1942-1945 годы
В 1942 году подводная лодка С-13 под командованием капитан-лейтенанта П.П. Маланченко в южной части Ботнического залива уничтожила торпедами и артиллерийским огнем 3 финских транспорта.
В 1944 году подводная лодка С-13 под командованием капитана 3 ранга А.И. Маринеско в Гданьском заливе потопила артиллерией учебное судно германских военно-морских сил.
В начале 1945 года из портов Данцигской и Померанской бухт началась срочная эвакуация немецкой группы армий «Висла».
30.01.45 подводная лодка С-13 осуществляла поиск кораблей противника в районе Данцигской бухты . В полночь был обнаружен конвой противника в составе большого лайнера и корабля охранения. Конвой двигался со скоростью 16 узлов. С учетом своего местоположения и быстро движущейся цели для занятия позиции для атаки торпедами Маринеско пришлось всплыть в надводное положение и, форсируя дизеля развить скорость до 19 узлов. Этот маневр длился около часа. Была опасность, что дизеля при таком форсаже могут выйти из строя. При этом, была сплошная темнота, снежные заряды и сильное волнение моря.
Наконец в 23-02 подводная лодка С-13 погрузившись в позиционное положение, легла на боевой курс. К стрельбе были приготовлены все 4 носовых торпедных аппарата. Как только форштевень лайнера вошел в визир ночного прицела, три торпеды устремились к цели (четвертая торпеда не вышла из аппарата).
Мощные взрывы разворотили борт вражеского корабля, и через 1 час 10 минут он затонул.
Сразу после взрыва подводная лодка С-13 ушла на глубину для скрытного выхода из этого района. Однако, подошедшие из базы к месту гибели лайнера корабли противника, обнаружили лодку и стали её бомбить глубинными бомбами. Умелым маневрированием Маринеско сумел оторваться от вражеских кораблей.
Как выяснилось позже, подводная лодка С-13 потопила лайнер «Вильгельм Густлофф»[1], водоизмещением 25484 тонн, который эвакуировал более 6 тыс. вражеских пехотинцев и цвет немецкого подводного флота — 3700 моряков, которыми можно было бы укомплектовать 70-80 подводных лодок, в том числе 1300 человек персонала и курсантов учебной дивизии подводных лодок.
Ещё есть легенда, что именно на «Густлоффе» немцы вывозили в Германию знаменитую «Янтарную комнату». По крайней мере, поиск комнаты в районе катастрофы судна водолазы ведут до сих пор.
Приведем здесь статью в Интернете Юрия Лебедева (Подполковник запаса) под названием «Как погибал лайнер «Вильгельм Густлофф»?или Еще об одной немецкой версии «Атаки века»»… 30 января 1945 года ушел на дно немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф», торпедированный советской подводной лодкой «С-13» под командованием Александра Маринеско. На борту корабля находились свыше 10.000 человек. Такого количества людей, погибших в ходе кораблекрушения, не знает мировая история. Эти данные, до недавнего времени, казавшиеся сенсационными, понемногу начинают утверждаться в российской военно-морской историографии и вытесняют многочисленные легенды, созданные в советский период. Однако и на Западе интерес к этой теме продолжает оставаться большим, в связи с чем возникают новые толкования «Атаки века». В последнее время некоторые немецкие историки упорно проталкивают версию о том, что в районе катастрофы «Густлоффа» находилась, по крайней мере, еще одна советская подводная лодка.Вот как описывает этот эпизод немецкий военный историк Гвидо Кнопп в своей книге «Гибель «Густлоффа» (издательство «Экон Ульштайн», Мюнхен, 2002 г.). По его версии «С-13» или другая русская подводная лодка атаковала, по крайней мере, один раз миноносец «Т-36», прибывший через сорок минут к месту катастрофы и заставший «Густлофф» еще на плаву. В 00-25 01.02.1945 раздался крик: «Торпеды по встречному курсу!». Лишь с большим трудом удалось командиру миноносца капитан-лейтенанту Херингу резко повернуть корабль на правый борт и избежать атаки». В описании этого эпизода имеются удивительные расхождения в сообщениях спасшихся после катастрофы и в советских источниках. Историограф «Густлоффа» Хайнц Шён нашел в ходе своих исследований целый ряд свидетелей, которые сообщали, что сразу после гибели лайнера видели в море рубку подводной лодки и даже слышали, как подводники разговаривали между собой по-русски. Однако советские источники нигде не сообщают о всплытии «С-13» в этот момент. Бортовой журнал подводной лодки также подтверждает, что она уже ушла под воду. Может быть, в районе катастрофы находилась еще одна подводная лодка?
