После известного «Таллиннского перехода» (см. пункт 1.1.) силы Балтийского флота осуществляли эскортирование судов (ТР, ТН и др.) в основном в связи с подготовкой и проведением десантных операций и носили эпизодический характер (см. соответствующие пункты раздела 2), Сведения об участии в эскорте судов крупными кораблями Балтийского флота излагаются в пункте 7.2. для каждого корабля в отдельности, если он принимал участие в этом.
После конвоев «Одесса- Севастополь» (см. пункт 1.2.) до конца 1943 года силы Черноморского флота осуществляли регулярное эскортирование судов с личным составом, различными грузами, техникой и вооружением в основном между портами Кавказского побережья и Крыма. Эскорт осуществлялся, как правило, отдельными кораблями флота единичных судов, поэтому сведения о конвоировании отражены в пункте 7.1. для каждого участвовавшего в этом корабля в отдельности.
Силы Северного флота резко ощущали непрерывно растущие нужды сухопутного фронта и тыла и требовали максимального увеличения внутренних перевозок на Северном морском фронте страны помимо перевозок морем по ленд-лизу (Карта Русской Арктики). С самого начала войны на Севере сформировались внутренние регулярные маршруты морских конвоев. К эскортированию внутренних конвоев привлекались все наличные силы флота. В 1943 г. только по внутренним коммуникациям в Белом, Баренцевом морях и в Арктике перевозки составили 548 тыс. т. Это был наибольший годовой объем перевозок за время войны.
По заданию Советского правительства постепенно расширялся объем рыбной ловли. В конце 1943 г. только из Мурманска на рыбные промыслы ушли 18 траулеров. Несколько уменьшились перевозки войск, личного состава флота и гражданского населения, но и они составили за год 266 тыс. человек.
Борьба на наших внутренних коммуникациях к началу 1943 года носила напряженный характер и развернулась в основном в районе главной базы Северного флота Полярный. С самого начала войны немецкое коман-дование предприняло отчаянную попытку нарушить наше судоходство в районе Кольского залива и на подходах к нему. Бомбардировочная авиация противника стремилась сорвать нормальную работу Мурманского порта, Кировской железной дороги, стоянки кораблей флота в Ваенге (ныне Североморск) и базирование сил флота в главной базе Полярном, где 20 июля 1941 года немецкие самолеты потопили стоящий на якоре ЭМ «Стремительный» (см.рис. и дополнительно пункт 7.3.7.).
Ко второй половины февраля 1943 г. в Кольском и Мотовском заливах (операционной зоне Главной базы флота) враг продолжал широко использовать против нашего судоходства истребительную авиацию в варианте штурмовиков и бомбардировщиков. Особенно активно, группами по 9—11 самолетов, немецкая авиация действовала в Мотовском заливе в пунктах разгрузки на полуострове Рыбачий. Немецкое командование пыталось блокировать полуострова Рыбачий и Средний и тем сорвать снабжение находившихся там советских войск. Из-за сильного противодействия вражеской авиации план перевозок полугодового запаса снабжения на полуостров Рыбачий был выполнен с опозданием. Командованию Северного флота пришлось отказаться от базирования торпедных катеров на пункт Земляное (побережье полуострова Средний) и от зарядки подводных лодок в Северо-Западных бухтах Рыбачьего. Для перевозок снабженческих грузов на полуострова Рыбачий и Средний широко использовались небольшие суда: мотоботы, дрифтеры, буксиры, самоходные шаланды, а для их охранения — сторожевые катера, часть из которых была переоборудована из рыболовных судов. Зенитные средства катеров могли отразить атаку только одиночных самолетов.
В связи с активизацией вражеской авиации командованию Северного флота пришлось усилить охранение небольших конвоев и установить зенитное вооружение на самих транспортах, а также улучшить противовоздушную оборону пунктов разгрузки на Рыбачьем. Для прикрытия конвоев все чаще стала выделяться морская авиация. В борьбе с авиацией противника в операционной зоне Главной базы флота в 1943 г. участвовали истребительная авиация, части ПВО флота (зенитные батареи и специальные части), корабли. Непрерывно росло мастерство летчиков-истребителей и зенитчиков береговых батарей и кораблей. В 1943 г. зенитные части получили по ленд-лиз радиолокационную аппаратуру, связанную с прожекторами. Это значительно повысило эффективность зенитных стрельб и позволило своевременно обнаруживать приближающиеся самолеты врага. Зенитчики кораблей нередко выходили победителями и в схватках с вражеской авиацией.
