К июлю 1941 года немецкое командование решило использовать порты Рижского залива для снабжения своей группы войск «Север», действовавшей против Моондзундских островов, Таллина и Ленинграда.
Для прикрытия коммуникаций между портами Германии и Рижским заливом противник перебазировал в порты Вентспилс и Либава легкие силы и установил на побережье от мыса Овиши (севернее Вентспилса) до мыса Колкасаргс (Колка — материковый мыс отделяет Рижский залив от Ирбенского пролива) несколько береговых батарей.
Балтийскому флоту была поставлена важная задача – нарушать морские сообщения противника и тем самым воспрепятствовать усилению немецких войск под Ленинградом и в Прибалтике.
Первая атака немецкого конвоя разнородными силами флота
12 июля 1941 года немцы предприняли первую попытку провести большой конвой в Рижский залив.
В этот день с утра на разведку устья Финского залива, Ирбенского пролива и к западу от островов Эзель (Сааремаа) и Даго (Хийумаа) трижды вылетали самолеты МБР-2, однако они противника не обнаружили.
12.07.41 около 14-00 истребители, вылетевшие на разведку в Ирбенский пролив, обнаружили большой конвой противника из 40-50 кораблей, транспортов и мелких судов. Конвой шел в охранении восьми миноносцев, трех сторожевых кораблей[1] и большого количества сторожевых и торпедных катеров. С воздуха он прикрывался звеном истребителей .
Об обнаружении противника летчики донесли коменданту Береговой обороны Балтийского района (БОБР) генерал-майору Елисееву А.Б.
В узкой части Ирбенского пролива конвой был обстрелян 180-мм башенной батареей № 315 на полострове Сырве (командир – капитан Стебель А.М.). Накрыв первыми же залпами конвой, она выпустила по нему 150 снарядов. Результаты стрельбы из-за плохой видимости и поставленных противником дымовых завес точно установить не удалось. Однако наблюдались попадания и пожары на пяти транспортах.
Командующий флотом 12.07.41 направил из Таллина для действия против конвоя вначале эсминцы «Стойкий» и «Сильный» и вслед за ними еще дивизион эсминцев («Стерегущий», «Сердитый», «Смелый», «Страшный» и «Свирепый»), которые объединившись должны были найти и атаковать конвой утром 13.07.41 на подходе к порту выгрузки. Кроме того, для нанесения удара по конвою были выделены авиация (см. пункт 5.4.1.) и торпедные катера, базировавшиеся на острове Эзель (Сааремаа).
13.07.41 на рассвете 4-е ТКА (командир капитан — лейтенант В.П. Гуманенко), используя дымовые завесы, стремительно ворвались в середину конвоя и утопили два транспорта и баржу.
С момента обнаружения конвоя прошло уже 8 часов, а эсминцы были еще далеко от конвоя. Если бы 2-ва эсминца, уже находившиеся в Моонзунде, вышли на поиск, не дожидаясь прибытия всех кораблей из Таллина, то конвой был бы перехвачен до подхода к Риге.
В полночь командующий флотом приказал командующему ВВС с рассветом 13 июля 11941 года нанести ряд последовательных ударов по конвою на подходах к Усть-Двинску и в самом порту, для чего подготовить всю наличную авиацию.
С рассветом 13 июля 1941 года с восточных аэродромов вылетели 14 бомбардировщиков ДБ-3(поданным ВВС 12 ДБ-3М). Самолеты разделились на две группы. Первая нанесла удар по конвою в 07-15, вторая – в 07-46. (На рис. показано время как в пункте 5.4.1.) Всего 13 июля было произведено 72 самолетовылетов. На корабли противника было сброшено 400 бомб. По данным ВВС флота, в результате ударов авиации потоплено: шесть транспортов, два миноносца и повреждено до восьми кораблей. Учитывая, что бомбы по миноносцам сбрасывались с высоты 5000 м, отчет вызывал сомнения. (по уточненным данным ВВС уничтожено только 2 ТР).
В боевых действиях по конвою противника 12 и 13 июля 1941 года в Рижском заливе принимали участие береговая артиллерия, торпедные катера, авиация и подводная лодка «С-102». 12 июля в 19-32 подводная лодка «С-102» у мыса Колкасрагс наблюдала проход крупного немецкого конвоя в Ригу. Так как суда двигались вдоль берега по мелководью, атаковать их не представилось возможности. Ситуация повторилась позже, когда в том же районе «С-102» обнаружила корабли десантного соединения «Балтика»[2]. Малые глубины и прикрытие десантного соединения с воздуха вновь помешали субмарине выйти в атаку. Отойдя мористее, лодка в 22.10 доложила в штаб флота об обнаружении конвоя.
