2.1. Создание в России морской пехоты

Карта

В 1695 году в ходе 1-го Азовского похода Петр Первый преобразует полк Франца Яковлевича Лефорта (в будущем первого адмирала Российского Флота) численностью 4,5 тысячи солдат и офицеров в «Первый морской батальон».

16 ноября 1705 [1] года вышел Указ Петра Первого о формировании на основе морских команд Балтийского флота полка морских солдат. Первоначально полк состоял из 2-х батальонов общей численностью 1360 человек. В 1712 году вместо полка были сформированы 5 батальонов по 650 человек в каждом. По одному батальону было включено в состав кораблей кордебаталии, авангарда и арьергарда эскадры флота, четвертый был предназначен для галерных судов, пятый нес боевую службу при Адмиралтействе. Все батальоны морских солдат принимали активное участие в морских боях и десантных операциях Северной войны со Швецией 1700-1721 годов. В дальнейшем батальоны и отряды морской пехоты находились в составе всех боевых эскадр Российского флота.
В русско-турецких войнах конца XV||| века морские пехотинцы освобождали от турецкого владычества острова Греческого архипелага, отличились в Чесменском сражении, участвовали в овладении крепостью Наварин (главная база Турецкого флота в Греческом архипелаге[2]), крепостью и городом Бейрут. Неувядаемую славу заслужили морские солдаты во время войны с наполеоновской Францией. В феврале 1799 года под началом вице-адмирала Ф.Ф. Ушакова они участвовали в десантах на укрепления острова Видо и считавшиеся до этого неприступными бастионы крепости Корфу, освобождали острова Средиземного моря от французов и 3 июня 1799 года победоносно вошли в Неаполь (капитан-лейтенант Г.Г. Белли).
В начале XIX века морские пехотинцы балтийской эскадры вице-адмирала Д.Н. Сенявина (см. Приложение 11 «Морской фронт страны при Александре 1 1801-1813 годы) активными действиями против французов в Средиземном море помешали им захватить Бокка-ди-Катарро ( сегодня это город Катор в Черногории. Расположен на берегу Которского залива Адриатического моря) и Ионические острова путем действий против крепостей. Успешно решались и другие задачи средиземноморской экспедиции — отвлеки силы Франции с дунайского и крымского направлений, нарушили коммуникации противника в Адриатическом море, овладели опорными пунктами французов на Далматских островах (архипелаг в северной части Адриатического моря, сегодня принадлежащий Хорватии, 1000 островов) , освободили от оккупантов Черногорию.
В начавшейся войне с Турцией вице-адмирал Д.Н. Сенявин умелыми действиями кораблей эскадры и десанта в марте 1807 г. захватил турецкий остров Тенедос в двенадцати милях от Дарданелл и начал ближнюю блокаду пролива.
Морскую пехоту использовали не только для морских десантных операций в качестве первого броска для захвата плацдарма.
С первых дней Отечественной войны 1812 года в составе русской армии воевал Гвардейский флотский экипаж (см. Приложение 11). С боями моряки прошли путь от Вильно до Бородино и Москвы, а затем гнали врага через Россию, Польшу, Германию и Францию, обеспечивая в любую погоду в первую очередь переправу российской армии через водные преграды (реки, озера) и затрудняя переправы для противника. За стойкость и героизм в сражениях с французами Гвардейский экипаж был награжден Георгиевским знаменем, а 16-ть его матросов стали Георгиевскими кавалерами.
Всем известна героическая 349-дневная оборона Севастополя во время Крымской войны 1854-1856 годов. На всех бастионах города стояли насмерть моряки Черноморского флота. Обороной руководили адмиралы В.А. Корнилов, В.И. Истомин, П.С. Нахимов, погибшие на севастопольских редутах.
Стойко сражались моряки, обороняя Порт-Артур во время русско-японской войны 1904-1905 годов. В июне 1908 года в Порт-Артуре Япония открыла Русское кладбище в присутствии русской военной делегации. На кладбище установлен памятник в виде часовни с колоннами. Надпись по-русски гласит: «Памятник построен японским правительством в 1907 году. Здесь покоятся бренные останки доблестных русских воинов, павших при защите ими крепости Порт-Артур». По команде японского генерала Ноги, потерявшего при штурме крепости двух сыновей, воинские почести павшим отдали полк и флотский отряд японских войск [3].
В начале 1-й мировой войны батальоны морской пехоты были сформированы на Балтийском и Черноморском флотах. В ходе войны они были реорганизованы в бригады, а затем в дивизии морской пехоты, которые использовались в морских десантных операциях, в обороне портов и других объектов на побережье. Наибольший опыт в морских десантах приобрел Черноморский флот, особенно в части создания средств высадки морского десанта на не оборудованное побережье. Накануне, и в годы Первой Мировой войны, в Николаеве строили для флота 24 пехотно-десантных корабля типа “Эльпидифор”[4], способных высадить на не оборудованном побережье пехотный батальон в 800 штыков с необходимыми запасами боеприпасов и амуниции. К сожалению, эта серия по своему прямому назначению использовалась лишь в первоначальных, тактических целях, главным образом – для поддержки наступающих по анатолийскому побережью частей Кавказской армии. Эти пехотно-десантных корабли имели водоизмещение 1400 тонн, машину мощностью в 750 л.с., дальность хода 2300 миль и максимальную скорость 8 узлов. На момент постройки корабли вооружались двумя 102-мм, двумя 76-мм пушками и четырьмя пулеметами. Десантовместимость – до 1.000 пехотинцев. Надо сказать, что суда типа “Эльпидифор” были первыми в мире (!) десантными кораблями специальной постройки. Они планировались, закладывались и строились именно как десантные, способные носом выходить на не оборудованный берег («нулевая осадка носа») и впервые в практике мирового судостроения они были снабжены специальной носовой аппарелью, по которой десантники могли перейти с корабля на берег, даже не замочив сапог.