Для несения дозорной службы с целью освещения обстановки на коммуникациях Мурмана (побережье России на Баренцевом море) использовались сторожевые корабли (бывшие рыболовецкие траулеры). О судьбе сторожевых кораблей «Пассат» и «Туман» от действия флотилии немецких эсминцев в начальный период войны см. пункты 6.2. и 6.4. соответственно. Со временем росло мастерство военных моряков и всей системы управления силами флота. 26 февраля 1943 года пять истребителей противника атаковали сторожевой корабль Торос (мобилизованное на период войны гражданское судно), находившийся в дозоре на линии Цып-Наволок (полуостров Рыбачий) — мыс Черный (район Иоканьгской ВМБ). Интенсивным зенитным огнем корабль отбил атаку и направился спасать экипажи двух сбитых наших самолетов МБР-2 (см. пункт 5.2.). Враг пытался помешать маневру корабля и атаковал его сначала тремя, а затем восемью самолета-ми. Однако советские моряки, отбив обе атаки, спасли своих боевых товарищей. 9 мая 1943 года на той же дозорной линии сторожевой корабль «Град», отражая атаку девяти FW-190 (см. пункт 5.3.), сбил один и повредил другой вражеский самолет. Сам корабль тоже получил повреждение и вынужден был уйти в базу. Ему на смену вышел сторожевой корабль №31 (подобный «Торос»), которому пришлось выдержать четыре атаки фашистских истребителей. В атаках участвовали до 16 BF-109 (см. пункт 5.3.). Мужественный экипаж с честью вышел из этой тяжелой борьбы. 11 мая 1943 года сторожевой катер «МО-112» буксировал поврежденный катер в районе Земляное (см. карту выше), когда на них налетели семь фашистских истребителей. Метким огнем зенитчики сбили два из них, после чего остальные отказались от атаки.
В тяжелой обстановке на помощь кораблям не раз приходили летчики-североморцы. Так, 5 июня 1943 года «МО-111». «МО-113», «МО-122» и «МО-133» конвоировали в Мотовском заливе буксир с баржей и катер с грузами. В 04-35 (солнце в этот период не заходит) три группы истребителей противника (всего 32 самолета) обрушились на маленький конвой. Вражеские самолеты, осуществив три захода, с высоты 100— 150 м засыпали катера и суда бомбами, снарядами, пулеметным огнем. В 06-00 над конвоем появились еще восемь самолетов. И тогда на помощь катерам пришли наши истребители. Шесть часов они прикрывали конвой, для чего совершили 52 вылета. Летчики-североморцы сбили 9 самолетов противника, но и сами потеряли 6 истребителей. Зенитная артиллерия катеров сбила 5 самолетов, и только один катер получил повреждения. Конвой достиг места назначения.
Полученная по ленд-лиз радиолокационная техника облегчила действия истребительной авиации. Самолеты-истребители, своевременно предупреждаемые о приближении вражеской авиации, могли теперь встречать противника на дальних подходах к охраняемым объектам главной базы флота и Мурманска. На флоте была создана централизованная система наведения истребителей. Летчик-оператор, наблюдая за общей обстановкой в воздухе, руководил действиями летчиков в воздушном бою. В результате в 1943 г. из месяца в месяц росло число сбитых вражеских самолетов: в январе — 6; в феврале—13; в марте— 18; в апреле—14; в мае — 26; в июне — 34.
