3.6. Итоги набеговых операций БФ в Рижском заливе и обороны Моонзунда

Сентябрь 1941 года

Все операции Балтийского флота по нарушению коммуникаций противника в Рижском заливе и обороне Моонзунда в 1941 году по задумке носили характер маневренных, т.е. с участием разнородных сил согласованных по времени и месту при управлении с единого центра управления. Однако на практике это были раздробленные удары береговой артиллерии, эсминцев, торпедных катеров и морской авиации, действовавших самостоятельно. Подводные лодки управлялись отдельно. Однако из-за малых глубин маршрутов конвоев ПЛ С-7, С-101 и С-102 применять торпеды отказывались (см. раздел 7 для каждой ПЛ). Плохо работала авиационная разведка[1], а обстановка менялась так быстро, что действовать приходилось не в плановом порядке, а по вводным, пожарным обстоятельствам. Поэтому, к сожалению, Балтийский флот так и не смог помешать проходу неприятельских конвоев в Ригу и не нанес ему сколько-нибудь ощутимых потерь. И все же корабли и авиация БФ, базируясь на Моонзунд, создали постоянную угрозу морским сообщениям противника в Рижском заливе, а также сухопутному флангу его войск (см. также раздел «Боевые действия морской авиации», пункт 5.4.1.).
Активно действовали наши торпедные катера. Многие авторы уделяют значительное внимание морскому бою в бухте Лэу острова Эзель. По воспоминаниям адмирала Ю.А.Пантелеева «… Утром 27 сентября для очередного обстрела наших позиций в бухту Лыу вошли вражеский вспомогательный крейсер и шесть миноносцев. Фашисты, видимо, считали, что они не встретят противодействия, поэтому крейсер спокойно стал на якорь, готовясь открыть огонь. Миноносцы, правда, держались на ходу мористее. Наши батареи с Сырве и Рахусте, опередив противника, первыми открыли огонь. Одновременно бросился в атаку отряд в составе четырех торпедных катеров под командой старшего лейтенанта В. П. Гуманенко. Вражеская авиация пыталась потопить советские катера, но к ним на выручку прилетели наши истребители. Их всего было два, но управляли ими бесстрашные и умелые летчики. Фашистские штурмовики с позором бежали. Тем временем под прикрытием дымовых завес катера сблизились с вражескими кораблями. Катер лейтенанта Н. Н. Кременского двумя торпедами потопил миноносец; лейтенант Б. П. Ущев одной торпедой попал в крейсер, другой — в эсминец типа «Ганс Людеман»; без промаха били и главный старшина В. П. Афанасьев и старший лейтенант В. П. Гуманенко. В результате были потоплены два миноносца, крейсер и эскадренный миноносец получили серьезные повреждения. При этом мы потеряли от прямого попадания снаряда один катер лейтенанта Н. Н. Кременского. Экипаж его, за исключением одного матроса, был спасен катером лейтенанта Б. П. Ущева. Прикрываясь дымовыми завесами, торпедники благополучно вернулись в свою базу».
Ниже приводится справка из Интернета.
2000 — 2009 © К.Б.Стрельбицкий (Московский Клуб истории флота (МКИФ, Москва)
ПОТЕРИ ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ ПРОТИВНИКА В ПЕРИОД БОРЬБЫ ЗА МООНЗУНДСКИЕ ОСТРОВА
9 СЕНТЯБРЯ — 21 ОКТЯБРЯ 1941 ГОДА
Согласно данным противника, силы его флота понесли в ходе борьбы за Моонзундские острова 09.09.1941 — 21.10.1941 следующие безвозвратные потери в корабельном и судовом составе (указаны в хронологическом порядке):
13.09.1941 — броненосец береговой обороны «Ильмаринен» (Ilmarinen; Финляндия, 3900 т) во время проведения демонстративной операции «Нордвинд» против острова Даго (Хийумаа) погиб, подорвавшись на мине неустановленного происхождения в 22 милях юго-западнее острова Утэ, в точке с координатами 59°27’с.ш., 21°05’в.д. (271 погибший).
14.09.1941 — около 40 лёгких штурмовых катеров (из состава 904-й, 905-й и 906-й команд штурмовых катеров вермахта) и несколько рыболовных судов (из состава Опытного соединения «Остзее»; все – Германия; точное число обеих категорий в источниках не указано) при высадке десанта на остров Моон (Муху) потеряны в проливе Моонзунд (Муху-Вяйн) в результате огневого воздействия артиллерии Восточного сектора БОБР КБФ (2-я отдельная береговая артиллерийская батарея, 225-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, 2-я, 5-я, 7-я полевые батареи 39-го артиллерийского полка и батарея 111-го противотанкового дивизиона — оба из состава 3-й отдельной стрелковой бригады) и самолётов 12-й отдельной Краснознамённой истребительной авиационной эскадрилии 61-й авиационной бригады ВВС КБФ, а так же в результате навигационных аварий.
