7. Последнее крупное морское сражение Российского государства на Черном море

Бой у мыса Сарыч — боевое столкновение Российской черноморской эскадры с турецкими (немецкими) крейсерами «Гебен»[1] и «Бреславу»[2] 5 (18) ноября 1914. В силу плохой видимости бой свелся к 14 минутной перестрелке между линкором «Евстафий»» и линейным крейсером «Гебен». Гебен получил большие повреждения, однако, пользуясь преимуществом в скорости хода, немецкие крейсера в виду явного преимущества русской эскадры смогли уклониться от дальнейшего боя и ускользнуть от поражения.

Предшествующие события

29 октября 1914 «Гебен» подошел к Севастополю и обстрелял его. Береговые батареи открыли ответный огонь. 254 мм снаряд попал в район кормовой трубы, но не взорвался. При отходе «Гебен» встретил и обстрелял русский минный заградитель «Прут» (чтобы избежать захвата, команде пришлось его затопить), после чего накрыл залпом из 150-мм орудий эсминец «Лейтенант Пущин», пришедший на помощь тонущему «Пруту».
После этих событий Россия объявила войну Турции.
Черноморский флот не мог держать постоянную блокаду пролива Босфор. Превосходство же нового линейного крейсера «Гебена» в скорости (24-28,5 узла против 16) и вооружении (10х280мм, 12х150мм против 4х305,4х203мм,12х152мм), заставляло Черноморский флот выходить в боевые походы только соединениями кораблей, чтобы не допустить уничтожения кораблей поодиночке.
В это время на ЧФ отрабатывалась сосредоточенная стрельба соединения кораблей по одной цели, что могло обеспечить организованный отпор, повреждение или даже уничтожение «Гебена»» в прямом бою. Случай проверить такую возможность скоро представился.
2 ноября 1914 года Черноморская эскадра почти в полном составе вышла в боевой поход для действий на морских коммуникациях у берегов Анатолии[3] Русские линкоры обстреляли Трапезунд[4], а минные заградители «Константин» и «Ксения» поставили мины у турецкого побережья.
Получив известия об этом, Сушон (главнокомандующий турецким флотом) решил перехватить противника на обратном пути в Севастополь и при благоприятной обстановке атаковать его по частям.
Днем 4 ноября 1914 года«Гебен» (флаг контр-адмирала В. Сушона, германский командир корабля— капитан-цур-зее (капитан 1 ранга) Р. Аккерман) и легкий крейсер «Бреслау» (командр корабля фрегаттен-капитан (капитан 2 ранга) Кеттнер) вышли из Босфора и направились к берегам Крыма.
В тот же день командующий ЧФ адмирал А.А.Эбергард, возвращавшийся с эскадрой в Севастополь, получил по радио уведомление от Морского генерального штаба о том, что «Гебен» находится в море. Недостаток угля не позволил командующему ЧФ предпринять поиски противника, и Эбергард, приказав усилить бдительность, продолжил путь, который вел к встрече с турецкими (германскими) крейсерами.
Встреча произошла 5 ноября 1914 года примерно в 45 милях от мыса Херсонес (на широте 42° и долготе около 34°), юго-западнее Ялты у мыса Сарыч[5]
Ход боя


В этой точке в 11:40 гидрокрейсер Алмаз, шедший в 3.5 милях впереди кильватерной колонны из пяти линейных кораблей («Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Три Святителя» и «Ростислав») обнаружил большой дым и сигнализировал об этом прожектором флагману. Одновременно противник выдал себя радиопереговорами, которые в тумане вели «Гебен» с «Бреславу».
Русские корабли начали сокращать интервалы,

миноносцы подтянулись к эскадре. Эбергард распорядился увеличить ход до 14 узлов.
Через полчаса крейсер «Алмаз» (скорость 19 узлов) донес: «Вижу неприятеля по носу». По приказу командующего он начал отход к флоту, а вскоре отвернули и шедшие далеко на флангах между флотом и «Алмазом» бронепалубные крейсера «Память Меркурия» и «Кагул». Отход был своевременным — в скорости эти два крейсера (23 узла) уступали «Гебену», и он мог бы успеть атаковать один из них.


Из-за державшегося вокруг сильного тумана дальнейший бой свелся в основном к поединку «Гебена» с видевшим его лучше всех «Евстафием» (командир капитан 1-го ранга В.И.Галанин).

