Николай Оттович фон Эссен (11 декабря 1860 — 7 мая 1915, Ревель) — адмирал (14 апреля 1913). Окончил Морской кадетский корпус (1880), механическое отделение Николаевской морской академии (1886), Артиллерийский офицерский класс (1891). Командовал миноносцем № 120 (1897—1898), был старшим офицером мореходной канонерской лодки «Грозящий» (1898-1900). Командир парохода «Славянка» (1901—1902), крейсера 2-го ранга «Новик» (6 февраля 1902 — 17 марта 1904), эскадренного броненосца «Севастополь» (17 марта — 20 декабря 1904). Заведующий стратегической частью Главного морского штаба (1905). Командир строящегося в Англии крейсера «Рюрик» (1906). Командующий Отрядом минных крейсеров (1906—1908). Командующий Балтийским флотом (1908-1915)/ Умер в Ревеле (1915), погребён на Новодевичьем кладбище в Петрограде. В Калининграде заложат фрегат «Адмирал Эссен» для ВМФ РФ.( Российская газета — www.rg-ru – 7 июля 2011 – четверг — № 26 (индекс 321830 — №146 (5522). Его сын, Антоний Николаевич фон Эссен, был флагманским штурманом штаба дивизиона подводных лодок БФ, командиром подводной лодки «АГ-14», погиб при выполнении боевого задания осенью 1917.
К началу войны с кайзеровской Германией командующий Балтийским флотом вице-адмирал Эссен
имел:
4 броненосца («Андрей Первозванный», «Император Павел I», «Цесаревич» и «Слава»);
6 броненосных крейсеров («Рюрик», «Россия», «Громобой», «Баян», «Паллада», «Адмирал Макаров»);
4 бронепалубных крейсеров («Богатырь», «Олег», «Диана», «Аврора»);
1 новый турбинный эскадренный миноносец «Новик»;
60 старых угольных миноносцев;
15 подводных лодок.
В течение войны стали поступать новые турбинные эсминцы типа «Новик» («Орфей», «Гром», «Победитель» и др.) и 4 новых линкора («Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут»), которые вводились в боевой состав по мере их готовности. Новые линкоры принимали участие в прикрытии минных постановок во второй половине 1915 года, но в дальнейшем в боевых действиях во время 1-й мировой войны не участвовали.
100 % линкоров, 40 % крейсеров и 30 % эсминцев построены под руководством Морского министра Григорович И.К.[1] Эти корабли выполнили свои задачи в 1-ю мировую войну и встретили в 1941 году Великую Отечественную войну.
1 марта 1916 г. произведены организационные преобразования Балтийского флота.
Упразднена эскадра Балтийского флота.
В непосредственное подчинение командующему флотом переданы бригады крейсеров и линкоров, минная дивизия и дивизия подводных лодок.
Эсминцы сформировали 1-й, 2-й и 3-й дивизионы минной дивизии. 4-й дивизион состоял из эсминцев типа «Охотник», 7-й дивизион передавался в состав отряда судов Або-Оландской позиции, а 8-й – в дивизион сторожевых судов.
В 1-й дивизион дивизии подводных лодок вошли «Барс», «Вепрь», «Гепард», «Волк», «Единорог» и «Змея», во 2-й – «Львица», «Тигр», «Пантера» и «Ягуар», 3-й и 4-й дивизионы формировали строившиеся подводные лодки, а 5-й и 6-й состояли из устаревших ПЛ.
В оперативном подчинении командира дивизии ПЛ находилась флотилия английских ПЛ в составе 5 ПЛ типа «E» для действия в открытом море и 4 малых ПЛ типа «С» для обороны баз.
Немецкий флот к началу войны на Балтике постоянно имел:
2 легких крейсера («Магдебург» и «Аугсбург»);
3 современных эсминца и около 20 старых эсминцев;
4 корабля в дивизии обороны побережья Балтийского моря («Тетис», «Газелле», «Фрейя» и «Ундина»);
3 старых подводных лодок.
