3.13.2. Набеговые операции базовыми тральщиками

декабрь 1942 года

Карта

Ниже излагается текст, основные идеи и два рисунка с ситуациями, которые заимствованы из книги А.В. Платонова «Борьба за господство на Черном море», опубликованных в Интернете.
Итак, «… обстановка требовала и поэтому решили провести еще две набеговых операций для действий на коммуникациях и арт.ударов по береговым целям не в обеспечении тральщиков, а ими самими. Спланировали использовать базовые тральщики проектов 53 и 58 (по артиллерийскому вооружению однотипы).
Для первой операции сформировали две ударных группы в составе: первая 2 тральщика Т-407 и Т-412; вторая тоже 2 тральщика Т-406 и Т-408. Силы ближней поддержки олицетворял эсминец «Сообразительный», на борту которого находился командир бригады траления и заграждения контр-адмирал В.Г. Фадеев, который руководил всеми силами в море.

Задача отряда состояла в поиске и уничтожении конвоев в районе Констанца — Сулина — Бурнас. Кроме этого «с целью морального воздействия на противника и для дезорганизации его коммуникаций» решили произвести артиллерийский обстрел маяка Олинька и селения Шаганы, не имевших никакого военного значения.
По имевшимся разведывательным данным, переходы конвоев противника у западных берегов Черного моря обеспечивались миноносцами типа «Naluca».
13.12.42 в день набега наших тральщиков, в Одессе находились эсминцы «R. Ferdinand» и «Мэрэшти», в Сулине — миноносец «Smeul» (типа «Naluca»), в Констанце — минные заградители «Dacia» и «Murgescu», а в речном порту Вилково — мониторы речной дивизии. Прочие румынские корабли находились в Констанце, в ремонте, и не могли быть в этот день использованы для боевых действий в море.

Две группы наших БТЩ могли приступить к поиску конвоев одновременно на двух удаленных друг от друга участках коммуникаций: на подходах к Портицкому гирлу и в районе знака Бурнас. То есть там, где подводные лодки неоднократно обнаруживали и атаковывали конвои противника и где вместе с тем обеспечивалась свобода маневрирования тральщиков, поскольку в обоих этих районах минная обстановка считалась благоприятной. Ближняя поддержка (эсминец «Сообразительный») вступала в действие на случай внезапной встречи тральщиков с более сильным кораблем противника (например, эсминцем). Планом операции предусматривалось применение авиации, прежде всего для целей разведки.
Итак, утром 13 декабря 1942 года базовые тральщики (БТЩ) подошли к острову Фидониси (Змеиный)[1].

Видимость утром и днем была 12–15 миль, а иногда и 20–22 мили.

 

 

 

 

 

 

 

 