При высадках морских десантов в Ризе и Трабзоне [5] “Эльпидифоры” доказали свою совершенную пригодность, и лишь революция и последовавшая за ней Гражданская война помешали реализовать планы высадки массированного десанта у Босфора, первой волной которого и должны были стать “Эльпидифоры” при непосредственной поддержке всей мощи Черноморского Флота, включая дредноуты типа ”Гангут” (операцию готовил вице-адмирал А.В.Колчак).
Первые десантные самоходные баржи в виде моторных лихтеров (плоскодонное судно для разгрузки других судов) приобретены Россией в Англии. Лихтеры сделали переход на буксире транспортов из Англии к Дарданеллам, что свидетельствует о хорошей их мореходности. Английские моторные лихтеры  снабжались двумя нефтяными двигателями Болиндера по 40 сил и могли развить скорость на волне 5—6 узлов Длина их — 45,7 м, ширина — 7,3 м, осадка кормой — 2,4 м, нос скошен и приподнят; таким образом, лихтер может носовой частью вылезать на берег. Длина трюма около 30 м. Трюм начинается от таранной переборки и идет до машинного отделения, расположенного в корме. Там же находятся помещения для команды (8—10 матросов военного флота). Кроме обычных вертикальных трапов, на лихтерах устроен выход из трюма в виде пологой сходни, шириной 3 м, идущей на бак. 500 человек свободно размещается как на верхней палубе, так и в трюме; при подходе к берегу все они переходят в трюм. В носовой части устроены сходни длиной 7,6 м и шириной 2,1 м, эти сходни поддерживаются на весу двумя балками (стрелами). Лихтеры поднимают 40 лошадей или 6 орудий с передками (половина в трюме); выгрузка войск требует 5—10 минут, орудий — 45 минут, лошадей — 30 минут). В том же роде в 1916 г. на наших черноморских судоверфях построены собственные «болиндеры» — плоскодонные, мелкосидящие моторные баржи с двигателями Болиндера. Длина их 24 м, осадка без груза 0,8—0,9 м; при подходе к берегу личный состав перемещали по возможности ближе к корме, благодаря чему носовая часть поднималась, и баржа могла вылезать носом на берег. В носу имелись особо устроенные широкие сходни. Двигатели были размещены в самой корме. По опыту  грузоподъемность “болиндеров” на короткие расстояния характеризуется следующими данными:

При осадке 1,5 метра грузоподъёмность 100 бойцов и кухни; при осадке 1,4 метра грузоподъемность 6 полевых орудий с передками и зарядными ящиками, телефонная повозка, кухня и 60 лошадей или 400 бойцов, 45 повозок и 65 лошадей

На подходе всех людей помещали в трюмах, где они были закрыты от шрапнельного огня с берега. Эти самоходные баржи могли бы быть весьма удобными, если бы не слабый двигатель, не дававший им возможности работать в свежую погоду.

