Сентябрь 1943-Апрель 1945 года
Днепровская флотилия (командующий В.В. Григорьев) с момента возрождения (14 сентября 1943 года[1]), продолжая лучшие традиции Морского гвардейского экипажа (см. Приложение 11) прошла вместе с наступающими армиями боевой путь протяженностью в несколько тысяч километров от Волги до Шпрее, переходя с одного бассейна на другой, обеспечивая решающую помощь армиям при выполнении боевых задач. Когда же между этими бассейнами не было водного пути, то сотни боевых кораблей и тысячи тонн боевого снаряжения приходилось перебрасывать по железной дороге. Лишь с Вислы на Одер и на Шпрее корабли Днепровской флотилии прошли своим ходом,
преодолевая на пути к центру фашистской столицы взорванные шлюзы и мосты.
Во второй половине 23 июня 1943 года началась стратегическая операция «Багратион». Операция началась мощным артиллерийским наступлением. Бронекаткра Днепровской флотилии выпустили 1330 снарядов.
Перед операцией «Багратион» на Днепровскую флотилию для дальнейшего прохождения службы прибыл Герой Советского Союза рядовой Алексей Куликов[2]. На кораблях флотилии, понятно, заинтересовались этим солдатом. Выяснилось, что ему 19 лет, родом он из Саратовской обл. Отличился минувшей осенью при форсировании Днепра, за что и был удостоен Золотой Звезды. Потом Куликов был ранен, и ему представился случай поговорить с посетившим госпиталь К. К- Рокоссовским. В разговоре командующий спросил, нет ли у него личных просьб. Куликов признался: есть давнишняя мечта — служить на флоте, воевать моряком. Рокоссовский ответил, что моряки воюют совсем близко, на Днепровской флотилии, и распорядился, чтобы этого пехотинца по излечении перевели на флотилию. Куликов был назначен на бронекатер в расчет орудийной башни, возглавляемой старшиной 1-й статьи Набиюллой Насыровым. За короткий срок он отлично освоил свои обязанности наводчика и геройски воевал.
23 июня 1944 года Войска 1-го Белорусского фронта прорвали укрепленные рубежи противника и быстро продвигались в глубину его обороны. Чтобы спасти от окружения свои части на левом берегу Березины, фашисты начали спешно перебрасывать туда подкрепления. Переправу немцы производили в районе сильно укрепленного узла Паричи. Командарм П. И. Батов приказал Днепровской флотилии уничтожить эту переправу. Командир 1-й бригады речных кораблей капитан 2-го ранга С. М. Лялько организовал совместно с частями 193-й стрелковой дивизии разгром и захват узла сопротивления в Здудичи на переднем крае немецкой обороны, после чего бронекатера капитана 3-го ранга А. И. Пескова начали стремительное продвижение вверх по Березине к Паричам.
Бронекатера под сильным огнем противника, получая повреждения, неся потери в личном составе, прорвались к переправе на дистанции 600—800 метров, начали почти в упор расстреливать переправлявшихся через Березину фашистов и их боевую технику. После упорного боя переправа была взорвана, и гитлеровцы в панике начали откатываться к Бобруйску. В этом напряженном бою особенно отличился командир отряда бронекатеров старший лейтенант И. М. Плехов, командиры бронекатеров старшие лейтенанты М. Д. Жиленко и А. А. Захаров и лейтенант А. М. Евгеньев, уничтожившие 20 арторудий, 2 танка и 15 дзотов. К 29 июня наши войска при активном содействии флотилии полностью уничтожили окруженную в Бобруйске 40-тысячную группировку гитлеровцев.
Одновременно с поддержкой наступавших частей арт. огнем и высадкой десантов днепровцы выполняли и другой приказ командующего фронтом о срочной переправе через реку Березину 48-й армии генерал-лейтенанта П. Л. Романенко.
