Октябрь-декабрь 1943
Осенью 1943 года наши войска освободили от немецких войск Таманский полуостров и приближались к Крыму со стороны Перекопа. С целью оказания помощи войскам 4-го Украинского фронта в окружении и уничтожении вражеской группировки в Крыму было решено силами Северо — Кавказского фронта при поддержке Черноморского флота и Азовской флотилии, нанести удар через Керченский пролив путем высадки морского десанта на Керченский полуостров.
При составлении плана десантной операции учитывали, что противник, ожидая удар со стороны пролива, построил на Керченском полуострове три оборонительных рубежа, насыщенных огневыми средствами, инженерно — оборонительными сооружениями и минными заграждениями, и был готов отчаянно сопротивляться. На этом направлении враг располагал 85 тысячами человек, большим количеством танков и артиллерии. В портах Керчь, Камыш-Бурун, Феодосия, на острове Иван-баба, расположенным рядом с мысом Киик-Атлама (7,5 км южнее Феодосии) противник базировал 36 быстроходных десантных барж (БДБ),
37 торпедных катеров (ТКА), 25 сторожевых катеров и 6 тральщиков (с началом высадки советских десантов туда было дополнительно передислоцировано ещё около 60 БДБ)[1], способных помешать переброске войск и грузов через Керченский пролив. На подходах к берегу, враг выставил около 2-х тысяч морских мин. С аэродромов Крыма немецкие войска и корабли поддерживала их авиация.
По плану Керченско-Эльтигентской операции десант должен был одновременно захватить два плацдарма на Керченском полуострове и в последующем обеспечить переброску основных сил 56-й и 18-й армий на Керченский полуостров. На основной плацдарм севернее Керчи высаживались 3 стрелковые дивизии 56 армии с частями усиления. На второй плацдарм в район поселка Эльтиген, южнее основного, высаживалась усиленная дивизия 18 армии. Затем войска с плацдармов двумя сходящимися ударами должны были овладеть восточной частью Керченского полуострова с портами Керчь и Камыш-Бурун. Впоследствии эти порты предполагалось использовать для переправы остальных сил 18-й и 56-й армий.
Общее руководство операцией возлагалось на командующего Северо-Кавказским фронтом генерал-полковника И.Е. Петрова и его помощника по морской части командующего Черноморским флотом вице-адмирала Л.А. Владировского.
Высадкой десанта руководили: на главном направлении командующий Азовской военной флотилией контр-адмирал С.Г. Горшков, на вспомогательном — командующий Новороссийской военно-морской базы контр-адмирал Г.Н. Холостяков.
Для перевозки десанта через Керченский пролив планом операции привлекались 280 различных не специализированных плавсредств Новороссийской ВМБ и Азовской флотилии, объединенных в отряды десантных сил.
Из-за резко ухудшившейся погоды срок десантирования перенесли с 28 октября на 1 ноября 1943 года.
31 октября 1943 года в двух пунктах началась посадка первого броска десанта на имеющиеся плавсредства отрядов десантных сил Новороссийской ВМБ и Азовской флотилии. Но плохая погода продолжалась. Волны просто выбрасывали катера, и мелкие суда на берег. Поэтому из семи отрядов десантных сил Новороссийской ВМБ два запаздывали с приемом десанта, а из двух отрядов Азовской флотилии десант принял лишь один. Перенос мест посадки десанта ничего не решал.
Командующий ЧФ вице-адмирал Л.А. Владимировский предложил отложить высадку до улучшения погоды, но о ее начале уже доложили в Ставку, поэтому командующий фронтом приказал продолжить операцию.
1 ноября 1943 года к трем часам ночи плавсредства четырех десантных отрядов Новороссийской ВМБ приняли 5752 бойцов передового отряда 18 армии, оружие, боеприпасы и двинулись через Керченский пролив к крымскому берегу. С опозданием на час вышли оставшиеся три десантных отряда.
Хуже обстояло дело с приемом десанта у Азовской флотилии. Бушевавший на Азовском море шторм не позволял этого.