17.09.1941 — тральщик М 1707 (Германия, бывший паровой рыболовный траулер ПГ-526 «Люнебург» (PG 526 «Lüneburg»), 473 брт) во время повторного проведения демонстративной операции «Зюдвинд» против острова Эзель (Сааремаа) последовательно подорвался в Рижском заливе в районе мыса Сяяретукк на советской мине образца 1926 года из оборонительного заграждения № 5 (выставлено 10.09.1941 плавсредствами БОБР КБФ) и получил подводную пробоину, повреждён огнём 3-й отдельной береговой артиллерийской батареи БОБР КБФ (прямое попадание 130-мм снаряда в кормовую часть), после чего экипаж, потерявший 14 человек убитыми, оставил корабль, который сдрейфовал в район острова Абрука (Абро), где в тот же день был обнаружен советским торпедным катером № 67 и потоплен им торпедой в точке с координатами 58°07,4’с.ш., 22°43,4’в.д. (фактически остатки корабля находятся на дне в точке с координатами 58°15,6’с.ш., 23°06,7’в.д.).
19.09.1941 — каботажный грузо-пассажирский пароход «Рудольф» (Rudolf, Германия, бывший советский военный транспорт № 585 («Рудольф»), бывшее одноимённое эстонское судно, первоначально — датское «Рут» (Rut), 90 брт/40 т) в Матсалусском заливе (Матсалу-Лахт) полностью выведен из строя самолётами 12-й отдельной Краснознамённой истребительной авиационной эскадрилии 61-й авиационной бригады ВВС КБФ и оставлен своей эстонской командой.
01.10.1941 — катер-тральщик R 205 (Германия, бывший RH 5, первоначально — голландский Mv XI, 51 т) во время траления в Ирбенском проливе, в 10 милях северо-западнее мыса Колкасрагс (Домеснес) погиб, подорвавшись на советской мине образца 1926 года из оборонительного заграждения «64-А», выставленного 06.07.1941 эскадренным миноносцем «Сильный» (3 погибших).
14.10.1941 — военный моторный катер «Краних» (Kranich; Германия, бывший служебный (путейский или таможенный) моторный катер, 39 т) потерян в проливе Соэлозунд (Соэла-Вяйн) в районе Сёру (остров Даго (Хийумаа) в результате навигационной аварии.
Кроме того, согласно немецким данным, в ходе борьбы за Моонзундские острова 09.09. — 21.10.1941 получили различные повреждения следующие корабли, суда и плавучие средства Кригсмарине (указаны в хронологическом порядке):
16.09.1941 — охотник за подводными лодками (обозначение в источниках не указано; из состава 11-й флотилии охотников за подводными лодками — UJ 111 — UJ 119, бывший паровой рыболовный траулер) легко повреждён огнём 42-й отдельной береговой артиллерийской батареи СУС БОБР КБФ.
27.09.1941 — лёгкий крейсер «Лейпциг» (Leipzig, 6710 т) в ходе операции «Вестштурм» по обстрелу советских позиций на полуострове Сворбе (Сырве) острова Эзель (Сааремаа) у его западного побережья в точке с координатами 58°06’с.ш., 21°52’в.д. повреждён советским торпедным катером № 67 или № 111 (точный характер повреждений подводной части корпуса корабля в результате попадания торпеды не установлен, но известно, что на их устранение потребовалось 22 дня заводского ремонта).
02.10.1941 — катер-тральщик R 59 (125 т) повреждён пулемётным огнём 69-го отдельного пулемётного батальона 3-й отдельной стрелковой бригады БОБР КБФ с берега полуострова Сворбе (Сырве) острова Эзель (Сааремаа).
12.10.1941 — лёгкий крейсер «Кёльн» (Köln, 6650 т) в ходе операции «Вестфален» по обстрелу побережья полуострова Кыпу острова Даго (Хийумаа) легко повреждён огнём 42-й отдельной береговой артиллерийской батареи СУС БОБР КБФ (получил осколочное попадание 130-мм снаряда в районе кормовой башни «С» главного калибра без потерь в личном составе),
— тральщики М 202, М 205 (по 785 т), М 251 (685 т) во время обстрела южного берега острова Даго (Хийумаа) повреждены огнём 44-й отдельной береговой артиллерийской батареи СУС БОБР КБФ (в частности, М 251 получил в результате прямого попадания 130-мм снаряда тяжёлые повреждения носовой части без потерь в личном составе),
— катер-тральщик R 202 (бывший RH 2, первоначально — голландский Mv II, 51 т) во время траления в Ирбенском проливе северо-западнее мыса Овиши (Люзерорт) подорвался на советской мине образца 1926 года из оборонительного заграждения «60-А», выставленного 24.06.1941 эскадренными миноносцами из состава Отряда лёгких сил КБФ, и получил повреждения.
13.10.1941 — несколько (до 5) тяжёлых плавучих артиллерийских батарей (точное количество и обозначения в источниках не указаны; из состава Опытного соединения «Остзее» — SAT 1 («Ост»/Ost), SАТ 3 («Аугуст»/August, SAT 4 («Хелене»/Helene), SАТ 5 («Роберт Мюллер-6»/Robert Müller 6), SАТ 20 («Вест»/West) при обстреле из пролива Моонзунд (Муху-Вяйн) позиций 12-й, 44-й (второй) и 149-й (второй) отдельных береговых артиллерийских батарей СУС БОБР КБФ на восточном берегу Даго (Хийумаа) имели от их ответного огня лёгкие повреждения и потери среди экипажей.