Требовалось переправить всю 48 армию, насчитывавшую 66 тысяч человек, имевшую полторы тысячи орудий и минометов, семь тысяч лошадей, сотни автомашин, тысячи повозок. Начать переправу надлежало 28 июня 1944 года. От окраин Бобруйска, где гремел бой, в котором участвовали корабли флотилии, до участка, намеченного для переправы армии — в районе селений Доманово и Стасевка[3], — было всего несколько километров. Для переправы ДВФ смогла поставить 28 кораблей: 12 сторожевых катеров, 6 бронекатеров и 10 катерных тральщиков. К этому прибавлялись трофейные баржи, пригодные для перевозки орудий, машин, повозок, а буксировать баржи могли тральщики. Они же, как и сторожевые катера, предназначались для перевозки боеприпасов и других грузов, а бронекатера — для быстрой переброски бойцов со стрелковым оружием. На спаренных бронекатерах приспособились перевозить и 122-миллиметровые орудия, что никогда раньше не делалось. Переправу могли задержать семь тысяч армейских лошадей, если бы возить их на баржах. Однако нашелся способ более быстрый: лошади на буксире у катерных тральщиков сами переплывали реку, связанные по десять — двенадцать голов — к хвосту одной крепился повод следующей. Тральщик давал малый ход, и живая цепочка, сформированная на берегу, втягивалась в воду. Лошади, пока могли, шли по дну, а потом послушно плыли друг за дружкой. На реке стоял еще весенний разлив
На рассвете 30 июня 1944 года переправа армии в условиях противодействия противника закончилась немного раньше намеченного срока. Командование армии поблагодарила моряков за сделанное. 48 армия своевременно начала наступление по плану командующего фронтом. Переправа днепровцами сухопутных войск в таких масштабах в ходе войны была осуществлена впервые. На этом боевые действия Днепровской флотилии на Березине были успешно закончены. В это же время на Припяти, в районе к западу от Мозыря, 2-я бригада речных кораблей под командованием капитана 2-го ранга В. М. Митина громила противника совместно с войсками 61-й армии генерал-лейтенанта П. А. Белова. Таким образом, флотилия в ходе стратегической операции «Багратион» вела фактически активные действия на двух опе¬рационных направлениях, удаленных друг от друга на несколько сот километров. Это впервые имело место в боевой практике на реках. Однако, теперь все корабли флотилии понадобились на Припяти. Еще 27 июня ДВФ получила от начальника штаба фронта телеграмму, предписывавшую обеспечить силами находившейся там 2-й бригады кораблей поддержку 55-й Мозырской дивизии, наступавшей в направлении на Петриков. На следующий день начальник штаба флотилии Балакирев донес, что бригада взаимодействует с наступающими частями дивизии. Но бригада-то состояла на тот день из четырех бронекатеров, пяти тральщиков, одной плавбатареи да дюжины полуглиссеров…
Утром 29 июня, когда еще не закончились бои в Бобруйске и полным ходом шла переправа 48-й армии, от командования фронтом поступила новая депеша. Приказывалось: все силы флотилии, действовавшие на Березине, сосредоточить к исходу 2 июля 1942 года на Припяти, в районе Мозыря. Таким образом, 1-й бригаде Лялько надо было повторить в обратном направлении примерно 700-километровый переход, совершенный полмесяца назад.
Переправа днепровцами сухопутных войск в таких масштабах в ходе войны была осуществлена впервые.
Ход военных действий на Березине показал настоятельную необходимость иметь на флотилии хотя бы небольшое подразделение морской пехоты — свой десантный отряд. Это позволило бы нам заботиться не просто о разрушении, но и о захвате переправ, удерживаемых под прикрытием огня кораблей до подхода сухопутных войск. Такой отряд в составе 33 краснофлотцев был создан. Командиром этого отряда назначили бывалого моряка младшего лейтенанта Николая Чалого. Он был одним из тех командиров-самородков, для которых боевая обстановка всегда открывает возможности проявить себя. Чалый организовал тренировки своего отряда в высадке с катеров и шлюпок, в стрельбе и метании гранат, в ведении рукопашного боя и разминировании, т.е. подготовку для прочесывания берегов реки, несения боевого охранения, ведения разведки.
Во всех последующих боях вместе с экипажами кораблей решительно и инициативно дрался с врагом и десантный отряд Чалого.
