2.16.3. Десанты Балтийского флота в ходе Моонзундской операции

29 июля-24 ноября 1944 года

Карта

в результате Таллинской операции, являвшейся частью стратегической Прибалтийской операции, войска Ленинградского фронта (маршал Л.А.Говоров) вышли на побережье Рижского залива. Создались благоприятные условия для освобождения островов Моонзундского архипелага, которые противник пытался удержать, поскольку они прикрывали войска группы армий «Север» с моря.

Моонзундские острова обороняли 23-я пехотная дивизия (из состава 43-го армейского корпуса — командующий генерал горнострелковых войск Курт Ферзок) и четыре охранных батальона противника (всего около 11,5 тысяч человек). Здесь же базировались 2 миноносца (о миноносцах см. пункт 2.16.2.), 22 быстроходных десантных барж (о БДБ см. пункт 2.16.1.), 14 тральщиков (о тральщиках см. пункт 2.10.) и 2 торпедных катера. Кроме того, поддержку войск на островах осуществляли 4 крейсера и несколько эсминцев 2-й боевой группы (см. пункт 2.16.2.).
К проведению Моонзундской операции привлекались: из состава Ленинградского фронта (Маршал Советского Союза Л.А. Говоров) Два стрелковых корпуса 8-й армии (генерал-лейтенанта Ф. Н. Стариков) и 13-я воздушная армия (генерал-лейтенант авиации С. Д. Рыбальченко), от Балтийского флота (адмирал В. Ф. Трибуц) — 55 ТКА, 23 СКА, 8 бронекатеров, 13 катерных тральщиков, 40 десантных тендеров, 260-я бригада морской пехоты, две штурмовые авиационные дивизии.
Руководство сухопутными силами в операции было возложено на командующего 8-й армии генерал-лейтенанта Ф. Н. Старикова, морскими силами — на начальника штаба эскадры Балтийского флота контр-адмирала И.Г. Святова.
Моонзундская операция проводилась в два этапа. Сначала были освобождены о-ва Муху, Хиума (Даго) и большая часть о. Сарема (Эзель). На втором этапе шли бои за дальнейшее освобождение о. Эзель (полуострова Сырве).

27.09.44 начался первый этап операции с высадки торпедными катерами батальона морской пехоты на о. Вормси, затем 29.09 днем 13 торпедных катеров и 90 амфибий[1] высадили передовой отряд десанта (1150 человек) на о. Муху. В течение 30.09 торпедные катера совершили 181 рейс и переправили на остров 249-ю стрелковую дивизию (свыше 5,6 тыс. человек). К утру 01.10 он был полностью освобожден.
02.10.44 была произведена высадка десанта на о. Хиума (Даго), который был освобожден к вечеру 03.10.44.
Вечером 03.10.44 после освобождения о. Хиума (Даго) и мелких островов Красная Армия получила выгодные позиции для освобождения о. Сарема (Эзель), где противник сосредоточил основные силы.
05.10.44 соединения 8-го стрелкового корпуса при поддержке артиллерии овладели Ориссарской дамбой, соединяющей острова Муху и Сарема (Эзель). В северной части острова (в районе Таалику) неожиданно для противника 8 торпедных катеров под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга В. П. Гуманенко высадили десант.

