11. Морской фронт страны при Александре I 1801-1813 годы

Использованы материалы президента Военно-исторического клуба «Морcкой Гвардейский экипаж» Л.А. Малышева

 
В марте 1801 г. на российский престол взошел Император Александр I.
В Манифесте о вступлении на престол указано: «…восприемлем купно (заодно) и обязанность управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в Бозе (почившей в Боге) Августейшей Бабки Нашей Государыни Императрицы Екатерины Великие».

 

 

 

 
Степан Щукин (1762-1828). Портрет Александра I. Холст, масло. Сайт: http://gallerix.ru/ Альбом: 200 русских живописцев.

 

 

 

 

 
Меняется система государственного управления, по образцу Западной Европы вводится система министерского управления. Перемены коснулись военной и морской среды. Учреждается Военное Министерство (министр генерал от инфантерии Барклай-де-Толли) и Министерство Военных морских Сил. Морским министрством фактически начальствовал адмирал П.В. Чичагов (сын единственного на флоте кавалера ордена Святого Георгия I степени адмирала В.Я. Чичагова).

 

 

 

 

Адмирал П.В. Чичагов морской министр Российской империи (1802 −1811 (фактически − 1807 — 1809)).
Неизвестный художник. Портрет П.В.Чичагова. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.

 

 

 

 
При министерстве Военных морских сил был учрежден «Комитет образования флота», на который было возложено проведение насущных реформ флота. В наказе Александра I комитету были следующие слова: «Мы повелеваем оному комитету непосредственно относиться к нам о всех мерах, каковые токмо нужным почтено будет принять к извлечению флота из настоящего мнимого его существования и к приведению оного в подлинное бытие».
На флоте начались изменения, как считали, в лучшую сторону. Отменены уставы Павла I, их как будто и не было: и армия и флот вновь стали жить по петровским уставам.
Государь активно проводит смотры кораблей флота.
30 июня 1801 г. на Кронштадтском рейде он осмотрел новый 130-пушечный линейный корабль «Благодать» (Благода́ть — в Православии понимается как нетварная Божественная сила или энергия, в которой Бог являет Себя челоеку и которая даруется человеку для его спасения), остался доволен морской и артиллерийской выучкой его экипажа.
16 мая 1803 г с большой помпой прошли грандиозные торжества, посвященные 100-летию основания Санкт-Петербурга. Празднование происходило на Сенатской площади, где вокруг конной статуи Петра I были выстроены войска численностью 20 тысяч человек. Они церемониальным маршем прошли мимо памятника. Парадом командовал лично Император. На Неве напротив памятника стоял новый 110-пушечный линейный корабль «Гавриил».
26 июля 1803 г., из Кронштадта торжественно провожали первую русскую кругосветную экспедицию капитан-лейтенантов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского на шлюпах «Надежда» и «Нева». Провожал их лично Император Александр I. И это только начало российских кругосветных плаваний. Российский флот выходил в мировой океан.
Поскольку большую часть летних месяцев Государь проводил в столице на Каменном острове, то яхты Придворной гребецкой команды стояли там же. Император довольно часто выходил в море на этих яхтах для смотров и прогулок. Предпочтение для плаваний Государь отдавал яхте «Симеон и Анна» (Святые и праведные Симеон Богоприимец и Анна Пророчица. Память святых 3(16) февраля ).
В период праздников эскадра придворных судов принимала участие в торжествах на воде, яхты входили в Неву, расцвечивались флагами, производились салюты и фейерверки. Александр с членами Императорской фамилии и своим окружением часто принимал участие в праздниках. И, таким образом, придворные гребцы стали самой приближенной к Государю частью русского флота. Это были последние спокойные годы морской службы для Придворных гребецких и яхтенных команд.
Начало Придворной гребной команде было положено Петром I в 1710 году, как команде «царских гребцов». Придворной гребецкой командой и всеми её судами заведовал младший брат Александра Великий Князь Константин Павлович еще с 1800 г.
16 февраля 1810 года Александр I повелел: «Придворную яхтенную и гребецкую команду переформировать в особый экипаж, причислив его к гвардии и назвав «Морской Гвардейский Экипаж»[1]. Первым командиром Гвардейского Экипажа назначен капитан 2 ранга Карцов Иван Петрович, который уже длительное время служил в придворной команде и командовал рядом яхт.
Морской Гвардейский Экипаж был сформирован по штату гвардейского батальона и включал 4 строевые роты, музыкантский хор и артиллерийскую команду общей численностью 434 человека. Он предназначался для комплектования команд придворных яхт и гребных судов. Но, входя в состав Гвардейского корпуса, он исполнял и сухопутную придворную службу: дворцовые и гарнизонные караулы, разводы, смотры и парады. Экипажу было пожаловано знамя сухопутного образца.
За подготовкой Экипажа, как морской, так и армейской, наблюдал лично Великий Князь Константин Павлович. Летом часть Экипажа обучалась строю, а другая часть обслуживала яхты и гребные суда.
Решению Государя о переформировании Придворной яхтенной и гребецкой команды в Морской Гвардейский экипаж предшествовали важные события, которые развернулись далеко за границами Российского государства.
6 мая 1804 г. Франция провозглашена Империей, а генерал Бонапарт провоз-глашен Императором Наполеоном I. Это дает очередной толчок Франции к борьбе за расширение своих территорий, имперские амбиции Наполеона возрастают.
В марте 1805 г. началась война с Францией третьей коалиции государств, в которую вошли Россия, Англия, Пруссия и другие европейские страны. Но эти военные события проходят далеко от территории России, они обсуждались в обществе, но никакого беспокойства, ни у кого не вызывали.
Славные победы русской армии и флота в последнюю четверть ушедшего XVIII –го века, закрепление навсегда на берегах Балтийского и Черного морей, превращение России в Великую Державу вселили в сознание русского народа, особенно в сознание власть предержащих, убежденность в своей непогрешимости, неприкасаемости и непобедимости.
25 августа 1805 г. С началом войны антифранцузской коалиции против Наполеона командиру Ревельского порта контр-адмиралу Д.Н. Сенявину присваивается воинское звание вице-адмирала и он назначается флагманом Адриатической экспедиции балтийской эскадры для защиты от французов Ионических островов.
21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис произошло Трафальга́рское сраже́ние — историческое морское сражение между английскими и франко-испанскими морскими силами. В этой решающей морской битве времён Наполеоновских войн Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время как Великобритания — ни одного. Во время сражения погиб командующий английским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон. С этого времени его имя стало символом военно-морской мощи Великобритании.
Победа английского флота при Трафальгарском сражении как союзника России создала благоприятную обстановку для действий российского флота в Средиземном море против Французов.
18 января 1806 года русская балтийская эскадра прибыла на Средиземное море на остров Корфу и вице-адмирал Сенявин становится главнокомандующим всеми российскими силами в Средиземном море.

