Декабрь 1941
В период, когда на западном (под Москвой) и северо-западном (под Тихвином) направлениях советско-германского фронта в декабре 1941 года шло контрнаступление Красной Армии, обстановка на южном крыле характеризовалась стабилизацией, в частности на донбасском направлении.
В то же время в районе Севастополя советские войска в ходе тяжелых и упорных оборонительных боев отразили второе наступление 11-й немецкой армии. Но противник приблизился на 6—7 км к городу, и положение его защитников значительно осложнилось. Практически вся территория, обороняемая нашими войсками, оказалась под огнем вражеской артиллерии.
В этой обстановке советское Верховное Главнокомандование приняло решение расширить фронт контрнаступления и подключить к активным действиям Закавказский фронт и Черноморский флот.
7 декабря 1941 года Ставка ВГК поставила перед командованием Закавказского фронта (командующий — Д.Т.Козлов, начальник штаба — Ф. И. Толбухин) задачу в двухнедельный срок подготовить и провести стратегическую Керченско-Феодосийскую десантную операцию для овладения Керченским полуостровом. План операции, составленный Толбухиным, состоял в том, чтобы одновременной высадкой 51-й и 44-й армий в район Керчи и в Феодосийский порт окружить и уничтожить керченскую группировку противника.
В дальнейшем предполагалось развить наступление вглубь полуострова, деблокировать Севастополь и полностью освободить Крым. Главный удар, в районе Феодосии, должна была наносить снятая с иранской границы 44-я армия (генерал-майор А.Н.Первушин), расмотренный в предыдущем пункте 2.4., а вспомогательный, в районе Керчи, — 51-я армия (генерал-лейтенант В. Н. Львов) рассматривается в этом пункте.
Высадку войск 44 и 51 армий планировалось провести на широком фронте (до 250 км) одновременно в нескольких пунктах, чтобы лишить противника возможности маневрировать резервами и сковать его на всех важнейших направлениях.
Для их обеспечения привлекалось 78 боевых кораблей и 170 транспортных судов, всего свыше 250 кораблей и судов, в том числе 2 крейсера, 6 эсминцев, 52 сторожевых и торпедных катера Черноморского флота (вице-адмирал Ф. С. Октябрьский) и Азовской военной флотилии (контр-адмирал С. Г. Горшков).
25 декабря 1941 года началась Керченская морская десантная операция (15 малых боевых кораблей Азовской флотилии[1] и 115 маломерных судов, на борту которых находились части 224–й дивизии и 83-й морской стрелковой бригады), 5-ю отрядами. Место высадки: северное побережье Керченского полуострова в районе Арабатской стрелки (Ак-Монай) для соединения арабатского десанта с десантом, высаженном в Феодосийском порту.
На переходе в Азовском море разыгрался шторм силой 5-6 баллов. Малые суда стали сбиваться с курса и терять скорость, а находившиеся на буксирах баржи и баркасы заливало водой, буксирные тросы обрывались. Дальнейшее движение десанта на запад вдоль северного побережья Керченского полуострова было невозможно. Поэтому командующий Азовской флотилией контр-адмирал С.Г. Горшков вынужден был высадить десант только в уже достигнутых десантом местах севернее Керчи, не дойдя до Арабатской стрелки значительное расстояние. Это нарушило план операции, предусматривающий окружение керченской группировки противника, и последующее ее уничтожение. Десант пришлось высаживать днем 26 декабря 1941 года, во многом утратив, внезапность. Большой накат волн на кромку льда у берега не позволяли судам подойти к берегу. Десантники по грудь в ледяной воде добирались до берега, неся большие потери от огня береговых точек сопротивления и господствующей вражеской авиации. И все же моряки флотилии сумели высадить десант в двух пунктах[2]: в одном (мыс Зюк) — 1378 человек (по плану 2883), 3 танка, 4 орудия, 9 минометов и в другом — западнее мыса Хрони (в бухте Булганак) — 1452 (1694) человека, 3 танка, 4 орудия.
26 декабря 1941 года в таких же условиях три отряда малых кораблей и судов Керченской ВМБ [3] под руководством контр-адмирала А.С. Фролова высаживала десант южнее Керчи в районе поселков Камыш-Бурун и Эльтиген. Высадку поддерживали артиллерия с Таманского полуострова и арт-огонь катеров.
Однако в условиях шторма многие корабли и суда были выброшены на отмели. На берег высадилось 1600 человек у Камыш-Буруна и 674 человек в районе Эльтигена и прилегающих к нему местах. В условиях сильного шторма (7-8 баллов) и ошибки командира одного из отрядов высадки десанта в составе 2393-х человек, подкрепления для высадившегося десанта не произошло, а оно было очень необходимо. На третьи сутки из Эльтигена к основным силам десанта в район Камыш-Буруна пробились два человека и несколько человек на шлюпке возвратились на корабли. В результате упорных боев в районе Камыш-Буруна появилось много раненных и обмороженных. Для оказания им помощи на плацдарм торпедными катерами под прицельным огнем были доставлены медработники и медикаменты.