К четырем часам утра 1 ноября 1943 года С.Г. Горшков сумел вывести в пролив немногим более половины катеров и судов флотилии. Остальные получили повреждения или были выброшены волнами на берег. Поэтому И.Е. Петров отдал приказ об отмене десанта 56-й армии до улучшения погоды. Катера и суда Азовской флотилии возвратились в свои базы.
Расположенная на узкой открытой косе Чушка (самое близкое место до Керченского полуострова) 55-я гвардейская стрелковая дивизия 56-й армии , не дождавшись плавсредств для посадки, днем 1 ноября 1943 года оказалась под ударами немецкой авиации.
Отменять высадку первого броска 18-й армии было уже поздно. 15 километров, разделяющих Крым и Тамань в районе Эльтигена, были уже почти пройдены. План операции, предусматривающий одновременную высадку десантов, с самого начала был нарушен. На подходе к Эльтигену десантные средства гибли от шторма (3 десантных бота) и мин (2 ТКА, 2 малых охотника). Получили повреждения несколько катеров и много плотов с артиллерией и автомашинами были оторваны от буксирующих их катеров. Часть судов повернула назад. В ходе непосредственной высадки на берег береговая артиллерия немцев разбила 6 малых охотников и 6 десантных ботов. И все же в ночь на 1 ноября 1943 года на берег было высажено около 3 тысяч бойцов из 318 дивизии и два батальона морской пехоты. К исходу 1 ноября 1943 года они захватили плацдарм шириной 5 километров и глубиной 2 километра в районе поселка Эльтиген.
Поскольку высадка десанта с войсками 56-й армии в ту ночь не состоялась, противник с наступлением рассвета бросил против эльтигенского десанта все свои резервы пехоты при поддержке танков. Благодаря огневых ударов наших артиллерии и самолетов с Таманского полуострова все попытки врага сбросить десант в море были отбиты, но захваченный плацдарм сузился до 4-х километров по фронту и 1,5 километра в глубину. Срочно нужно было доставить подкрепление.
1-2 ноября 1943 года с наступлением темноты под прикрытием 6-ти бронекатеров началась переброска новых батальонов десанта в район Эльтигена. В условиях больших потерь за ночь удалось высадить 2370 человек. 2 ноября 1943 года было успешно отбито 20 атак врага. В следующую ночь на плацдарм прибыло новое пополнение бойцов и вооружения, при этом погибло от мин (4 катера, сейнер и баркас), от авиации противника (бронекатер, сторожевой катер, 2 речных тральщика, буксир и 3 баркаса), от береговой артиллерии врага (2 бронекатера, шаланда и 3 десантных бота).
В ночь на 3 ноября 1943 года после артиллерийской подготовки и ударов нашей авиации на катерах и судах Азовской флотилии наконец-то высадились восточнее Керчи части первого броска 56-й армии (1-й гвардейский полк 2-й гвардейской Таманской дивизии и 369-й батальон морской пехоты). Положение нашего эльтигенского плацдарма улучшилось. Однако, в связи с остановкой продвижения десанта 56-й армии в сторону Керчи, контратаки против эльтигенцев возобновились с особой силой.
К вечеру 4 ноября 1943 года на десантных отрядах Новороссийской ВМБ и Азовской флотилии в район Камыш-Буруна (севернее Эльтигена и южнее Керчи) высаживалось более 9 тысяч человек, 39 орудий и 28 минометов 318 дивизии с приданными ей батальонами морской пехоты. В этом месте с немецкой стороны нашему десанту противостояло 12 тысяч хорошо вооруженных солдат и 100 орудий на стационарных позициях. При высадке потери плавсредств были большие (70% плавсредств Новороссийской ВМБ, 20% — Азовской флотилии). Не получая достаточного количества подкреплений и боеприпасов (117 дивизия на крымский берег не была десантирована), десант с большими потерями отбивал атаки противника и, как требовал приказ командующего 18-й армии, занять Камыш-Бурун не смог. Через несколько дней он перестал существовать.
Начиная с 9 ноября 1943 года из порта Камыш-Бурун выходили немецкие БДБ и с моря блокировали эльтигенский плацдарм, а днем нашим катерам и судам к плацдарму не давала подойти вражеская артиллерия. Своя же фронтовая артиллерия по приказанию командующего фронтом поддерживала лишь десант 56-й армии, ориентированный на Керчь.