Основная задача обеспечение коммуникаций (в основном побережье Швеции) и оборона побережья Германии.
Германский Адмиралштаб рассматривал Балтику как второстепенный, или даже третьестепенный театр военных действий и увеличивал силы на Балтике только в связи с проведением специальных операций:
2 июля 1915 года в период Готланского морского боя (см. приложение 3).
8 августа 1915 года для прорыва в Рижский залив через Ирбенский пролив немцы выделили 7 линкоров, 6 крейсеров, 24 эсминцев и 14 тральщиков.
Балтийский флот, имея постоянное превосходство в силах, создавал серьезную угрозу транспортам по перевозке руды из Швеции на германских коммуникациях В открытой литературе описываются две операции надводных сил Балтийского флота на германских коммуникациях на Балтике
1-я операция.
Английское посольство в Стокгольме (наши союзники) предупредило русских, что 5, 10 и 13 июня 1915 года из швеции в Германию на нескольких транспортах будет отправлено 84000 тонн железной руды.
После кончины командующего Балтийским флотом адмирала Эссен 7 мая 1915 года пост командующего флотом занял вице-адмирал Канин. Новый командующий Балтийским флотом решил «произвести обследование района от Лансорт (маяк на о.Оя южнее шведского города Нюнесхамна) — остров Готланд — до северной оконечности острова Эланд с целью уничтожения обычно находящихся в этом районе германских дозорных и сторожевых судов, а также караванов торговых судов, в частности, караван судов с большим грузом железной руды, который должен выйти из Лансорта к югу в 19- 20 28 мая»1916 года.
Для выполнения задачи был сформирован ударный отряд в составе новейших турбинных эсминцев «Новик», «Победитель» и «Гром» под командованием начальника Минной дивизии Балтийского флота А.В.Колчака, только что в апреле получившего звание контр-адмирала. С юга и востока его прикрывал отряд ближней поддержки в составе 3-х крейсеров: «Рюрик», «Олег» и «Богатырь» и 6 эсминцев: «Стерегущий», «Страшный», «Украина», «Войсковой», «Забайкалец», «Туркменец — Ставропольский». Отрядом ближней поддержки командовал контр-адмирал Трухачев.
Ударный отряд эсминцев под командой контр-адмирала Колчака действовал самостоятельно. Отряды действовали под прикрытием подводных лодок «E9», «E19» ( английских) и «Тигр», «Вепрь» и «Волк» ( русских).
31 мая 1916 года вечером отряды подошли к шведскому берегу.
В 22-00 корабли ударного отряда (УО) получили приказ отделиться от отряда ближней поддержки и двигаться в Норчёпингскую бухту.
В 23-15 эсминцы Ударного отряда заметили конвой, шедший вдоль берега на юг. Он состоял из 12 — 14 транспортов под прикрытием вспомогательного крейсера «Герман» и трех вооруженных траулеров. Конвой шел с включенными огнями, и Колчак засомневался относительно их национальной принадлежности. Но все-таки адмирал приказал идти на сближение. Чтобы разобраться, чьи же это корабли, Колчак приказал дать предупредительный выстрел. Конвой на него не отреагировал. Тогда был сделан второй выстрел. Этого немцы уже не выдержали. С одного из судов были выпущены цветные ракеты, и суда бросились врассыпную к шведским территориальным водам. Эсминцы открыли огонь. Колчак повернул на северо-запад, чтобы не упустить корабли охранения, и самый крупный из них, который замыкал строй. Приказ командования перед операцией гласил: «В первую очередь атаковать концевой вооруженный пароход». Бой велся на дистанции пистолетного выстрела. Несколько транспортов загорелись. Вспомогательный крейсер «Герман» под градом снарядов потерял ход. Хотя он был вооружен 4 — 105-мм орудиями, русские эсминцы быстро вынудили их замолчать. «Новик» выпустил с дистанции 1 кабельтов 2 торпеды, которые попали в «Герман», но не взорвались. Точно так же не взорвалась и 2 торпеды, выпущенные «Громом». Но потом сообразили, что ударник торпеды на дистанции меньше 250 метров не успевает взвестись в боевое положение. «Гром» отошел на расстояние 3 кабельтова и выпустил третью торпеду. Она попала в корму «Германа» и взорвалась. Германский вспомогательный крейсер затонул почти со всем экипажем. «Новик» подобрал 9 человек из его экипажа.