Захватив плацдарм, десантники перешли в наступление и утром 10.10 подошли к основному рубежу противника на полуострове Сырве, который являлся ключом к Рижскому заливу и где была создана противником глубоко эшелонированная оборона. Вражеский гарнизон насчитывал более 11,5 тыс. человек. Попытки прорвать оборону с ходу не удались.
Вот как описываются подготовительные мероприятия Балтийского флота перед вторым заключительным этапом Моонзундской операции в «Освобождение Моонзундского архипелага от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году. ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Военная история ]— Матвеев А. И. В боях…»(см. Интернет).
..»Для того чтобы затруднить действия кораблей Балтийского флота в районе полуострова, немецкий флот выставил западнее острова Абрука минные заграждения из морских мин и из противокатерных мин-ловушек.
В самой обороне полуострова Сырве приняли участие несколько десятков боевых кораблей Кригсмарине[2], в том числе крейсера, миноносцы, быстроходные десантные баржи (БДБ), тральщики и корабли других классов. Они доставляли из портов Балтийского моря на полуостров Сырве боевую технику, боеприпасы, войска и продовольствие, охраняли на переходах морем транспорты и другие плавсредства.
На востоке, на юге и на западе от полуострова несли круглосуточный дозор БДБ и тральщики противника.
В октябре — ноябре 1944 года в море стояла осенняя штормовая погода, которая очень мешала действиям наших малых кораблей и катеров. Из-за непогоды же не могла действовать в полную силу и наша авиация. Все это вынудило наше командование несколько задержать начало решительного штурма вражеского бастиона на полуострове Сырве (см. пункт 5.4., сноска [1]).
Морские бронекатера и торпедные катера Балтийского флота обеспечивали левый фланг наших частей, действовавших против переднего края немецой обороны, от воздействия легких сил противника, оперировавших в Рижском заливе.
Правый фланг наших частей периодически обстреливался артиллерийскими отрядами вражеских кораблей со стороны Балтийского моря. Эти отряды обычно состояли из крейсера и нескольких миноносцев. Советские подводные лодки своими смелыми атаками неоднократно вынуждали противника прекращать огонь и уходить в море(к сожалению в излагаемом историческом повествовании нет наименований этих подводных лодок, по данным открытой печати это установить не удалось).
Подготавливая зону для операций наших кораблей, балтийские тральщики (опять безликие корабли и этим будет страдать весь последующий текст этого исторического документа) вели траление минных заграждений на подходах к полуострову Сырве со стороны Рижского залива.
Летчики Балтики и Ленинградского фронта разведывали вражеские позиции, производили поиск кораблей противника в море, наносили удары по кораблям, портам, базам и скоплениям войск противника на берегу. В частности, в период с 16 октября по 17 ноября, то есть за месяц, авиация Балтийского флота потопила в районе полуострова Сырве и на подходах к нему десятки транспортов и боевых кораблей противника и повредила много кораблей. В воздушных боях за это время наши летчики сбили 16 самолетов врага.

Перед Балтийским флотом в операции по освобождению полуострова Сырве стояли серьезные задачи. Надводные, подводные и воздушные силы флота должны были прикрыть наступающие части Советской Армии от воздействия противника, в частности от артиллерийского обстрела с моря, содействовать наступлению армейских частей путем подавления огневых точек и батарей противника, блокировать полуостров, не допуская подвоза вражеских резервов и эвакуации немецких войск.

Было решено в день начала наступления вывести на позицию на фланге противника канонерские лодки[3] с соответствующим тральным обеспечением. Канонерские лодки должны были огнем своей артиллерии содействовать флангу наших войск, подавлять огневые точки и узлы сопротивления гитлеровцев, а также противодействовать вражеским кораблям в случае их появления со стороны Рижского залива.
На дивизион морских бронекатеров возлагалась задача — оказывать непосредственную помощь и поддержку пехоте. Катерам предстояло обстреливать видимые прибрежные цели на фланге немецко-фашистских войск.
Торпедным катерам приказывалось в период подготовки к наступлению провести поиск с целью обнаружения и уничтожения вражеских кораблей.
Батареи береговой обороны получили указание быть готовыми обстреливать корабли противника в случае, если они появятся в зоне обстрела.
Штурмовая авиация должна была вести разведку района операции и быть готовой к нанесению ударов по береговым целям
Бомбардировочная и торпедоносная авиация — находиться в постоянной готовности для нанесения бомб-торпедных ударов по обнаруженным в море кораблям противника.

17 ноября 1944 года, накануне решительного наступления наших войск, катера-тральщики произвели особенно тщательное траление в бухте Суур-Катель. В тот же вечер дивизион канонерских лодок под командованием капитана 2 ранга Лазо перешел из района Виртсу в Роомассаари, то есть в район развертывания для предстоящей операции.
К исходу суток в море на поиск и уничтожение вражеских кораблей были высланы торпедные катера».