Управляющий огнем бригады линкоров старший артиллерист В. М. Смирнов находился на «Иоанне Злаоусте» (командир капитан 1-го ранга Ф.А.Винтер), однако стелющийся туман и дым из труб «Евстафия» не позволил точно определить расстояние до противника. По этой причине переданное по радио расстояние «прицел 60» было на самом деле почти в полтора раза больше реального. Снаряды всех линкоров бригады, кроме флагмана, летели с больши-ми перелетами.
Перестрелка продолжалась 14 минут. За это время русские корабли выпустили с дистанции 40-34 каб. (7 — 6 км) 30 снарядов крупного калибра («Евстафий» — 12, «Иоанн Златоуст» — 6, «Три Святителя» — 12). «Пантелеймон» (командир капитан 1-го ранга М.И.Каськов) из-за дыма и мглы противника не видел и огня не открывал. Не стрелял по «Гебену» и отставший от эскадры «Ростислав» (командир капитан 1-го ранга К.А.Порембский), броненосец сделал несколько выстрелов по «Бреславу» — два 254-мм и шесть 152-мм снарядов. «Бреславу» сразу заспешил перейти на «подбойный» борт «Гебена» и избежал попаданий.
Вскоре после первого залпа «Евстафия» начальник Минной бригады эсминцев капитан 1-го ранга М.П.Саблин, находившийся на ЭМ «Гневном», повел эскадренные миноносцы в атаку, но спустя 10 минут отменил ее по приказу командующего флотом.
Первый же двухорудийный залп флагманского линкора «Евстафий» накрыл «Гебена». Снаряд попал в третий 152-мм каземат и, пробив броню, вызвал пожар зарядов. Погибло 12 человек прислуги, некоторые получили тяжелые отравления газами и позднее скончались. Последующий огонь «Евстафия» был не менее точен. «Гебен» получил попадания трех 305-мм и одиннадцати 203-мм и 150-мм снарядов. Через 14 минут, пользуясь преимуществом в скорости, «Гебен» вышел из боя. «Евстафий» получил 4 попадания.
Потери на Евстафии:по сообщению русского Морского генерального штаба «Евстафий» потерял 58 человек команды — 33 убитыми и 25 ранеными.Были убиты лейтенант Евгений Мязговский, имичманы Николай Эйлер, Николай Семёнов, Сергей Григоренко и 29 нижних чинов. Был ранен мичман Николай Гнилосыров и 24 нижних чина, из них 19 — тяжело. Линкор «Евстафий» получил незначительные повреждения

Для «Гебена» этот бой обернулся двухнедельным выводом из строя. На его борту было убито 115 (12 офицеров и 103 матроса) и ранено 58 (5 офицеров и 53 матроса) человек (данные разнятся, по другому источнику потери составили 112 человек).

 

 

Стратегическое значение появления «Гебена» и «Бреславу» на Черном море
Появление «Гёбена» и «Бреслау» в Чёрном море ускорило вступление Турции в войну на стороне Тройственного союза. Хотя военные действия Турции и имели некоторое самостоятельное значение, однако наибольшее влияние на ход войны оказала потеря южного маршрута снабжения русской армии, а также прекращение экспорта русского зерна — основного источника валюты для русской казны. Вместе с германской блокадой Балтийского моря это отрезало Россию от Европы; оставшиеся пути снабжения через Архангельск и Владивосток были слишком долгими и ненадежными. Все это привело к заметному ослаблению военной мощи русской армии, испытывавшей постоянный недостаток в материальном снабжении.
Появление «Гёбена» оказало большое воздействие и на военные операции на Кавказском фронте. До 1914 русские линкоры доминировали в Чёрном море и русская армия совместно с Черноморским флотом провела 05.02.—15.04.1916 ряд успешных операций против турецких войск.После занятия русскими войсками Эрзурума русское командование (генерал Николай Юденич) приняло решение провести наступательную операцию в направлении Трабзона. 15 апреля, после успешных действий русских войск и высадки морского десанта в Ризе, турецкая армия была вынуждена оставить Трабзон.
Появление «Гёбена» в корне изменило ситуацию: любые действия у турецких берегов теперь требовали присутствия всей бригады линкоров, поскольку меньшие силы могли быть уничтожены «Гёбеном». Косвенно «Гёбен» способствовал успеху выступления большевиков, поскольку неудачи русской армии против Турции в Анатолии без постоянной поддержки Черноморского флота в течение 18 месяцев 1916 и 1917 гг. привели к кризису в русском обществе и росту недовольства царским правительством.
В конце 1916 — начале 1917 новый командующий ЧФ вице-адмирал А.В.Колчак провел операцию по минированию Босфора, что положило конец набегам «Гёбена» и «Бреслау». «…Весь 1917 год Черноморский флот готовился к высадке стратегического десанта в районе Босфора. Планировалось участие в операции 3–4 пехотных корпусов и 3 артиллерийских бригад. Развернулось строительство высадочных средств, было запланировано переоборудование старых броненосцев в кораблей артиллерийской поддержки.