В 00-15 31.05..1916 бой закончился, и эсминцы УО повернули назад.
Русские были убеждены, что потопили вспомогательный крейсер «Герман», 2 вооруженных траулера и от 2 до 5 транспортов.
Через три дня шведские газеты написали, что немцы потеряли пять судов, о чем незамедлительно сообщило родине российское посольство в Стокгольме. Немцы не признали этого результата.
При анализе результатов боя следует отметить, что операция в части согласования действий отрядов была не продумана, отмечается не инициативные действия флагмана отряда ближней поддержки. Трухачев соблюдал строжайший нейтралитет, даже не обозначив свое присутствие и не попытался, отрезать суда конвоя от берега и громить их мощной артиллерией, хотя мог. Флагман УО Колчак, выполняя вышеупомянутый приказ, увлекся перестрелкой с кораблями охранения, и упустил главное в операции — уничтожение транспортов. Для чего он должен был отрезать германские суда от берега. В результате русский флот не полностью реализовал свои возможности.
Вернуться на рейд Утэ (самый южный остров в шхерах на подступах к Турку, маневренная база Балтийского флота,) отрядам сразу не удалось, так как германский подводный заградитель UC-4 выставил на подходах к рейду 12 мин. Крейсерам пришлось болтаться в море, дожидаясь, пока тральщики расчистят фарватер.
2-я операция.
4 июля 1916 года штаб Балтийского флота разработал план новой операции на германских коммуникациях. Снова был создан отряд ближней поддержли в составе: 2-х крейсеров («Громобой» и «Диана») и 8 эсминцев («Победитель», «Орфей», «Гром», «Охотник» и «Генерал Кондратенко», «Эмир Бухарский», «Доброволец», «Москвитянин»). Флагман всей этой эскадрой контр-адмирал Курош держал свой флаг на крейсере «Громобой». К операции также привлекались подводные лодки «Барс», «Тигр» и английская Е9. В ходе последнего совещания были учтены упущения, совершенные командирами в ходе предыдущей операции. Эсминцы «Победитель», «Орфей» и «Гром» под командованием капитана 1 ранга Вилькен получили приказ держаться под берегом, крейсера «Громобой» и «Диана» с остальными 5-тью эсминцами должны были действовать в 30 милях к востоку. Планировалось зажать конвой в клещи.
28 июля 1916 года штаб флота получил сообщение, что следующий германский конвой будет проходить 15 июля в районе Лансорта примерно в 19-00. При этом в охранении конвоя предполагались 2 броненосных крейсера и 2 миноносца. Получив эти сведения, командующий флотом вице-адмирал Канин приказал броненосцам «Император Павел I» и «Андрей Первозванный», находиться в готовности к выходу в море по команде контр-адмирала Курош.
14 июля 1916 годав море вышли подводные лодки «Барс», «Тигр» и английская Е9 и заняли назначенные позиции у берегов Швеции.
15 июля в 13-00 в море вышли крейсера в сопровождении 5-ти эсминцев («Охотник», «Генерал Кондратенко», «Эмир Бухарский», «Доброволец» и «Москвитянин»), а в 14-15 вышли в море эсминцы Вилькена («Победитель», «Орфей» и «Гром»).
Около 15-00, когда отряд уже прошел маяк Утэ (для ориентации см. рис.выше) контр-адмирал Курош получил сообщение, что из-за тумана немецкий конвой в море не выйдет. Однако Курош решил не прекращать поход, так как не слишком доверял донесениям разведки. Кроме того, погода могла измениться.
Вечером 14 июля ПЛ «Барс» заметила идущие на север 3 германских эсминца.
