Сентябрь 1943 года
После неудач с «шарриотами» было решено для уничтожения «Тирпица» использовать сверхмалые подводные лодки.
В конце 1942 года быстрым ходом началось строительство мини-подлодок (Х-лодок, «миджетов»[1]), с помощью которых можно уничтожить стоящий на якоре «Тирпиц» или другой крупный корабль.
К январю 1943 года было построено 8 X-лодок.
Одновременно шла подготовка и их экипажей (4 человека на каждом «миджете»: командир, помощник, механик и водолаз).
В начале лета 1943 года мини-лодки перевезли в Лох-Кернбаун (Шотландия). В сентябре 1942 года были отобраны добровольцы, которые прибыли на секретную базу в Шотландии. Все они понимали, что надо серьезно готовиться к этой уникальной и чрезвычайно опасной миссии. Для подготовки к нападению на Тирпиц, все добровольцы должны были быть водолазами научиться прорываться через антиторпедные сети, уметь выйти из лодки, подобрать пневматический резак и потом вернуться в лодку. Оборудование для работы было экспериментальным, человек дышал чистым кислородом. На глубине 30 футов (9 м.), 3 часа, но на глубине 50 футов (15м) -30 минут. На глубине 100 футов (30 м.)- дышать реально только в течение 2 минут или человек умирают от кислородного отравления. Пару добровольцев погибли в ходе подготовки, другие не смогли справиться с экстремальными условиями и были отправлены обратно, а тренировки продолжались, как это было ранее с «шерриотами», “миджеты” прорезали себе пути через сети и закладывали макеты взрывчатки под килем английского линкора «Малайя».
10 сентября 1943 после завершения набеговой операции «Тирпица» и «Шарнхорста» с десантированием на Шпицберген в течение зимы 1943–44 года в Каа-фиорде шли работы по ремонту «Тирпица». Немецкий Морской Генеральный штаб рассмотрел, почему система защиты линкора не сработала 22 сентября 1943 года, и выпустил следующий протокол:
«1. Защитные меры недостаточны. Вероятность атаки подводных лодок почти не учитывалась. Штаб высоко оценивает инициативу англичан в создании и использовании специальных методов атаки, если цель считается заслуживающей этого.
2. Противоторпедные сети и боны должны открываться, только когда это абсолютно необходимо. Все обычные переходы катеров должны совершаться вне заграждений. Следует усилить сети и заграждения в фиорде, создать постоянный противолодочный патруль и гидрофонную вахту. Суда должны находиться в постоянной готовности для контратаки.
3. Нужно учитывать трудности обороны во вражеской стране. Особенно важно постоянно менять ситуацию, чтобы донесения Сопротивления, которые сделали возможной эту атаку, стали как можно менее ценными. По крайней мере раз в день корабль следует передвигать. (Однако это был глас вопиющего в пустыне, так как «Тирпиц» стоял неподвижно из-за нехватки нефти.)
4. Неподвижная жизнь создает проблемы монотонности и падения духа, которые следует преодолеть.
5. Следует использовать опыт «торпедных всадников» в Тронхейме, как это сделали итальянцы и японцы, и [257] принять контрмеры. Германской разведке известно, что строятся «суда Х». (Итальянцы склонялись к мысли, что рейд на Палермо в январе 1943 года проведен «судами X». Несмотря на данные разведки и полученный опыт, на «Тирпице» не приняли никаких специальных мер.)
6. Необходимо усилить ПВО».
Английский разведчик «Спитфайер» пролетел над Альтен-фьордом и отправил ободряющий сигнал в Лох-Кернбаун:
"Птички снова в гнезде… "
11 сентября 1943 года в 16-00 шесть океанских подлодок со своим «выводком» на буксире покинули Кернбаун с интервалом в два часа и направились к Альтен-фьорду.
14 сентября очередной полет «Спитфайера» принес самую последнюю информацию о положении вражеских кораблей.
«Тирпиц» стоял на якоре на краю отмели в конце Каа-фьорда, одного из ответвлений Альтен-фьорда.
«Шарнхорст» был в самом начале Каа-фьорда, почти у его входа.
«Лютцов» стоял в Альтен-фьорде, в десяти милях к северу. Все корабли были окружены сетями. Кроме того, двойной ряд сетей прикрывал вход в Каа-фьорд.
Цели были распределены следующим образом: «Тирпиц» атакуют Х-5, Х-6 и Х-7, «Лютцов» — Х-8 и «Шарнхорст» — Х-9 и Х-10. Атака должна была быть проведена 22 сентября между часом ночи и восемью часами утра.