18.11.44 после мощной авиационной и артиллерийской подготовки, в которой участвовали артиллерия канлодок, бронекатеров и береговых батарей, а также авиация фронта и Балтийского флота, войска 8-й армии прорвали вражескую оборону. Несмотря на упорное сопротивление противника, поддержанного крейсерами, эсминцами, миноносцами и авиацией, наши войска освободили полуостров Сырве.
Однако противнику удалось эвакуировать морским путем в охранении крупных надводных кораблей значительную часть своих войск ( Балтийский флот почему-то не организовал целенаправленное управление силами флота для борьбы с этой эвакуацией).
К утру 24.11.44 освобождение островов Моонзундского архипелага было завершено.
В ходе Моонзундской операции Балтийский флот высадил на Моонзундские острова свыше 3700 человек десанта и перевез (до 30.11) более 74 тыс. человек, а также большое количество военной техники и грузов. В результате действий кораблей и артиллерии Балтийского флота были потоплены и повреждены 11 малых кораблей противника. Авиацией Балтийского флота, которая произвела более 2300 самолетовылетов, было потоплено 11 транспортных судов, повреждено около 30 малых кораблей.
Моонзундская операция имела большое значение для подводных лодок Балтийского флота, действовавших на коммуникациях противника в юго-западной части Балтийского моря, т.к. была возвращена возможность создания маневренных баз на Моонзунде.
Что же делали немецкие крейсера, эсминцы и миноносцы (подробно о немецких миноносцах см. Интернет. С.Б. Трубицын Миноносцы и эскортные корабли Германии (1926-1945) 2-й боевой группы после оставления Моонзунда.
С целью воспрепятствовать выходу советских кораблей из Финского залива на просторы Балтики германское командование решило удлинить минное заграждение «Насхорн» в западной части залива. Эта задача была возложена на эсминцы «Z-35» (лидер), «Z-36», «Z-43» и миноносцы «Т-23» и «Т-28» (флагман командир 6-ой флотилии эсминцев). Новое минное заграждение получило условное наименование «Нил».
«Удлинение заграждений, расположенных вдали от берегов, замечает по этому поводу Фридрих Руге,- дело очень рискованное и должно проводиться лишь при соблюдении совершенно определенных правил предосторожности» (Руге Ф. Война на море — М., 1957.- С. 337).
Флагман пренебрег грозившей опасностью. Операция проводилась в ночь на 12 декабря 1944 года в сложных погодных и навигационных условиях. Запрет флагмаеа кораблям включать радиолокационные станции затруднял определение своего местонахождения. Командирам кораблей оставалось уповать исключительно на расчеты флагманского штурмана — «Z-35» с единственно работающей РЛС, действовал как навигационный лидер. Такая самонадеянность флагмана не могла в конечном итоге не привести к трагедии: в результате штурманской ошибки эскадренные миноносцы «Z-35» и «Z-36» подорвались на немецких же минах заграждения «Насхорн» и затонули.
Вернувшиеся на базу в 23-50 12 декабря 1944 года «Z-43», «Т-23» и «Т-28» не спасли в ту ночь ни одного моряка с затонувших эсминцев. Волны мешали спуску шлюпок, сильный ветер гнал уцелевшие корабли к минному полю. Поэтому пришлось отказаться от всяких попыток спасения. Долгое время немцы предполагали, что «Z-35» и «Z-36» погибли со всеми командами, однако позже стало известно, что 67 человек смогли достичь финского берега, а еще около 150 подобрали советские катера.
После этой неудачной операции 30 января 1945 года крейсер «Адмирал Хиппер» покинул Готенхафен (Гдыня, Польша) с 1700 беженцами на борту проследовал мимо тонущего лайнера «Вильгельм Густлов» и 2 февраля 1945 года встал на ремонт в Киле (Германия). 9 апреля 1945 года, находясь в сухом доке Киля, «Адмирал Хиппер» был тяжело поврежден английскими бомбардировщиками. 2 мая 1945 года тяжелый крейсер Кригсмарине «Адмирал Хиппер» затонул в результате взрыва в порту Киль. В январе-феврале 1945 года находящиеся в Готенхафене корабли 2-й боевой группы выполняли эскортные задачи по маршруту Лиепая — Готенхафен — Засниц. Активно участвовали в артиллерийской поддержке прорыва германских войск с косы Куришь-Нерунг у Кранца (Зеленоградск). 23 февраля 1945 года содействовали восстановлению сухопутного сообщения между Пиллау (Балтийск) И Кенигсбергом (Калининград). Неоднократно корабли подвергались обстрелу советской береговой артиллерии и атакам самолетов, однако всякий раз им удавалось избежать сколько-нибудь серьезных повреждений. 6 марта 1945 года Засниц атаковало около 200 британских тяжелых бомбардировщиков «Ланкастер». Потоплен «Z-28».
Стремительное наступление советских войск в Восточной Пруссии и Восточной Померании (современная Польша) постоянно увеличивало объем задач, стоявших перед германским флотом на Балтике. 6 марта 2-я боевая группа перебазировалась из уже блокированного с суши Готенхафена (Гдыня) в Свинемюнде. Порт 12 марта 1944 года подвергся налету 661 бомбардировщика 8-й воздушной армии США, однако соединение потерь не понесло. Тем не менее угроза захвата с суши сразу же нависла и над этой базой. Тем не мение с 7 марта корабли содинения вели обстрел сухопутных целей в районе города Диевенов (Дзивнов — расположен между Кольбергом и Свинемюнде), До 19 марта поддерживали, а затем и эвакуировали защитников Кольберга.