В 20-03 ПЛ сблизилась с ними на расстояние 3 кабельтова и выпустила 3 торпеды. Эсминцы S-56, S-65, S-66 сбросили несколько глубинных бомб и проследовали дальше. Об этом «Барс» донес по радио.
Получив сообщение о присутствии в районе операции германских эсминцев, контр-адмирал Курош приказал броненосцам «Император Павел I» и «Андрей Первозванный» (отряд дальней подержки) выйти на рейд Бокдоа в 4 милях от маяка на острове Утэ и находиться в готовности.
В 22-23 эсминец «Победитель» заметил дым. Капитан 1 ранга Вилькен, опасаясь, что это противник, уклонился со своими эсминцами вправо. Но вскоре выяснилось, что дым принадлежал шведскому пароходу, который после осмотра был отпущен.
В 23-15 1916 года эсминцы Вилькена вышли к Лансорту и повернули на север вдоль берега.
В 00-03 эсминцы Вилькена заметили впереди несколько силуэтов. Это были 8 германских эсминцев: 3 уже упомянутых выше новых корабля и 5 более старых: V-181, V-182, V-183, V-184, V-185. Соотношение сил оказалось не в пользу русских. Хотя 102-мм русские орудия были мощнее и дальнобойнее, но в ночном бою на малой дистанции важнее было количество стволов, а здесь немцы имели превосходство в полтора раза. Поэтому капитан 1 ранга Вилькен решил попытаться навести противника на свои крейсера. Он повернул на восток и увеличил скорость. Немцы заметили их и повернули следом. Они даже открыли огонь, но ничего, кроме нескольких близких разрывов, не добились. Русские эсминцы сумели оторваться от противника, так как имели преимущество в скорости. Вилькен обошел с запада свои крейсера, которые продолжали двигаться на юг. Как только Курош узнал о столкновении с противником, он приказал крейсерам и сопровождающим их эсминцам повернуть на обратный курс.
Около 02-20 слева по борту были замечены силуэты каких-то кораблей. Чтобы не обстрелять эсминцы Вилькина, адмирал Курош приказал им сообщить свои координаты. Оказалось, что Вилькен успел удалиться на 30 миль вперед.
В 02-40 русские крейсера открыли огонь с дистанции около 45 кабельтовых и с первых же залпов добились нескольких накрытий. Немцы поставили дымовую завесу и врассыпную бросились на юго-запад, беспорядочно выпустив торпеды. Ни одна из 18 немецких торпед в цель не попала. Но Курош вел преследование не слишком энергично, и, когда в 03-00 дистанция увеличилась до 90 кабельтовых, прекратил огонь, и повернул назад.
Результаты этого боя не могли устроить ни одну из сторон, так как обе допустили много ошибок. Русский адмирал, обнаружив неизвестные корабли, затеял долгую болтовню по радио, пытаясь выяснить, где находится эсминцы Вилькина. Немцы же, прекрасно зная, чьи силуэты они видят, не выпускали торпед, пока не попали под обстрел. На этом операция Куроша и закончилась.
До операции Куроша 25 мая 1916 года эсминцы «Внушительный» и «Бдительный» захватили в Ботническом заливе и привели на Аландские острова германские пароходы «Вормс» и «Лиссабон».
Все это в целом серьезно ослабили перевозку шведской руды в Германию.
Значительное место в завоевании господста на Балтике занимает флотилия английских ПЛ. с 1914 по 1917 годы флотилия английских ПЛ потопили броненосный крейсер, легкий крейсер, 16 транспортов с рудой и 3 вспомогательных корабля. Вывели из строя 1 линкор и 2 эсминца.
Значительные успехи добились и русские ПЛ. К примеру, ПЛ «Волк» (командир старший лейтенант И.К. Мессер) потопила 4 транспорта.) [2].
И тогда на помощь немцам пришли шведские дипломаты. Дабы не осложнять отношения со Швецией Российское министерство иностранных дел рекомендовало операции против рудовозов проводить путем засады у выхода из шведских территориальных вод и атакой со стороны берега, чтобы ни в коем случае не дать им уйти обратно.. Наибольший успех в этом сопутствовал подводным лодкам (английским и русским).