Через три дня после выхода начались неприятности: на Х-8 вышла из строя камера плавучести зарядов и экипаж покинул ее (перешел на ведущую лодку), а на Х-9 оборвался буксирный трос и видимо она резко ушла на глубину и была раздавлена.
19 и 20 сентября 1943 года уже рядом с Норвежским берегом одна из ведущих субмарин последовательно обнаруживала немецкие ПЛ, но в силу строгой секретности операции пришлось отказаться от двух заманчивых целей.
На рассвете 20-го сентября все команды 4-х «миджетов» заняли свои места, были нацелены только на «Тирпиц». Все четыре Х-лодки самостоятельно по назначенным предписаниям, без связи между собой благополучно прошли минные поля и вошли во внутренние воды Альтен-фьорда.
В ходе дальнейшего движения на Х-10 сломался мотор перископа, отказал гирокомпас, в механизмы просочилась вода. Ремонт в подводном положении не давал хороших надежд.
Х-6 (командир лейтенант Donald Cameron), несмотря на то, что в перископ попала вода и стекла затуманились, а во взрывное устройство попала вода и создался крен 10 градусов на правый борт, в подводном положении все же достиг сетей, прикрывающий вход в Каа-фьорд. В запотевшие стекла поднятого перископа были замечены паром, который выходил из Каа-фьорда, а затем каботажное судно, которое собиралось войти во фьорд. Зная, что входные ворота будут открыты всего на несколько минут и, понимая, что под водой его корабль ничего не видит, командир Х-6 немедленно принял решение попытаться проскочить в надводном положении за каботажным судном. Это удалось. «Тирпиц» оказался совсем рядом и Х-6 нырнул под воду. Далее, практически вслепую и на ощупь медленно вел Кэмерон свой корабль вдоль фьорда. Сослепу «миджет» задел один раз за кабель пришвартовавшегося к причалу эсминца, а в другой раз прошелся под днищем понтона. Около семи часов утра 21 сентября Кэмерон поднял перископ. Сквозь мутные линзы виднелась огромная серая расплывчатая масса. В ~300 метрах находился «Тирпиц». Он достиг цели!
Х-7 (командир лейтенант Basil Place) тоже благополучно дошел до сетей Каа-фьорда. Ему так же удалось их проскользнуть (но в подводном положении) вслед за минным тральщиком. Однако потом были проблемы с сетями около линкора. Медленно и осторожно маневрируя, Плейс все-таки освободил лодку от этих сетей и поднялся ближе к поверхности, чтобы осмотреться. Плейс прильнул к окулярам. Совсем рядом на чистой воде стоял на якоре «Тирпиц». На глубине девяти метров все почувствовали легкий толчок, — нос Х-7 ткнулся в борт линкора и экипаж поставил мины. Затем начался обратный путь, и X-7 снова напоролся на сети. Поставленные мины скоро должны взрываться! Тогда Плейс пошел вперед полным ходом, отчего лодка, сильно ударившись просто повалилась на сети — и буквально скользнула на другую сторону. Через четыре минуты в ста метрах от корабля Х-7 была замечена. Немедленно был открыт огонь, отмечено несколько попаданий, и подлодка вскоре исчезла под водой. Раньше до этого Х-6, идя к «Тирпицу» вслепую, налетела на подводную скалу, и лодка, выйдя из-под контроля, всплыла на поверхность. Ее заметил один из команды Тирпица до того, как она снова ушла под воду, но решил, что это дельфин и не поднял тревоги. Через пять минут Х-6 снова всплыла, значительно ближе, слева по борту «Тирпица». На этот раз сомнений не было. Последовали залпы стрелкового оружия (лодка была слишком близко для орудийного огня), Едва различая сквозь мутные стекла перископа, где он находится, Кэмерон направил Х-6 прямо на Тирпиц. Услышав толчок, Кэмерон немедленно сбросил заряды, которые присоединились к тем, что заложила под нос корабля Х-7. Облегченная лодка всплыла, и Кэмерон открыл люк. Он и его команда с поднятыми руками поднялись на подошедший катер, а поврежденный «Миджет» скрылся под водой.
Командир «Тирпица» Майер, быстро оценив ситуацию, отдал приказ развернуть вправо нос корабля (обе подлодки были замечены с левого борта), что и было выполнено и спасло корабль от гибели.