Сенявин активными действиями против французов помешал им захватить Бокка-ди-Катарро (сегодня это город Катор в Черногории. Расположен на берегу Которского залива Адриатического моря)и Ионические острова. Успешно решил и другие задачи экспедиции — отвлек силы Франции с дунайского и крымского направлений, нарушил коммуникации противника в Адриатическом море, овладел опорными пунктами французов на Далматских островах (архипелаг в северной части Адриатического моря, сегодня принадлежащий Хорватии, 1000 островов), освободил от оккупантов Черногорию. Дальнейшие действия эскадры Сенявина, вплоть до разрыва отношений с Турцией, носили тот же характер: действия против крепостей, борьба с торговлей противника и стычки с легкими силами французов.
25 июля 1806 года в Кронштадте торжества: флот провожает в кругосветное плавание лейтенанта В. М. Головнина на шлюпе «Диана».
В июле-августе 1806 г. Кронштадт торжественно встречал первых российских кругосветных мореплавателей И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.
В декабре 1806 г. Турция, подстрекаемая Наполеоном, объявила войну России. Началась война России с Турцией, и Сенявин во главе основных сил своей эскадры перешел из базы на острове Корфу в Эгейское море с задачей блокировать пролив Дарданеллы.

Умелыми действиями кораблей эскадры и десанта он в марте 1807 г. захватил турецкий остров Тенедос в двенадцати милях от Дарданелл и начал ближнюю блокаду пролива.
В мае турецкий флот попытался выйти из пролива и высадить десант на острове Тенедос, но был вынужден отступить, встретив решительный отпор. Преследуя противника, Сенявин вступил с ним в ожесточенное сражение, и лишь благодаря поддержке береговых батарей турецкому флоту удалось избежать разгрома и укрыться в глубине пролива.
15- 17 июня Сенявин дал возможность турецкой эскадре выйти из пролива и двинуться на запад, после чего, перерезал ей путь назад, в пролив, осуществив первую половину своего замысла. Затем он двинулся за противником и, настигнув его 19 июня у полуострова Афон, дал туркам решительное сражение. Действуя несколькими тактическими группами и нанося удары прежде всего по сильнейшим кораблям противника, эскадра Сенявина одержала крупную победу. Турецкий флот потерял три линейных корабля, четыре фрегата и корвет, в то время как русская эскадра потерь не имела. Наградой флотоводцу стал орден святого Александра Невского.
12 августа 1807 г поражения на море и суше вынудили Турцию подписать перемирие.
А в это время на фоне морских побед союзников на море в сухопутной войне России и Пруссии против Франции 1806 — 1807 гг. в Европе союзные войска потерпели поражение под Аустерлицем в ноябре 1805 г (общее военное руководство — генерал Кутузов. План сражения разработан австрийским генералом Вейротером, Кутузов был не согласен с этим планом, но собственного плана наступления не предложил и не подал царю прошение об отставке, разделив, таким образом, ответственность за поражение с Александром и Вейротером). Кроме того, постигло поражение русской армии под командованием генерала Беннигсена под Фридландом , ныне г. Правдинск, Кали-нинградской обл., в июне 1807 г. Эти поражения вынудили российского Императора отказаться от ведения войны с Францией и пойти на личные переговоры с Наполеоном.
25 июня 1807 г произошла встреча Александра I с Наполеоном. Они в течение двух недель общались, обсуждая разные политические, военные, территориальные вопросы, что и привело к заключению русско-французского договора, который не разрешил существующих противоречий и был крайне унизителен для России. Перед встречей императоров в плавучем шатре на реке Неман случился конфуз с сидевшими на веслах донскими казаками из конвоя хоть и отличных рубак, но как оказалось никудышных гребцов. Не рассчитав силы течения, они ткнули носом катера плот, на котором стоял шатёр для переговоров. Этим маневром они изрядно затруднили выход русскому Императору на плот и, кроме того, ещё заставили Наполеона ждать, что его сильно раздражило. Русский царь поинтересовался, откуда берут французских гребцов. Наполеон объяснил, что в составе его гвардии имеется батальон гвардейских моряков, в задачу которого входит обеспечение переправ». Так и возникла идея у Государя переформировать Придворную яхтенную и гребецкую команду в особый экипаж, причислив его к гвардии и назвав «Морской Гвардейский Экипаж», в задачу которого входило обеспечение переправ. Эта идея оказалась плодотворной в период предстоящей Отечественной войны в 1912 году.
А пока начался короткий период, вошедший в историю под названием «Тильзитский мир»[2] и который вызвал войну бывшего союзника Англии с Россией.
Александр 1 по Тильзитскому мирному договору вынужден был уступить Наполеону Ионические и Далматские острова, вернуть Турции остров Тенедос. Получив об этом известие, Дмитрий Николаевич Сенявин зарыдал: все его победы на море были перечеркнуты.