Особенно активно советская авиация действовала против немецких аэродромов. Уже в начале года к решению этой задачи привлекались девять авиационных полков флота, фронта и резерва главного командования. Более всего ударам нашей авиации подверглись близлежащие аэродромы (Луостари, Хьебуктен), с которых командование противника направляло самолеты для атак наших береговых объектов и коммуникаций. Немецкое командование прилагало немало усилий для того, чтобы сохранить свое преимущество в воздушном пространстве Севера. Их 5-й воздушный флот непрерывно получал подкрепление. В апреле в Северную Норвегию был переброшен 6-й истребительный авиаотряд, носивший громкое название «Гордость Германии». В его составе находились воздушные асы. В середине апреля 1943 года напряженность воздушной обстановки резко возросла. 19 апреля для прикрытия главной базы флота истребители Северного флота произвели 74 самолето-вылета; 20 апреля — 76; 25 апреля— 102. В эти апрельские дни перед отвагой и мастерством советских соколов померкла «Гордость Германии». 19 апреля 1943 г. посты ВНОС сообщили о приближении 18 фашистских самолетов, летевших тремя группами. Враг намеревался нанести бомбовый удар по району Ваенга (место стоянки кораблей флота. Ныне Североморск). Одну группу, состоявшую из лучших по тому времени немецких высотных истребителей «Аэрокобра» пилотировали воздушные асы. Навстречу врагу советское командование смогло послать только четыре истребителя, пилотируемых летчиками В. А. Горишиным, Н. А. Бокий, Титовым и 3. А. Сорокиным. Четверка отважных перехватила фашистов и, несмотря на их численное превосходство, навязала бой. Вскоре к нашим летчикам присоединился командир полка Герой Советского Союза П. Г. Сгибнев. Будучи хорошими стрелками, немецкие асы обычно выполняли одну внезапную атаку и, избегая затяжного боя, уходили на свою территорию. Советские гвардейцы успешно парировали первую атаку немецких ассов, противопоставив им искусство маневра, гибкость и взаимную помощь. И победа была на стороне наших летчиков.
В сентябре 1943 г. немецкое командование вновь пыталось активизировать действия своих истребителей против наших баз, аэродромов и конвоев и при защите конвоев у норвежского побережья. На одном из основных аэродромов — Луостари отмечалось до 57 самолетов. В связи с этим командование Северного флота наметило нанести мощный удар по аэродрому Луостари для уничтожения вражеских истребителей. Удар был осуществлен 27 сентября. В нем участвовали 90 самолетов авиации флота и 1-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 7-й воздушной армии Карельского фронта. Первая группа, состоявшая из штурмовиков и истребителей, полила аэродром зажигательной смесью и обстреляла его из пушек и пулеметов. Вторая группа — бомбардировщики — сбросила бомбы на самолеты. Завершили удар штурмовики и бомбардировщики третьей группы. Налет оказался настолько внезапным для противника, что его истребители не смогли даже подняться в воздух. В результате удара было уничтожено 20 самолетов, взорван склад с боеприпасами, весь аэродром был охвачен огнем.
В 1943 г. советские истребители, летчики ударной авиации, зенитчики береговых батарей и кораблей выдержали напряженную борьбу с авиацией противника и вышли победителями. Немецкая авиация понесла большие потери. Только в первом полугодии 1943 г. истребительная авиация флота совершила 5971 самолетовылет. В боях летом 1943 г. советская авиация завоевала господство в воздушном пространстве Севера.
Во втором полугодии 1943 г. результаты действий немецкой авиации на наших морских сообщениях резко снизились. Наши потери за шесть месяцев составили всего 5 мелких судов и катеров. Противнику не удалось прервать судоходство в районе главной базы Северного флота. К концу года значительно сократилось число полетов вражеских самолетов в зоне главной базы и над Мурманском.
В тоже время опасность для наших внутренних коммуникаций в районе западного Мурмана от действия подводных лодок противника была постоянной (см. пункт 1.4.2.). С началом арктической навигации немецкое командование развернуло действия своих подводных лодок в восточной части Баренцева моря, в горле Белого моря, а затем и в Карском море вплоть до пролива Вилькицкого. Свою деятельность подводные пираты начали с активных минных постановок в узловых пунктах арктических коммуникаций: в новоземельских проливах, в районе губы Белушья и у о. Диксон. Всего они выставили 342 донные неконтактные мины. В Карском море одновременно действовало до шести немецких подводных лодок. Первоначально они применяли метод крейсерства в обширных районах для разведки и выявления основных коммуникаций, а затем действовали группами на путях конвоев между о. Диксон и проливом Вилькитского. С окончанием арктической навигации, в конце октября, подводные лодки противника возвратились в южную часть Баренцева моря.
Флоту не хватало сил и средств для надежной обороны всех районов от действий подводных лодок. Поэтому основным методом защиты коммуникаций оставалось конвоирование транспортов. Пополнение флота новыми кораблями из Англии и США за счет будущей репатриации с Италии позволило увеличить количество кораблей охранения: в среднем с двумя транспортами направлялось три корабля охранения. В связи с ростом дальности торпедной стрельбы с подводных лодок пришлось увеличить расстояние между кораблями охранения и транспортами.
