4.6. Переход подводных лодок с Дальнего Востока на СФ

Осень 1942-весна 1943 года

Карта

Летом 1941 года в составе Тихоокеанского флота находилось 85 подводных лодок различных типов, в то время как на Северном флоте их было всего 15. Поэтому осенью 1942 года было принято решение отправить скрытно с Дальнего Востока на Север 6 подводных лодок: С-51, С-54, С-55, С-56, Л-15 и Л-16 через Панамский канал с готовностью выхода к 5 октября 1942 года.

Пополнение запасов и необходимый ремонт подводные лодки должны производить в портах: Петропавловске-Камчатском, Датч-Харборе, Сан-Франциско, Панаме, Галифаксе, Рейкьявике.
До Петропавловска-Камчатского подводные лодки подчинялись Военному совету Тихоокеанского флота, с момента выхода из Петропавловска и на переходе до Англии и Исландии переходили в непосредственное подчинение народному комиссару ВМФ. На переходе из Англии и Исландии в Полярное уже подчинялись Военному совету Северного флота».
Переход должен был осуществляться при помощи и поддержке союзников, которые будут обеспечивать лодки не только кораблями охранения, но также производить необходимый ремонт, пополнение запасов пищи и топлива.
Командиром экспедиции был назначен Герой Советского Союза капитан 1 ранга А.В. Трипольский, который держал флаг на ПЛ С-51.
Подводные лодки должны прибыть в Полярное с готовностью немедленно вступить в бой.
В Тихом океане подводная лодка Л-16 (командир капитан-лейтенант Д.Ф. Гусаров) была торпедирована, вероятно, японской подводной лодкой и в течение 30 секунд затонула со всем экипажем. Спустя несколько минут еще одна торпеда прошла перед носом подводной лодки Л-15 (командир капитан-лейтенант В.И. Комаров).
После прохода Панамского канала уже в Атлантике торпеда неизвестной ПЛ попала в середину подводной лодки С-56 (командир капитан-лейтенант Г.И. Щедрин), но по счастливой случайности не разорвалась.
Впоследующем вдоль борта ПЛ С-54 (командир капитан 3 ранга Д.К. Братишко) промчались две торпеды.
В Северной Атлантике подводные лодки попали в сильный ураган и были вынуждены встать на ремонт в Галифаксе (база США).
После ремонта оставшиеся 5 подводных лодок благополучно пришли в Полярное и активно включились в боевые действия в составе Северного флота.
Это был трудный и далеко не безопасный переход в течение длительного 2220 часового (92,5 суток) и изнурительного несения вахты, длиной 18700 миль (свыше 34 тыс. км.) через два океана и 9-ть морей (Японское, Охотское, Берингово, Карибское,Сарга́ссово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево) в отрыве от родных берегов.
В составе Северного флота каждая из этих пяти подводных лодок совершили по несколько одиночных боевых походов.  Выставили минные поля на возможных маршрутах движения кораблей противника,  потопили несколько германских боевых кораблей и более 19 транспортов.
В 1944 году ПЛ С-51 (командир капитан 3 ранга И.Ф. Кучеренко) и С-56(командир капитан-лейтенант Г.И. Щедрин) были награждены орденами Красного Знамени, а ПЛ С-56 в 1945 году стала гвардейской.
К сожалению, подводные лодки С-54(командир капитан 3 ранга Д.К. Братишко)  и С-55(командир капитан 3 ранга Л.М. Сушкин) однажды не вернулись в базу.
В настоящее время рубка ПЛ С-51 установлена в качестве мемориала в поселке подводников Гремиха Мурманской области.
ПЛ С-56 после окончания войны возвратилась по Северному морскому пути во Владивосток и тем самым завершила кругосветное плавание.
Впоследующем С-56 была установлена во Владивостоке в качестве мемориала и филиала музея Тихоокеанского флота (см. пункт 8.2.7.).