 

 

 

 

 
Адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин
 

 

 

 

 
Вскоре от царя пришло приказание о возвращении эскадры на родину.
Возвращение Сенявина из Адриатики на Балтику неожиданно обернулось для него драматической ситуацией.
Сделав остановку в Лиссабоне для ремонта обветшавших судов и получени-япровизии, русская эскадра попала между двух огней: с моря ее блокировал подошедший теперь уже враждебный английский флот, с суши приближались теперь уже союзные французские войска. Избрав после мучительных колебаний позицию нейтралитета, Сенявин в сентябре 1808 г. подписал договор с англичанами, по которому русские суда уводились в Англию не в качестве пленных, а «для содержания их там, яко в залоге» и под гарантию их возвращения в Россию такими, какими они были сданы.
В Портсмуте русские флаги на судах не спускались. Но по приходу в Петербург Сенявин встретил недовольство царя из-за самовольных Лиссабонских действий и фактически был понижен в должности: три года он исполнял свои прежние обязанности командира Ревельской флотилии. В апреле 1813 г. уволен в отставку[3].
Видимо Александр I в этот момент ограничил (а Военно-Морское министерство пассивно согласилось) морской фронт страны только переправами сухопутных войск через водные преграды, поэтому флотоводцы морских баталий становились не нужными и дорогостоящие эскадры флота стали хиреть!
Главное внимание было обращено к сухопутной армии, так как с 1810 года Наполеон. начал концентрацию войск на границе и подготовку нападения и Россия, естественно, начала усиливать оборону западных территорий.
При этом, Александр I определил место Морскому Гвардейскому экипажу в предстоящей войне с Наполеоном для обеспечения переправ сухопутных войск через реки и озера. И еще, перед лицом надвигавшейся с Запада угрозы наполеоновского вторжения царь решает укрепить позиции России на юге, объединив сухопутные войска (Дунайскую армию) и Черноморский флот под единым командованием бывшего министра морских сил адмирала П.В. Чичагова. В данном случае император, судя по имеющимся данным, преследовал далеко идущую цель — организовать нападение на Францию «путём обходного маневра» с юга при поддержке славянских народов Балкан и Турции.
В своём рескрипте на имя Чичагова от 9 апреля 1812 года Александр I писал: «Избрав Вас Главнокомандующим Дунайской Армею, вверяем Вам равномерно и Главное Начальство над Черноморским Флотом. К полной власти Главнокомандующего присовокупляем и Главное Управление княжествами Молдавским и Валахским, равно и всеми странами, кои могут быть заняты сухопутными и морскими силами…»
В апреле 1812 г. П.В. Чичагов сменяет на должности командующего Дунайской армии М.И. Кутузова, которого царь отправляет в отставку.
Однако, забегая вперед, в последующем по плану Александра I Дунайская армия Чичагова к ноябрю 1912 года будет пере нацелена для уничтожения армии Наполеона в сражении при Березине , где эта армия нанесла непоправимый урон Наполеону, урон, после которого наполеоновское войско перестало существовать как военное формирование и превратилось в спасающуюся бегством толпу.

Однако, в историческом плане, П.В. Чичагов был вычеркнут из числа участников Отечественной войны 1812 года (виновные см. Интернет. В. А. Юлин «Адмирал П.В. Чичагов — истинный патриот России»)!
В феврале 1812 года Наполеон заключил для войны с Россией военный союз с Пруссией, а в марте с Австрией. Войска всех европейских стран включались в состав французской армии, что составляло около 600 тысяч человек.
Россия также начала сосредоточение армии к границе; она имела примерно такое же количество войск, но большая часть их была расквартирована на юге.
28 февраля 1812 года Морской Гвардейский Экипаж получил приказ о выступлении вместе с гвардией на присоединение к русским войскам в Вильно, где располагалась Главная Квартира русской армии. Он был зачислен в 1-ю Дивизию 5-го Гвардейского корпуса, которым командовал Великий Князь Константин Павлови
2 марта 1812 года в полной готовности, со своим обозом, Экипаж вместе с Лейб-гвардии Егерским и Финляндским полками, составлявшими 2-ю гвардейскую бригаду, предстали на Высочайший смотр Императором на Семеновском поле.
В поход Гвардейский Экипаж выступил в количестве 446 человек (офицеров -14, нижних чинов — 432). Артиллерийская команда Экипажа еще 1 марта в количестве 40 человек была отправлена в лейб-гвардии артиллерийскою бригаду в подчинение генерал-майора артиллерии Ермолова и с ней ушла в поход 5 марта.
Император проводил гвардию до Московской заставы.

28 мая 1812 года Экипаж прибыл в Вильно и в составе Гвардейского корпуса был включен в 1-ую Западную армию, которой командовал военный министр, генерал от инфантерии Барклай-де-Толли.

 

 

 

 

 

 

 

В ночь с 11 на 12 июня 1812 г. Наполеон без объявления войны с 250-тысячным войском перешел пограничную реку Неман и уже 15 июня занял город Вильно.

