2.19. Морской десант на Балтийскую косу и последний морской бой на Балтике

Апрель-май 1945 года

Карта

В то время, когда в Берлине шли кровопролитные бои и близилась безоговорочная капитуляция фашистской Германии и ее вооруженных сил, в некоторых других районах продолжалась война.
25 апреля 1945 года войска 11-й гвардейской армии ворвались в Пиллау (ныне Балтийск- Военно-морская база Балтийского флота), форсировали небольшой судоходный канал и стали развивать наступление вглубь косы Фрише-Нерунг (ныне Балтийско-Вислинская коса[1]).

По этой косе противник имел возможность отходить к Польше единственным сухопутным путем. Кроме того, с косы было удобно проводить морскую эвакуацию войск прямо на территорию Германии.
Чтобы отрезать противнику путь отхода, было решено высадить на косу морской десант в количестве 600 человек.

Поздно вечером 7 торпедных катеров и 12 катерных-тральщиков под командованием капитан-лейтенанта А.Д. Дудина, взяв десант, тремя отрядами вышли в море. В голове каждого отряда в качестве навигационного лидера следовал морской бронекатер. Эти бронекатера должны были также осуществлять артиллерийскую поддержку десанта. Со стороны моря высадку десанта прикрывали 3 отряда торпедных катеров по 4 катера в каждом. Со стороны материкового берега по реке Прегель[2] шел десант с тыла на противоположный берег косы. С этого направления десант был обеспечен огневой поддержкой двумя артиллерийскими бригадами 43й армии и тяжелыми морскими железнодорожными батареями. С воздуха операцию прикрывали около 300 самолетов различных типов.
Во время перехода десанта торпедные катера прикрытия дважды встретились с быстроходными десантными баржами и сторожевыми катерами противника и заставили их отойти в море.
За 20 минут до высадки десанта по вражеским укреплениям на косе был нанесен мощный артиллерийский и авиационный удар.
За 45 минут были высажены  все 600 десантников со стороны моря и десант с тыла на противоположном берегу косы.
26 апреля 1945 года около 11-00 обе группы десантников соединились, перерезав косу и преградив путь отступающим немецким войскам.
В полдень со стороны Пиллау к десантникам подошли передовые части 11-й гвардейской армии.
После короткого ожесточенного боя вся северная часть косы была захвачена нашими войсками.
В этом сражении немцы потеряли около 1700 человек, и было взято в плен 5800 солдат и офицеров и много трофеев.

В тоже время в нашей открытой исторической военно-морской литературе не удалось обнаружить никаких комментариев о том, что в последние дни перед штурмом, Пиллау представлял собой огромный перевалочный пункт по отправке стекавшихся со всего Земландского (ныне Калининградского) полуострова беженцев; через пролив на косу Фрише-Нерунг и морским маршрутом на полуостров Хель. Всего в период с 23 января по 24 апреля через Пиллау было эвакуировано: в Нойтиф (немецкий аэродром и авабаза) и далее по косе Фрише-Нерунг на запад около 180 000—200 000 человек, а морским путем на транспортных судах около 141 000 раненых и 451 000 беженцев. Русские перерезали узкую косу Фрише-Нарунг с целью отрезать ушедшие из Пиллау немецкие части. Однако немцы в порыве безумной ярости сумели прорваться ( сколько и куда ушло?). 8 мая остатки немецких войск капитулировали.
И еще. Последней успешной операцией, осуществленной германским надводным флотом на Балтике (так считают немецкие историки), стала эвакуация войск и беженцев с полуострова Хель. 5-8 мая 1945 года 8 эсминцев («Риделъ», «Лоди», «Ин», «Ян», «Галъапером», «Z-25», «Z-38», «Z-39») и 5 миноносцев («Т-23», «Т-28», «Т-17», «Т-19», «Т-35» — подробно о немецких миноносцах см. Интернет. С.Б. Трубицын Миноносцы и эскортные корабли Германии (1926-1945)) совершили по два похода к Хелю и эвакуировали с полуострова в Киль значительное число военнослужащих, раненных и лиц гражданского населения (43-67 тыс. человек), подвергая при этом. себя немалому риску атак со стороны советской авиации, торпедных катеров и подводных лодок.
8 мая 1945 года на всех кораблях кригсмарине были спущены германские флаги. На этом боевая карьера 2-й боевой группы закончилась.
В Интернете есть краткая справка о том, что 6 мая 1945 года когда немецкие эсминцы и миноносцы эвакуировали беженцев произошла случайная встреча и бой в районе маяка Риксгефт (Хельская коса) с шестью советскими малыми охотниками за подводными лодками типа Д-3 (иногда их называют малые сторожевые корабли), следующими по маршруту Кранц (ныне Зеленоградск, Калининградской обл.) — Штольпмюнде (ныне Устка, Польша).

Видимость была небольшой. Советские сторожевики с обнаружением противника стремительно пошли на него в атаку, открыв артиллерийский-пулеметный огонь. Корабли противника, имея на палубах повсеместное размещение беженцев, открыли по возможности заградительный огонь, увеличили скорость до максимального и уклонившись от боя, поспешно направились в сторону Киля. К сожалению, сторожевик «МО-595» получил серьезные повреждения и затонул. Экипаж затонувшего сторожевика был спасен датской шхуной и передан английскому командованию, а затем возвращен в СССР.
Это был последний морской бой на Балтийском морском фронте страны.
О действиях немецких миноносцев см. также пункты 2.15., 2.16.2., 2.16.3.,5.4.6.

МО-595, заводской № 91. Построен в 1943–1944 гг. на заводе № 5 НКВД. Тип Д-3. Деревянный корпус, как у торпедного катера Д-3. Вступил в строй 30.09.1944 г. и 28.11.1944 г. вошел в состав Балтийского Флота.
Как фамилии командиров этих сторожевиков, которые совершили Подвиг, обратив в бегство превосходящего противника, в открытой литературе узнать, не удалось. Может кто-то поможет ликвидировать этот пробел нашей военно-морской исторической науки.


[1] Балтийская коса (Вислинская коса («Mierzeja Wiślana» — название на территории Польши, до 1946 года коса именовалась «Фрише-Нерунг») — уникальный географический объект, представляющий собой узкую полоску суши с песчаными пляжами и дюнами шириной 300—1800 м в средней и южной и 8-9 км в северной частях. Длина косы — 65 км (из которых сегодня 35 принадлежат Калининградской области, остальные — Польше). Частично покрыта лесом. Коса соединена с материком на польской стороне. С российской стороны оконечность косы отделена от материка судоходным каналом в городе Балтийске.

[2] Pregel — Прегель, лит. Prieglius, польск. Pregoła) — река, впадающая в Балтийское море, точнее в пресноводный Калининградский (Вислинский) залив. На берегах Прегеля располагается город Калининград и судостроительный завод, ныне называемый открытое акционерное общество «Прибалтийский судостроительный завод „Янтарь“».