2.16.2. Десанты Балтийского Флота в ходе Таллинской операции

сентябрь 1944 года

Карта


Таллинская операция 1944 года, наступательная операция войск левого крыла Ленинградского фронта. при поддержке Балтийского флота, проведённая 17-26 сентября с целью разгрома противника на территории Эстонии и освобождения Таллина; часть стратегической Прибалтийской операции 1944 года.
К началу Таллинской операции войска левого крыла (8-я и 2-я Ударная армии) Ленинградского фронта (Маршал Л. А. Говоров) занимали охватывающее положение по отношению к оборонявшейся в северо-восточной части Эстонии немецкой оперативной группы «Hapва» (входила в состав группы армий «Ceвep»), которую поддерживали авиация 1-го воздушного флота и военно-морские силы. С началом освобождения Прибалтики и выходом Финляндии из войны (1944 год) арктическая боевая группа была расформирована, большие надводные корабли переведены на Балтику , где на базе учебной эскадры была создана 2-я боевая группа в составе 4-х тяжелых крейсеров («Адмирал Хиппер», «Принц Огейн», «Лютцов», «Адмирал Шеер»), 3-х легких крейсеров («Нюрнберг», «Кельн» и «Эмден».), 6-й флотилии эсминцев (5 единиц) и 2-й флотилии миноносцев (8 единиц, подробно о немецких миноносцах см. Интернет. С.Б. Трубицын Миноносцы и эскортные корабли Германии (1926-1945), Командующий вице-адмирал Август Тиле, до апреля 1945, базирование — Гдыня (Готенгафен). Как потом станет известно, корабли 2-й боевой группы действовали по мере отступления немецких войск, начиная с Финского залива (Нарвская губа, остров Гогланд) и заканчивая Свинемюнде, выставляя минные заграждения, осуществляя артиллерийскую поддержку отступающим войскам, эскортируя транспорта с войсками для усиления опорных пунктов, обеспечивая своевременную эвакуацию больших воинских контингентов войск и беженцев.
Что касается противодействия на суше Таллинской наступательной операции противник подготовил в Эстонии позиционную оборону, наиболее мощную на Нарвском перешейке и между озёрами Чудское и Выртсъярв.
На морском направлении верховное командование кригсмарине (нем. Oberkommando der Marine-ОКМ ) приняkо решение усилить части флота, действовавшие в Финском заливе, отрядом эсминцев и миноносцев с базированием в Таллине и Палдиски. Первоочередной задачей кораблей 6-й флотилии эсминцев , с которой они успешно и без потерь справились, было усиление передового минного заграждения «Зееигель».

Дважды (в ночь на 11 и 16 марта 1944 года) «Z-28», «Z-25», «Z-39» выходили на постановки и осуществляли их в соответствии с планом. В дальнейшем до 26 апреля 1944 года флотилия в составе «Z-28», «Z-35», «Z-39» и «Т-30» еще шесть раз принимала участие в подобных акциях, но теперь основную роль в постановках играли минные заградители «Линц», «Бруммер» и «Роланд»[5].

Дважды в этот период (12 марта и в конце мая 1944 года) эсминцы совершали обстрелы позиций советских войск в районе Нарва — Йыесу. Учитывая наши попытки проделать проходы через южный фланг минных заграждений, за которыми могли последовать новые высадки десантов во фланг и тыл немецких воск, оборонявшихся на подступах к Таллину, немцы решили выполнить новые постановки мин в Нарвском заливе, к которым планировалось привлечь и 2-ю флотилию миноносцев.