Русская 127-тысячная армия не препятствовала переправе войск противника, она отходила вглубь России, ведя арьергардные бои.
Началась Отечественная война русского народа.
С началом боевых действий Гвардейскому экипажу были поручены работы по устройству переправ, строительству мостов, возведению укреплений. Моряки исправляли дороги для обеспечения отхода армии, уничтожали мосты и портили дороги перед наступающим противником. Поэтому зачастую ситуация складывалась так, что одна часть экипажа, будучи в авангарде отступающей армии, мосты наводила, а другая, замыкая арьергард, их разрушала, чем существенно сковывала действия противника. Ротам Гвардейского экипажа приходилось трудиться вместе с понтонными и пионерными ротами армии (так называемые пионерные роты действуют также как понтонные, но в боевых порядках войск). От их работы во многом зависели скорость движения войск, порядок и организованность их отхода. Моряки действовали быстро, проявляли находчивость и сообразительность.
При отходе армии из укрепленного Дрисского лагеря[4], где русское командование предполагало дать генеральное сражение Наполеону, и куда он не пошел,

Гвардейский Экипаж обеспечил переправу через широкую и полноводную Западную Двину 2-го и 3-го кавалерийских корпусов. Эту задачу успешно выполнили 60 матросов под руководством офицеров-моряков А. Д. Валуева и М. Н. Лермонтова. Быстро, за несколько часов ими был наведен плавучий мост для русской кавалерии, а когда она переправилась, моряки уничтожили переправу.
Моряки-гвардейцы навели несколько мостов через Западную Двину в районе Витебска, по которым отходила армия Барклая–де–Толли.

Уничтожая за собой переправы, продовольствие, фураж и все остальное, что противник мог использовать, часто под артиллерийским и ружейным огнем,
Гвардейский Экипаж следом за Гвардейским корпусом отходил к Смоленску.

В 25 верстах ниже города по Днепру моряки быстро и искусно навели переправу для армии Багратиона. Рассыпавшись в стрелковую цепь на правом берегу реки, они сдерживали приближающиеся разъезды противника.
Двигаясь и работая под палящими лучами солнца, задыхаясь в дорожной пыли, или после дождей утопая в грязи, они на руках тащили тяжелые повозки с понтонами и принадлежностями к ним. Прямо на марше моряки чинили шлюпки, понтоны, плоты. Такие героические действия моряков-гвардейцев создавали необходимые условия для оперативного отступления русской армии через бесчисленные водные преграды от западных границ России до Москвы. За свою примерную работу и боевую службу моряки-гвардейцы неоднократно получали благодарности от Барклая–де–Толли, Кутузова, Багратиона и других полководцев.

Кутузов Джорж Доу, А.В.Поляков, Голике. Военная галерея портретов
Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. 1826 г. Государственный Эрмитаж.

 

 

Пётр Ива́нович Багратио́н (груз. 1765 — 12 [25] сентября 1812) — российский генерал от инфантерии, князь

 

 

Однако Гвардейский Экипаж был не только инженерной частью, свою работу он выполнял с боями, под обстрелом. Но настоящее боевое крещение на поле брани, как пехотный гвардейский батальон, Экипаж получил в Бородинском сражении. На правом фланге русской позиции у села Бородино на новой Московско-Смоленской дороге был деревянный мост через реку Колоча[5], который охранял мичман М. Н. Лермонтов с 30 матросами Экипажа.

Рано утром 26 августа 1812 года французы напали на село и выбили оттуда батальон лейб-гвардии Егерского полка, который отступил к своим позициям через мост. Вслед за егерями через этот же мост прорвался 106-й линейный полк неприятеля, после чего моряки быстро взорвали деревянный мост, и французы оказались в ловушке. В завязавшемся бою егеря и моряки практи-чески полностью уничтожили врагов. Наступлений французов на этом флан-ге русской армии у Бородино больше не было.
Артиллерийская команда Экипажа с 2-мя орудиями в составе артиллерий-ской гвардейской роты также участвовала в бою на южной возвышенности редутов Багратиона и потеряла много орудийной прислуги и лейтенанта И. Л. Киселёва.
В Бородинском сражении Экипаж потерял убитыми и ранеными 24 матроса и одного офицера.
За проявленное мужество и храбрость 16 моряков-гвардейцев были награж-дены «Знаками отличия Военного Ордена», а офицеры – орденами.

А. Тронь. «Морской Гвардейский экипаж в битве при Бородино»
 
Спустя 100 лет на месте этого сражения у реки Колоча был открыт памятник из белого мрамора с надписью «Лейб-егеря достойным предкам и их боевым товарищам чинам Гвардейского Экипажа. 1912».

 

 
2 сентября 1812 года Экипаж вступил в Москву и обеспечивал переправу армии, направляющейся на Рязанскую дорогу, через реки Яузу и Москву (Боровская переправа),


а затем 4 сентября после прохода войск уничтожил переправы.
Через месяц сидения врага в Москве началось его отступление.
11-12 октября 1812 года Экипажем были срочно построены три моста на реке Протва[6],

по которым переправился весь корпус генерала Дохтурова и проследовал спешно к Малоярославцу, помешав французам укрепиться и устроить там переправу
24 октября 1812 года произошло кровопролитное сражение под Малоярославцем. После чего, французы начали отступать по Смоленской дороге.

3-6 ноября 1812 года в сражении под поселком Красный (45 км к юго-западу от Смоленска) участвовала только артиллерийская команда Экипажа.
11 ноября в местечке Копысm на левом берегу Днепра в 35 км от Орши и 14 ноября в городе Борисове на Березине (для ориентации см. рис. карту выше) матросы Экипажа наводили переправы в морозную погоду, стоя по пояс в ледяной воде и при ледоходе.