Встреча с вражеским конвоем, который в 08-15 вышел из Сулины в Одессу, произошла в 11-37, когда конвой в составе румынского транспорта «Oituz» (2686 брт) и болгарского «Tzar Ferdinand» (1994 брт ) в охранении миноносца «Sborul»(типа «Naluca») и четырех германских катерных тральщика был обнаружен на дистанции до конвоя 65 кабельтовых (12 км.). Командир первой ударной группы капитан 3-го ранга A.M. Ратнер действовал нерешительно, теряя свое преимущество, обеспеченное внезапностью нападения. Прежде всего, A.M. Ратнер послал радиограмму на «Сообразительный» с просьбой оказать поддержку для уничтожения обнаруженного конвоя — что, наверное, правильно, так как своими двумя 100-мм орудиями тральщики топили бы транспорта очень долго.
В 11-45 Т-407 открыл огонь по головному транспорту, а через минуту Т-412 — по миноносцу. Командир вражеского конвоя тотчас приказал транспортам отходить к Очаковскому гирлу, а миноносец и катерные тральщики поставили дымовую завесу. В дальнейшем катера, держась вблизи транспортов, прикрывали их дымовыми завесами, a «Sborul» сперва продолжал идти на сближение с нашими БТЩ, но вскоре лег на обратный курс и при этом в 11-45 попал в «вилку» наших артиллеристов. Открытый миноносцем огонь из 66-мм орудия был недействительным, так как снаряды падали с недолетами. Наши корабли стреляли не лучше. При этом надо иметь в виду, что на тральщиках никаких приборов управления стрельбой нет; все, чем располагали артиллеристы, — орудийные прицелы и 1,5-м дальномер. Результат стрельбы оказался нулевой. К тому же германские катерные тральщики несколько раз имитировали торпедную атаку и добивались того, что наши корабли отворачивали с боевого курса.
Артиллерийская стрельба с обоих сторон была не эффективной. В конечном итоге вражеские транспорта и миноносец используя дымзавесы скрылись в сторону Жебриян (севернее Сулины).
С наших кораблей наблюдали якобы гибель катерных тральщиков, а также до 28 попаданий 100-мм снарядов в один из транспортов и ряд попаданий (возникли пожары) в миноносец, что потом не подтвердилось. В тоже время миноносец якобы не позволил подойти к поврежденному транспорту ближе и добить его.
К тому времени, то есть к 13-36, БТЩ ударной группы уже израсходовали 70 % боекомплекта, поэтому командир группы решил прекратить бой и приказал оторваться от противника.
После этого наши БТЩ приступили к обстрелу селения Шаганы израсходовав еще 26 100-мм снарядов и больше не обращали на конвой никакого внимания, и поэтому в 18-05 конвой в полном составе, со всем охранением и без каких либо потерь возвратился из Жебриян в Сулину (данные противника).
Около 15-00 противнику стало известно, что советские корабли обстреляли побережье, причем три снаряда упали в 370 м от пикета Шаганы, а два снаряда упали в море в 3 км от озера Шаганы.
А что «Сообразительный», как ближняя поддержка ударных групп?. Когда в 11-59 на нем получили радиограмму с просьбой о поддержке, эсминец находился в 25 милях южнее острова Змеиный. Судя по полученной радиограмме, конвой противника видимо уже находился близ Очаковского гирла и шел, по-видимому, по направлению к Одессе. А.М. Ратнер не сообщил контр-адмиралу В.Г. Фадееву, что конвой еще в начале боя лег на обратный курс, а потому «Сообразительный» направлялся в упрежденную точку встречи с конвоем на его пути в Одессу. То есть эсминец пока не разобрались в обстановке шел не туда.
Вторая группа тральщиков под командованием капитана 3-го ранга В.А. Янчурина, произведя артиллерийский обстрел района маяка Олинька, в 16-16 легли на курс отхода. Трижды с 16-40 до 17-40 13 декабря, а также утром 14 декабря над кораблями появлялись самолеты-разведчики противника. И только в 14-45, после получения донесения с миноносца «Sborub» об отрыве от наших кораблей, с аэродрома Мамай (севернее Констанцы) поднялись три бомбардировщика Не-111 для атаки второй ударной группы БТЩ. Но нашим повезло, Люфтвафе не выполнил задание из-за низкой облачности.Поэтому в 04-40 15 декабря 1942 года вторая группа тральщиков благополучно возвратилась в Поти.
Адмирал Фадеев разобравшись в сложившейся обстановке в 14-24, еще не получив от командира первой группы донесения по радио о выполнении задачи, приказал командиру «Сообразительного» отходить на юго-восток, то есть к кавказскому побережью. Донесения о выполнении задачи получены от первой группы тральщиков в 14-40, а от второй группы — в 16-34. В то время эсминец скоростью 28 узлов шел к Поти.
днем 14 декабря 1942 года эсминец «Сообразительный» благополучно прибыл в базу.
Поскольку в результаты двух предыдущих набегов на румынские коммуникации, как тогда считали, противнику нанесен значительный ущерб, что способствовало успехам Красной Армии на южном фланге советско-германского фронта, Военный совет Черноморского флота принимает решение провести еще одну подобную набеговую операцию. Для этих целей выделяются все те же тральщики Т-406, Т-407, Т-408 и Т-412 под командованием капитана 3-го ранга В,А. Янчурина и ближняя поддержка в составе двух эсминцев — «Сообразительный» (флаг командира бригады траления и заграждения контр-адмирала В.Г. Фадеева) и «Беспощадный». Усиление сил ближней поддержки связано с нахождением, по данным разведки, в Констанце, двух румынских эсминцев ( калибр орудий 120 мм) и двух канонерских лодок ( калибр орудий 100мм) в Сулине. Авиации флота приказали за три дня до выхода в море кораблей произвести воздушную разведку на участке коммуникаций Сулина — Бурнас, а также портов Констанца, Сулина, Бурнас и Одесса и, наконец, крымских аэродромов противника. В дальнейшем авиация флота должна была вести тактическую разведку для наведения кораблей на конвои и нанесения совместно с ними ударов, а также прикрывать корабли на переходе, что по неизвестным причинам не выполнено.