Но предварительно первый выход на новую минную постановку в Нарвском заливе (232 мины ЕМС, 132 минных защитника), состоявшуюся в ночь на 7 августа 1944 года был поручен шести БДБ и восьми «раумботов», в то время, как миноносцы лишь усиливали противовоздушную и противокатерную оборону этого отряда минных постановок.
БДБ типа «AF» и «раумботы» не имели хорошего навигационного оборудования и поэтому места фактического расположения мин и их обозначение на карте имели большие расхождения. Это обстоятельство оказалось гибельным для миноносцев, т.к. этих возможных расхождений не учли при планировании следующей минной постановки, которая была за миноносцами. Днем 17-го августа в Хельсинки 4-е миноносца приняли с минного транспорта «Кондор» по 31 противолодочной мине UMB и 23 минных защитника взрывного действия EMR. В 18-37 соблюдая максимальную скрытность ОБК вышел в море.

В 00-13 миноносцы изменили курс со 144° на 59°, а еще через десять минут легли на боевой курс 329°, развернувшись строем фронта с интервалом 100 м. Был отдан приказ начать ставить мины. В 00-25 два мощных взрыва прогремело в середине левого борта Т-30. Не прошло и минуты, как от двух взрывов содрогнулся Т-32. В 00-30 поврежденный Т-30, наскочив еще на одну мину, взорвался, переломился и затонул. В 01-05 между Т-22 и Т-32 взметнулись два мощных взрыва. Около 01-15 еще один сдвоенный взрыв разорвал Т-22 на куски. Т-23 осторожно выйдя с минного поля 27-узловым ходом пошел на северо-запад. В штаб была отправлена радиограмма с просьбой выслать мелкосидящие катера для спасения уцелевших. В 12-41 миноносец Т-23 благополучно прибыл в Хельсинки. Утром 18.08.44 Т-32, уже оставленный к тому времени личным составом, затонул после еще одного подрыва на мине. С помощью четырех тральщиков, двух немецких и четырех финских торпедных катеров, а также единственной летающей лодки До-24 (два вылета) было спасено 141 человек, в том числе командиров Т-30 и Т-32. Лужская ВМБ (контр-адмирал Кулешов И.Д. до 24 августа 1944 года) организовала и с нашей стороны спасательные работы. Днем в море вышли три торпедных катера, которые вскоре вернулись в базу с 14 моряками из экипажа Т-32. Из-за волнения в корпусах катеров возникли течи, и это не дало возможности выслать их в море повторно. Вернувшиеся в базу вечером охотники дозора № 41 добавили в копилку еще 8 немцев. На другой день 16 катеров-тральщиков и два дымзавесчика направили в три района поиска. Результат превзошел все ожидания — в течение дня катера подобрали еще 86 человек, включая командира 6-й флотилии миноносцев корветтен-капитана Копенгагена и командира Т-22 капитан-лейтенанта Вальденбургера. Всех пленных немцев (108 человек) доставили в Кронштадт и колонной провели по улицам города. Допрос на месте проводил в прошлом известный подводник, а теперь заместитель начальника разведотдела штаба КБФ капитан 2 ранга П.Д. Грищенко (см. пункт 8.4.10.). Полученные ценные сведения использовались при организации предстоящих морских десантных операций. Итак, в результате неудавшейся минной операции кригсмарине потерял 3 первоклассных боевых корабля, погибли 286 человек ценных специалистов надводного флота. Все это положительно сказалось на действие Балтийского флота в Таллинской операции О действиях немецких миноносцев на Балтийском морском фронте страны еще см. пункты 2.15., 2.16.3., 2.19., 5.4.6.
По замыслу командования Ленинградским фронтом 2-я Ударная армия должна была нанести удар из района Тарту в направлении на Раквере, в тыл нарвской группировки противника, а затем главными силами наступать на Таллин.
8-й армии ставилась с задача немедленно перейти в наступление с рубежа реки Нарва на запад в случае ослабления обороны противника или его отхода на этом участке.
В период подготовки к Талинской операции войска 2-й Ударной армии скрытно от врага были перегруппированы с нарвского участка в район Тарту.
Переправу их (свыве 100 тысяч человек, свыше. 1 тысячи орудий и миномётов, около 4 тысяч автомашин) через озеро Тёплое (между Чудским и Псковским озёрами) осуществила 25-я отдельная бригада речных кораблей Балтийского флота, которая в дальнейшем поддерживала огнём своей артиллерии правофланговые соединения армии, наступавшие вдоль западного побережья Чудского озера (см. пункт 2.16.1. десант на Теплом озере).
17 сентября 1944 года войска 2-й Ударной армии (генерал- лейтенант И. И. Федюнинский) перешли в наступление, форсировали на своём правом фланге р. Эмайыги и в первый же день прорвали оборону противника на глубину до 18 км. Немецкое командование было вынуждено начать отвод группы «Нарва».
19 сентября 1944 года в ночь 2-я Ударная и перешедшая в наступление 8-я (генерал-лейтенант Ф. Н. Стариков) армии стали преследовать преследовать противника, наступая в западном и юго-западном направлениях.
В финском заливе обстановка развивалась следующим образом.
15 сентября 1944 года немецкий корабельный отряд в 39 вымпелов произвёл высадку десанта на остров Гогланд в ходе операции «Tanne Ost», начавшей Лапландскую войну. На острове дислоцировались финские войска (бывшие союзники Германии). Десант, числом в 1500 человек, был отбит майором Миеттаненом с потерей 37 солдат убитыми с финской стороны. Финнов в этом бою поддержала бомбометанием морсктие летчики Балтийского флота. Германцы, потеряв транспорт и девять быстроходных десантных барж, отошли к Большому Тютерсу. Командир высадившегося отряда пытался вызвать по радио авиацию и крупные корабли из 2-ой боевой группы (тяжелый крейсер «Принц Огейн» и др.) для оказания артиллерийской поддержки, но радиосвязь не действовала. Немецкое командование не имело информации о положении на острове и опасалось, что с рассветом отряд высадки может подвергнуться атакам советских торпедных катеров и авиации. В связи с этим всем кораблям было приказано возвращаться в базу. Как только начало светать корабли оставили десант на произвол судьбы и взяли курс на запад, обходя остров с севера. Оставшиеся при этом на Гогланде немецкие десантники сдались 16 сентября.
С 24 по 30 сентября 1944 г. финны поэтапно и в полном порядке передали Гогланд представителям Балтийского флота.
После этих событий командование Балтийским флотом ожидало немедленное освобождение других островов от немецких захватчиков (в первую очередь островов Большой и Малый Тютерс). Однако это произошло с некоторой задержкой.