Броненосец «Синоп», например, был оборудован булями по примеру английских кораблей, участвовавших в Дарданелльской операции. [6]
Но все карты спутала Февральская революция и объявленная ею беспредельная Свобода для всех политических течений. Русская армия под влиянием большевистской пропаганды стремительно теряла боеспособность. Поэтому ставка Верховного командования решила ограничиться высадкой оперативного десанта в районе Синопа. Эта операция должна была иметь в основном политическое значение. Кроме того, планировалось освобождение английских пленных, находившихся в этом районе. Однако после Октябрьской контрреволюции пришлось отказаться и от этой операции. Озверевшая от безделья и сытной жратвы балтийская матросня одобрила прекращение военных действий и начало мирных переговоров, и военные действия на Черном море завершились. Позорное и бессмысленное затопление флота в Новороссийске во второй раз покончило с русским флотом на Черном море. Но это не было результатом военного поражения, как в Крымской войне Это было реализовано большевистским правительством во главе с Владимиром Ульяновым по партийной кличке «Ленин»…».(Интернет, Александр Геннадьевич Больных «Морские битвы Первой Мировой»).
С приходом к власти диктатуры пролетариата на территории России проходили не дальновидные национально-территориальные изменения. Отделялись от страны территории в виде самостоятельных государств Финляндия, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия и Эстония. Потом ряд из них опять включались в состав страны в виде Союза. В связи с чем появилось понятие «оккупанты» и началась соответствующая обработка национализму. Внутри Союза по указанию вождей дробились и передавались территории между союзными республиками. Все это делалось без волеизявления народов, а в интересах Партии или вождя. А когда Союз рухнул, то основополагающая нация страны потеряла свои исконные территории, народ которых стали принуждать к не родному языку и обычаям. Особенно тяжелое положение создалось на Украине (националисты болезненно твердят не по-русски «в Украине») в Крыму и юго-восточных областях, где преимущественно проживают русско-язычное население. Национализм на Украине расцветал на долларах и Евро. Цель одна — продвижение НАТО как можно ближе к нашим границам, что бы диктовать нам свои условия в деловой конкуренции. К счастью 16 марта 2014 года народ Крыма по закону единодушно (96% от 82% населения) проголосовал о присоединении к России. Будем надеяться, что Крым отрезвит противников воли народа.
Удивительное дело — мы вместе дружно боролись с фашизмом Гитлера (материалы этого сайта говорят об этом), но почему наши бывшие союзники не видят зарождающийся и недобитый украинский фашизм, который служил Гитлеру и притворяются слепыми. Вот, дела! Думается, надеемся и уверены, что мы не слабонервные и сумеем постоять за Русь святую непобедимую.

 
 


[1] С августа 1914 в составе турецкого флота под именем «Султан Селим-грозный» (тур. Yavuz Sultan Selim) или просто Yavuz. До 1950 был флагманом военно-морского флота Турции.
[2] В 1914 передан Турции, где получил имя Midilli. В январе 1918 подорвался на мине и затонул с большей частью команды.
[3] Анатолией часто называют азиатские владения Турции (в отличие от Румелии, европейской части Турции).
[4] Трабзон (Trabzon), Трапезунт, город на С.-В. Турции. Порт на берегу Чёрного моря (вывоз фундука, табака, шерсти, строительного леса). Начальный пункт пути, идущего через Эрзурум в Иран. Пищевая, цементная и судостроительная промышленность. Рыболовство. Университет.
[5] Сарыч — мыс, самая южная точка Крымского полуострова. В 5 км от мыса Сарыч находится посёлок Форос, расстояние до центра Севастополя — 30 км, до Ялты — около 40. Расстояние от мыса Сарыч до мыса Керемпе на Анатолийском побережье Турции составляет 142 мили — это самое узкое место Чёрного моря.
[6] Дарданелльская операция 1915, Галлипольская операция, действия англо-французского флота и десантных войск 19 февраля 1915 — 9 января 1916 во время 1-й мировой войны с целью овладения Дарданеллами, Босфором и Константинополем. В ходе этих операций были понесены большие потери со стороны Антанты (145 тыс.чел) и Турции (186 тыс. чел.). Из-за плохой подготовки и неумелого руководства действиями, отсутствия единого командования и общего замысла, а также противоречий среди союзников Антанты десантная операция не достигла цели. Её неудача способствовала вступлению Болгарии в войну на стороне Германии (14 октября 1915). 9 января 1916 года с эвакуацией последнего британского солдата закончилась Галлиполийская операция. Ее результат для союзников был крайне печален. Один из главных ее инициаторов У. Черчилль подал в отставку с поста министра и отправился в действующую армию простым офицером. Личный опыт Черчеля в Галлипольской десантной операции использован при проведении Нормандской операции, или операции «Оверлорд» — стратегической операции Союзников по высадке войск во Франции, начавшейся рано утром 6 июня 1944 года и закончившейся 31 августа 1944 года.