94 Масса, кг максимальная взлетная 21000 Мощность двиг. л.с. 4 х 950, Максимальная скорость , км/ч на уровне моря 365 на высоте 351 Крейсерская скорость , км/ч 320, Практическая дальность, км 2500 , Практический потолок, м 7100 Экипаж 6.


Экипаж: 4 (пилот, штурман, радист и стрелк), Длина: 16,32 м, Размах крыла: 21,08 м,Максимальная взлётная масса: 9525 кг,, Мощность двигателей: 2 × 980 л.с, Максимальная скорость: 426 км/ч на высоте 4720 м, Крейсерская скорость: 349 км/ч на высоте 4720 м, Боевой радиус: 1 762 км, Практический потолок: 6920 м. Вооружение: Бомбы: до 1814 кг на внутренней подвеске, в варианте бомбардировщика-торпедносца TB Mk.I — одна торпеда Mk.XII на внутренней подвеске и 2 бомбы калибра 113 кг под крыльями

 


B-25 Mitchell. Экипаж: 6 (два пилота, штурман, бортинженер, стрелок-радист, стрелок), Длина: 16,1 м, Размах крыла: 20,6 м, Максимальный взлетный вес: 19000 кг,,Мощн. двиг. 2× по 1850 л.с, Максимальная скорость: 442 км/ч, Крейсерская скорость: 370 км/ч, Боевой радиус: 2170 км, Практический потолок: 7600 м. Вооружение: Пулемёты: 12× .50 дюймовых (12.7 мм), Бомбовая нагрузка: 2700 кг

B-25 Митчел, на борту авианосца «Хорнет», 18 апреля 1942 года


Штурмовик Ил-16.  (Усовершенствованный Ил-10) . Скорость 550 км/час. Потолок 7600м,  экипаж 2 чел.Вооружение  две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и 12.7 пулемет УБС   сзади до 8 РС-82 или РС-132.  Бомбовая нагрузка — нормальный вариант — 400 кг.
Отметим значительное число типов самолетов, полученных нами по ленд-лизу[2].

 


[1] Американский гидросамолет, получивший у нас название ГСТ (Гидросамолет транспортный).

[2] По данным статьи в Интернете «История авиации-Советская авиация в ВОВ» в начале войны авиации люфтваффе удалось уничтожить на земле большое число советских самолетов. На 31 декабря 1941 г. боевые потери ВВС РККА составили 21200 самолетов. Возместить потери в требуемые сроки не представлялось возможным, так как заводы эвакуировались на восток. В результате к месту пришлись самолеты, поставленные по лнд-лизе. Немецкий генерал Вальтер Швабедиссен в своей книге «Сталинские соколы» приводит нижеследующее аналитическое исследование, основанное на большом фактическом материале, собранном разведкой Люфтваффе, а также обобщает мнения немецких пилотов-участников боев: «…Ежемесячные поставки машин составляли в среднем 150 штук в 1941 г., 300 в 1942 г., от 500 до 600 в 1943 и первой половине 1944 г., а затем снизились до 300 в месяц.
На 1 января 1944 г. СССР получил от западных союзников примерно 10 тыс. самолетов: 6000 истребителей, 2600 бомбардировщиков, 400 транспортных и 1000 учебно-тренировочных.
К 1 октября того же года русские получили от западных союзников примерно 14700 самолетов. Из них 8200 истребителей, 3600 бомбардировщиков, 100 самолетов-разведчиков, 1200 транспортных и 1600 учебно-тренировочных. Потери при доставке в среднем составляли 20%. (̴ 2940 самолетов погибли вместе с транспортами в арктических конвоях).
Летом 1944 г. Великобритания прекратила поставки.
За время, прошедшее с момента начала до окончания поставок, советская промышленность произвела 97 тыс. самолетов, в том числе с использованием материалов по ленд-лизу. Таким образом, союзная помощь только по поставленным самолетам составила примерно 15% от общего количества произведенных в СССР машин» (Интернет. www/airpages.ru).