Хорст Манковка, подводник из 2-й учебной дивизии подводных сил, рассказывает: «Я стоял у борта. К тому времени «Густлофф» уже сильно накренился. Вдруг я увидел подводную лодку. Вначале я подумал, это немецкая лодка и сказал стоявшим рядом женщинам: «Успокойтесь, это подошли спасательные суда». Но затем я увидел, как с рубки вниз спускаются три человека, которые побежали вперед и начали разворачивать орудие. Тогда я осознал, что это должны быть русские. Через короткое время они вернулись в рубку, и лодка ушла». Урсула Биркле, беженка из Восточной Пруссии подтвердила высказывание Манковки: «Тут появилось что-то длинное и черное, которое вдруг возникло из ниоткуда. Мы увидели орудие, направленное на нас. Затем лодка вновь исчезла».
Один из последних ныне здравствующих членов экипажа советской подводной лодки Алексей Астахов, проживающий в Кронштадте, утверждает, что «С-13» сразу же погрузилась и отошла от места торпедной атаки. Русские архивные материалы нигде не упоминают о повторном нападении подводной лодки. Все опубликованные документы говорят лишь об уходе «С-13» из опасной зоны под шквалом глубинных бомб.
Как погибал лайнер «Вильгельм Густлофф»?
Крупнейший специалист по истории военно-морских флотов периода Второй мировой войны немецкий профессор Юрген Ровер считает, что Маринеско упустил блестящую возможность атаковать один из самых крупных кораблей военно-морских сил Германии – тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер». Поскольку миноносец «Т-36» все еще подбирал уцелевших пассажиров «Густлоффа», то дрейфовавший рядом крейсер представлял для командира подводной лодки заманчивую цель. Но вне всяких сомнений советский подводник переоценил силу конвойного охранения «Хиппера». Тем не менее, советская подводная лодка настолько угрожала тяжелому крейсеру «Адмирал Хиппер», что тот был вынужден спасаться бегством, дав полный ход прямо через находившихся в этот момент в воде пассажиров «Густлоффа»[2].
По данным Ровера, сверенным им с российскими источниками, в этот момент в Балтийском море находились семь советских подводных лодок:
«Щ-307» капитан-лейтенанта Калинина (4.1 – 3.2 45) – в районе Либау (по нашим данным 07.11.44-04.01.45 «Щ-307» находилась в Турку).
«С-13» капитана 3-го ранга Маринеско (11.1 –15.2.45) – в районе отмели Штольпебанк.
«Щ-318» капитана 3-го ранга Лошкарева – в районе Мемеля (по нашим данным «Щ-318» 19.11.44-11.01.45 находилась в Турку).
«Щ-407» капитан-лейтенанта Бочарова – вначале перед островом Борнхольм, затем в центральной Балтике и перед Данцигской бухтой и полуострова Хель (по нашим данным 11.12.44-12.01.45 «Щ-497» находилась в Турку).
«Л-3» капитана 3-го ранга Коновалова (23.1 – 8.2.45) – постановка мин в районе Виндау (по нашим данным 17.11.44-23.01.45 «Л-3» находилась в Турку).
«К-51» капитана 3-го ранга Дроздова (23.1 – 21.2.45) – в районе Кольберга, затем севернее Борнхольм и в Померанской бухте (по нашим данным «К-51» 12.12.45-20.01.45 находилась в Хелсинки и Ханко).
«М-90» капитан-лейтенанта Русина (29.1 – 9.245) – в районе Виндау (по нашим данным 20.12.44-30.12.44 «М-90″ находилась в боевом походе в устье Финского залива).
Могла ли какая-либо из них также принять участие в атаке на немецкие корабли в этом районе? Теоретически, да. Однако конкретный ответ может быть дан лишь после того, как будут проанализированы данные из вахтенных журналов советских лодок.
Но, скорее всего, все-таки правы авторы английской версии потопления «Густлоффа» К.Добсон, Д.Миллер и Р.Пейн, опубликовавшие в 1979 году книгу «Ночь ужаса» (в русском переводе «Правда о «Вильгельме Густлоффе», издательский дом «Нева», Санкт-Петербург, 2005 г.). По их мнению, «торпеды», вынудившие «Т-36» прекратить спасательную операцию, являлись оптическим обманом, вызванным лунным светом и волнами. За них была принята лунная дорожка с водяными пузырьками»».