Бывали также случаи, когда ледяные массы под действием течения ломали почти законченную переправу, и матросам приходилось делать всё заново. Многие из них заболели после этого и умерли. Уместно сказать, что на Березине при постройке мостов для отступающей армии Наполеона, из-за простуды погиб практически весь французский гвардейский морской экипаж. Командир этого экипажа генерал Эбле также скончался в декабре 1812 года в Кенигсберге после бегства из России.
26 ноября к Студёнке подошёл Наполеон с гвардией и приказал немедленно начать переправу на западный берег, сам император руководил с восточного берега обороной. Бригада лёгкой кавалерии, переправившись вброд в район Брили, отогнала казаков из отряда генерала Корнилова при помощи артиллерийских батарей, стрелявших по казакам с восточного берега. Первым в 1 час дня переправился 2-й корпус Удино, за ним Ней. Русский отряд генерала Чаплица обстреливал французские войска из 2 пушек издалека, ближе все подходы к мостам охранялись французами. К 4 часам дня был готов второй, более прочный мост (для артиллерии), стоявший в 180 м от первого.

В 2 часа дня 27 ноября Наполеон со старой гвардией перешёл на западный берег. Затем начали переправляться дивизии корпуса Виктора, часть его сил прикрывали переправу на восточном берегу в районе Студёнки. К ночи 27 ноября стали прибывать отставшие отряды, толпы небоеспособных солдат, гражданские с обозами.
27 ноября произошли первые бои. На правом (западном) берегу в районе Брили Удино и Ней оттеснили русского генерала Чаплица по направлению к Борисову. На левом (восточном) берегу в районе Студёнки Витгенштейн удачно атаковал и принудил сдаться 12-ю французскую дивизию Партуно, оставленную маршалом Виктором как арьергард.
28 ноября одна дивизия Дендельса из корпуса Виктора была возвращена на восточный берег для прикрытия переправы совместно с польской дивизией Жерара (всего 6 тысяч). Там эти дивизии в 9 часов утра вступили в бой с войсками Витгенштейна.
28 ноября войска Чичагова, который осознал, что Наполеон переправился у Студёнки, попытались атаковать переправившиеся силы французов, но безуспешно. Чичагов располагал 15 тысячами пехоты и 9 тысячами конницы, у корпуса Удино, который сдерживал Чичагова, было в распоряжении до 8 тысяч солдат, потом Наполеон отправил ему резерв в 4 тысячи. Удино был ранен и заменён маршалом Неем. Бои шли на обоих берегах Березины в районе болотисто-лесистой местности, затруднявшей манёвры кавалерии. Русские оттеснили французов, но не захватили переправу. Всего через Березину успело переправиться до 60 тысяч человек, большая часть из них гражданские и небоеспособные остатки «Великой Армии». Ближе к вечеру 28 ноября на собравшуюся толпу стали сыпаться ядра артиллерии Витгенштейна. Толпы людей кинулись к мостам. Один из мостов рухнул. В создавшемся беспорядке переправа застопорилась, люди по свидетельству очевидца погибали в давке от удушья. 29 ноября в 9 часов утра французский офицер Серюрье, выполняя приказ генерала Эбле, сжёг мосты. Военные обозы французов остались на восточном берегу. На оставшуюся на восточном берегу многотысячную толпу практически безоружных людей налетели казаки. К месту переправы запоздало подошли части Витгенштейна, уничтожая отставшие части французов.
Армия Наполеона через 3 дня после переправы сократилась до 9 тыс. солдат под ружьём, из них 4 тыс. в гвардии, выбыло из строя 21 тыс. солдат, не считая потерь среди небоеспособных лиц при армии. Ударившие морозы ускорили разложение Великой Армии.
Всего Наполеон потерял на реке около 35 тысяч человек пленёнными, ранеными, убитыми, утонувшими и замёрзшими.
Потери русских войск, согласно надписи на 25-й стене галереи воинской славы Храма Христа Спасителя, составили около 4 тыс. солдат за дни боёв во время переправы Наполеона.
6 декабря 1812 года, после переправы и сражения на Березине, Наполеон в местечке Сморгонь (см. рис. Карту выше) передал командование армией маршалу Мюрату, а сам в сопровождении 200 гвардейцев отправился в Париж собирать новою армию взамен уничтоженной в России.
5 декабря 1812 года после прибытия в Вильно в строю Экипажа находилось: 12 офицеров и 355 нижних чинов. Потери гвардейцев-моряков за истекший период составили: убитыми -16, умершими от ран и болезней -26, без вести пропавшими -8. Артиллерийская команда тоже понесла потери: убитыми -6 и умершими от ран и болезней -5 человек. Всего, после выхода из Петербурга, потери Экипажа составили 53 человека. 96 нижних чинов были награждены «Знаками отличия Военного Ордена». Уместно напомнить, что «Знак отличия Военного Ордена» учрежден был Императором Александром I 13 февраля 1807 года и до 1851 года имел лишь одну степень. Он представлял собой серебряный крест на черно-оранжевой ленте ордена Святого Георгия.
25 декабря 1812 г. в России был опубликован Манифест об окончании Отечественной войны.
1 января 1813 г. русская армия во главе с Императором Александром I, преследуя отступающих французов, перешла по льду реку Неман.
Начался заграничный поход русской армии. Гвардейский Экипаж также двинулся дальше на запад.
Теперь европейские вассалы Наполеона по мере продвижения русской армии становились союзниками России.
C 25 января по 16 марта 1813 года Экипаж построил большой и очень важный для движения войск мост через Вислу в городе Полоцке, а затем руководил его охраной до 5 апреля, после чего был направлен на соединение со своей дивизией.
9 -10 мая 1813 года морякам-гвардейцам пришлось с оружием в руках участвовать в сражении при городе Бауцене в Саксонии, недалеко от Дрездена.
Наполеон, оправившись от поражения в России, собрал 100 тысячное войско и решил остановить дальнейшее продвижение объединенных союзных армий на Запад.
9 мая Экипаж в составе резерва оказался под интенсивным артиллерийским огнем, но позицию не сдавал, хотя понёс большие потери. Даже музыканты Экипажа снимали с убитых товарищей сумы с патронами, брали их ружья и вступали в бой. Государь с возвышения смотрел на бой и несколько раз посылал сказать морякам, через генерал-адъютанта Ожаровского, что «Он вполне оценивает хладнокровную храбрость матросов». Более того, Гвардейский Экипаж прикрывал отступление всего резерва, когда было принято решение об отходе союзных войск ввиду существенного превосходства противника.
10 мая с утра снова разгорелся бой с превосходящими силами противника, Экипаж с честью сражался и в этот день. За два дня сражения при Бауцене Экипаж понёс значительные потери. Погиб исполняющий обязанности командира Гвардейского Экипажа капитан-лейтенант Г. К. Горемыкин, смертельно ранен лейтенант П.А. Колзаков 2-й. Погибли также 17 матросов и были ранены 2 офицера и 44 матроса. Четыре матроса Экипажа были награжде-ны «3наками отличия Военного Ордена».
После сражения при Бауцене обе стороны хотели сделать передышку, поэтому было заключено перемирие и на короткое время боевые действия прекраились.
Экипаж был размещен в городе Бриге на Одере для пополнения запасов и отдыха, а раненые отправлены на лечение в Прагу.
В этот период было получено предписание Великого Князя Константина Павловича о сформировании в Петербурге резервного Гвардейского Экипажа под общим началом капитана 1 ранга И. П. Карцова.
14-15 августа по окончании перемирия союзные войска атаковали французов у Дрездена, но эти атаки были отбиты и союзники были вынуждены отступать в Богемию к городу Теплице.
С 15 на 16 августа союзные войска, опасаясь быть окруженными, в ночь начали отходить от Дрездена в Богемию.
Наполеон направил 1-й армейский корпус маршала Вандама, находившийся в Чехии, на путь отхода союзников.
Против 35-ти тысячного корпуса маршала Вандама был направлен 10-ти тысячный сводный отряд русской армии под общим командованием генерал-лейтенанта графа Остермана-Толстого.