Кроме того, 12 июля 1941 года в дозоре к западу от Ирбенского пролива с ожиданием немецкого конвоя находилась подводная лодка С-101, но держалась ближе к западному побережью острова Сааремаа, т. е. была в 20–30 милях от латвийского берега, и, естественно, конвой противника, проходивший вдоль самого берега, не обнаружила. Непонятно почему, ожидая конвой противника, лодка находилась на такой заведомо неудачной позиции.
И, вообще, Балтийский флот имел множество «малюток», но в мелководный Рижский залив послали именно крупную «эску».
В 17-24 к месту конвоя подошли первые эсминцы. Однако суда противника, закрывшись дымовыми завесами, уже вошли в Западную Двину. Эскадренные миноносцы, обстреляв Зимнюю гавань, направились в Моонзунд. Несмотря на превосходство нашего флота в Рижском заливе, противник по их данным благополучно провел свои транспорты в Ригу. Хотя оценивая действия наших сил в этих боях, Ю.Майстер пишет: «Противодействие авиации, береговой артиллерии, легких сил было столь сильным, что пришлось отказаться на ближайшее время от проведения конвоев». Майстер отмечает, что всего было повреждено до 25 судов и катеров, а 1 десантный корабль потоплен. Один транспорт подорвался на минах, поставленных ночью сторожевиками «Снег» и «Туча».
К сожалению, наши действия против такого большого конвоя оказались не эффективными. Не смогли атаковать конвой подводные лодки и эсминцы. Однако в открытой литературе утверждается, что главной причиной являлось поздное обнаружение конвоя.
Атака регулярного конвоя 18 июля 1941 года
18.07.41 Отряд боевых кораблей (ОБК) в составе ЭМ «Сердитый» и «Стерегущий» (флагман командир Отряда легких сил (ОЛС) БФ контр-адмирал В.П. Дрозд) был информирован начальником штаба флота об обнаружении в 19-00 17 июля 1941 года в районе Вентспилса конвоя противника, двигающегося на север со скоростью 10 узлов.
Несмотря на то, что ОБК уже возвращался в базу, контр-адмирал Дрозд В.П. решил произвести поиск конвоя противника, который, по расчетам, на рассвете должен был подойти к Ирбенскому проливу
В 07-00 18 июля эсминцы прошли предполагаемый район нахождения конвоя и, не обнаружив противника «Сердитый», пошел на рейд Кюбассар (на востоке о. Эзель). Только ближе к вечеру ЭМ «Стерегущий» обнаружил под берегом на подходе к Рижскому бую конвой в составе 18 транспортов в охранении 6 торпедных катеров и 2 сторожевых кораблей, открыл артогонь и доложил на «Сердитый», который немедленно ринулся к месту боя. Торпедные катера противника, увидев наш корабль, приступили к постановке дымовой завесы для прикрытия транспортов. В ударе по конвою противника 18 июля также принимали участие авиация (см.пункт 5.4.1. . 18.07.41.) и наши торпедные катера. Несмотря на предупреждение, наши бомбардировщики атаковали и свои эсминцы. 4 бомбы с нашего самолета СБ взорвались у самого борта «Сердитого». Осколки пробили борт, вывели из строя один котел, оба дальномера в КДП, убили одного и ранили троих моряков. С 16-40 до 17-13 бой в Рижском заливе с транспортами и катерами противника вел один «Стерегущий». В результате артиллерийского огня «Стерегущего» было потоплено несколько транспортов (в отчетах упоминались и два, и пять транспортов, однако это после войны не подтверждается документами).«Сердитый» присоединился к нему в 17-24, когда противник окончательно скрылся из виду за о.Рухну. Обратный путь наших кораблей сопровождался многочисленными налетами вражеских бомбардировщиков. Только на «Сердитый» было сброшено 104 бомбы, но, к счастью, ни одна не причинила повреждений.
Итак, и на этот раз разгромить конвой противника не удалось, хотя разведка своевременно его обнаружила, и в распоряжении командующего флотом было достаточно сил. Основными причинами этого явилось неудовлетворительное управление силами, участвовавшими в ударе по конвою, и ошибки, допущенные исполнителями (какие ошибки? не указывается).
26.07.41. командир ОЛС,а контр-адмирал Дрозд В.П.
и комендант БОБР-а (Береговая оборона Балтийского района — вся оборона Моонзундских островов и о. Осмуссаар) генерал-майор Елисеев А.Б. получили из штаба флота сообщение, что к западу от Вентспилса авиаразведкой обнаружен очередной конвой, идущий в Ирбенский пролив. Командующий флотом решил нанести по кораблям противника удар бомбардировщиками, торпедными катерами и эсминцами. Первой должна была атаковать конвой авиация, затем торпедные катера и последними – эскадренные миноносцы. Конвой был атакован только торпедными катерами и авиацией, в результате был потоплен катер-тральщик противника!? (в пункте 5.4.1. об этом налете нашей авиации данных нет. Однако в пункте 5.4.2. 27.08.41 сообщается о налете звена ДБ-3 с Кагула на конвой в Рижском заливе. Авиация результаты не сообщает). ЭМ в атаке не были использованы. Причины и этой неудачи по борьбе с конвоями в Рижском заливе в открытой литературе не освящаются.
