Апрель 1945 год
17.04.45 севернее маяка Риксгафт (Риксхёфт), расположенного у основания косы Путцигер-Нерунг (Хельской косы) подводная лодка «Л-3» (командир Герой Советского Союза капитан 3 ранга Владимир Константинович Коновалов) вышла в атаку на транспорт из состава конвоя. Через 70 секунд после пуска торпед на подводной лодке зафиксировали два сильных взрыва. Целью подводной лодки «Л-3» оказался германский теплоход «Гойя» (5230 брт). «Гойя» (нем. «Goya») — грузовое судно, построенное в Осло, Норвегия, и спущенное на воду 4 апреля 1940 года.
Судно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. На борту «Гойя», по оценке Ф. Руге, находились более 7 тысяч человек (по данным М. Морозова 1500 солдат 4-й танковой дивизии вермахта, 385 раненых военнослужащих, а так же не менее 3500 беженцев — гражданских лиц). Имеются и другие данные: « Л-3 — под командованием капитана 3-го ранга В. К. Коновалова 17 апреля 1945 г. атаковала вражеский конвой и потопила транспорт "Гойя" водоизмещением 5230 т, на борту которого находилось 5385 человек, в том числе около 1300 подводников — офицеров, курсантов и матросов (около 30 экипажей ПЛ)[1].
Это событие в Интернете освещается еще и так — Cудно «Гойя длинной 145 и высотой 17 метров. было современным быстроходным грузовым судном с двумя винтовыми двигателями. Максимальная скорость составляет 18 узлов. Немцы первоначально использовали это судно как условную мишень в подготовки экипажей подводных лодок. Но с ухудшением обстановки с эвакуацией беженцев и необходимостью использовать все возможные плавсредства для выполнения операции «Реттунг» (Спасение) судно участвовало в эвакуации от стремительно приближающихся частей Красной Армии. До рокового дня 16 апреля, судно успело совершить лишь четыре похода , в которых было спасено более 19500 человек.
С 4 апреля 1945 года судно стояло в Данцигской бухте в ожидании загрузки беженцами и военными.. Бухта находилась под постоянным артобстрелом советской артиллерии, один из снарядов попал в «Гойю», легко ранив при этом капитана судна Плюнеке (Plünnecke). Кроме гражданских и раненых военнослужащих, на борту находились 200 солдат 25-го танкового полка вермахта.
15 апреля В 19:00 конвой, состоявший из трёх судов: «Гойи», парохода Кроненфельс («Kronenfels», 1944 год постройки, 2834 брт.) и морского буксира Эгир («Ägir»), вышел из Данцигской бухты в сопровождении двух тральщиков М-256 и М-328 в город Свинемюнде. . Около 23-00 маршрут конвоя был изменён, конвой направился в город Копенгаген. «Гойя» следовал чуть севернее остальных. Судно было перегружено и переполнено. Даже переходы и лестницы были заполнены людьми. Воздух был тяжелым, и пройти на палубу можно было с трудом, да и то не всегда. Корабли конвоя плыли со скоростью около 9 узлов, чтобы менее быстроходные теплоходы поспевали за ними. Грузовое судно было мало приспособлено для перевозки раненых. Носилки с ранеными поднимались на борт с помощью лебедок и потом таким же способом их размещали в трюмах, естественно не приспособленных для экстренной эвакуации. Спасательного снаряжения хватало лишь на некоторое количество людей. Почти 7000 человек теснилось в грузовых отсеках, машинном отделении и вообще повсюду, где можно было найти свободное место. Каждую койку делили несколько человек, даже капитан был вынужден уступить свою каюту беженцам. Условия для людей были ужасными, а для раненых просто невыносимыми. Не хватало всего: перевязочных материалов, лекарств, питья и еды. На выходе из Данцигской бухты «Гойя» был обнаружен советской подводной лодкой Л-3 под командованием Владимира Коновалова. Что бы догнать обнаруженный конвой капитан Коновалов принимает решение идти в надводном положении (в подводном положении у лодки не было никаких шанцев догнать конвой), что, конечно, увеличивает риск быть обнаруженным и атакованным противником. Однако Л-3 повезло, она сумела догнать конвой. Этому способствовала задержка на полчаса с ремонтом двигателей парохода Кроненфельс.. Выбрав самый крупный транспорт и в 23-52 Л-3 торпедировала его двумя торпедами.
Гибель транспорта «Гойя» по количеству жертв стоит на первом месте среди морских катастроф за всю историю мореплавания, опережая знаменитые «Титаник» и «Вильгельм Густлофф».
Занимаясь спасением людей, корабли охраны конвоя смогли сбросить в безопасном удалении от субмарины только 5 глубинных бомб.
Подводная лодка «Л-3» продолжала оставаться в этом районе. См. также пункт 8.4.10.