В середине марта в результате кровопролитных боев с частями Красной Армии у Готенхафена (Гдыня) скопилось значительное количество солдат VII-го танкового корпуса и беженцев из числа гражданского населения. В создавшейся ситуации только флот мог воспрепятствовать немедленному падению города. С 11 марта поддержку сухопутным войскам начали оказывать крейсер «Принц Ойген», эсминцы и миноносцы. Они же периодически привлекались к обстрелам целей с якорных стоянок у Пиллау и в Кенигсбергском морском канале. 20 марта туда прибыл «Лютцов» и другие эсминцы и миноносцы. С увеличением числа действовавших там эсминцев и миноносцев более слабо вооруженные из них были выделены для сопровождения конвоев и наиболее ценных судов, курсировавших на линии Готенхафен — Копенгаген. Впрочем, и эти корабли в период нахождения в порту также участвовали в бомбардировках наземных целей. Когда Советская Армия приблизилась к Готенхафену, крейсер «Принц Ойген» обстреливал предместья своей же базы и окрестности Данцига и окончательно израсходовал свой боезапас (производство восьми­дюймовых снарядов прекратилось еще в 1942 году).
Все-таки усилий германских корабельных соединений было недостаточно, чтобы предотвратить падение Готенхафена 28 марта 1944 года. На протяжении всего этого времени корабли соединения неоднократно становились объектами нападений с воздуха, однако большие потери немцам доставили случайные разрывы собственных снарядов в стволах орудий. Положение дел изменилось лишь в начале апреля после того, как решением советского командования была создана специальная группа авиации для борьбы с крупными кораблями кригсмарине. В нее вошли 12-й гвардейский авиаполк пикирующих бомбардировщиков, 7-й гвардейский и 35-й штурмовые полки ВВС Балтийского флота.
Последним успехом германского флота в Данцигской бухте явилось проведение операции «Вальпургиева ночь». В течении ранних часов 5 апреля из района Оксыва (севернее Готенхафена) на 27 десантных баржах, 25 военных катерах и многих других подручных плавсредствах на косу Хель было эвакуировано 8000 солдат и 30.000 беженцев. «Лютцов» и
эсминцы осуществляли прикрытие этой крупномасштабной перевозки.
На кораблях накапливались повреждения, а боезапас все уменьшался. На 1 апреля на каждом эсминце оставалось в среднем 450 снарядов главного калибра. Спустя восемь дней командир 2-й боевой группы вице-адмирал Тилле был вынужден отдать приказ на отход соединения в Свинемюнде и Киль. На переходе в Свинемюнде «Лютцов», «Принц Ойген» и эскортировавшие их эсминцы подверглись серии воздушных ударов. В результате одного из них две бомбы среднего калибра угодили в корпус «Z-31». Несмотря на тяжелые повреждения эсминец, смог поддерживать скорость 16 узлов и своим ходом дойти до Свинемюнде. В тот же день советские штурмовики потопили у Хеля плавучую базу «Франкен», обеспечивающую до этого действия эсминцев. Из двух оставшихся в районе Хеля эскадренных миноносцев «Z-43» также был поврежден авиацией 9 апреля. Одна из бомб упала рядом с корпусом корабля, вторая же попала в котельное отделение N1, но не взорвалась. На следующий день злополучный корабль подорвался на мине, выставленной, по-видимому, советской подводной лодкой «Л-21». Ввиду полной потери хода, он был отбуксирован «Т-33» в Варнемюнде. В ночь с 9 на 10 апреля 1945 года в ходе налета более 300 самолетов британской авиации на верфи в Киле крейсер «Адмирал Шеер» был атакован авиацией, перевернулся и затонул в доке.
Авиация являлась не единственным противником для немецких кораблей. в ночь на 16 апреля. Незадолго до полуночи сигнальщики Z-34, находившегося на рейде Хелы, за­метили две тени. Советские торпедные катера ТК-131 (лейтенант Н.А.Коротквич) и ТК-141 (капитан-лейтенант В.В.Солодовников), действовавшие под командованием капитан-лейтенанта П.П.Ефименко, атаковали противника четырьмя торпедами. Несмотря на 6-балльный ветер и 5-балльное волнение, им сопутствовал успех. Тревога на бор­ту эсминца была объявлена с опоздани­ем, и в 23.15 одна торпеда попала в ле­вый борт между IV и V отсеками. Вышли из строя обе турбины, генераторы и прак­тически все средства управления кораб­лем. Лишь благодаря мощным водоот­ливным средствам удалось избежать за­топления. Днем Z-34 подвергся атаке 16 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 из состава 12-го гв. пбап и получил допол­нительные серьезные повреждения от попадания одного «эрэса» и пулеметно-пушечного огня. Суммарные потери со­ставили 8 убитых и 16 раненых. 17 ап­реля миноносцем Т-36 поврежденный корабль был отбуксирован в Свинемюнде, а 4 мая его увели в Копенгаген, где он и встретил конец войны. Этот случай заставил германское командование отказаться от постоянного патрулирования силами эскадренных миноносцев в Данцигской бухте. Крейсера «Принц Огейн», «Лютцов», оставшиеся эсминцы и миноносцы продолжали базирование в Свинемюнде. Свинемюнде постоянно подвергался воздушным ударам. 16 апреля 1945 года крейсер «Лютцов» был выведен из стоя английскими бомбардировщиками двумя 5450-кг бомбами «Толлбой» и погрузился на грунт на небольшой глубине на рейде Свинемюнде. 20 апреля 1945 года крейсер «Принц Ойген» вместе с последним лёгким крейсером германского флота «Нюрнберг» ушел в Копенгаген. 20, 24 и 27 апреля 1945 года Свинемюнде подвергался воздушным ударам советской авиации, однако, эсминцам и миноносцам удавалось избежать новых серьезных повреждений. Из Свинемюнде эсминцы вели энергичную поддержку сухопутных войск. Крупные воздушные налеты 3 и 4 мая заставили немцев в конце концов очистить и эту базу. При выходе из порта штурмовики 7-го гвардейского авиаполка потопили миноносец «Т-36». См. также пункт 5.4.9. Налеты на Свинемюнде – ВМБ Кригсмарине. Выведен из строя учебный артиллерийский корабль «Шлезиен». О действиях немецких миноносцев на Балтийском фронте страны еще см. пункты 2.15., 2.16.2., 2.19., 5.4.6.


