1941-1944 годы
Группировка войск противника на мурманском направлении перед операцией по освобождению Советского Заполярья и расположение частей 14-й армии и Северного оборонительного района
В конце июня 1941 года исходное положение фронта было чуть западнее реки Титовка.
К ночи 29 июня 1941 г противник прорвал фронт в районе перешейка полуострова Средний, форсировал р. Титовка и вышел к дороге на Мурманск. Под воздействием значительно превосходящих сил противника 14-й стрелковый полк 14-й армии стал отходить от Титовки. Для прикрытия отхода полка в Мотовский залив вошел эскадренный миноносец «Куйбышев». Эсминец «Урицкий» (оба типа «Новик») находился в базе в полной боевой готовности и мог в любую минуту выйти на помощь.
30 июня в 6 ч 30 мин, войдя в губу Кутовая (между Титовкой и Моткой), эсминец «Куйбышев» открыл огонь по высоте Пери-Ярве. Огонь корректировал высаженный с морских охотников на берег корабельный наблюдательный пост во главе с лейтенантом Н.Я. Песковым. За три часа артиллеристы «Куйбышева» выпустили по противнику 230 фугасных снарядов. Огнем орудий эскадренного миноносца было подавлено несколько огневых точек противника, отмечены попадания в четыре крупных скоплений войск, уничтожено свыше 200 человек вражеских солдат и офицеров. По оценке армейского командования, результаты стрельбы были отличными, Наступление гитлеровцев было приостановлено. Вскоре после окончания стрельбы в бухту вошел эскадренный миноносец «Урицкий» и, получив исходные данные, начал подготовку к открытию огня. Эсминцы «Куйбышев», «Урицкий» под брейд-вымпелом командира дивизиона эсминцев капитана 3 ранга Е.М. Симонова совместно с 2-мя морскими охотниками (МО) продолжали прикрытие арт. огнем отход частей 14 стрелкового полка 14-й армии с рубежа реки Титовка под давлением превосходящего противника. Во второй день оба эсминца, находясь в губе Мотка, открыли шквальный огонь по позициям немецких войск атаковавших позиции 23 укрепрайона на высотах хребта Муста-Тунтури (перешеек полуострова Средний). Два часа длился обстрел побережья, пока сигнальщик эсминца «Урицкого» Л. Розанов не обнаружил в воздухе вражеские самолеты. В течение четверти часа эсминцы отражали налет 16 бомбардировщиков. Маневрируя, корабли развивали 26-узловой ход, уклоняясь от атак «юнкерсов» и даже отходили в открытое море, чтобы укрыться в полосе густого тумана.
Одновременно зенитная артиллерия кораблей вела по самолетам интенсивный огонь, сбив один из них. На эсминце «Урицкий» легкие осколочные ранения получили четверо моряков, упал тяжелораненый комендор Н. Марянчук, его моментально заменил А. Малыгин, который тоже был ранен, но не покинул орудия. Когда из строя вышел весь орудийный расчет и его командир старшина 1-й статьи Н. Сухарев остался один, он продолжал сам заряжать и наводить пушку, посылая в цель снаряд за снарядом. При этом эсминец «Урицкий» числился в ремонте и как ремонтируемый корабль в боевом составе флота не находился, и военно-морской флаг поднимался на нем только при выходе на боевые дежурства. Ремонтные работы на корабле были закончены только 15 июля 1941 года.
Вот как об этом сражении с вражескими самолетами рассказывает запись в журнале боевых действий эсминца «Урицкий»:
«30 июня. На зюйде замечено 16 самолетов, курс норд-вест.
10 ч 04 мин. Высота 1200 м. «Воздушная тревога». Дистанция до самолетов 32 кабельтова. Открыл огонь. Дали самый полный ход. Самолеты заходят с кормы и быстро приближаются к кораблю. Зенитная батарея ведет ннтенсивный огонь по самолетам. Два катера «МО» и эсминец «Куйбышев» идут полным ходом, ведя с левого борта огонь по самолетам.
10 ч 07 мин. Самолеты-бомбардировщики типа Ю-88, высота 1500-2000 м. Головной пошел в пике. Начали маневрирование. Пикирующие бомбардировщики один за другим сбрасывают бомбы, которые взрываются в 10-15 м от корабля. Каждый самолет, спикировав, сбрасывает 4-5 бомб. Маневрирующий корабль бомбили 16 бомбардировщиков. Зенитная батарея не прекращала огня. Один Ю-88 задымился и начал падать, летчики выпрыгнули на парашютах.
10 ч 12 мин. Сбросив бомбы (около 80 штук}, самолеты скрылись. Результат: корабль, несмотря на большое количество сброшенных бемб, прямых попаданий не имел. Получили осколочные ранения: легкие — краснофлотцы Абрамов, Болычев, Малышев, политрук Садчиков; тяжелое — краснофлотец Марвянчук.
10 ч 40 мин. Получил разрешение командующего возвратиться в Тюва-губу (Полярное)» (ЦВММ, рукописный фонд, сф/р-2766, л.125-126).
19 июля 1941 года для поддержки наших войск, оборонявших Средний и Рыбачий, в губу Кутовая (Мотовский залив) пришли СКР “Смерч”,“Бриллиант” и “Айсберг” . Шесть часов вели они огонь по врагу, подавили несколько артиллерийских и минометных батарей, накрыли большое скопление пехоты. Атаки фашистов, стремившихся прорваться через хребет Муста-Тунтури, были отбиты.
Поддержанные огнем корабельной артиллерии, части Красной Армии остановили дальнейшее продвижение врага и сорвали его планы.