Адмирал В.Ф.Трибуц в своих воспоминаниях отмечает, что командование Островной военно-морской базы уж слишком увлеклось дипломатической деятельностью. Контр-адмирал Г. В. Жуков ( командир Островной ВМБ с мая 1943 по января 1945 года) и его штаб все свое внимание сосредоточили на событиях, связанных с капитуляцией Финляндии, освоением островов, передаваемых нам по мирному договору, хотя в это время с финами вели переговоры находящиеся на Лавенсари начальник Подводных сил Балтийского флота контр-адмирал Стеценко и командир соединения подводных лодок капитан 1 ранга Верховский по первоочередным в вопросах дипломатии вопросам вывода наших подводных лодок в море через свободные от мин финские форватеры.
Он так же отмечает, что несколько лучше обстояло дело у вице-адмирала И. Д. Кулешова, командира созданного Таллинского морского оборонительного района[3] , которому было приказано, чтобы он срочно вводил в бой подчиненные ему корабли и части морской пехоты и так организовал их действия, чтобы они не отставали при движении вдоль Финского залива войск 8-й армии генерал-лейтенанта Ф. Н. Старикова.
Для этого нужны были быстроходные и мелкосидящие (наиболее безопасные от якорных мин) десантные корабли, которых у нас не было. От большой нужды выбор пал на торпедные катера, только они в тяжелых условиях минной обстановки могли продвигаться в Нарвском заливе с такой же скоростью, как и наши войска продвигались на суше.

