2.16.1. Десант на Тёплом озере

16 — 17 августа 1944 года

Карта

Десант на озере Тёплое — тактическая десантная операция бригады военных кораблей на Чудском озере Балтийского флота в ходе Тартуской наступательной операции 3-его Прибалтийского фронта.
С июля 1944 года советские войска вели наступательные операции в Прибалтике против немецких войск группы армий «Север».
В начале августа 1944 года, 25 отдельная бригада кораблей Балтийского флота была передана в подчинение 3-му Прибалтийскому фронту (командующий генерал армии И. И. Масленников), который готовил фронтовую наступательную операцию с целью освобождения города Тарту в Эстонии. Войска Масленникова встретили ожесточенное сопротивление и на рубеже реки Пиуза вынуждены были приостановить продвижение.

Командир 25 ОБК капитан 2 ранга А. Ф. Аржавкин предложил нанести удар в тыл противнику. Командующий фронтом одобрил это предложение и приказал высадить десант в район Тёплого озера (соединяет Чудское и Псковское озера) в районе Лане, Мехикоорма. В. Жуматий называет эту десантную операцию «Лане-Мехикоормской».

Замысел десантной операции: 25 отдельной бригаде кораблей с приданным дивизионом тендеров во взаимодействии с двумя дивизиями 14-й Воздушной армии скрытно совершить переход озером и в 3 часа 30 минут 15 августа внезапно высадить десант двумя эшелонами в районе Лане и Мехикоорма и одним эшелоном на остров Пийсаари в составе 191-й сд и 292 опаб с последующим питанием десанта боеприпасами и продовольствием. В дальнейшем быть готовым к переброске 128-й сд с частями усиления для развития успеха.
14 августа 25 ОБК БФ была перебазирована из Гдова (постоянного места базирования) в Раскопель, а к 15 августа сосредоточилась на реке Желча (д. Кола) для посадки десанта. Переход был совершен без помех противника, но в штормовых условиях. Бригада в составе 12 БКА , 8 СК и МК с приданным дивизионом тендеров[1] (20 ТНД) была скрытно сосредоточена в районе деревни Кола. В состав десантных войск были выделены 191-я (командир генерал-майор И. Н. Бураковский) и 128-я (командир полковник Е. И. Долгов) сд с частями усиления (292-й опаб (14 УР), 52-й отпап, 231-й минполк, 705-й иптаб, зенитный полк 1/320 гв. мп, 159-й пмб, 5-й тпп). Командующий десантными войсками заместитель командующего фронтом генерал-лейтенант А. А. Гречкин. Для обеспечения высадки десантных войск было выделено несколько батарей полевой артиллерии, установленных на восточном берегу озера Теплое, и две дивизии 14-й Воздушной армии в составе 90 истребителей, 60 штурмовиков и 10 бомбардировщиков.
Немецкое командование к началу июля располагало на Чудском озере 4-й флотилией канонерских лодок, по численности кораблей превосходящей 25 ОБК. Для исключения угрозы со стороны кораблей противника будущему десанту, командование Балтийского флота выделило 9-ю штурмовую авиационную дивизию (154 штурмовика и истребителя), также для решения задач на озере привлекались части 11-й штурмовой авиационной дивизии флота. В течение июля — августа 1944 года советская морская авиация наносила непрерывные удары по главному пункту базирования кораблей противника — посёлку Муствее, а затем и по остальным пристаням и озерным портам на занятом немцами западном берегу Теплого и Чудского озёр. Основная масса кораблей врага к началу августа была потоплена (в том числе 6 (по другим данным 11) канонерских лодок[2], 4 сторожевых катера, свыше 20 других небольших кораблей и катеров). Угроза противодействия немецких кораблей на Чудском и Теплом озерах была устранена.
Вот как описывает это в своих мемуарах известный морской летчик Василий Федорович Голубев:

"Десантные войска скрытно перешли в район озера Теплого, чтобы в самом узком месте переправиться на западный берег и принять участие в боях за Тарту.
Переправиться на западный берег Чудского озера мешала сильная вражеская флотилия — более 100 различных кораблей, в том числе самоходные десантные баржи с артиллерией и бронекатера. Их-то нам и было приказано разгромить. Это была наша главная задача в Тартурской операции. Около месяца дивизия штурмовиков и два полка истребителей, в их числе и усиленная эскадрилья капитана Федорина, вели непрерывный поиск, пока не потопили и не вывели из строя основные силы флотилии. В этих боях мы потеряли двух молодых пилотов: М. X. Макаренко и И. Т. Азарова.
Десантная операция началась в ночь на 16 августа 1944 года. Десант прошел мимо исторического места героической славы защитников Отечества «Место Ледового побоища 1242 года», что несомненно воодушевило потомков былых героев на новые подвиги во имя Отчизны. Высадка производилась тремя эшелонами. В 04-15 первый эшелон высадочных средств на подходе к пунктам высадки были обнаружены и бронекатера открыли огонь по огневым точкам противника.

К 04-30 огонь противника на берегу в основном был подавлен, и началась высадка первого эшелона. В 05-20 первый эшелон был высажен с минимальными потерями. Из-за потери внезапности высадка на остров Пийсаари в светлое время была отменена, поэтому 1-й десантный отряд высадил войска в районе Лане.
К 06-00 утра 16 августа первый эшелон десанта (части 191-й стрелковой дивизии) при поддержке артиллерии с восточного берега и арт.огня кораблей занял значительный плацдарм (10 километров по фронту, до 6 километров в глубину). Немецкие части на берегу не смогли пресечь наступление десанта. Десантники бились отчаянно геройски. Вот один из многочисленных примеров. Автоматчик краснофлотец 487-й отдельной штрафной роты Балтийского флота Виноградов Григорий Тимофеевич
в ночь с 16.08.1944 при форсировании Теплого озера, высадившись на вражеский берег первым в отделении ворвался в деревню Йыспера(?)[Йыэнера] в рукопашном бою уничтожил 4(четырех) немцев,что помогло выполнить боевую задачу. При дальнейшем наступлении захватил пленного немца. Награда : «Медаль «За отвагу» (Интернет. 487 ОШР КБФ п/п 81318 Личный состав.Потери.Боевой путь).
Вот тогда немецкое командование решило задействовать авиацию: начиная с 10-00 утра немецкие самолеты группами по 18-25 машин наносили непрерывные удары по советским кораблям. На подходе к западному берегу попал под удар второй эшелон десанта, перевозивший части 546-го стрелкового полка 191-й дивизии. Тяжёлые потери были нанесены и войскам третьего эшелона, также авиа ударам подверглись пункты сосредоточения войск и их посадки на корабли на восточном берегу.
Продолжились авиа удары и на следующий день, 17 августа. В результате за два дня были потоплены бронекатер, три десантных тендера, два минных катера и два катера-тральщика, из 14 паромов затонули семь, из 21 десантных тендеров в строю осталось 6. Личный состав частей десанта также понес значительный урон. Несмотря на превосходство в силах в районе высадки, советская авиация не смогла обеспечить воздушное прикрытие. Скорее всего, командование ВВС флота просто не ожидало столь значительного противодействия с воздуха и просто растерялось. Из 4-х истребительных авиационных полков флота один выполнил в день 16 августа 8 вылетов, второй — 16 вылетов, остальные два — менее 10 вылетов каждый.
