2.15. Десантные операции Бф июнь-июль 1944

Бьёркская островная морская десантная операция

Карта

10-20 июня 1944 года в ходе Выборгской операции войска Ленинградского фронта (командующий маршал Говоров Леонид Александрович) к 16 июня очистили от финских войск (оперативная группа «Карельский перешеек» в составе 3 и 4 армейского корпусов, командующий генерал-лейтенант Леннарт Карл Эш) район Койвисто (ныне Приморск) и с тяжелыми боями приближались к Выборгу (взят 20 июня). При этом, занятые финскими войсками острова Бьёркского архипелага (ныне острова Берёзовые), оказались в тылу наступавших советских войск, возникла угроза высадки вражеских десантов и разведгрупп с них. Кроме того, эти острова закрывали проход Балтийского флота в Выборгский залив, что исключало поддержку с моря наступавших советских войск.

Для устранения этих угроз 19 июня 1944 года Балтийскому флоту приказано занять острова Бьёркского архипелага. Отмечалось, что ввиду упорного сопротивления противника на сухопутном фронте Бьёрская операция должна быть выполнена силами самого флота.
Предвидя выполнение этой задачи, командование флота ещё с 17 июня начало стягивать средства высадки в исходные пункты, а на Бьёрские острова производились высадки разведгрупп. На действия в архипелаге были переориентированы основные силы авиации флота. Бьёрская морская операция производилась путем последовательной высадки десантов на острова в период 20-23 июня 1944 года.

Руководство Бьёрской морской десантной операцией было возложено на командующего Кронштадтским морским оборонительным районом вице-адмирала Ю.Ф.Ралля. Ему были подчинены бригада шхерных кораблей (4 малые канонерские лодки,8 морских бронекатеров, 16 сторожевых катеров, 28 тендеров, 18 катеров-дымзавесчиков, дивизион катеров-тральщиков) и 260-я отдельная бригада морской пехоты (около 1500 человек).

 

 

 


Финское командование также осознавало угрозу над своим гарнизоном островов (около 3000 человек, 40 орудий), в связи с чем установило дополнительные минные заграждения на подходах к проливу Транзунду, по которому проходит основной фарватер в Выборгский морской торговый порт и островам Бьёркё (Большой Берёзовый) и Тиуринсари (Западный Берёзовый) и в других опасных для себя местах в архипелаге и на подходах к нему, организовало усиленные дозоры между Выборгом и военно-морской базой Котка Была усилена корабельная группировка: на островах базировались или были задействованы до 100 финских и немецких кораблей (2 миноносца[2], 5 канонерских лодок (см. пункт 2.10.) , 5 быстроходных десантных барж (см. пункт 2.12.), 15 сторожевых катеров, до 50 катеров других типов).
В ночь на 20 июня 1944 года отряд катеров (10 сторожевых катеров, 7 катерных-тральщиков, 14 торпедных катеров) высадили усиленную стрелковую роту из состава 6-го отдельного полка морской пехоты на остров Нерва (24 км от о.Мощный к северу, 30 км от Бьёркского архипелага к западу, 18 км от о. Соммерс к востоку. Противника на острове не оказалось. Этот остров был выбран в качестве исходного пункта для дальнейших действий флота. Там была спешно организована круговая оборона, установлены береговая батарея (3 орудия 45-мм) и 6 пулемётных дзотов, оборудованы инженерные препятствия.
Стремясь вернуть важный остров (остров Нерва), немецко-финское командование уже днём 20 июня направило к нему отряд кораблей (миноносцы, тральщики, быстроходные десантные баржи, торпедные катера) c десантом.


Этот десантный отряд был атакован дивизионом советских торпедных катеров капитана з ранга С.А. Осипова. Причем, первые две атаки были отбиты противником, т. к. они были выполнены разрозненными силами (первая — отрядом ТК под командованием капитана 3 ранга Б.П.Ущева, вторая — отрядом ТК под командованием капитана 3-го ранга В.И. Тихонова). И только третья атака всем дивизионом с двух направлений в условиях ограниченной видимостью и преимуществом в скорости, позволила взять вражеские миноносцы в «клещи», надежно прикрывая себя дымовыми завесами. Теперь немецкие корабли вынуждены были рассредоточить огонь да и вести его не столь прицельно. Атака с двух сторон удалась: катера старшего лейтенанта Тароненко и лейтенанта Бушуева (оба катера типа Д-3) отправили на дно один из миноносцев «Т-31» .