Для создания условий снабжения эльтигенцев силами флота была организована борьба с немецкими БДБ путем минирования выходов из Камыш-Буруна и атак нецецких БДБ нашими ТКА. Так 17 ноября 1943 года 3 наших ТКА атаковали 6-ть немецких БДБ и не пустили их к плацдарму Эльтигена. Была попытка наших моряков брать вражеские БДБ на абордаж. Несколько БДБ было уничтожено нашей штурмовой авиацией и артиллерией береговой обороны флота.
Во время одного из налетов нашей авиации на Камыш-Бурун был убит командующий немецким флотом на Черном море вице-адмирал Г. Кизерицки.
Но ситуация со снабжением эльдигенского плацдарма оставалась тяжелой. За 26 суток лишь 16 раз удавалось прорваться к плацдарму. Тем не менее, десант держал плацдарм, надеясь, что дивизии 56- й армии займут Керчь. Однако этого сделать оказалось невозможно и 56-я армия так и находясь в нескольких километрах восточнее Керчи перешла к обороне.
Основные силы 18 армии, из-за недостатка плавсредств для действий в условиях плохой погоды и противодействия противника не смогли переправиться на Эльтиген.
20 ноября 1943 года решением Ставки ВГК Северо — Кавказский фронт был реорганизован в отдельную Приморскую армию под командованием генерала армии И.Е. Петрова, а 18-ю армию Ставка вывела в свой резерв.
С 1 ноября по 6 декабря 1943 года десантники Эльтигенского плацдарма под командованием полковника В.Ф. Гладкова героически отражали атаки и удерживали занятые рубежи. Только 6 декабря 1943 года немцы, подтянув 6-ю румынскую кавалерийскую дивизию и сводный немецкий полк, ценой больших потерь немцы прорвали оборону десанта. Командующий операцией приказал десанту эвакуироваться с плацдарма, но плавсредства не смогли подойти к пунктам посадки[2]. Тогда в ночь на 7 декабря 1943 года бойцы 386-го батальона морской пехоты внезапной атакой прорвали кольцо окружения и устремились по тылам противника в северном направлении. За ними прорвались оставшиеся в живых бойцы 318-й дивизии и батальона 255-й бригады, но уйти удалось далеко не всем. В ту же ночь 1500 десантников Гладкова с боем прорвались к южной окраине Керчи. Днем 7 декабря 1943 года они вошли в Керчь, захватили на окраинах города вражеские склады, а затем закрепились на высотах горы Митридат. До позиций Отдельной Приморской армии оставалось всего 3 километра. Опомнившись, немцы большими силами повели наступление на Митридат. Три дня продолжались тяжелые бои. В это время Приморская армия не смогла прорвать оборону противника.
На четвертый день на помощь героям полковника В.Ф. Гладкова были переброшены на катерах два батальона 83-й отдельной бригады морской пехоты, которые ворвались в порт Керчь и заняли оборону у причалов. За две ночи 10 и 11 декабря 1943 года около 2-х тысяч оставшихся в живых бойцов группы Гладкова и моряков 83-й бригады были вывезены на Таманский полуостров.
На этом Керченско-Эльтигенская десантная операция была закончена.
Немецкий надводный флот в данном районе, имеющий в своём составе в основном быстроходные десантные баржи, вооружённые двумя зенитными орудиями крупного калибра (75 мм — 88 мм) и двумя-четырьмя зенитными автоматами среднего калибра (20 мм — 37 мм), превосходил по огневой мощи и количеству группировку советских сторожевых и торпедных катеров. Применение же тральщиков, канонерских лодок, сторожевых кораблей, эсминцев, крейсеров и линкора в узком и мелководном Керченском проливе по оценке руководства Черноморского флота полностью исключалось из-за минной опасности и угрозы атак с воздуха .