[1] В годы войны США по ленд-лизу поставляли в Красную Армию автомобили — «амфибии» Fоrd GRA.

[2] Кригсмарине (нем. Kriegsmarine, военно-морской флот) — официальное название германских военно-морских сил в эпоху Третьего рейха.

[3] В Моонзундской операции могли участвовать только 4 канонерские лодки:
«Волга», «Ока», «Мовква», «Зея». Бывшие грунтовозные шаланды Балттехфлота Спецгидростроя НКВД, мобилизованные и переоборудованые в канонерские лодки в сентябре 1941 года.

Вооружение: 2 – 100 (130)мм, 3 (4) – 45-мм 21К, 1 (2) – 20-мм Эрликон. Водоизмещение полное, т 1170, размеры 59,5х 11,9х4,0 м, 2 паровые машины двойного расширения общей мощностью 800 л. с., 2 винта, скорость хода максимальная 10 узлов, дальность плавания экономическим ходом (8 узл.) 1632 миль, топливо 100 т. угля, экипаж 92.чел. Могли принять до 500 человек войск и поэтому неоднократно использовались для перевозки войск и грузов. Матросы, боцман, машинисты были взяты из экипажей шаланд. Комендоры и связисты присланы из запаса, самому младшему из них по возрасту было более сорока лет. Несколько человек участвовало в гражданской войне на Балтике. Один из комендоров, Никонов, плавал в гражданскую войну на эсминце «Гавриил», он один из немногих спасшихся при его гибели. Кадровых офицеров на корабле было два: артиллерист и командир, остальные офицеры — вчерашние гражданские из экипажа этого же судна.
Балтийский флот не мог оказать значительной помощи сухопутным войскам, т. к. из-за большой заминированности крупным кораблям было запрещено выходить из Финского залива. (Лит.; Матвеев А. И., В боях за Моонзунд, М., 1957; Ачкасов В. И., Вайнер Б. А., Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне, М., 1957.)