За исключительный героизм и мужество одиннадцати бойцам десантного отряда — младшему лейтенанту Н. П. Чалому (посмертно), матросам В. К. Кириллову, Л. Д. Куколевскому, Г. Г. Мурзаханову, Г. А. Тупи-цыну, Н. А. Сикорскому, А. В. Фирсову, старшинам и сержантам Пономареву, В. Г. Канарееву, Г. Л. Попову и А. Н. Столярову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
К 11 июля флотилия, имея в своем составе уже более 100 боевых кораблей, сосредоточилась на ближних подступах к «столице» Полесья — Пинску. Город еще находился в глубине обороны противника, в 20 километрах от линии фронта. План операции предусматривал внезапный прорыв кораблей по реке к Пинску, с двух направлений по рекам Пине и Ясельде, высадку с кораблей в центре города десанта в составе двух стрелковых полков 415-й стрелковой дивизии.
Задача — нарушить систему обороны противника, облегчить наступление частей 61-й армии, штурмовавших Пинск по северному берегу Припяти. Расчет на внезапность полностью оправдался. Десант в центре города был высажен без потерь. Двое суток он вел напряженные бои. При высадке подкреплений десанту 12 июля отличился бронекатер № 92. Он дважды за день прорывался непосредственно в порт и высаживал свежие силы. Боевой расчет артиллерийской башни бронекатера возглавлял уже упоминавшийся гвардии старшина 1-й статьи Набиюлла Насыров. Через завесу плотного огня БКА-92 решительно следовал к набережной, где закрепились наши десантники. Река кипела от взрывов. Насыров и его заместитель А. Куликов хладнокровно били прямой наводкой по вражеским танкам, минометам и пулеметам. От прямого попадания фашистского снаряда в башне возник пожар, и казалось, что все уже кончено. Раненые, обожженные и истекающие кровью гвардейцы продолжали бой.
Насыров и Куликов скончались на руках своих боевых товарищей, до конца выполнив воинский долг перед Родиной. Сейчас на месте их гибели стоит памятник — поднятый из воды и поставленный на пьедестал бронекатер № 92.
В Пинске двум улицам присвоены имена героев.
В Пинске Днепровская военная флотилия окончила боевые действия в стратегической операции «Багратион».
За доблестные боевые действия в этой операции Днепровская флотилия первой из речных флотилий была награждена орденом Красного Знамени. Этой же высокой награды были удостоены и 1-я и 2-я бригады речных кораблей и 2-й гвардейский дивизион бронекатеров.
После штурма Пинска флотилия передислоцируется в район Варшавы, в устье Нарева. В октябре 1944 г. корабли флотилии активно содействуют советским частям в боевых действиях на Сероцком плацдарме в устье реки Нарев. В ноябре 44-го флотилия встает на зимовку ремонт.
16 февраля 1945 года командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Жуков приказал сразу же после ледохода на Висле перебазировать корабли флотилии с Вислы на Одер для участия в Берлинской операции. Этот переход протяженностью свыше 700 километров и форсирование 75 переправ по каналам заняли только 22 дня! Успех решила хорошая подготовка перехода, наличие крупных инженерных и саперных средств, выделенных фронтом, а также невиданный энтузиазм экипажей всех кораблей, готовых нести к Берлину свои корабли хоть на руках!
Корабли 1-й и 2-й бригад сосредоточились на Кюстринском плацдарме (оперативный плацдарм 44 км по фронту и 4—10 км в глубину на западном берегу р. Одер, в районе г. Кюстрин, 60 км восточнее Берлина; ныне Костшин Польша) к 7 апреля — на два дня раньше назначенного срока. 3-я бригада, сформированная в Пинске из только что поступивших новых кораблей (под командованием капитана 3-го ранга Н. М. Лупачева), была переброшена из Пинска на Одер по железной дороге и спущена на воду в районе станции Одерек, недалеко от города Франкфурт-на-Одере.
16 апреля 1945 года в 03-00 гром тысяч пушек и гвардейских минометов разрывает тишину. Но даже в этом адском громе голос тяжелых дальнобойных морских пушек легко отличить. Они бьют гулко и увесисто. Это восемь плавбатарей днепровцев.
Корабли 1-й и 2-й бригад флотилии со своих огневых позиций на Кюстринском плацдарме только 16 апреля выпустили по противнику 27 тысяч снарядов! Огневая поддержка наступающих частей осуществлялась до тех пор, пока войска не вышли за пределы дальности огня корабельной артиллерии.