По данным штаба десанта безвозвратные потери Черноморского флота с 1 ноября по 6 декабря 1943 года составили 104 плавединицы: (7 бронекатеров, 19 сторожевых катеров, 9 ТКА типа Г-5, 12 катеров-тральщиков, 12 катеров ПВО, 4 сейнера, 8 десантных тендеров, 25 десантных ботов, 6 баркасов и 2 шаланды. Это все без учета десятков гражданских малых судов, рыбацких лодок, барж, плотов и шлюпок) из них 5 погибли в боях с БДБ противника, 41 — от артиллерийского огня береговых батарей, 24 — во время шторма, 13 — подорвались на минах, 7 — потоплены авиацией, остальные — по неизвестным причинам.
В итоге, уже начиная с 3 ноября перевозки войск, техники и боеприпасов на эльтигенский плацдарм стали непрерывно сокращаться и к 9 ноября — полностью прекратились, хотя отдельные катера все же прорывались к морским десантникам. Снабжение десанта в основном легло на плечи авиации, что не могло в полной мере обеспечить необходимые объёмы перевозок. В результате не хватало снаряжения и боеприпасов, среди десантников начался голод. Вот как описывает обстановку в Эльтигене немецкий историк Ф. Руге[2]
В боях с 31 октября по 11 декабря 1943 года немецкие войска потеряли тысячи солдат, более 100 самолетов, около 50 танков, до 45 различных батарей.
Уроки: к этому времени ВОВ (1943-1944 гг.) Черноморский флот продолжал вести боевые действия на коммуникациях противника (ПЛ, морская авиация, торпедные катера) и участвовал в морских десантных операциях, а десантного корабля флот не имел. Для морского десантирования применялись мотоботы. Они гибли вместе с десантом не только от воздействия противника, но и от нормальной для военных кораблей погоды – при 4-х балльной волне. Так при высадке десанта в районе Эльтигена в ноябре 1943 года потери в плавсредствах и людях были так высоки, что в развитии десанта не могло быть и речи. В январе 1944 года в ходе морского десантирования на Керченский полуостров в районе Мамы-Русской северо-восточнее Керчи потери в море были еще выше. Бойцы морского парашютного батальона – отчаянно храбрые матросы, хорошо обученные рукопашным схваткам с врагом, подобранные по здоровью один к одному, наполовину погибли в море, не дойдя до места высадки. Наших моряков-десантников можно считать героями заодно то, что они совершали десанты на тендерах и мотоботах, на щепках пресекали море в любую погоду, когда прикажут. Но стоит это слишком дорого. Массовой гибелью своих моряков расплачиваемся за военно-техническую отсталость нашего десантного флота. У немцев в отношении десантных судов было совершенно другое положение. В Крымской компании у них были БДБ, обладающие превосходными морскими качествами: большой маневренностью, хорошим ходом, ей не страшен 8-ми бальный шторм, по осадке – нужно не более полуметра – пристает прямо к самому берегу, очень живуча, бывает, что несколько прямых попаданий не выводят ее из строя. По огневой мощи почти равняется канонерской лодке. По стоимости, вероятно, не дороже тяжелого танка, так как немцы выпускали БДБ, как грузовые машины. Видимо наше преимущество заключалось в неисчерпаемых человеческих и территориальных ресурсах. А годиться ли такой подход в современных условиях?
Однако с общих позиций того времени Керченско — Эльтигенская десантная операция была одной из наиболее крупных десантных операций Великой отечественной войны. Хотя советским войскам не удалось освободить Керченский полуостров, Керченско-Эльтигенская десантная операция имела важное военно-политическое значение: в результате её были оттянуты с перекопского направления значительные силы противника и сорвано его намерение нанести контрудар по наступающим войскам 4-го Украинского фронта. Захваченный Керченский плацдарм был использован в дальнейшем при освобождении Крыма в рамках Крымской операции[3]. И тогда 11 апреля 1944 года освободили Керчь.
За боевые заслуги в Керченско-Эльтигенская десантной операции наиболее отличившиеся дивизии, части и корабли преобразованы в гвардейские и награждены орденами; 129 воинов были удостоены звания героя Советского Союза.