Признавая, что на потопленном «Густлоффе» были не только немецкие подводники, но и беженцы, мы сделаем еще один шаг к признанию исторического, хотя и нелицеприятного для нас факта. Но выходить из этой ситуации надо, ведь в Германии «Густлофф» — это символ беды, а в России — символ наших военных побед. Вопрос о «Густлоффе» и Маринеско — очень сложный и деликатный, затрагивающий настоящее и будущее отношений России и Германии. Недаром побывавший недавно в Музее подводных сил России имени А.И. Маринеско генеральный консул Германии Ульрих Шенинг оставил такую запись в книге почетных посетителей:
«Через 60 лет после трагических событий Второй мировой войны наконец наступило время, когда русские и немцы совместно строят будущее. К этому призывает гибель немецкого лайнера «Вильгельм Густлофф» в январе 1945 года».
Юридическая оценка потопления
Вильгельм Густлофф» был боевым кораблём, на который позволили подняться шести тысячам беженцев. Вся ответственность за их жизнь, с того момента как они поднялись на боевой корабль, лежала на соответствующих должностных лицах немецкого военного флота. Таким образом, «Густлофф» являлся законной военной целью советских подводников, ввиду следующих фактов:
1. «Вильгельм Густлофф» не являлся безоружным гражданским судном: на его борту имелось вооружение, которым можно было бороться с кораблями и авиацией противника;
2. «Вильгельм Густлофф» являлся учебной плавучей базой для подводного флота Германии;«Вильгельм Густлофф» шёл в сопровождении боевого корабля флота Германии (миноносец «Лев»);
3. Советские транспорты с беженцами и ранеными в годы войны неоднократно становились целями для германских подлодок и авиации, в частности, теплоход «Армения», потопленный в 1941 году в Чёрном море, вёз на своём борту более 5 тыс. беженцев и раненых. Выжило только 8 человек. Впрочем, «Армения», как и «Вильгельм Густлофф», нарушала статус санитарного судна и являлась законной военной целью.
Кстати, во время эвакуации мирных жителей из Таллина, Одессы, Севатополя и др. баз с разрешения советского командования применялись военные корабли, которые подвергались ударам немецких самолетов и подводных лодок.
09.02.45 Маринеско получил по радио от воздушной разведки координаты конвоя противника в составе вооруженного большого транспорта «Генерал фон Штойбен» и несколько эсминцев охранения. В 23 часа 15 минут подводная лодка С-13 обнаружила конвой.
10 февраля 1945 года в 02-15 был торпедирован вооруженный большой транспорт «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14660 тонн и в считанные минуты затонул. Погибли почти 3600 немецких танкистов, которых хватило бы на укомплектование нескольких танковых дивизий, и большое количество военного груза.
По суммарному потопленному тоннажу (44459 т) подводной лодке С-13 принадлежит первое место среди наших подводных лодок, участвовавших в Великой отечественной войне. Она же единственная из 10 подводных лодок Балтийского флота типа «С» дожила до Победы.
А её отважный командир после унизительных мытарств скончался 25 ноября 1963 года (см. подробнее пункт 8.5.12.). Он разделил судьбу многих героев, которых во время войны терпели за их независимость, а с наступлением мирного времени они в новый облик не вписывались и стали неугодными, т.к. напрямую мешали головокружительной карьере их руководителей. Постулат бессмертного вождя: «… кто не с нами, тот против нас; а кто против нас- тот враг, а врагов, как известно, уничтожают» — тогда торжествовал. Для этого повод всегда находился. И только один из виновников мытарств героя Балтики через двадцать три года опомнится, и принес своё покаяние покойному Маринеско в своей известной статье в журнале «Нева» (статья эта наделала много шуму). Имеется в виду бывший нарком Н.Г.Кузнецов, сам к тому времени дважды опальный, дважды разжалованный, несправедливо судимый, несправедливо выгнанный с флота[3]. Народную память стереть нельзя.
5 мая 1990 года Александру Ивановичу Маринеско уже посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
[1] «Вильгельм Густлофф» — пассажирский лайнер, с 1941 плавбаза ВМС Германии. Назван в честь убитого нациского партийного лидера.
[2] По другим данным 30 января 1945 года крейсер «Адмирал Хиппер» покинул Готенхафен (Гдыня, Польша) с 1700 беженцами на борту проследовал мимо тонущего лайнера «Вильгельм Густлов» и 2 февраля 1945 года встал на ремонт в Киле (Германия). 9 апреля 1945 года, находясь в сухом доке Киля, «Адмирал Хиппер» был тяжело поврежден английскими бомбардировщиками. 2 мая 1945 года тяжелый крейсер Кригсмарине «Адмирал Хиппер» затонул в результате взрыва в порту Киль.
[3] Олег СТРИЖАК. Май 1945-го: кто мешал Маринеско атаковать?.