3-я бригада кораблей, взаимодействуя с 33-й армией, подошла вверх по Одеру вплотную к городу Фюрстенберг (ныне Айзенхиттенштадт), где берет начало канал Одер-Шпрее и совместно с морской пехотой флотилии овладела им. Над городом взвился Военно-морской флаг! Путь по реке Шпрее к Берлину был открыт. Однако 22 апреля 1945 года в свою очередь наши армейские части с Кюстринского плацдарма уже вышли на восточный берег реки Шпрее в Юго-восточном районе Берлина.
Для форсирования реки Шпрее (в месте форсирования ширина реки 250-300 метров, берега высокие и одеты в бетон) и захвата плацдарма на вражеском правом берегу было принято решение использовать легкие полуглиссера Днепровской военной флотилии.
23 апреля 1945 года во втором часу ночи на грузовиках были подвезены к реке и спущены на воду 10 полуглиссеров отряда лейтенанта М.М. Калинина.
Катера Днепровской военной флотилии с десантом в Берлине 1945 год
.
В 01-45 под ружейно — пулеметным огнем противника катера на большой скорости высаживали разведчиков и десантников 9-го стрелкового корпуса. Каждый катер под вражеским огнем сделал более 10 рейсов. Легкие деревянные катера недолго оставались невредимыми. Среди экипажей были убитые и раненые. Но к рассвету на западный берег был переброшен полк в полном составе и несколько подразделений из других частей. Когда прибыли саперы с понтонами для паромов, целые полуглиссеры взяли на себя роль буксировщиков. В какой-то момент немцы перешли в контратаку. Двум самоходным орудиям «Фердинанд» удалось прямой наводкой открыть огонь по находившемуся на середине реки парому с танком и взводом пехотинцев. Один из полуглиссеров на полном ходу подскочил к полыхающему парому и моряки за считанные минуты успели снять с него автоматчиков и раненных танкистов, и едва катер отошел, как в танке взорвался боезапас.
Всего с 23 по 25 апреля 1945 года отряд полуглиссеров и буксируемые ими понтоны перевезли 16 тысяч бойцов, 100 орудий и минометов, 27 танков, около 700 повозок с боеприпасами и другими грузами. Кроме того, моряки отряда вели разведку приречных кварталов, поддерживал связь между дивизиями и полками.
К концу операции в строю осталось 16 старшин и матросов — половина первоначального состава отряда. Девяти морякам было присвоено звание Героя Советского Союза, семи из них — посмертно. Остальные были награждены орденами и медалями…
На флотилии в это время находился известный морской писатель Л. Соболев, который «шагал» с днепровцами уже не в первый раз. В своей книге «Свет Победы» Леонид Сергеевич писал: «Я горжусь Днепровской флотилией, которая пронесет в будущее имена своих героев… Я горжусь их кораблями, маленькими катерами и тральщиками, на которых шло в бой отважное племя моряков. И десятки, сотни погибших моряков-героев, оживших в моей памяти, нетерпеливо вглядываются в германскую землю, досадуя, что сковывает их ноги смертельная холодная тягота, и завидуя живым, кто ныне на кораблях Днепровской флотилии рейс за рейсом гоняет их по Шпрее дерзким флотским набегом, прямо в лоб на орудия и пулеметы, выбрасывая десант в центральные кварталы фашистской столицы…»
В центре Берлина на реке Шпрее, на дальних подступах к рейхстагу, закончили днепровцы свой маршманевр, начатый в сентябре 1943 года на Волге. После окончания войны и очищения от мин pек Вислы и Одера расформирована.
Берлинская операция (25 апреля — 2 мая 1945 года) занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самое крупное сражение в истории. С обеих сторон в сражении принимало участие около 3.5 миллионов человек (с немецкой 1 миллион), 52 тысячи орудий и миномётов, 7750 танков (с немецкой 1500 танков) и 11 тысяч самолётов (с немецкой более 3300 самолетов). Интернет.
В мае 1945 года, вскоре после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, маршал Г. К. Жуков проводил разбор Берлинской операции. Прозвучал доклад начальника штаба 1-го Белорусского фронта генерал-полковннка М. С. Малинина, один за другим выступали командиры соединений. И когда получил слово командир 9-го Краснознаменного Бранденбургского стрелкового корпуса генерал-лейтенант И. П. Рослый, он встал и, обращаясь к председательствующему, сказал:- Разрешите мне, товарищ маршал, прежде чем начать свое выступление, поблагодарить наших славных моряков, без героической помощи которых вверенный мне корпус не смог бы выполнить поставленную задачу.