Итак, в конце декабря 1941 (1-й этап операции) части Закавказского фронта при поддержке судов Черноморского флота и Азовской флотилии произвели морской десант: 26 декабря в районе Керчи и 29 декабря — в районе Феодосии. Первоначальная численность десанта составила более 40 тыс. человек.
В Феодосии выгрузка сил десанта проходила в порту. Сопротивление немецкого гарнизона (3 тысячи человек) было сломлено к исходу дня 29 декабря (подробно см. пункт 2.4.), после чего в Феодосию стали поступать подкрепления.
В районе Керчи высадка происходила намного сложнее: отнюдь не всё прошло гладко. Наши войска понесли ощутимые потери, а главное – были запечатаны на плацдармах отчаянно сопротивляющимся противником, хотя в этот момент силы противника на Керченском полуострове были представлены одной немецкой дивизией — 46-й пехотной и румынским полком горных стрелков. Силы десанта в Керчи многократно превосходили силы вермахта в данном районе . Однако положение высаженных войск усугубилось в последующие 2 дня, когда сильный шторм и последующее замерзание Азовского моря сорвали доставку подкреплений и снабжения на плацдармы. В итоге цель высаженных десантов – захват Керчи – в первые три дня достигнута не была. Пехота высаживалась прямо в ледяное море и по грудь в воде шла к берегу. Переохлаждение вызвало большие потери. Через несколько дней после начала высадки ударил мороз и большая часть 51-й армии переправилась по льду замерзшего Керченского пролива.
Когда ситуация в районе Керчи стала критической, советские корабельные соединения с десантом на борту как раз подходили к Феодосии…
Высадка морского десанта в Феодосии угрожала окружением, поэтому командующий 42-м корпусом генерал фон Шпонек немедленно отдал приказ к отходу. Позднее поступил приказ Манштейна держать оборону, но выполнить его уже было невозможно. Немецкие войска отступили, избежав таким образом окружения, но при этом оставили все тяжелое вооружение. За формальное нарушение приказа фон Шпонек был отстранен от командования и отдан под суд.
В результате реализации Керченско-Феодосийской десантной операции положение немецких войск в Крыму стало угрожающим.
В ходе этих морских десантов силами Черноморского флота, Азовской военной флотилией и Керченской ВМБ в Крым были доставлены 40 319 человек, 1760 лошадей, 434 орудия и миномета, 43 танка, 330 автомашин, 978 т боеприпасов и другие грузы.
02.01.1942, развивая успех, войска 44-й и 51-й армий полностью освободили Керченский полуостров, нанеся группировке противника большие потери.
[1]Азовская флотилия в составе ЧФ
(командующий флотилией контр-адмирал С.Г. Горшков)
По состоянию на август 1941 года флотилия состояла из дивизиона канонерских лодок, дивизиона сторожевых кораблей-тральщиков, отряда сторожевых катеров и катеров-тральщиков, сформированных из мобилизованных судов Азово-Черноморского пароходства.
В сентябре 1941 г. в состав флотилии вошел отдельный Донской отряд речных кораблей в составе дивизиона речных канонерских лодок и дивизиона сторожевых катеров.
В мае 1942 г. в состав флотилии вошел отдельный Кубанский отряд сторожевых катеров.
К июлю 1942 г. флотилия имела монитор (3х130мм, 2х45мм, 2х20мм), 8 канонерских лодок (вооружение 2х130-76мм, 2х45мм), три сторожевых корабля-тральщика (2х45мм, 2х20мм), 7 бронекатеров, 7 торпедных катеров, 35 сторожевых катеров, 9 катеров-тральщиков, 23 полуглиссера ( 93 вымпела москитного флота).
Задача: содействия войскам Южного фронта в ведении оборонительных действий на приморских направлениях и обеспечения перевозок на Азовском море.
[2] Мыс Зюк и мыс Хрони
[3]Для участия в операции было выделено 37 сейнеров (из них 6 — вооруженных 45-мм пушками), три буксира, две баржи и болиндер — десантная баржа времен Первой мировой войны с давно снятым двигателем (см. пункт 2.1.). Высадку обеспечивали 6 сторожевых катеров типа «МО-4» и 29 торпедных катеров — правда, вооруженных только пулеметами ДШК. Торпеды у катеров были сняты, а желоба на корме приспособлены для посадки бойцов. Впоследствии к этим силам добавились катерный тральщик «Валерий Чкалов» (командир мичман М. А. Швец), плавбатарея № 4 и бронекатер № 302. Все суда могли за один рейс перевезти 5,5 тысяч человек и до 20 полевых орудий.