Граф Остерман-Толстой. Военная галерея портретов
Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. 1826 г. Государственный Эрмитаж.


Отряд состоял: из 1-й Гвардейской Дивизии генерал-лейтенанта Ермолова, в которую входили лейб-гвардии Преображенский, Семёновский, Измайловский, Егерский полки, Морской Гвардейский Экипаж, и 2-го армейского корпуса, изрядно поредевшего в недавних боях с Вандамом, под командованием генерал-лейтенанта принца Вюртембергского.
Русское командование решило остановить корпус Вандама у города Кульм. Гвардейская дивизия Ермолова закрепилась на позиции, имея в центре де-ревню Пристен, правый фланг – у селения Карвица, левый- у селения Страдень. 2-й армейский корпус занял Кульм. Этим самым позиция русских войск закрывала дорогу корпусу Вандама на спуске с гор и на выходе из ущелья. Это была очень удачная позиция, поскольку корпус Вандама из-за тесноты ущелья не мог воспользоваться своим численным перевесом.
С 10-ти часов 17 августа 1813 г. французы начали спускаться в долину, а около полудня стали многократно и ожесточённо штурмовать позиции русских, обстреливая их с господствующих над долиной высот своей артиллерией. Атаки Вандама были отбиты, в чем активно участвовал Морской экипаж. Два часа русская гвардия стойко отражала последующие, казалось бесконечные, атаки французов. Жаркий, кровопролитный бой разгорелся по всей линии фронта. Французы и русские перемешались, часто бой велся в штыки. Участник этого сражения мичман Гвардейского Экипажа М. Н. Лермонтов впоследствии вспоминал: «Схватки эти походили на сильный прибой волн, на ужас». Моряки дрались героически, как бывало и раньше. Писари, музыканты и другие нестроевые брали оружие убитых и шли в атаку, а раненые не покидали поле боя. В Экипаже были расстреляны все патроны и матросы собирали патроны даже из сумок убитых». Около 14 часов дня в сражение ворвалась 1-я кирасирская дивизия генерал-майора Депрерадовича и эти 4 полка тяжёлой кавалерии позволили генерал-лейтенанту Остерману-Толстому надёжно прикрыть фланги своей позиции. Сам командующий русским отрядом был тяжело ранен – ядром ему перебило руку. Его сменил генерал-лейтенант Ермолов.

Ермолов. Джорж Доу, А.В.Поляков, Голике. Военная галерея портретов
Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. 1826 г. Государственный Эрмитаж.

 

 
Ближе к вечеру Вандам перенёс всю тяжесть атак на левый фланг русских, на Страден. Французам удалось прорвать даже фронт, захватив батарею, и ворваться в Пристен, но солдаты Семеновского полка и матросы Гвардейского Экипажа решительной штыковой атакой отбросили неприятеля и отбили батарею назад. Атаку поддержали Лейб-гвардии Уланский и Лейб-гвардии Драгунский полки под командованием генерал-майора графа Дибича, без приказа Ермолова бросившиеся на помощь пехоте. Как впоследствии писал Ермолов: «Лейб-гвардии уланский и драгунский полки с невероятным стремлением ударили на колонны. Одна скрылась в лес, другая огонь дерзости угасила в крови своей. Охваченная со всех сторон, легла мертвая рядами на равнине».
К концу дня сражения 17-го августа к Кульму стали походить подкрепления от главных сил русской армии: правый фланг был усилен 1-ой кирасирской дивизией, а центр – гренадерской дивизией. Морской Гвардейский экипаж был заменен Гренадерским полком и отошел в резерв со всей гвардией. Соотношение сил резко изменилось в пользу русских и больше в этот день французы не предпринимали атак.
Гвардейский Экипаж понес в этом бою громадные потери: 75% офицеров и 38% нижних чинов погибли в бою.
18 августа, рано утром, в Теплицы прибыл Государь и Барклай-де-Толли с главными силами.Началась атака союзников на французский корпус со всех сторон и, увидев себя окруженным, маршал Вандам решил сдаться.