В 08-20 21 сентября 1943 года с оглушительным грохотом сработали взрывные устройства[2]. Три заряда, заложенные в носу взорвались в ~200 м в стороне, и потому их воздействие оказалось не столь разрушительным, как это ожидалось. Один заряд в корме сработал эффективно. Результат одновременного взрыва 8 тонн аматола был ужасным. Линкор подскочил на 5 или 6 футов, люди на палубе попадали. Погасли все лампы, сразу появился крен 5 градусов на левый борт. Последующий осмотр показал, что все 3 машины вышли из строя. Система управления огнем была разбита. 2 башни оказались заклинены. Было повреждено электрооборудование и радиостанции. Левый руль был смят. Линкор полностью вышел из строя на очень длительный срок…. Хотя после атаки миджетов «Тирпиц» остался на плаву, он больше не являлся действующей единицей. Флот Метрополии получил долгожданную передышку, которая облегчила проводку русских конвоев.
Спустя полчаса после взрыва с носа у правого борта в ~250 метрах за сетями была замечена третья подлодка. Это была Х-5 (командир лейтенант Henty-Creer). Зенитки открыли огонь и после нескольких попаданий лодка исчезла под водой, а затем эсминец Z-27 сбросил глубинные бомбы над тем местом, где она ушла в воду. От лодки и её экипажа не было найдено никакого следа.
Ударная волна от взрыва зарядов продавила X-7 сквозь вторую сеть, но она получила значительные повреждения (двигаться под водой не могла). Плейс решил выбраться на поверхность, но как только лодка показалась над водой, на неё обрушился шквал огня. Плейс открыл люк и начал махать белым свитером в знак сдачи. Остальные члены экипажа собирались последовать за ним, но уже наполненная водой лодка внезапно пошла ко дну. Плейс подплыл к плоту, и его подобрал катер с Тирпица. Позже к ним присоединился ещё один чудом спасшийся член команды с X-7.
… …На следующий день командир «Тирпица» Майер отправил пленных в госпиталь в Тромсе и затем в Германию, где их интернировали в качестве военнопленных. Уже там, год спустя, Плейс и Кэмерон узнали о своем награждении крестом Виктории.
Многое, что здесь описано, взято из воспоминаний контр-адмирала Джефри Плейса.
…Оставшаяся малютка Х-10 (командир лейтенант Хадспет) так и не смогла починить свои поломки ко времени начала атаки. Услышал взрывы, Хадспет понял, что ему следует избавиться от зарядов и отправиться на встречу с лодками — буксировщиками. Через несколько суток Хадспет, отчаявшись в положительных результатах поиска, решил попытаться дойти до Кольского залива (в Россию) и вдруг после полуночи 28-го сентября 1943 года (через 8 суток автономного плавания!) его сигналы (инфракрасным прожектором) были замечены на одной из ПЛ — буксировщиков. Он и его измученная команда были спасены.
Итак, «Тирпиц» выведен из строя на длительное время. Это позволило англичанам возобновить конвои в Россию и в ноябре вернуть американцам присланную ими на помощь эскадру.
Из 6-ти мини-ПЛ задание выполнили две (33% достигли цели). Потери: пять мини-ПЛ (83%), 10 человек погибло, 6 человек взято в плен. Возвратились после операции: 1 мини-ПЛ (17%) и 8 человек(33%). Англичане считают операцию успешной.
Англичане узнали об успехе операции почти сразу же. Были перехвачены сигналы «Ультра» от эсминца «Эрих Штайнбринк». Затем были перехвачены и расшифрованы сообщения от самого Тирпица, в них срочно запрашивался ремонтный корабль с механизмами для электросварки.
Через день после атаки разведчик «Спитфайер» доложил, что «Шарнхорст» и «Лютцов» ушли с места стоянки («Лютцов» буквально за пару часов до диверсии отправился в Германию, ремонтировать машины, а «Шарнхорст» ушел накануне из Каа-фьорда проводить учебные стрельбы в пустынном фьорде неподалеку), а Тирпиц стоит неподвижно за своими сетями и что вокруг него на две мили растянулось нефтяное пятно.
Было ясно, что Тирпиц не затонул, — и пока он оставался на плаву, он продолжал быть угрозой, а потому не переставал быть важнейшей целью.
К 15 марта 1944 года На Тирпице весь ремонт, который можно было провести без постановки в док, был завершен. Ночью «Тирпиц» вышел на испытания и сумел развить скорость 27 узлов. Его экипаж чувствовал, что может победить, хотя бы для того, чтобы отомстить за «Шарнхорст». Тот попытался атаковать конвой JW-55B, но был 26 декабря 1943 года потоплен эскадрой адмирала сэра Брюса Фрэзера (см. пункт 1.3.9.)