Для борьбы с немецкими подводными лодками более настойчиво начала использоваться авиация флота. надводные корабли и самолеты МБР-2 перед выходом конвоя в море производили по его курсу поиск подводных лодок. Эти самолеты осуществляли также противолодочное охранение конвоя. Но вследствие отсутствия технических средств обнаружения, малого запаса бомб и ограниченного времени полета противолодочных самолетов длительно воздействовать на подводные лодки врага не могли. В связи с этим в 1944-1945 годах проведено ряд операций по поиску и уничтожению подводных лодок на коммуникациях регулярных конвоев Северного флота специально создаваемыми поиско-ударными группами эсминцев (результаты см. пункты 3.19-3.22.). К сожалению, эта противолодочная борьба не переросла в операции с использованием разнородных сил флота (надводные корабли, подводные лодки и противолодочная авиация), хотя возможности для этого были. Но, видимо, оперативно-тактическая мысль тогда еще не созрела для этого.
10 октября 1943 года вопрос об обороне Северного морского пути специально обсуждался в Ставке Верховного Главнокомандования (СВГ). Через Арктику за навигацию прошло 170 транспортов с военными грузами. Но и потери были чувствительными. В Ставке приняли решение усилить Беломорскую флотилию новыми кораблями и самолетами.
К концу навигации 1943 г. командование Северного флота в связи с ледовой обстановкой большое внимание уделило борьбе с минной опасностью. Тральные силы флота усердно выполняли свои трудные обязанности «пахарей моря» и осуществили контрольное траление фарватеров в восточной части Баренцева моря и в западной части Карского моря . В связи с тем, что Енисей покрылся льдом, замерзли бухты Диксона, а так же с недостатком тральных сил командующий Северным флотом вице-адмирала А. Г. Головко получил разрешение СВГ во избежание возможных потерь оставить на зимовку в бухтах о. Диксон пятнадцати транспортных судов с грузами. На зимовку с транспортами был оставлен тральщик «Т-108». Однако предстоящий проход двух ледоколов в Арктику и их возвращение в Белое море никто отменить не мог. Вот как описывает предстоящую тральную работу в интересах этих двух ледоколов один из участников тральных работ на тральщике «Т-110»: «… Сурово прощалось с нами Карское море. Газета «Красный флот» 15 декабря 1943 года так писала об этом: «Тральщик попал в 9-балльный шторм. Ударами волн сбило шпирон[1] трала, боевому походу грозил срыв. Старшина минеров Н.Шаблеев в ледяной воде, ежеминутно рискуя жизнью, сращивал оборванный трос. Старшина 2-й статьи Воронков и краснофлотец Паутов выбирали оборванный трал, старший краснофлотец В. Григорьев на мачте исправлял обрыв радиоантенны. Почти весь личный состав, свободный от вахт, приводил в исправное состояние тральное вооружение. Только на подходе к Карским воротам удалось исправить повреждение и вовремя приступить к тралению фарватера для идущих в Архангельск ледоколов (разговор идет о конвое АБ-55). С выводом ледокольного флота из Карского моря закончилась арктическая навигация 1943 года. Последнее наше траление в 1943 году было у о. Сосновец и Северодвинского рейда с той же задачей—обеспечение безопасности подхода ледокольного флота. С прибытием конвоя АБ-55 18 ноября в Архангельск закончился и наш трудный шестимесячный поход, за время которого тральщик прошел 10714 миль, из них с тралами 3920 миль Было подорвано 39 донных магнитных и акустических мин. Самостоятельно «Т-110» вытравил 15 мин, в паре с «Т-108″—15 мин и в паре с «Т-109″—9 мин. За тралами провели 51 транспорт. Участвовали в охранении конвоев по Северному морскому пути. За этот поход «Т-110» первым из тральщиков Северного флота был ‘награжден орденом Красного Знамени. Весь экипаж—орденами и медалями (ЦВМА.Ф.12.Д.26837.Л.59).(Интернет. Северные Конвои Исследования, воспоминания, документы).
Немецкое командование понимало важность наших внутренних конвоев на Севере. Поэтому кроме авиации и подводных лодок против внутренних конвоев использовались крупные надводные корабли (см. ниже следующий пункт 1.4.1. Операция. «Вундерланд»). В пункте 1.4.2. – излагаются наиболее важные регулярные конвои Северного морского фронта страны в 1941-1945 годах.