С этими словами генерал повернулся в сторону командиров Днепровской военной флотилии и поклонилс им русским поясным поклоном. Эту признательность заслужили три десятка моряков во главе с лейтенантом М. М. Калининым, воевавшие на самых малых кораблях советского флота — полуглиссерах, известных в мирное, довоенное время как служебно-разъездные катера НКЛ-27…
Русские войска дважды брали Берлин. Первый раз во время Семилетней войны в 1760 армией генерала З.Г. Чернышева. Тогда всю Европу облетела фраза генерала-фельдмаршала П.Шувалова: «Из Берлина до Петербурга не дотянуться, но из Петербурга до Берлина достать всегда можно». Вторично русские заняли Берлин, преследуя остатки армии Наполеона, в феврале 1813 года отрядом генерала А.И. Чернышева (потомственный подвиг).
В мае 1945 году уже Красной Армии предстояло взять Берлин в третий раз, между прочим, штурмом! А маршал В.И.Чуйков считал, что советские войска могли еще в феврале – апреле взять Берлин сходу (не давать противнику более чем 2-х месячную подготовку к обороне) или окружить его плотным кольцом блокады (ведь это был конец войны!) и это позволило бы спасти сотни тысяч жизней наших солдат и офицеров.
Что касается союзного командования, то они, видимо, использовав методы исследования операций, подсчитав свои возможные огромные человеческие потери и отказались от штурма Берлина, т.к. за большие потери у них могли спросить. Поскольку нас уверовали, что Сталин наш отец, а с отца обычно не очень-то потребуешь отчета. Поэтому, до сих пор широкая общественность не уверена в официальных потерях за войну! (Интернет).
Так уж сложилось исторически, что Акт о безоговорочной капитуляции Германии подписывали дважды. Первый раз церемония подписания акта прошла 7 мая в ставке американского командования в Реймсе (Франция). Второй раз акт подписывали на следующий день, 8 мая, в пригороде Берлина в Карлсхорсте в присутствии более высоких представителей командования всех стран антигитлеровской коалиции[4].
Об этой страшной войне и славных делах творца Победы в Берлине напоминает монумент Воин-освободитель!
Монумент в берлинском Трептов-парке.
фигура российского солдата, стоящего на обломках свастики. В одной руке солдат держит опущенный меч, а другой поддерживает спасённую им немецкую девочку.
Вечная память и слава росийскому солдату!!!
Время подписания: 7 мая в 02:41 (по среднеевропейскому времени). Начальник Оперативного штаба ОКВ генерал-полковник Альфред Йодль подписал Акт, как представитель вермахта. Капитуляцию приняли: от англо-американской стороны генерал-лейтенант армии США, начальник Главного штаба Союзных экспедиционных сил Уолтер Бедел¬л Смит, от СССР — представитель Ставки Верховного Главнокомандования при командовании союзников генерал-майор Иван Суслопаров (на его запрос согласия или запрета от Сталина не пришло). Также Акт подписал заместитель начальника Штаба национальной обороны Франции бригадный генерал Франсуа Севез в качестве свидетеля.¬ Капитуляция нацистской Германии вступила в силу 8 мая в 23:01 (по среднеевропейскому времени).
На другой день по требованию Сталина, 8 мая в пригороде Берлина Карлсхорст состоялась церемония вторичного подписания капитуляции, которую на Западе называют ратификацией. От германской стороны акт подписали: генерал-фельдмаршал, начальник Верховного главнокомандования Вермахта Вильгельм Кейтель, представитель люфтваффе — генерал-полковник Штумпф и кригсмарине — адмирал фон Фридебург. Безоговорочную капитуляцию приняли маршал Г.К. Жуков (от СССР) и заместитель главнокомандующего союзными экспедиционными силами маршал Теддер (Великобритания). В качестве свидетелей свои подписи поставили генерал К. Спаатс (США) и генерал Ж. де Латр де Тассиньи (Франция).
Поэтому появились две Даты официального объявления о подписании капитуляции (8 мая в Европе и Америке, 9 мая в СССР), которые стали праздноваться как День Победы соответственно в Европе и в СССР.