Немецкий адмирал Ф. Руге утверждает, что русские атаковали храбро, а их тактика была хорошей». Вероятно, в «Т-31» попало две торпеды, и он быстро затонул 20 июня в 0 часов 03 минуты в точке с координатами 60°16’N, 28°17’O. Потери экипажа составили 82 человека. Часть уцелевших была поднята на борт советских катеров (6 человек), 86 спасено финскими катерами (в том числе командир миноносца капитан-лейтенант Петер Пиркхам).
Немецкий миноносец «Т-31», — первый из двух крупный немецкий современный боевой корабль[2], потопленный ВМФ СССР за всю войну.
Противник отказался от высадки десанта на Нерву, однако затем остров подвергался частым бомбардировкам, вокруг него до середины июля регулярно происходили морские бои.
Утром 21 июня 1944 года на самый северный остров Бьёркского архипелага Пийсари (ныне Северный Берёзовый остров) был высажен разведывательный десант в составе роты морской пехоты 126 человек (силы высадки – 8 тендеров[1],

1 бронекатер, 1 сторожевой катер, 3 катера-дымзавесчика). При подходе к острову в проливе Бьёркёзунд отряд был атакован шестью бомбардировщиками Ю-88 (незначительно повреждён сторожевой катер), а затем обстрелян береговой артиллерией с островов Бьёркё и Тиуринсари (повреждены 2 тендера и катер-дымзавесчик). Остальные корабли продолжили выполнение боевой задачи. Около 05-00 десант был высажен на восточном побережье Пийсари,

занят плацдарм до 800 м по фронту и до 500 м в глубину. Вопреки данным разведки, на острове оказались значительные силы противника, десант был атакован тремя пехотными ротами. При высадке погибло 8 морских пехотинцев. В целях поддержки десанта уже днём на плацдарм была высажена ещё одна рота морской пехоты с 1 орудием. Десант из разведывательного перерос в тактический.
В свою очередь противник направил к захваченному плацдарму отряд кораблей — 4 немецких БДБ и 4 финских торпедных катера, которые начали обстрел плацдарма. В бой вступил советский бронекатер № 505, была срочно вызвана штурмовая авиация. Примерно через 40 минут после начала обстрела, отряд вражеских кораблей был атакован с воздуха, потоплено одна БДБ, ещё одна получила повреждения. Вражеские корабли покинули район острова (позднее авиацией потоплен ещё 1 торпедный катер из этого отряда). Однако до исхода дня эти корабли ещё дважды пытались прорваться к месту высадки десанта, но были отбиты артогнём, наблюдались прямые попадания во вражеские корабли. В течение 21 июня авиация Балтийского флота выполнила 221 вылет для ударов по кораблям и силам противника на острове.
Тем не менее, бой на острове затягивался. Более того, была замечена переброска на Пийсари с Бьёрке подкреплений. Командующий операцией вице-адмирал Ралль уже планировал снятие десанта в ночь на 22 июня. Однако после доклада доставленного с острова раненого командира высадки об устойчивом положении десанта на плацдарме, адмирал изменил своё решение и приказал высадить на остров всю 260-ю бригаду морской пехоты (1453 человека, 14 орудий). Операцию под артобстрелом противника без потерь провели к 15 часам дня 22 июня три бронекатера и 16 тендеров. В 17 часов бригада начала решительную атаку, к рассвету 23 июня остров был полностью захвачен.
Осознав угрозу гарнизону архипелага, противник в ночь на 23 июня приступил к эвакуации своих сил с Бьёркских островов, что было выполнено им оперативно, однако наша авиация потоплены 2 транспорта.
23 июня 1944 года были высажены десанты на острова Бьёркё и Тиуринсари. Находившиеся там финские подразделения прикрытия оказали незначительное сопротивление.
25 июня 1944 года на остров Туппурансаари (Вихревой, 6 миль севернее острова Пийсари, см. рис. ниже) был высажен один взвод (56 человек). Финский гарнизон спешно эвакуировался после короткой перестрелки, бросив 2 орудия и 5 пулемётов.
27 июня 1944 года высажен десант (38 человек) на остров Рондо (противника там уже не оказалось).
Таким образом, боевые действия по овладению Бьёркским архипелагом завершились. Задачи операции были полностью выполнены. Флот получил выгодные позиции для дальнейших действий. Это открывало нашему флоту возможность пользоваться так называемым стратегическим фарватером, который тянется вдоль финских шхер до самого выхода в Балтийское море. Он меньше других районов был минирован, поскольку всю войну это была главная коммуникация противника.
На островах были захвачены 32 орудия калибром от 45 до 254 мм, 1 прожектор, 4 катера, 1 паровоз и 16 вагонов, 9 автомашин и тракторов, 5 складов.
Потери сторон.
При борьбе за острова в районе архипелага противник потерял (по советским данным) потопленными 17 кораблей и судов (2 миноносца?, 4 транспорта, 3 сторожевых корабля?, 2 сторожевых катера) и повреждёнными 18 кораблей и судов (3 тральщика, 5 сторожевых кораблей?, 2 транспорта, 4 быстроходных десантных баржи, 2 торпедных катера, 2 сторожевых катера). Было сбито 17 самолётов. О потерях в людях данных не обнаружено.
Наши потери составили потопленными 1 катер «малый охотник» и 1 бронекатер, повреждены 2 тендера и 3 катера, сбито и не вернулось на аэродромы 16 самолётов. На острове Пийсаари в братской могиле было похоронено 67 десантников и моряков (в 1973 года захоронение перенесено на мемориал в Приморске).
Значение и уроки операции.
Данная операция стала одной из первых успешных десантных операций Балтийского флота за всю войну. Победа достигнута хорошим взаимодействием морских десантников, кораблей и авиации. Операции предшествовала противоминная подготовка (разведка и расчистка фарватеров для движения десантных отрядов), что позволило избежать потерь на вражеских минах. Вице-адмирал Юрий Федорович Раль надежно управлял операцией, лично выбирал места для высадки десантов и оперативно реагировал на все изменения обстановки. Успешным решением адмирала была и высадка десанта на Пийсари, овладение которым ставило на грань гибели весь гарнизон архипелага и взятие которого предопределило весь исход операции. Со стороны противника надо отметить широкое применение морских сил и быструю эвакуацию основной части личного состава с архипелага. Обе стороны в борьбе за архипелаг активно использовали авиацию, на долю которой приходится основная часть потопленных и повреждённых кораблей.