Один катер мог взять на борт максимум 10-15 десантников с легким вооружением. да и им ежесекундно грозили мины-ловушки, отчего были потери в людях и катерах.
В 1944 году Балтийский флот располагал 2-мя бригадами торпедных катеров (4-е дивизиона ТКА «Г-5» и 1 отряд катеров«Д-3», более мореходных с деревянными корпусами. Катера Д-3 и были сведены в отдельный отряд, который действовал до 1943 года, пока не стали поступать на флот другие «Д-3», а также по ленд-лизу катера союзников и более совершенные ТКА «Комсомолец» , которые участвовали в завершающих боях на Балтике).
В составе Балтийского флота к началу войны насчитывалось 79 торпедных катера (по другим данным – 48).[1]
В дружной семье катерников выросла и возмужала целая плеяда прославленных новаторов, мастеров точных торпедных ударов. Однако после небольшого дооборудования торпедные катера стали выполнять активные минные постановки, привлекались к десантным операциям как силы прикрытия или как средства высадки передовых отрядов, выполняли и другие различные задания: спасали летчиков, упавших в море с поврежденных самолетов, несли дозор, вели борьбу с подводными лодками, высаживали разведывательные группы в тыл противника, обеспечивали траление в Нарвском и Выборгском заливах.
Таким образом, торпедные катера в силу сложившейся ситуации превращались умелыми руками в универсальные корабли, и, как показала практика, благодаря героизму людей они со своими новыми задачами успешно справились.[2]
В ночь на 1 июля 1944 года в интересах обеспечения Бьёрской островной морской десантной операции (см. пункт 2.15.) в районе о. Нерва была обнаружена большая группа кораблей противника, пытавшихся прорваться в Выборгский залив.

Герой Советского Союза Владимир Поликарпович Гуманенко (справа)

Четыре торпедных катера под командованием Героя Советского Союза капитан-лейтенанта В.П. Гуманенко вышли для атаки этих кораблей. Катер старшего лейтенанта В.П. Некрасова под сильным артиллерийским огнем вырвался вперед и поставил дымовую завесу, под прикрытием которой остальные катера пошли в атаку. По ним вели огонь более 100 автоматических и полуавтоматических пушек. Два других катера, не преодолев сильного заградительного огня, обошли противника и атаковали его с другого направления. Они потопили сторожевой корабль[4].

Вышедшие на помощь Гуманенко четыре торпедных катера под командованием Героя Советского Союза капитан-лейтенанта И.С. Иванова потопили еще один сторожевой корабль (26 августа 1944 года Герой Советского Союза капитан 3-го ранга Иванов Иван Сергеевич погиб при выполнении боевого задания в Нарвском заливе). В этом бою героический подвиг совершили главный старшина Григорий Матюхин и старшина 2-й статьи Виктор Кусков.
Катер под командованием гвардии лейтенанта М.Н. Хренова при выходе в атаку был подбит. На палубе начался пожар, вскоре охвативший весь катер. Создалась угроза взрыва бензиновых баков. Матюхин и Кусков, рискуя жизнью, взяли на себя спасение тяжелораненых командира лейтенанта Хренова и офицера штаба соединения старшего лейтенанта Прушинского. Отважные моряки надели на раненых свои спасательные пояса и выбросились с ними за борт. Вскоре катер взорвался. В течение двух часов они, плавая в воде, поддерживали раненых, несколько раз видели силуэты вражеских кораблей и решили в случае опасности умереть, но не сдаваться врагу. Утром смельчаков обнаружил наш разведывательный самолет. Вскоре к месту аварии прибыл катер и доставил всех в базу.


За мужество и спасение жизни командирам главный старшина Григорий Иванович Матюхин и старший краснофлотец Виктор Дмитриевич Кусков были удостоены звания Героя Советского Союза.
Итак, главные задачи текущего момента — проведение стремительных морских десантных операций, решалась следующим образом.

