3.14. Атака эсминцами Северного флота вражеского конвоя

Январь 1943

Карта

20-21.01.43 лидер «Баку» вместе с ЭМ «Разумный» (флагман командир бригады ЭМ капитан 1  ранга П.И. Колчин) были направлены для перехвата вражеского конвоя, следовавшего из Тромсё (2 транспорта, эсминец, сторожевик и тральщик).
Наши корабли шли строем кильватера на расстоянии 25 миль от берега со средней скоростью 20 узлов. В 22-40 они повернули к берегу и через 35 минут по пеленгу 270° (на траверзе норвежского города Вардё у мыса Маккаур) на дистанции 70 кбт обнаружили конвой. Увеличив скорость до 28 узлов, «Баку» и «Разумный» начали атаку.
в 23-18, сблизившись с наиболее крупным судном на дистанцию 26 кбт.(4,8 км.), лидер выпустил по нему 4 торпеды (из-за ошиб­ки тор­пед­но­го элек­три­ка вто­рой ап­па­рат не вы­стре­лил) и открыл артиллерийский огонь из 130-мм орудий.
В 23-23 с дис­тан­ции 25 кбт от­крыл ар­тил­ле­рий­ский огонь и «Ра­зум­ный», при­чем уже вто­рым зал­пом по­пав в не­мец­кий эсминец. По другим данным ЭМ «Разумный» стрелял по головному транспорту.
По данным командиров наших кораблей, одна из выпущенных лидером торпед попала в транспорт- нор­веж­ский мо­то­бот «Та­на», и он начал тонуть.

Другой, поврежденный артиллерией, выбросился на прибрежные камни.
Наши корабли ве­ли бой на большой ско­ро­сти — 32-34 уз­ла. «Ра­зум­ный» за 6 ми­нут вы­пус­тил 34 130-мм, 24 76-мм, 60 37-мм сна­ря­дов и 100 12,7-мм пуль. Но­со­вое ору­дие не стре­ля­ло, так как его за­ли­ва­ли фон­та­ны брызг, под­ни­мае­мые по­вре­ж­ден­ной об­шив­кой ле­до­вой «шу­бы».
Вра­же­ские транспорта и эсминец по­лу­чи­ли по­па­да­ния сна­ря­дов.
Корабли охранения немецкого конвоя стреляли по нашим кораблям безуспешно. Одновременно по нашим кораблям открыли огонь и крупнокалиберные береговые батареи противника (см.пункт 3.10.). Попаданий снарядов противника в лидер и эсминец не было.
Наши корабли по­ста­ви­ли ды­мо­вые за­ве­сы и легли на курс отхода. Через несколько минут видимость сильно ухудшилась, и береговые батареи прекратили огонь. Не снижая скорости, оба наших корабля вышли из района боя и направились в базу.
На разборе у командования ко­ман­ди­ры ко­раб­лей под­вер­га­лись кри­ти­ке за по­спеш­ный от­ход, не по­зво­лив­ший до­бить­ся ре­ши­тель­ной по­бе­ды.
К сожалению, в период 1941-45 годов это была единственная в нашем ВМФ состоявшаяся операция эсминцев на коммуникациях противника с определенными положительными результатами. Попытки подобных операций в 1941-1942 годы в Рижском заливе и на Чером море были безрезультатными (см. пункты 3.3., 3.5., 3.13.1., 3.13.2.).
Предполагается, что одной из причин является пренебрежительное с политическим подтекстом отношение к изучению опыта Российского флота в 1-ой мировой войне см. Приложение 5. Набеговые операции Балтийского флота на германские коммуникации в 1916 году).