Однако для Балитйского флота к концу 1916 года действия на море стали более трудными. Причиной были не только дипломатические проблемы и контрмеры немцев, но, главным образом, революционная пропаганда, совершенно разложившая русский флот.
После 15-20 ноября 1917[3] война Балтийского флота против немцев была прекращена.
В декабре 1917 года было подписано сепаратное соглашение между Россией и Германией. Статья № 5 кабального соглашения гласила следующее: «Россия незамедлительно обязуется произвести полную демобилизацию своей армии, включая и войсковые части, ВНОВЬ образованные ее теперешним правительством. Кроме того, свои военные суда Россия либо переведет в русские порты и оставит там до заключения всеобщего мира, либо немедленно разоружит. Военные суда государств, пребывающих и далее в состоянии войны с державами четверного союза, поскольку эти суда находятся в сфере власти России, приравниваются к русским военным судам…». Это по существу приводило к сдаче кораблей Балитйского флота в том числе и английской флотилии немцам. Капитан — лейтенант Кроми (командир подводной лодки «Е19», он же командир английской флотилии ПЛ), наотрез отказался его выполнять. Еще 3 месяца флотилия продолжала действовать, базируясь на Гельсингфорс. Но хаос революции сделал дальнейшие операции невозможными. Вдобавок немецкие войска продолжали наступление и угрожали захватить и эту базу.
В начале апреля 1918 года немцы высадились в Ганге (финский редко замерзающий порт, в 100 верстах от Гельсингфорса). В течение последующих 3 дней британские лодки с помощью русского ледокола в последний раз вышли в море. Когда лодки вышли на глубокое место, экипажи разместили на них подрывные заряды и покинули свои корабли.
3 апреля 1918 русский буксир отошел подальше, чтобы проследить за последним актом драмы. Часовые механизмы сработали, и несколько взрывов разворотили корпуса лодок. Через несколько минут с английскими ПЛ Е1, Е8, Е9, Е19, С26, С27 и С35 все кончилось.
Даже сейчас очень сложно определить истинный размер успеха британских подводных лодок. Флотилия английских ПЛ существенно помогла Балтийскому флоту повлиять на исход войны в целом путем установления морской блокады Германии на этом морском фронте в 1916 году. А именно морская блокада в конечном счете поставила Германию на колени. Командиры ПЛ Е1, Е9 и Е19 Лоренс, Хортон и Крони награждены Россией орденами «Святого Георги 4-й степени».
После затопления британских лодок их экипажи отправились на родину. Капитан-лейтенант Кроми, который знал русский язык, остался в России, чтобы выполнять обязанности британского военно-морского атташе. Он проделал огромную работу, спасая сотни невинных людей от зверств революционных банд. Капитан-лейтенант Кроми погиб на лестнице британского посольства в Петрограде, когда подстрекаемая чекистами пьяная толпа ворвалась туда.
Однако, факт уничтожения английских подводных лодок Николай Викторович Стариков в своем исследовании «Почему Ленин и Троцкий утопили русский флот» (Интернет.21 Ноября 2010 г.) излагает в следующей редакции: «…«Морской агент кэптен Кроми несколько раз ездил в Гельсингфорс, чтобы добиться от капитана 1 ранга А. М. Щастного (Наморси — Начальник морских сил — Балтийского моря) потопления флота».
