Нехватку противоминных, противолодочных, противовоздуш-ных и патрульных кораблей для эскортирования конвоев германский флот, как и другие, компенсировал за счет мобилизованных гражданских судов. С июня 1941 года с началом военных действий переоборудование приобрело массовый характер.
Наиболее подходящими для этих целей были рыболовные или китобойные суда, которые становились вспомогательными тральщиками (Hilfsminensuchboot – М хххх ), сторожевыми кораблями (Vorpostenboote –V хххх или Vs xxxx) или охотниками за ПЛ (Uboot-jager – Uj хххх), снабженные гидроакустическими станциями для прослушивания шумов ПЛ.
Вооружение Uj и V (Vs) , как правило, состояло из 1х88-мм (реже 105-мм) орудия, 1х37-мм и 2-4 (к концу войны до 14) 20-мм автоматов, 2-4 бомбо-мета и 6 бомбосбрасывателей.
Одновременно на судостроительных верфях, на захваченных территориях производилась постройка новых эскортных кораблей и переоборудование старых военных транспортов.
Например, в 1943 году на Николаевской верфи по проекту малого военного транспорта типа КТ, строился корабль противолодочной обороны (Uj), который являлся одним из наиболее крупных боевых кораблей, которыми в 1941-1944 годах располагала фашистская Германия на Черном и Азовском морях и имел следующие технические характери-стики: тоннаж — 834 брт., длина – 67,5 м, ширина — 11м, осадка – 3,1м, мощность дизельной двухвальной ГЭУ — 2400 л.с., скорость – 14,5 узла. Вооружение первоначально включало: 2×75 мм, 1×37мм и 2×20мм. орудия, 2 бомбосбрасывателя или в другом варианте: тоннаж — 725/1008 т; длина -53,7/58, ширина 7-8/4-3, осадка 5–4/4 м; 1 паровая машина, 1 паровой котел, мощность -960 л.с.; скорость -12,8 уз.; 193 т угля; дальность плавания -4700 миль. Экипаж — 61 чел. 1х88-мм/45, 1х37-мм/83, 1×4 и 3×1х20-мм/65 (на поздних до 14–20-мм), 2 бомбосбрасывателя.
В качестве кораблей эскорта и в качестве охотников за подводными лодками (U-Boot-Jager). немцы использовали итальянские корветы типа “Ape”, после некоторой модернизации.
Тоннаж — 660/743 т; длина-58,8/64, ширина 4/8, осадка 2,5/3 м; 2 дизеля, мощность — 3500 л.с.; скорость -18 узлов; 70 т соляра; дальность плавания — 3000 миль. Экипаж 100 чел. 1 — 100-мм/47, 2–37-мм/54, 14–20-мм/65 и 20-мм/70, 8 бомбометов, 2 бомбосбрасывателя (около 70 ГБ).
Катера типа KFK
Полное — 110 т; 20,57/24×6,4×2,75 м; 1 диз., 175 л.с.; 12 уз.; 6 — 7 т со-ляра; 1200 (7) миль. Эк. 15 — 18 чел. 1 — 37-мм/83, 1 — 6 — 20-мм/65.
Проект универсального катера типа KFK (Kriegsfischkutter — «военный рыболовный катер») разработан в конце 1941 г. на базе рыболовного сейнера. После небольшого дооборудования они могли использоваться в роли тральщиков (неся при этом контактные, магнитные, акустические тралы), охотников за подводными лодками (ГАС, до 12 ГБ) или сторожевых катеров. Корпус деревянный. Базовое вооружение включало 1 37-мм на площадке в носовой части, и 1 — 2 20-мм, но на практике состав вооружения варьировался, многие катера нес¬ли 1×4 20-мм на надстройке. Строились различными предприятиями в Германии и других странах (в том числе в нейтральной Швеции). Всего заказано 1072 единицы, из которых в строй вошло 610. Оказались весьма удачными, особенно по критерию «стоимость/эффективность», и использовались на всех морских фронтах.
Более подробно см. Интернет.»Эскортные, противолодочные и патрульные корабли Германского флота».