В этом одном из самых страшных сражений на Среднем и Рыбачьем, из 15 тысяч обороняющихся бойцов в живых осталось всего 22, среди них Николай Иванович Букин — русский поэт, писатель, автор слов известной песни «Прощайте, скалистые горы». За этот бой поэт был награждён орденом Красной Звезды[1]. Выполнив задание, наши корабли начали отходить. В это время появилось более сорока фашистских пикирующих бомбардировщиков. “Смерч” и “Айсберг” успели уйти в полосу тумана. “Бриллиант” не успел, и весь удар пришелся на него… Два часа длился неравный бой, в течение которого “Бриллиант” отразил восемь массированных атак с воздуха, сбив при этом Ю-87. От близких разрывов бомб получил серьезные повреждения. Потерь в личном составе не было.
Эсминцы «Куйбышев», «Урицкий» и сторожевые корабли «Смерчь» и«Гроза» Северного флота в 1941–1942 гг. постоянно обстреливали германские войска в районе губ Титовка, Кутовая и Мотка, находились вне зоны действия германских береговых батарей. В виду опасности атак самолетов противника стрельбы велась по ночам в основном по площадям, без корректировки, то есть ее эффективность была крайне невелика. Тем не менее в донесениях о результатах стрельбы регулярно фигурировали уничтоженные орудия, минометы, блиндажи, склады и т. д.
21.09. и 20-21.10 и 24.10.41 эсминец «Громкий» обстреливал назначенные береговые объекты немцев в Мотовском заливе. Выпустил 1332 130-мм снарядов.
18.11.41 эсминец «Громкий» вел огонь по позициям врага, находясь в губе Ара (сделал 103 выстрела из 4-х 130-мм орудий).
21.02.42 эсминец «Гремящий» в течение 3 часов обстреливал неприятельские позиции, находясь в губе Ара, израсходовав 121 снаряд главного калибра.
08.05.42 эсминец «Сокрушительный» дважды выходил в губу Ара для обстрела береговых целей. Второй поход едва не закончился трагедией: корабль внезапно атаковали сразу 28 немецких самолетов. Эсминцу удалось срочно отклепать якорную цепь (выбирать якорь не было времени) и, удачно маневрируя, избежать попаданий бомб и при этом сбить из 37-мм автомата один самолет.
Вечером 09.10.44 эсминцы «Гремящий» и «Громкий» прибыли в Мотовский залив, где состоялось демонстративная высадка десанта (с целью отвлечь противника от направления главного удара Петсамо-Киркинесской операции[2]. Корабли выпустили по 475 130-мм снарядов, подавив немецкую 150-мм батарею и разрушив часть переправы через реку Титовку.
К сожалению, в Петсамо-Киркинесской операции в середине октября 1944 г. не использовались линкор «Архангельск» и легкий крейсер «Мурманск» в набеговых и маневренных операциях для срыва эвакуации немецких войск из Финляндии, хотя одно их появление в Варангер-фьерде создало бы благоприятную для наших войск обстановку в ходе этой стратегической операции. Причины см. пункт 7.3.
[1] К этому времени Букин Н.И. уже писал стихи и военные очерки и публиковал в местной военной газете. Первые стихи его были напечатаны в 1941 году. Затем постоянно появлялись в армейской и флотской печати, в альманахах «Прикамье», «Ленинградский альманах», в репертуарных сборниках, песенниках, в журналах «Нева», «Смена», «Советский воин», «Советский моряк», а также в газетах «Комсомольская правда», «Советская культура», «Советский флот». Осенью 1942 года он готовился к написанию очередного очерка для военной газеты, но неожиданно сложились стихи. Он назвал стихотворение «Не жить мне без моря» и отправил в редакцию газеты «Краснофлотец», которая располагалась в главной базе Северного флота г. Полярном. Письмо, адресованное в редакцию, попало к работающим там писателям — Николаю Панову и Николаю Флерову. Стихотворение сразу было напечатано. К понравившемуся стихотворению композитор В. Кочетов написал музыку. А через некоторое время в 1944 году эта же публикация стихотворения попалась на глаза другому композитору — Евгению Жарковскому, и тот сочинил свою музыку, назвав песню «Прощайте, скалистые горы…», и передал исполнителям. «Однажды Н. Букин, включив радиоприемник, услышал песню на свои слова и был очень удивлен. Только когда на Рыбачий приехал североморский ансамбль песни и пляски, исполнивший эту песню, любопытство его было удовлетворено», — пишет Марина Нижегородова на сайте Городского историко-краеведческого музея г. Полярный Мурманская область. А так вспоминает сын поэта: «Художественный руководитель Борис Боголепов сообщил, что автором музыки на стихи отца является офицер Евгений Жарковский, который тоже воевал в рядах североморцев. Встретился с ним отец под самый конец войны, они крепко подружились, написали потом еще не одну песню, но уже в Москве».
В дни сорокалетия Краснознаменного Северного флота в Североморске был открыт величественный памятник легендарным защитникам советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Каждые 30 минут в механической записи звучат первые такты песни североморцев — «Прощайте, скалистые горы».
Исполнители: Ансамбль песни и пляски Российской армии, Владимир Бунчиков, Петр Киричек, Николай Кондратюк, Юрий Гуляев, Иосиф Кобзон, Татьяна Буланова, Людмила Гурченко, БДХ (солист Серёжа Парамонов).
[2] Петсамо-Киркинесская операция — наступательные боевые действия войск Карельского фронта и Северного флота ВМФ СССР против войск вермахта на севере Финляндии в области Петсамо и на севере Норвегии с 7 октября по 1 ноября 1944 года во время Второй мировой войны. Задачей советских войск было наступление на посёлки Луостари и Петсамо с целью уничтожить основные силы 19-го горнострелкового корпуса вермахта, укрепившегося в области Петсамо, и в дальнейшем наступать на Киркинес в Северной Норвегии.