Кроми — этот тот самый резидент британской разведки, что через полгода будет застрелен чекистами в английском консульстве Петрограда. Чтобы Щастный не терзался сомнениями в деле уничтожения Балтийского флота, англичане показывают ему пример «беззаветного служения Родине». На базе нашего флота в Ганге, в нескольких десятках километров от Гельсингфорса, в то время находится стоянка английских подводных лодок, в 1916 году присланных британцами на Балтику. Английские субмарины «If-1», «Е-8», «Е-9», «С-19», «С-26», «С-27» и «С-35», их база «Амстердам», а также три парохода взрываются по приказу британского командования. В литературе, посвященной этим событиям, вы найдете упоминание о том, что английские подлодки якобы были взорваны в связи с невозможностью их перевода в русский порт. Это полная чушь, развеять которую можно одним простым фактом: все русские подводные лодки, стоявшие в тех же льдах, были благополучно эвакуированы из Гельсингфорса в Кронштадт. Хотели бы спасти англичане свои подлодки, они бы имели полную возможность это сделать. И совсем не потому отправились на дно английские субмарины, что русские моряки, занятые решением своих проблем, не хотели спасать «союзные» корабли…» И далее «… Все значительно хитрее. В шахматах для достижения крупных успехов принято жертвовать пешками. Так вот, затопление подлодок — это для британцев, конечно, удар по своим. Одновременно — это понятный и простой пример для русских моряков. Мы, англичане, взрываем семь наших подводных лодок. Ну а вы, русские, взорвите весь свой флот! Чтобы он не достался немцам. Руководил уничтожением британских субмарин капитан Фрэнсис Кроми. Кадровый английский разведчик взрывает подлодки, и на этом основании многие исследователи того периода записывают его в подводники. Хотя служил бравый капитан совсем в другом «ведомстве». Потому что одновременно, для подстраховки, Кроми вел переговоры и с тайной организацией морских офицеров. Мысль, внушаемая британским разведчиком и Щастному и офицерам, очень проста: оставление испорченных кораблей в финской столице — это явное выполнение Лениным и Троцким заказа своих германских хозяев. Что в этом случае должны сделать настоящие русские патриоты?». Взорвать корабли флота!
И несмотря ни на что, именно благодаря Щастному Россия сохранит 17 марта 1918 года свои корабли на Балтике и мощные орудия русских линкоров встретят нацистов на подступах к Ленинграду через 23 года.
Всего через 12 дней после Ледового перехода нарком военмор Троцкий прислал в Кронштадт секретный приказ — подготовить флот к взрыву. Через три дня после категорического заявления моряков о том, что свой флот они взорвут только после боя, 25 мая 1918 года Щастный он был вызван в Москву под пустяковым предлогом. Сразу по прибытии, после непродолжительной беседы со своим непосредственным начальником Троцким, 27 мая 1918 года наморси был арестован прямо в кабинете Троцкого. А дальше начались уж совсем странные вещи. Следствие было подобно молнии, за 10 дней материал по делу был собран и передан в специально (!) созданный для этого Ревтрибунал. Крыленко Н.В. назначался гособвинителем, Кингисепп В.Э. председателем суда. Единственный свидетель обвинения и вообще единственный свидетель… сам Троцкий. Суд начался 20 июня 1918 года и был закрытым. Щастного признали виновным «в подготовке контрреволюционного переворота, в государственной измене» и на следующий день расстреляли, несмотря на официально отмененную советским правительством смертную казнь!
Исторические факты со временем могут вскрываться. Например, 23 июня 2014 года дайверы из эстонской команды Deep Explorer проводили погружения в водах Финского залива (неподалеку от острова Хийумаа – Даго). В результате им удалось обнаружить на 30-метровой глубине неизвестный объект, который сначала был принят за советскую подлодку «Малютка» или «Щука», сообщает «Ридус». В ходе совместных погружений 29 июня дайверам из Deep Explorer, проекта «Поклон кораблям Великой Победы» и латвийским водолазам удалось определить, что на дне находится уникальный объект, который искали в течение 100 лет – русская боевая подлодка «Акула»[4].
«Сейчас мы с немалой долей гордости можем утверждать, что удалось со 100-процентной точностью идентифицировать: найдена загадка Первой мировой войны — русская подводная лодка «Акула», — заявил руководитель Разведывательно-водолазного клуба России Константин Богданов. – На глубине 30 метров в условиях очень хорошей видимости удалось на левой стороне кормовой части подлодки под слоем ракушек найти чёткую, хорошо сохранившуюся надпись «Акула». Точные данные о потерянной военной подлодке Императорского флота передадут в Минобороны РФ, чтобы объявить это место братской могилой моряков-героев.
