1.4.1. Внутренний арктический конвой (ЭОН-18)

Июль-сентябрь 1942 года, немецкая операция «Вундерланд»[1]

Карта для Северного морского пути из Владивостока до Мурманска

В 1942 году во второй половине июля из Владивостока в Кольский залив по Северному морскому пути отправилась экспедиция особого назначения (ЭОН-18) в составе лидера «Баку», ЭМ «Разумный» и «Разъяренный». По пути к ним еще присоединилось 19 транспортов и четыре ледокола. Вместе с тем 8 августа из Архангельска вышли 10 транспортов и направились в сквозное плавание через порты Игарка и Певек в США. Эти суда и корабли, сопровож-даемые почти всеми ледоколами Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП), были заманчивой добычей для кригсмарине.
В это время после трагедии с союзным конвоем PQ-17 (начало июля месяца) английское правительство приняло решение приостановить до сентября месяца поставки в СССР по ленд-лизу до окончания полярного светлого времени суток. Очередной конвой PQ-18 вышел из Шотландии 2 сентября.
Воспользовавшись этим обстоятельством, а также полученным в начале августа месяца из Токио сообщением о начале движения ЭОН-18 немецкое командование решило перехватить и уничтожить ЭОН-18 в Карском море артиллерийским огнем тяжелого крейсера«Адмирал Шеер» (командир капитан 1 ранга Меендсен-Больхен). Предписывалось ему также, действуя на путях движения судов между Новой Землей и проливом Вилькицкого, нападать на конвои и разрушать сооружения полярных портов (Диксон и Амдерма). По расчетам немецких штабистов это могло парализовать движение по Северному морскому пути вплоть до конца навигации.
На начальном этапе планирования не исключалась возможность создания из тяжёлых крейсеров «Лютцов» и «Шеер» тактической группы, которая могла бы при наличии подходящих условий атаковать очередной союзный конвой с востока, уже на подходе к устью Белого моря! Однако из-за посадки «Лютцова» на мель, на операцию «Вундерланд» вышел только «Шеер».

10 августа 1942 года операция «Вундерланд» началась выходом в заданные районы 5-ти немецких ПЛ.
16 августа 1942 года из норвежского порта Нарвик в обстановке строгой секретности вышел ТКР «Адмирал Шеер». За 4 дня ему удалось скрытно пересечь Баренцево море и через северную оконечность Новой земли войти в Карское море.
21 августа 1942 года с крейсера обнаружили караван судов в составе 3-х ледоколов, 8-ми транспортов и танкера. Это и была часть ЭОН-18. Из-за тяжелой ледовой обстановки немецкий рейдер не смог сблизиться с караваном на дистанцию артиллерийской стрельбы, и караван обнаружив опасность ушел через пролив Вилькицкого в порт Тикси. Больше суток «Адмирал Шеер», петляя, пробивался сквозь ледяные поля от острова Уединения к архипелагу Норденшельда, но снова и снова упирался в непроходимый лед, за которым где-то близко проходили караванные пути русских судов.
Командиру крейсера нужны были сведения о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого и маршрутах безопасного движения.
25 августа 1942 года утром при посадке разбился самолет-разведчик крейсера. Поэтому было решено захватить первое встречное русское судно и получить нужную информацию.
25 августа 1942 года около 13 часов на горизонте показалось грузовое судно. Это был ледокольный пароход «А.Сибиряков» (далее см. о  героическом подвиге парохода «Александр Сибиряков» и обороне Диксона пункты 6.8. и 6.9.). В результате операция «Вунднрланд» лишилась скрытности. Все поставленные задачи по ней были обороняющимися сорваны и тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» практически ни с чем 30 августа 1942 года вернулся в Нарвик, но целым[2]. И только 9 апреля 1945 года он был потоплен авиацией союзников у причалов Киля. В начале 50-х годов полуразрушенный остов крейсера был засыпан щебнем и  забетонирован. В настоящее время над ним находится автостоянка.
19 сентября 1942 года, подождав в порту Тикси пока из Карского моря уйдет немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», ЭОН-18 со всеми мерами предосторожности двинулся через пролив Вилькицкого в Карское море. Достигнув чистой воды, ледоколы вернулись на Северный морской путь для проводки следующих конвоев. Транспорта ушли в Белое море.
10 октября 1942 года военные корабли в проливе Югорский Шар встретились с корабли Северного флота. Без особых происшествий корабли дошли до острова Кильдин.
14 октября 1942 года в районе острова Кильдин их встретил командующий СФ А.Г. Головко.


[1] («Страна чудес»).
[2] Видимо немецкая разведка знала о сроках движения конвоя ЭОН-18, а наша разведка не знала о сроках реализации операции «Вундерланд». Хотя наши союзники (англичане) в это время могли перехватывать шифрованные сообщения «Ультра» и следили за крупными немецкими рейдерами.А наша попытка в 1942 году овладеть шифровальной машиной «Энигма» разведчиками БФ оказалась неудачной (см. пункт 8.6.5. для ПЛ «М-96»).
Наше оборонительное противодействие ТКР «Адмирал Шеер» осуществилось за счет господина-случая и стоило гибели парохода «Александр Сибиряков».
Очень хотелось видеть хотя бы в альтернативном варианте принятие наступательных мер против операции «Вундерланд» за счет использования наших ПЛ и морской авиации, а так же против однотипного ТКР «Хиппер» в охранении 4-х ЭМ, когда они в следующем месяце (в сентябре 1942) в районе Каниного носа на 42-м меридиане так же безнаказанно бродили и ставили мины, на которых в конце декабря 1942 года подорвался ледокол «А.Микоян» и погиб СКР «Муссон».
СФ в августе-сентябре 1942 года имел 6 ПЛ типа «К» и «Л», 14 ПЛ типа «Щ» и «С»; Один минно-торпедный полк (11 ДБ-3ф), к этому времени уже имевший боевой опыт атак морских целей, который, наверное, мог бы усилиться армейской авиацией. Была бы поучительной альтернативная история о борьбе наших героических подводников и морских летчиков с немецкими рейдерами в зоне ответственности Северного флота, где бы враг получал противодействие хотя бы в виде повреждений, но лучше выводился бы из строя! Смог же Лунин торпедировать «Тирпица»!
В то же время немецкие субмарины и в 1944 году продолжали хозяйничать на Карском море.