17 августа 1944 года интенсивность работы советской авиации увеличилась, было сбито несколько бомбардировщиков противника, но предотвратить удары по кораблям вновь не удалось. Для восполнения потерь командующий флотом В. Ф. Трибуц приказал срочно подготовить к отправке в Гдов по железной дороге с Балтийского моря шесть бронекатеров и 20 десантных тендеров. Уцелевшие корабли работали с предельной нагрузкой, выполняя без отдыха до 20 рейсов через озеро в сутки. К перевозкам были подключены все местные плавсредства, вплоть до буксируемых понтонов и самодельных плотов.
Успех люфтваффе немецкое командование использовать не смогло. На плацдарме высаженные части, действуя энергично и решительно, сломили сопротивление имеющихся опорных пунктов и продвигались навстречу главным силам 67-й армии, успешно развивавшей наступление с юга вдоль побережья озера.
Вечером 17 августа 1944 года войска десантной группы встретились с бойцами правофланговой 86-й стрелковой дивизии 67-й армии, двигавшимися в северном направлении, и совместными усилиями продолжили преследование противника к Тарту.
25 августа 1944 года части 67-й армии освободили Тарту.
К 18 августа 1944 года, несмотря на потери в плавсредствах, через Тёплое озеро были переправлены части обеих задействованных стрелковых дивизий. Всего к этому времени корабли бригады переправили через озеро около 7000 бойцов, 170 орудий и миномётов, свыше 300 тонн боеприпасов и других грузов. Кроме того корабли бригады поддерживали арт.огнем продвижение наших войск на север по берегу Чудского озера.
159-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон дополнительно переправил свыше 1000 бойцов, 34 тонны груза и 65 орудий и миномётов.
Десантная операция увенчалась безусловным успехом, сыграв большую роль в прорыве войск 67-й армии к Тарту. Данный успех является следствием правильного выбора места высадки десанта (в наименее укреплённом месте), предварительного уничтожения вражеских кораблей на Чудском озере и успешного наступления главных сил фронта. Однако вражеская авиация смогла нанести столь значительные потери в переправочных средствах, что темпы высадки войск на плацдарме резко упали. Организация противовоздушной обороны кораблей и плацдарма (при превосходстве советской авиации в этом районе) оказалась полностью неудовлетворительной. В случае неблагоприятного развития событий на плацдарме это могло иметь последствия вплоть до провала операции.
Получив новую задачу, 25 ОБК к 08-00 20 августа без помех со стороны противника возвратилась обратно в Гдов.
2-я ударная армия (командующий генерал-лейтенант И. И. Федюнинский), совершив глубокий марш-маневр от Нарвы на юг вдоль Чудского озера, была своевременно и скрытно в ночных условиях переправлена без потерь через Теплое озеро на захваченный плацдарм. Ее удар оказался для противника внезапным и сокрушительным. 17 сентября она прорвала фронт обороны противника в районе Тарту (наиболее мощную немецкую оборону на Нарвском перешейке и между озёрами Чудское и Выртсъярв), за сутки с боями прошла до 28 километров.


[1] Десантный Тендер (моторное судно) — плоскодонное моторное судно. Имеет малую осадку, грузоподъемность до 30 т и экипаж из 2-3 человек. К 1944 году десантные тендеры стали выпускаться на нескольких судостроительных и судоремонтных заводах Ленинграда. Доставка по железной дороге.

[2] Сведения о судьбе канонерских лодок типа «MAL» 4-ой немецкой Чудской флотилии: MAL13 — уничтожена при авианалете 27.07.1944 г., MAL14—тяжело повреждена при авианалете 27.07.1944 г., MAL15 — уничтожена при авианалете 18.07.1944 г., MAL16 — уничтожена при авианалете 02.08.1944 г, MAL17 — уничтожена при авианалете 20.07.1944 г., MAL18 — уничтожена при авианалете 30.08.1944 г., MAL19 — уничтожена при авианалете 19.07.1944 г., MAL20 — уничтожена при авианалете 20.08.1944 г., MAL22—тяжело повреждена при авианалете 08.08.1944 г., MAL23 — уничто-жена при авианалете 09.08.1944 г., MAL24 — уничтожена при авианалете 28.08.1944 г.