К середине 1942 года на Черном море помимо Румынского флота (см. пункт 3.13.2.) и Итальянской флотилии(см. пункт 3.12.) появился Немецкий флот, который был создан благодаря подъему затонувших судов, перевозкам малых кораблей по суше и новому строительству кораблей на верфях в Николаеве. Состав: 10 торпедных катеров, 23 тральщиков, 5 прерывателей минных заграждений, 6 подводных лодок (30 флотилия малых ПЛ серия IIB: U-9, U-18, U-19, U-20, U-23, U-24 ), 3 минных заградителей, 8 охотников за подводными лодками, 13 военных транспортов, около 200 самоходных барж (БДБ), вооруженных артиллерией, сторожевых катеров, буксиров и т. д.
К маю 1942 года в состав Черноморского флота входили 1 линкор (“Парижская коммуна”), 4 крейсера (“Ворошилов”, “Молотов”, “Красный Кавказ”, “Красный Крым”), 2 лидера эскадренных миноносцев (“Ташкент” и “Харьков”), 11 эскадренных миноносцев (3 проекта 7у, 5 проекта 7, 3 типа “Новик”), 45 подводных лодок (3 типа “Д”, 5 типа “Л”, 3 типа “С”, 26 типа “Щ”, 5 типа “А” и 16 типа “М”), 3 канонерских лодки, 2 сторожевых корабля, 11 базовых тральщиков, около 75 торпедных катеров, около 55 малых охотников (учтены только боевые корабли основных классов специальной постройки).
[2] Германские войска были слишком слабы, чтобы ликвидировать Эльтигентский плацдарм высадки. Днем немецкая артиллерия препятствовала снабжению последнего. Пять недель подряд, ночь за ночью, торпедные катера, тральщики и самоходные баржи, вооруженные артиллерией, стояли у Эльтигена, образуя кольцо тесной блокады. Часто происходили бои, в ходе которых немцы потеряли 8 кораблей, а русские значительно больше — пожалуй, около 50. В конце концов гарнизон плацдарма высадки был настолько измотан, что это укрепление удалось взять штурмом. На берегу было найдено 60 поврежденных десантных судов и мотоботов.(Интернет. ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Военная история ]— Руге Ф., Война на море….Черное море в 1942-44 годах). Ф. Руге- бывший немецкий адмирал.
[3] Крымская операция 1944 года — наступательная операция Великой отечественной войны с целью освобождения Крыма от немецких войск. Проводилась с 8 апреля по 12 мая 1944 года силами 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией.Крым. «…Эвакуация Крыма чрезмерно затянулась. Гитлер разрешил ее только 9 мая 1944 г., когда русские уже ворвались в крепость Севастополь, гаванью которого нельзя было больше пользоваться. Тем не менее до 12 мая удалось снять с берега еще 32000 человек, в том числе 6000 раненых. При эвакуации погибло 50 судов, в том числе много небольших, частично в крепости, большая же часть в результате воздушных атак. Особенно тяжелые потери были понесены при гибели пароходов (дизель-электроходов) «Тотила» (около 4000 чел.) и «Тейя» (4800 до 5000 человек), которые 10 мая 1944 года отправились к Румынским берегам. «Тотила» была повреждена во время налета авиации тремя бомбами, загорелась и затонула. Уходившая тем временем на юго-запад в сопровождении тральщиков «R-164» и «R-35» «Тея», после попадания бомб и торпеды с торпедоносца была настолько сильно повреждена, что затонула в 23 милях юго-западнее Херсонеса. Тральщики смогли спасти около 400 человек и пришли в Констанцу 11 мая. Большая часть эвакуированных солдат (700-8500 -см. пункт 5.5.3. Точных данных в открытой печати нет) утонула. Если бы в дело вмешался русский флот, из Крыма не выбрался бы больше ни один человек. Однако и здесь этот флот рассматривал себя прежде всего как вспомогательное оружие армии и не предпринимал самостоятельных действий, хотя, начиная с 1942 г. и особенно при отступлении немцев, ему не раз представлялись благоприятные случаи для нападения на немецко-румынские конвои.» (Интернет. ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Военная история ]— Руге Ф., Война на море….Черное море в 1942-44 годах.) Ф. Руге- бывший немецкий адмирал.