Вторая операция началась с задержкой с выходом в море, а затем из-за почти двухчасовой потери времени, вызванной неисправностью машин на Т-407.
Утром 27 декабря 1942 года Ударно-поисковая группа подошла к району острова Змеиный в темноте и в плохую видимость.
Ночью 28 декабря 1942 года подошли в район боевых действий в условиях продолжающейся плохой видимости, что не позволяло определить места кораблей, чтобы не попасть на минные поля. И тут дисциплина в эфире кораблями стала не соблюдаться.
В 05-45 В.Г. Фадеев по радио приказал В.А. Янчурину показать свое место. Не подлежало сомнению, что противник, получив днем 26 декабря донесение от самолета-разведчика о движении на запад четырех наших кораблей, не только приостановил движение конвоев, но и усилил наблюдение на постах службы связи, в частности на радиопеленгаторных станциях.
Таким образом, радиотелеграфные переговоры, производившиеся утром 28 декабря в водах, контролируемых противником, не только подтвердили нахождение советских кораблей, но и с достаточной точностью указали их место. Однако комбриг, не имея в течение двух суток связи с тральщиками, не выдержал и нарушил радиомолчание.
В 08-45 28 декабря 1942 года В.А. Янчурин без всяких на то оснований в свою очередь нарушил правила скрытности, послав на «Сообразительный» радиограмму с донесением, что плавание происходит в тумане по счислению, а потому он намерен подойти к берегу по расчету, произвести артиллерийский обстрел и затем начать отход, о чем и просит указаний. На эту радиограмму последовал ответ: «Добро».
Тральщики, снова рискуя попасть на одно из наших оборонительных минных заграждений, пошли к берегу, который в дальнейшем то открывался, то скрывался в тумане, и около 10-00 28 декабря, когда видимость ненадолго улучшилась, произвели с расстояния в 36 кбт. (6,8 км.) обстрел консервного завода и зданий в районе знака Бурнас, имея точкой наводки трубу завода. В результате обстрела на берегу традиционно возникли пожары, имелись разрушения нескольких зданий. Всего израсходовали 113 100-мм снарядов. Учитывая точность плавания кораблей, сказать точно, по какой трубе они стреляли, сложно. А уж задаваться вопросом, какие объекты разрушили на берегу — вообще бесполезно. В документах Контрольной комиссии в Румынии обстрел Бурнаса не встречался — то ли его румыны не заметили, то ли при этом пострадали исключительно гражданские лица.
Прекратив обстрел, тральщики в 10-20 28 декабря легли на курс отхода.
Произведенная затем обратная прокладка показала, что путь тральщиков ночью и утром 28 декабря по случайности удачно расположился в проходах между своими минными заграждениями.
Итак, поиск на коммуникациях противника прекратили значительно раньше намеченного срока. Впрочем, еще ранее того, днем 26 декабря, стало ясно, что этот поиск едва ли принесет успех. Весь обратный переход прошел без всяких происшествий.
Утром 30 декабря 1942 года тральщики возвратились в Поти.
Эсминцы «Сообразительный» и «Беспощадный» вышли из Поти в район боевого предназначения днем 27 декабря.
Утром 28 декабря 1942 года эсминцы не дошли до назначенного им района, так как из-за плохой видимости не удалось уточнить свое место по острову Змеиный.
Рано утром 28 декабря в 55 милях от острова «Змеиный» поставили параванные охранители и в дальнейшем эсминцы маневрировали переменными курсами в 22–27 милях восточнее острова.
Около 10-00 28 декабря, после того как послали ответную радиограмму В.А. Янчурину с разрешением на отход, корабли лети курсом на юг.
В 12-30 28 декабря в 50 милях юго-восточнее острова Змеиный параванные охранители убрали, после чего эсминцы пошли курсом на запад, чтобы произвести поиск на линии Констанца — Севастополь. Не обнаружив на этом курсе противника, корабли на достаточном удалении от внешней кромки своих оборонительных минных заграждений у Севастополя повернули на юго-восток и днем 29 декабря 1942 года возвратились в Поти.
Последний набег на коммуникации в западной части Черного моря уж если и был успешным, то только в том смысле, что все благополучно вернулись в базу. Причинами безрезультатности операции посчитали не ошибки командиров бригады и ударной группы, а прежде всего зимние метеоусловия, и потому на некоторое время решили операций у румынских берегов не проводить. Тем более, что для ударных надводных кораблей возникла масса задач в районе Таманского полуострова.»
Такими словами заканчивает свое повествование о набеговых операциях тральщиков Черноморского флота в декабре 1942 года А.В. Платонов.

 


[1] Остров Змеиный (Федониси) расположен в Черном море примерно в 35 километрах восточнее побережья на широте дельты Дуная. Площадь составляет 20,5 гектара, а расстояние между крайними точками — 615 и 560 метров. Ближайший населённый пункт на побережье — румынский город Сулина. Ближайший населённый пункт Украины — город Вилково. Расстояние от острова Змеиный до г. Одессы — 120 км.
Сражение у Фидониси 14 июля 1788 года — первое морское сражение Руско-турецкой войны 1787-1792 между флотами России и Османской империи, боевое крещение Севастопольской эскадры под командованием контр-адмирала М.И.Войновича — боевого ядра Черноморского флота. Несмотря на то, что бой у Фидониси не оказал значительного влияния на ход кампании, это была первая победа Российского флота, победа над значительно превосходящими силами противника, имевшая большое психологическое значение.. В сражении отличился командир арьергарда капитан бригадирского ранга. Ф.Ф. Ушаков, за что получил звание контр-адмирал и с уходом Войновича в марте 1790 г. был назначен командиром Черноморского флота.