20 сентября 1944 года группа торпедных катеров Героя Советского Союза В. М. Старостина высадила разведывательную группу морской пехоты на Большой Тютерс и заняла его.
21 сентября торпедные катера капитана 3 ранга И. Я. Становного высадили бойцов бригады морской пехоты в небольшом порту на побережье Эстонии — Кунде. Правый фланг войск генерала Старикова к этому времени, преследуя противника, находился уже в 20 километрах западнее Кунда (см.также Приложение 6. Финский залив для общей оринентации).
 
 
 
 
 

Передовой отряд армии, состоящий из подразделений 260-й отдельной бригады морской пехоты Балтийского флота, продвигался непосредственно вдоль побережья.
Узнав об освобождении Кунды, вице-адмирал Кулешов приказал большой группе торпедных катеров под командованием капитана 3 ранга А. П. Крючкова взять на борт батальон морской пехоты, которым командовал майор А. О. Лейбович, и занять Локсу, гавань в бухте Хара-Лахт в 30 км. восточнее Таллина. И эта высадка блестяще удалась. Десантники захватили в Локсе богатые трофеи.
На Таллин стремительно шли и войска Ленинградского фронта. К 14 часам 22 сентября столица Советской Эстонии была освобождена.
23 сентября командиру дивизиона А. П. Крючкову было приказано с морскими пехотинцами на борту идти в Таллин и высадиться в Минной гавани, чтобы не дать фашистам взорвать причальные стенки и вывезти ценности. Вражеские корабли и транспортные суда, грузившие там награбленное имущество, предварительно подверглись ударам самолетов-штурмовиков.



Честь нанесения первых ударов по вражеским транспортам в порту Таллина принадлежала балтийским штурмовикам Героям Советского Союза А. Е. Мазуренко, А. Е. Гургенидзе, А. И. Батиевскому (фото слева направо) и другим летчикам. Шесть транспортов и сторожевик были уничтожены штурмовиками.
Торпедные катера под командованием капитанов 3 ранга А. П. Крючкова и Е. В. Осецкого форсировали боковое заграждение, выставленное фашистами в Таллинской бухте, и высадили батальон бригады морской пехоты в Военной гавани Таллина. Торпедные катера в 1941 году последними уходили отсюда. И вот спустя три года они первыми вернулись. На головном катере морской пехотинец младший сержант Иосиф Юрченко держал древко с развевающимся Военно-морским флагом. Как только катер коснулся своим бортом причала, Юрченко выскочил на стенку и устремился к ближайшему зданию. Вскоре над зданием порта взвился Военно-морской флаг стяг.
Штурмовики и небольшая часть бомбардировщиков и после освобождения Таллина продолжали наносить удары по транспортам и кораблям, уходящим на запад. В устье Финского залива, вблизи острова Осмуссар, минно-торпедная авиация потопила транспорт, на борту которого находилась тысяча фашистских солдат и офицеров.
На следующий день торпедные катера капитана 3 ранга И. Я. Становного высадили группы морской пехоты на острова Нейсаар (Нарген) и Аэгна. Вместе с торпедными катерами в этом бою принимали участие и наши морские охотники под командованием капитан-лейтенанта А. А. Обухова. Благополучно форсировав минные поля, морские охотники на рассвете 23 сентября появились в гавани Таллина.
Остров Нейсаар являлся фланговым пунктом гигантского сетевого и минного заграждения, поставленного против наших подводных лодок еще в 1943 году. Было решено сетевое и минные заграждения пока не убирать, а, зная их координаты, использовать против немецких подводных лодок, на случай если они попытаются пройти в среднюю и восточную части Финского залива, т.е. бороться с противником его же средствами.
24 сентября 1944 года утром торпедные катера под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга В.П. Гуманенко с отрядом морской пехоты во главе с лейтенантом Стрелковым вошли в порт Палдиски. Подавив сопротивление противника, морские пехотинцы заняли порт. К вечеру сюда был доставлен 1-й батальон 260-й отдельной морской стрелковой бригады.
К исходу 25 сентября1944 года 8-я армия освободила всю материковую Эстонию и вышла на побережье Моонзунда от Финского до Рижского залива.
Что же делали немецкие крейсера и эсминцы 2-й боевой группы в июле-сентябре 1944 года (период подготовки и проведения Таллинской операции).
В июле месяце задачей 6-й флотилии эсминцев явилось сопровождение тяжелого крейсера «Лютцов» к остову Уте (см. Приложение 6. Финский залив). По плану операции «Таннен Вест» корабли 2-й боевой группы должны были по первому приказу способствовать оккупации вермахтом Аландских островов. Такой приказ предусматривалось отдать в случае заключения перемирия между СССР и Финляндией, однако, это событие произошло несколько позже. Тем не менее, корабли продолжали патрулирование в этих водах до конца июля, пока новый приказ не изменил в корне не только задачи, но и район действий 2-й боевой группы. 31 июля эсминцы «Z-28», «Z-25», «Z-35» и «Z-36» прибыли в Ригу и некоторое время занимались сопровождением войсковых транспортов, шедших в направлении Лиепаи. Обстановка на суше вызвала серьезные опасения немецкого командования. 31 июля советские части вышли к морю западнее 65 км. от Риги в районе Тукумса.

