1.3.9. Морское сражение у Нордкапа

26 декабря 1943, немецкая операция "Остфронт"

Карта

Морское сражение у мыса Нордкап в ходе поставки ленд-лиз, в котором корабли ВМС Великобритании потопили немецкий тяжелый крейсер (карманный линкор) «Шарнхорст»[1], считается самым северным в истории морских сражений.
20.12.43 конвой JW-55B (19 транспортов) вышел из Лох-Ю (Северо-Западное побережье Шотландии) с экскортом 10 ЭМ.
22.12.43 обратный конвой RA-55A (22 транспорта) вышел из Кольского залива с эскортом 8 ЭМ.
22.12.43 одновременно с конвоем RA-55A из Кольского залива вышли корабли ближней поддержки конвоев  в составе ЛКР «Белфаст» (флагман вице-адмирал Барнетт), «Шеффилд» и ТКР «Норфолк».
 Из Скапа-Флоу вышли корабли дальней поддержки конвоев в составе линкора «Дьюк оф Йорк» (флагман командующий флотом Митрополии адмирал Фрейзер), ЛКР «Ямайка» и 4 ЭМ .
25 декабря 1943 года командующий «кригсмарине» адмирал Дениц отдал приказ контр-адмиралу Эриху Бею атаковать конвои.  Операции присвоили громкое название "Остфронт", как бы подчеркивая ее важность для немецких сухопутных армий на Восточном фронте.
25.12.43 В 19-00 «Шарнхорст» снялся с якоря и вышел из Альта-фьорда. Его сопровождала 4-я флотилия эсминцев (Z-29, Z-30, Z-33, Z-34 и Z-38)[2].
Исходя из донесений подводных лодок, обнаруживших JW-55B, немцы рассчитывали перехватить конвой на рассвете (около 10.00) 26 декабря 1943 года. Если же погода и видимость не будут позволять применить артиллерию, то атаку должны были провести эсминцы — торпедами с минимальной дистанции. Однако планы немцев для англичан очень скоро перестали быть тайной. О выходе германского соединения сообщил по рации норвежский подпольщик Б. Рорхольт, затем британской разведке удалось перехватить и расшифровать шедшие из Берлина по «Ультра» приказы.

Соединение адмирала  Фрэйзера устремилось на восток, к месту ожидаемой встречи с «Шарнхорстом».
26 декабря 1943 года в полночь немецкие корабли нарушили режим радиомолчания, доложив командованию, что из-за тяжелых погодных условий боевые действия эскадренных миноносцев практически невозможны — в ответ ему было получено разрешение вести боевую операцию силами одного «Шарнхорста». Эти радиограммы были перехвачены и переданы адмиралу Брюсу Фрейзеру на линкор «Дюк оф Йорк».

 