 

Выборгская островная морская десантная операция

 
Утром 4 июля 1944 года началась очередная десантная операция по освобождению островов Выборгского залива. В охранении десантных тендоров (судов) были бронекатера, шхерные мониторы, торпедные катера и морские охотники, которые постоянно вели огонь по береговым опорным пунктам противника и отражали атаки немецких и финских кораблей. Особенно сильные морские бои разгорелись в районе мыса Крестовый (Ристиниеми ).

Так,  в 17-0 4 июля 4 морских охотника под командованием капитана 2 ранга И.М. Зайдулина и торпедные катера под командованием капитана 2 ранга М.А. Белуша,прикрывая десант, вступили в бой с двумя отрядами вражеских катеров. В скоротечном бою на малых дистанциях наши катера потопили несколько катеров противника, а другим нанесли серьезные поражения. Прикрываясь дымовой завесой, противник был вынужден отойти от десанта. Нами потерян один торпедный катер, подорвавшейся на мине.
5 июля 1944 года противник в составе 12 немецких и финских кораблей повторил попытку прорваться к десанту. Зайдулин, вступив в бой с близких дистанций и вызвал подкрепление. В результате совместных действий морских охотников и торпедных катеров были потоплены 4 финские канонерские лодки и повреждено несколько катеров. Немецкий историк Ю. Майстер так охарактеризовал эти бои.:

"Так как все корабли были выведены из строя, финнам пришлось отказаться от дальнейшего использования флота… Несмотря на упорство, финско-немецким кораблям не удалось пробиться к советским судам, производившим высадку. Советские военно-морские силы, самолеты и береговые батареи всегда наносили им повреждения и вынуждали к отступлению".

К сожалению, через два месяца после Выборгской операции 28 августа 1944 года была допущена ошибочная атака нашей авиации по нашим кораблям в Нарвском заливе. В этом трагическом происшествии 8 наших кораблей (3 ТКА, 5 катерных-тральщиков) получили серьезные повреждения, погибло 5 человек, в том числе И. Зайдулин и командир отряда ТКА Герой Советского Союза И. Иванов. Еще 11 человек получили ранения. И.М. Зайдулин так и не успел узнать, что за участие в Выборгской островной морской операции ему присвоили звание капитан 1 ранга и наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.
19 сентября 1944 года было подписано соглашение о перемирии между СССР и Финляндией и военные действия между ними прекратились.


[1] Десантный Тендер (моторное судно) — плоскодонное моторное судно. Имеет малую осадку, грузоподъемность до 30 т и экипаж из 2-3 человек. К 1944 году десантные тендеры стали выпускаться на нескольких судостроительных и судоремонтных заводах Ленинграда. Доставка по железной дороге.

[2] Миноносцы проекта «39» или, как еще их называли, «Эльбинги» оказались очень удачными кораблями. Построено 15 единиц: «Т-22»- «Т-36».

Тоннаж 1780 т (в полном грузу), 102,5х10х3,25 м, скорость 33,5 узла, дальность плавания 2400 миль со скороетью 19 узлов. Запас топлива 374 тонны. 4х105-мм орудий в одиночных установках, 2х2х37-мм орудий, 1х4х20-мм автомат, 2х3х533мм ТА. Могли принять 60 мин ЕМС. Противолодочное вооружение: гидролокатор S-Gerat и 4 бомбомета. Экипаж 8 офицеров и 198 матросов. Об участии этих миноносцев на Балтийском фронте страны см. также пункты 2.16.2, 2.16.3, 2.19, 5.4.6.