Ещё раз повторюсь — к сожалению, реально это все потери врага при захвате Моонзунда… Разумеется, по советским документам, враг потерял несоизмеримо больше, а по послевоенным популярным публикациям на русском языке — вообще немерено (начиная с потопленного 315-й батареей капитана Стебеля прямо на фарватере в Ирбенском проливе немецкого тяжёлого крейсера!).
С уважением — К.Б.Стрельбицкий
Опыт боевых действий в районе Моонзунда, показал, что  необходимо бы было иметь в этом районе хорошо оборудованную военно-морскую базу с хорошей противовоздушной обороной, приспособленной для базирования вплоть до крейсеров, а также иметь на островах подготовленные аэродромы для использования крупных сил авиации всех видов.
Балтийский флот потерял в Рижском заливе три новейших, только накануне войны вступивших в строй, эсминца («Смелый» — подорвался на мине, «Сердитый» — от попадания авиабомбы, «Статный» — при уклонении от вражеских самолетов напоролся на мину. См. пункт 7.2.) и несколько малых кораблей. Несколько кораблей получили тяжелые повреждения, в том числе эсминец «Сторожевой» — торпедирован «шнельботом».
Немецкое командование планировало захватить Моонзундские острова в начале войны путем высадки десанта с материка. Однако упорные бои на таллинском направлении и наличие советских кораблей, авиации и катеров в этом районе помешали противнику осуществить операцию в намеченные сроки.
8 сентября 1941 года немецкие войска начали операцию по захвату Моонзундского архипелага.