Атака регулярного конвоя 21 августа 1941 года
20 августа 1941 г. в 20-30 н воздушная разведка флота обнаружила в районе Вентспилса (Виндавы) три судна, идущие в охранении нескольких катеров на север. Следовало предположить, что вражеский конвой направляется в Ригу. Командование Балтийского флота приняло решение уничтожить вражеский конвой силами эскадренных миноносцев, находящихся в проливе Муху-Вяйн (Моонзунд). Для нанесения удара по конвою был сформирован ОБК (флагман командир 1 дивизиона эсминцев катипан 2 ранга С.Д. Солоухин) в составе эсминцев «Суровый» (командир капитан 2 ранга В. Ф. Андреев) и «Артем» (командир старший лейтенант А. Б. Сей). Их выход был назначен с расчетом, нанести удар по конвою в Ирбенском проливе.
21 августа в 04-50 в соответствии с этим решением с рейда Рохукюла ОБК вышел по назначению. С наступлением утренних сумерек вылетели самолеты-разведчики для доразведки конвоя и обеспечения наведения на него ударной группы. Однако конвоя они не обнаружили, о чем донесли на КП флота. Получив с КП флота эту информацию, С. Д. Солоухин принял решение произвести самостоятельный поиск конвоя вдоль западного побережья Рижского залива, начав его от предполагаемого конечного пункта следования вражеских кораблей. Увеличив скорость, эскадренные миноносцы дошли до рижского входного буя, развернулись в строй фронта и пошли навстречу конвою на расстоянии 4-5 миль от берега. Артиллерия кораблей была приведена в готовность к стрельбе по надводному и воздушному противнику.
В 11 ч 39 мин при подходе к м. Мерсракс был обнаружен конвой в составе двух крупных транспортов, шхуны и шести сторожевых катеров. Конвой шел на юго-восток, прижимаясь к берегу. Флагман распределил объекты удара: эсминцу «Артем» — головной, а эсминцу «Суровый» — транспорт, идущий вторым.
По сигналу флагмана эскадренные миноносцы развернулись на параллельный конвою курс, уменьшили ход до 11 уз и в 11-52 с дистанции 50 каб открыли огонь из орудий главного калибра по назначенным целям. В ответ головной транспорт начал стрельбу из артиллерийских орудий, а сторожевые катера приступили к постановке дымовой завесы для прикрытия транспортов. Через несколько минут эскадренные миноносцы достигли попадания в оба транспорта. Транспорты снизили скорость и повернули к берегу. В это время их начало закрывать дымом. «Суровый» перенес огонь двумя орудиями по сторожевым катерам и два потопил. В 12-10 дымовая завеса скрыла транспорты от наблюдения и наши корабли прекратили стрельбу.
Изменив курс с таким расчетом, чтобы обойти дымовую завесу, эскадренные миноносцы установили зрительный контакт с транспортами и в 12-21 и вновь открыли огонь. Первыми же залпами были достигнуты попадания. Вражеские транспорты затонули. (факт потопления транспортов по документам не подтверждается. Хотя повреждения и пожары на транспортах не вызывают сомнений, т.е. значительный урон военному грузу был нанесен).
В 12-25 «Суровый» и «Артем» были атакованы вражескими бомбардировщиками и начали маневрирование для уклонения от атак самолетов, а затем по приказанию флагмана легли на курс отхода в пролив Муху-Вяйн. Атаки фашистских самолетов не прекращались до 14-30. За это время на корабли было сброшено более 60 бомб, от которых эсминцы в момент отрыва бомб от самолета уклонялись изменением скорости и курса. Корабли без повреждений вернулись в Рохукюля (сделаны некоторые уточнения к фактам книги Хорькова Геля Ивановича «Советские надводные корабли в Великой Отечественной войне» — М.: Воениздат, 1981.).
[1] Интернет. У немцев фактически единственными боеспособными сторожевыми кораблями были захваченные на стапелях голландские канонерские лодки. Но их было мало, поэтому обязанности сторожевых кораблей на Балтике выполняли базовые тральщики типа М. См. пункт 2.10., рисунок и данные тральщика М 18 (RU).
[2] О немецком десантном соединении «Балтика» в доступной автору литературе сведений кроме этих нет. И нет данных знал ли об этом штаб Балтийского флота.