В ходе ВОВ для участия в морских десантах были сформированы отряды, батальоны и бригады морской пехоты общей численностью 100 тыс. человек. Кроме того, с кораблей на сухопутные фронты было направлено до 500 тыс. военных моряков. О массовом героизме моряков-десантников и моряков на сухопутных фронтах в годы ВОВ говорит тот факт, что одной из любимых народных песен была и остается песня Леонида Утёсова «Мишка Одессит»- начало, «Мишка Одессит»- конец.
В настоящее время части морской пехоты входят в состав всех флотов России, созданы и развиваются морские и воздушные десантные средства доставки первого мощного броска на необорудованный берег, а День Морской пехоты назначен 27 ноября[6].
Наиболее важные морские десанты на стыке морского и сухопутного фронтов во время ВОВ рассматриваются ниже.


[1] В России раньше день 16 ноября отмечался как «День Морской пехоты».

[2] Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. эскадра Балтийского флота под командованием адмирала Г.А.Спиридова была направлена в Средиземное море, с целью открыть боевые действия в тылу Турции и отвлечь часть турецких сил с Дунайского театра военных действий. 17 февраля 1770 г. эскадра подошла к небольшому порту Витуло у южного побережья полуострова Пелопоннес (Морей), что послужило толчком к Пелопоннесскому восстанию греков против Османской империи. Началось освобождение Греции от турок. Для эскадры Спиридова нужен был хороший порт для базирования. Было решено занять лучший на юге Греции порт города и крепости Наварин (Pilos). С суши восставшими греками под командованием майора пехоты князя Долгорукова взять город не удалось, т. к. он был сильно укреплен. Тогда Спиридонов поручил решить эту задачу отряду из трех крупных кораблей под флагом бригадира артиллерии Ивана Абрамовича Ганнибала (сына хорошо известного «Арапа Петра Великого», двоюродного деда А.С.Пушкина), который организовал полную блокаду Наварина с суши и моря и установил на господствующих над городом высотах две артиллерийские батареи. Батареи быстро проделали брешь в укреплениях крепости и нанесли серьезный ущерб городу. Турецкий гарнизон крепости капитулировал. Взятие Наварина и дальнейшие победы русской эскадры способствовали успешному завершению русско-турецкой войны. За взятие крепости Наварин И. А. Ганнибал был удостоен ордена Св. Георгия 3-й степени.

[3] Российская газета-WWW.RG.RU-30.09.2010-четверг-№221(5300).

[4] Названы по имени купца Эльпидифора Парамонова создавшего  подобный собственный каботажный торговый  флот. Пароходы его были универсальны во многих отношениях, их конструкция учитывала то, что придется плавать и по рекам, и в море и принимать и выгружать грузы на необорудованный берег. ”Эльпидифоры” оказались незаменимыми и как разгрузочное средство.  Они принимали сначала личный состав десанта (500—1000 человек в 15—20 минут). Доставив их на берег и быстро выгрузив, они возвращались и брали на второй рейс на палубу конный парк, повозки и кухни, а в трюмы остальной груз. Первоначально все «Эльпидифоры» имели стандартное вооружение из 2х1-120 мм орудия и 2х1-7.62 мм пулемёта, в перегруз могли принимать 120 мин. Экипаж состоял из 33 человек. Из половины оставшихся после гражданской войны заложенных на Николаевском судостроительном заводе «Эпидифоров» в советское время 3 переоборудованы в канонерские лодки под названием «Красная Абхазия», «Красный Аджиристан» и «Красную Грузию». На них усилили состав вооружения и значительно увеличился экипаж до 170 человек. Кроме этого машины перевели с угольного питания на жидкостное (мазут) в связи с чем значительно увеличилась дальность плавания (см. пункт 2.10.3.). 6 достроены как гражданские суда и 6 разобраны на стапеле. Десантное судно не получило дальнейшего развития!

[5] Трабзонская операция 05.02.—15.04.1916. Ряд успешных операций русских войск и Черноморского флота против турецких войск во время Первой мировой войны. Завершилась победой русских войск и захватом турецкого черноморского порта Трабзон. После занятия русскими войсками Эрзурума русское командование (генерал Николай Юденич) приняло решение провести наступательную операцию в направлении Трабзона. 15 апреля, после успешных действий русских войск и высадки морского десанта в Ризе, турецкая армия была вынуждена оставить Трабзон.

 

[6] Российская газета-WWW.RG.RU-25.11.2010-четверг-№267(5346).