По словам одного из участников экспедиции, историка Михаила Иванова, носовая часть лодки оторвана, что позволяет предположить, что она напоролась на мину, так как этот район в устье Финского залива был местом постановки германских минных полей во время Первой мировой войны. Свои мины на палубе лодки оказались на месте. (Интернет. Военное обозрение).
.
[1] Иван Константинович Григорович (26 января 1853 — 3 марта 1930) — русский военно-морской и государственный деятель, генерал-адъютант, адмирал (19 марта 1911). В 1911 году назначен морским министром,..Член (с 1909) и председатель (1911—1917) Адмиралтейств-совета. Член Государственного совета по назначению (1913—1917). После Февральской революции 1 марта 1917 года смещён с должности, уволен от службы приказом А.И. Гучкова от 31 марта 1917 года
На Калининградском судостроительном заводе «Янтарь». 18 декабря 2010 года заложен головной фрегат «Адмирал Григорович». Всю серию (три фрегата) Калининградский судостроительный завод «Янтарь» передаст флоту в 2014 году. Интернет. 08.07.201, 17-10.
[3] Дата большевистского приказа о демобилизации старой армии и флота.
[4]
Большая подводная лодка «Акула» 1907-1909 годов постройки (корабль 2 ранга).
Тоннаж 370 / 468 т. Размеры 56х3,7х3,4 м. Мощность двигателей надводного/подводного хода, 3х300 / 1х300 лс, Скорость надводного/подводного хода, 11,5 / 6,5 узл. Дальность плавания надводным/подводным ходом 1000 / 28 миль. Глубина погружения 50 м. Экипаж 4 офицера / 2 кондуктора / 29 нижних чинов. Вооружение. 37/47 мм артиллерийское орудие (установлено в начале мировой войны). Пулеметы – 2-7,62мм (съемные). прожектор — 35 см .Торпеды в трубчатых аппаратах (2 носовых, 2 кормовых, 457 мм) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого ( 4 запасных торпеды).
Участвовала в 1-й мировой войне. Вела поисковые действия на коммуникациях противника, обеспечивала и прикрывала минно-заградительные действия легких сил флота. Совершила 16 боевых выходов. 14-15 октября 1914 года совместно с английскими подводными лодками «Е-1» и «Е-9» прикрывала постановку минного заграждения крейсерами «Рюрик», «Адмирал Макаров» и минным заградителем «Енисей» к западу от острова Борнхольм. «Акула» была первой отечественной подводной лодкой, применившей метод поиска противника в море, до этого подводные лодки ожидали противника на определенных позициях.
7 ноября 1914 г. вышла в поход к Дагерорту, а затем вместо того, чтобы вернуться, по инициативе командира осталась в море и прошла к берегам Швеции. 8 ноября 1914 г. обнаружила крейсер «Amazone» у Готска-Скандэ и с расстояния около 7 каб. в 04- 05 выстрелила одной торпедой по приближающимся миноносцам. Немцы, заметив пенную дорожку, отвернули. Так прошла первая торпедная атака русской лодки.
Капитальный ремонт двигателей надводного и подводного хода зимой 1914-1915 гг. на Балтийском заводе. Кроме того, было установлено 47 мм орудие и смонтировали устройство для тренировки и постановки 4 мин заграждения.
27 ноября 1915 года «Акула» под командованием капитана 2 ранга Н.А. Гудима (старший офицер лейтенант Герсдорф, штурман — лейтенант Копец, вахтенный начальник — мичман Чистовский) вышла в 17-й поход к Мемелю, предполагая поставить там мины. Из похода лодка не вернулась. Вечером 15 ноября 1915 года подводную лодку «Акула» видели с береговых постов у берега, где судно укрывалось от шторма. Погибли 35 подводников. Причины и место гибели лодки 100 лет оставались неизвестными. Предполагали, что с установкой мин заграждения была снижена устойчивость подводной лодки в надводном положении, и она опрокинулась во время шторма.