Под непрерывным натиском значительно превосходящих сил противника нами были оставлены острова Муху (Моон), Вормси (Вормс), Сааремаа (Эзель), Хийумаа  (Даго) и Осмуссаар. Эвакуация наших войск была возможна только воздухом или морем. Самолеты принимали на борт максимально возможное число людей, некоторым пришлось лететь внутри бомбоотсеков. На море господствовали корабли Кригсмарине. Однако на островах оставалось значительное число наших военных и специалистов. Все они погибли в боях с немцами или попали в плен. Во время боев за полуостров Сырве немецкое командование привлекало свои крупные надводные корабли, включая крейсера «Лейпциг», «Кёльн» и «Эмден»[2].  Последним рубежом обороны Хийумаа (и всего архипелага) стал полуостров Тахкуна.

18 октября 1941 года Военный совет Балтийского флота отдал приказ об эвакуации гарнизона острова Хиума на Ханко. Эвакуация с полуострова Тахкуна была проведена с 19 по 22 октября 1941 года.
После ухода кораблей из Моонзунда, а затем из Таллина острова остались в глубоком тылу немецкой армии[3].
Находясь примерно в 400 км западнее линии фронта, свыше 40 суток продолжались бои на Моонзундских островах, к тому же в условиях полной изоляции. Остатки наших войск, вооруженных только личным оружием, понимая, что отступать им некуда и что они могут рассчитывать только на свои силы, сражались до последнего в результате гибли или попали в плен. Бои на архипелаге происходили во время. когда решалась судьба Ленинграда, где была острая нехватка в войсках (в окопы уходили экипажи подводных лодок вместе с командирами!).
С падением Моонзундских островов в устье Финского залива в наших руках остались только полуостров Ханко ( См. Приложение 6. Финский залив).


[1] Серьезным недостатков флотской авиации было то, что она укомплектовывалась самолетами, которые создавались по заданию ВВС Красной Армии и не отвечали специфике флота. В частности, из-за малого радиуса действия истребителей наши корабли несли серьезные потери. Авиация ВВС КБФ базировалась на аэродромах, расположенных от Либавы и Ханко до Новой Ладоги, но в основном в районе Ленинграда. К началу войны на западных аэродромах было сосредоточено около 20 процентов общего состава авиации. Такая вынужденная дислокация ВВС привела к тому, что корабли, действовавшие в Рижском заливе, не имели авиационного прикрытия. После начала войны ВВС КБФ начали получать задачи из трех источников: штаба ВВС Северного фронта, командования КБФ и командования 8-й армии. ВВС флота со все возрастающей интенсивностью привлекались для действий на сухопутном фронте.

[2] Почему не использовались против немецких крупных НК наши многочисленные ПЛ! См. пункт 4.3. «Первые боевые действия ПЛ БФ в июле-августе 1941 года»

[3] Наших войск с о. Даго эвакуировано предположительно 570 человек (всего БОБР имел численность порядка 22 тыс. человек). Есть предположение, что эвакуация с Моонзундских островов в целом, как и потом в Ханко, Одессе, Таллине и в Севастополе, серьезно не планировалась. Принималось единственное и смертельное решение — держаться до последнего! Хотя остатки разбитых наших войск на Моонзунде ликвидировали не ударные части, а тыловые части из прибалтийских националистов. Наличие и сохранение людских резервов на войне всегда проблема, особенно когда людских резервов не хватает. Так, из-за запоздалой эвакуации из Одессы, Приморская армия не успела занять оборону на Перекопе и тем самым облегчили немцам более легкий путь прорыва к Севастополю и захват Крымского полуострова. Петергофские десанты формировались из корабельных специалистов и специалистов НКВД, не имеющих необходимой подготовки для морпехов, а поэтому они все погибли, не решив поставленные задачи (см. пункт 2.2.4.).