А. Коцебу. Сражение при Кульме 17-18 августа 1813 года. Государственный Эрмитаж

&nbsp

 
Русская Гвардия в этот день в бою не участвовала. Союзники взяли в плен около 12 тыс. французов, самого маршала Вандама и 2-х его генералов, 2 знамени, 3 орла, всю артил-лерию (84 орудия и 200 зарядных ящиков) и весь обоз.До 10-ти тысяч пало ранеными и убитыми. После этого поражения Наполеон начал отход на Лейпциг.
Потери союзников были тоже велики: 3000 убитыми и ранеными потеряла Российская Гвардия только за один день 17 августа, а 18 августа урон русских был до 1000 человек, 1500 пруссаков и 900 австрийцев.
За этот героический бой 111 офицеров и матросов Экипажа были награждены русскими орденами и медалями. Король Прусский также наградил 4-х офицеров Экипажа своими орденами и медалями, и учредил особый крест, которым впоследствии были награждены все участники Кульмского боя. Австрийский Император наградил одного офицера Экипажа орденом и 3-х матросов медалями: одного золотой, а двух других — серебрянной.
Гвардейскому экипажу за участие в сражении под Кульмом Императором Александром I пожаловано Георгиевское знамя
На месте героического боя при Кульме установлена стела с памятной доской. Бывший Кульм, называют сейчас в Чехии как Хлумец.

Чешский памятник на месте сражения под Кульмом ( ныне Хлумец).

 

 
После поражения корпуса Вандама Наполеон стал действовать менее решительно. Только к началу октября его войска стали концентрироваться в районе Лейпцига, где суждено было 5-7 октября разыграться знаменитой «Битве народов», решившей, по сути, падение Наполеона и участь Европы. До начала Первой мировой войны эта битва считалась крупнейшей в истории.

К 4-му октября 1813 года вокруг Лейпцига собралось более 300 тысяч войск союзных армий с 1500 орудиями против 190 тысяч французов при 700 орудиях. Сражение началось рано утром. Но Экипаж со всей гвардией простоял весь этот день в резерве у Магдеборна. Непосредственное участие в «Битве народов» принимала только артиллерийская команда Экипажа, которая вместе с гвардейской артиллерией сыграла важную роль в поражении французов.

Памятник Битве народов расположен в центре поля битвы. Высота памятника 91 м. От основания к верхней обзорной платформе ведут 500 ступеней. С недавних пор имеется два лифта, поднимающихся до средней обзорной платформы на высоте 57 м. Внутри памятника расположен «Зал славы», на потолке которого изображены 324 всадника почти в натуральную величину. В зале стоят четыре статуи «поминальщиков» высотой 9,5 метров, олицетворяющих добродетели: храбрость, силу веры, народную мощь и самоотверженность. Фигура у основания памятника изображает архангела Михаила, в непосредственной близости от памятника находится камень Наполеона. На этом месте 18 октября 1813 года Наполеон расположил свою ставку.
Монумент и камень Наполеона нередко считаются частями общего комплекса, посвящённого Битве народов.
В последующие дни после Битвы народов Экипаж занимался тяжелой, безостановочной работой по восстановлению мостов и плотин, которые французы разрушили при отступлении к Лейпцигу.
7-го октября союзными войсками был занят Лейпциг, началось беспорядоч-ное отступление французов, напоминавшее их отход из России в 1812 году. Войска союзников следовали за ними по пятам.
24 октября был взят Франкфурт — на — Майне, а 29 октября в него вступил Экипаж и начал сооружать мост через реку. Позже этот мост моряки-гвардейцы охраняли до 15 ноября, а 22 ноября соорудили еще два моста в Вюрцбурге – на – Майне: один плавучий для артиллерии и кавалерии и второй — на козлах для инфантерии.
1 января 1814 года Экипаж через Базельский мост вступил на территорию Франции. Через месяц Экипаж послали на срочное сооружение во французском городе Ножан переправы через реку Сену для отхода корпуса графа Витгенштейна. 6 февраля плавучий мост был оперативно сделан матросами Экипажа из речных судов, 7 февраля корпус был переправлен, а мост уничтожен. Позже Экипаж был направлен в Сен Луи, где так же, как и в Ножане, переправил австрийские войска фельдмаршала Вреде.
20 марта 1814 года Экипаж вместе со всей русской гвардией вступил в столицу Франции – Париж. Однако наступило время отправки победоносных российских воск на Родину. Для доставки Гвардейского Экипажа в Россию был назначен приписанный к Экипажу фрегат «Архипелаг». Остальные части Гвардейского корпуса доставлялись в Россию на кораблях эскадры Балтийского флота из французского порта Шербур.
22 мая 1814 г. Гвардейский Экипаж выступил маршем в город Гавр, где 3 июня погрузился на ожидавший его там фрегат «Архипелаг»

Акварель. А.А.Тронь. Гвардейский экипаж в 1814 году на фрегате «Архипелаг».