Для поддержки контрудара сухопутных войск в Рижский залив прибыл тяжелый крейсер «Принц Ойген», и все эсминцы флотилии приняли 20 — 21 августа самое активное участие в ликвидации советского прорыва (об эффективности этой немецкой операции в нашей открытой литературе сведений нет). В день окончания операции эсминец «Z-35» получил повреждения от удара о грунт при швартовке. Оставшиеся три эсминца в начале следующего месяца вернулись в Палдиски. Выход Финляндии из войны заставил немцев поторопиться с эвакуацией своих войск из этой страны. Эсминцы «Z-28» и «Z-36» 3 сентября прикрывали погрузку частей германского гарнизона Котки в то время как эсминец «Z-25» в устье Финского залива осуществлял поиск торговых судов бывшего союзника. 4 сентября им был захвачен пароход «Наяден», который стал, по-видимому, последним призом, захваченным кригсмарине во второй мировой войне. 17 сентября эсминцы прибыли в Тотенхафен (Готенхафен (Гдыня), который на долгое время стал базой для всех кораблей 2-й боевой группы. Конец сентября был весьма насыщен событиями. Эсминцы «Z-25» и «Z-28» в числе последних покинули Таллин и доставили 21 сентября 1944 года в Лиепаю 140 солдат и 230 беженцев. Затем флотилия эсминцев уже в составе всех четырех кораблей сопровождала крейсер «Принц Ойген» и «Лютцов», прикрывая переход четырех последних транспортов с войсками из Финляндии.
В открытой литературе нет каких-либо сведений о том, знал ли штаб Балтийского флота об этих действиях кораблей 2-й боевой группы и как он планировал с ней воевать.


[1] Интернет. Балтийский флот СССР во время Великой Отечественной войны.

[2] Интернет. В ходе Великой Отечественной войны на нескольких торпедных катерах типа Г-5 Черноморского флота вместо торпед были установлены пусковые установки (24 направляющие) для стрельбы реактивными снарядами калибра 82 мм. Их назвали артиллерийскими катерами. Катера с РПУ рассматривались как средство для поражения береговых целей

[3] Интернет. В состав Таллинского Морского оборонительного района (МОРа) входили две военно-морские базы (ВМБ): Прибалтийская (штаб Палдиски) и Поркала-Удд.

[4] Интернет. У немцев единственными боеспособными сторожевыми кораблями были захваченные на стапелях голандские кангонерские лодки, но их было мало. Обязанности сторожевых кораблей выполняли базовые тральщики типа М. См. пункт 2.10, рис. для М 18 (RU).

[5] Минный заградитель (минзаг) — специализированный военный корабль, предназначенный для постановки минных заграждений. К минзагам относят разные корабли — от небольших прибрежных до больших быстроходных кораблей, построенных в корпусах эсминцев, крейсеров или крупных торговых судов. Водоизмещение надводных минных заградителей различно, достигает 6000 тонн.