 
и 18 июля, успешно завершив морской переход, вернулся в Россию, в Кронштадт.
С 20 по 30 июля в Ораниенбауме Экипаж готовился к вступлению вместе с гвардией в столицу Санкт-Петербург.
30 июля 1814 года Морской Гвардейский Экипаж в колонне Российской Императорской Гвардии торжественно, через триумфальные ворота у Нарвской заставы, вошел в Санкт-Петербург. На фасаде этих ворот увековечено его имя в числе полков русской гвардии, особо отличившихся в войну 1812-1814 годов.
Два с половиной года Морской Гвардейский Экипаж воевал с французами и стал по настоящему гвардейским подразделением военно-морского флота России.
С 4 августа 1814 г. Экипаж опять вступил в заведование гребными судами и яхтами и снова продолжил нести караульную службу в столице и дворцах.

4 февраля 1815 г. при поддержке своих сторонников Наполеон бежал с острова Эльба, возглавил Францию, армию и возобновил войну. Россия начала отправку своих войск.
9 июня 1815 года Экипаж покинул Санкт-Петербург и 4 августа прибыл в Вильно. Однако, после поражения при Ватерлоо, Наполеон был окончательно разгромлен и отправлен в ссылку на остров Святой Елены в центральной части Атлантического океана южнее экватора.
10 августа Экипаж двинулся в обратный путь и 8 сентября вернулся в столи-цу.
В октябре 1815 г. матросам Экипажа, которые наиболее отличились в боях под Бауценом и Кульмом, были вручены 45 «Знаков отличия Военного ордена» и Кульмские кресты.

Современный вид казарм Гвардейского экипажа, построенных в 1820 году на набережной канала Грибоедова, дом 133. Санкт-Петербург.

 

 
Рядом с казармами Экипажа находится Николо-Богоявленский Морской Собор, построенный ещё при Императрице Елизавете Петровне с 1752 по 1762 годы. На сооружение собирались пожертвования, в том числе и гребцами «Придворной гребецкой команды». Этот собор и стал основным храмом Морского Гвардейского Экипажа.

Николо-Богоявленский Морской собор (общий вид с канала Грибоедова). Санкт-Петербург. Октябрь 2010 года.

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Гвардейский морской экипаж — военно-морская часть русской императорской гвардии.
16.02.1710/1810 — 04.03.1917 (по старому стилю)
Праздник: 6 декабря, день св. Николая Чудотворца.
Дислокация: Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 133.

Фотография. Первый командир Гвардейского экипажа в последствии контр-адмирал И.П.Карцов. Фото из фондов ЦВММ.
[2] Тильзи́тский мир — мирный договор, заключённый в период с 25 июня по 9 июля 1807 года в Тильзите (ныне г. Советск Калининградской области) между Александром I и Наполеоном после войны 1806 и 1807 годов, в кото-рой Россия помогала Пруссии.
[3] “….в русской морской истории было еще несколько флотоводцев, заслуживших, по мнению автора, орден Святого Георгия I или II степеней. Во-первых Ф.Ф. Ушаков был достоин I степени за взятие силами флота первоклассной крепости Корфу. Вторым мог стать Д.Н. Сенявин, добившейся благодаря оригинальной тактике ярких побед в сражениях Афонском и Дарданельском, спасший для России эскадру, действовавший самостоятельно и независимо. Мог быть удостоен ордена II степени и командующий эскадрой при Наварине А.П. Гейден. Мог рассчитывать на подобную награду Н.О. Эссен, если бы прожил еще несколько лет. Но история не знает сослагательного наклонения» (Н.В. Скрицкий. Георгиевские кавалеры под Андреевским флагом. М., Центрполитграф, 2002)
[4] Дрисский укреплённый лагерь был устроен перед началом войны 1812 года на левом берегу в излучине Западной Двины, между местечком Дрисса (ныне Верхнедвинск) и деревней Шатрово. По планам 1-я армия Барклая-де-Толли, опираясь на этот лагерь, должна была удерживать неприятеля с фронта после отступления от границы империи. Исходный план оказался несостоятельным ввиду плохого качества оборонительной позиции и громадного превосходства сил Наполеона. 1 июля в Дриссу прибыл император Александр I. На военном совете в Дриссе уже через 5 дней после занятия лагеря было принято решение лагерь оставить и войска 1-й армии стали отходить к Витебску и далее, чтобы успеть соединиться со 2-й Западной армией князя Багратиона. Клаузевиц, участвовавший в подготовке лагеря к обороне, отмечает: Если бы русские сами добровольно не покинули этой позиции, то они оказались бы атакованными с тыла, и безразлично, было бы их 90 000 или 120 000 человек, они были бы загнаны в полукруг окопов и принуждены к капитуляции. Обсуждение Дрисского лагеря на военном совете описано Л. Н. Толстым в романе «Война и Мир» (том третий, часть I, главы X—XI)
[5] Колочь (иногда также Колоча) — река в Московской области России, правый приток Москвы-реки. На реке деревни: Власово, Бараново, Суконниково, станция Колочь. Протекает по историческому Бородинскому полю мимо села Бородино на левом берегу, деревень Горки на правом берегу и Новое Село на правом. Колочь берёт начало у деревни Прокофьево, в 5 км к юго-западу от станции Уваровка Белорусской железной дороги. Устье у де-ревни Старое Село на южном берегу Можайского водохранилища. Для предотвращения затопления Бородинского поля водами водохранилища была построена земляная плотина с бетонным водосбросом и насосной станцией, перекачивающей воду реки в водохранилище.
[6] Протва́ — река в Московской и Калужской областях России, левый приток Оки. Берёт начало в Можайском районе Московской области близ села Мокрое. От истока течёт на восток, у города Вереи круто поворачивает на юг, от Боровска течёт в основном на восток и юго-восток. Впадает в Оку в 12 км выше Серпухова. На Протве — города Верея, Боровск, Обнинск, Жуков, Кремёнки, Протвино.