В непогоду и, не имея правильной информации, «Шарнхорст» вышел прямо на соединение Барнетта. Первым противника обнаружили его крейсера.
26 декабря 1943 года в 08-34 радар «Норфолка» захватил крупную цель. Через 6 минут радиолокационный контакт установил и флагманский «Белфаст»: на мониторе его радара по пеленгу 295° и на дальности 32 км (17,3 мили) появился сигнал. Вице-адмирал Барнетт приказал сыграть боевую тревогу и повернул прямо на врага.
К тому времени «Шарнхорст» приближался к конвою в одиночку: немецкие эсминцы плохо держали ход в штормовом море (сила ветра достигала 7 баллов) и адмирал Бей оставил их примерно в 10 милях к зюйд-весту. «Шарнхорст» все еще не подозревал о том, что он обнаружен: для большей скрытности Бей приказал выключить оба обзорных локатора.
26.12.43 в 09-24 «Белфаст» открыл огонь осветительными снарядами, для немцев это явилось полной неожиданностью.
Первая фаза боя с «Шарнхорстом» длилась менее получаса. Осветительные 102-мм снаряды не достигали цели, и поэтому английские крейсера начали стрельбу по данным радиолокационных станций. Наиболее успешно вел огонь «Норфолк»: его первый же залп лег всего в 500 м от цели, а затем в течение 20 минут он добился трех попаданий в «Шарнхорст» 203-мм снарядами. Одно из них вывело из строя носовой радиолокатор, что вскоре повлияло на судьбу «Шарнхорста» самым роковым образом — полярная ночь и штормовая погода делали лишенный радара корабль полностью ослепшим. Последней надеждой немцев оставался кормовой локатор, но тот имел значительную мертвую зону в носовых углах и не мог дать более или менее полную картину обзора.
«Шарнхорст», не имевший специальных артиллерийских радаров, вел огонь своим главным калибром (283 мм), ориентируясь на вспышки 203-мм орудий тяжелого крейсера «Норфолк». Легкие крейсера «Белфаст» и «Шеффилд» (152 мм) применяли заряды с новым, так называемым, беспламенным порохом и поэтому оставались для немцев практически невидимыми. Правда, большая дистанция боя (9—10 км = 50-60 кбт) при отсутствии визуального контакта делала стрельбу с обеих сторон малоэффективной.
Адмирал Бей видел главной своей задачей разгром конвоя и рассматривал бой с крейсерами как досадную помеху на пути к цели. Поэтому он, пытаясь уйти, приказал увеличить ход до 30 узлов. Крейсера Барнетта по сравнению с гигантом — карманным линкором имели значительно худшую мореходность: против волны они могли идти со скоростью не более 24 узлов. Расстояние между противниками начало резко увеличиваться; в 09-40 англичане прекратили огонь.
Оторвавшись от преследователей, «Шарнхорст» вновь взялся за поиск конвоя.
В 10-30 к соединению Барнетта подошли 4 эсминца 36-го дивизиона («Маскетир», «Матчлесс», «Оппортьюн» и «Вираго»), ранее входившие в непосредственный эскорт конвоя JW-55B.
К тому времени радиолокационный контакт с «Шарнхорстом» был потерян. Конвой изменил курс, а Барнетт, образовав из эсминцев противолодочную завесу, принялся прочесывать район к зюйд-осту от острова Медвежий. Он был уверен, что «Шарнхорст»  ищет транспорты беззащитного каравана…
Пополудни соединение Баретта находилось в 9 милях (16,7 км) от конвоя, прикрывая его со стороны вероятного появления противника.
В 12-10 радар «Шеффилда» дал контакт по пеленгу 79° на дальности 24,6 км. Эхо держалось 5 минут, и англичане успели определить курс и скорость цели. Сомнений не оставалось: это был «Шарнхорст». Барнетт повернул прямо на противника.
В 12-24 с дистанции около 9 км (48,5 кбт) крейсера открыли огонь по данным своих радаров. «Шеффилд» накрыл неприятельский корабль уже вторым залпом, «Белфаст» — четвертым.
Началась вторая фаза боя «Шарнхорста» с соединением Барнетта. Англичане развили высокую плотность огня: за первые три минуты дуэли «Белфаст» сделал 9 полных залпов, «Шеффилд» — 5. В бой вступила даже артиллерия эсминцев, ринувшихся в торпедную атаку, но вынужденных отойти под ураганным огнем немецкого линкора. Серых декабрьских сумерек оказалось достаточно, чтобы дальномерщики «Шарнхорста» смогли разглядеть в окулярах своей цейсовской оптики силуэты английских крейсеров. Линкор изменил курс, введя в бой сразу три башни главного калибра. Первым серьезно пострадал «Норфолк»: в 12-27 283-мм снаряд попал в барбет его кормовой башни и вывел ее из строя. Второй снаряд угодил в центральную часть корабля и уничтожил или повредил все радары. 7 человек из экипажа были убиты и 5 ранены. Правда, крейсер дал достойный отпор — две носовые башни сделали 10 залпов, добившись 7 попаданий в «Шарнхорст», но выход из строя радаров ухудшил меткость стрельбы, а затем и вовсе заставил «Норфолк» прекратить огонь. Вторым залпом был накрыт «Шеффилд». Хотя крейсер избежал прямых попаданий и получил лишь незначительные повреждения от осколков, темп его стрельбы резко снизился. Плохая видимость вынудила отказаться от полных залпов и перейти на побашенную стрельбу. В 12-40 наблюдатели «Шеффилда» потеряли цель, и орудия крейсера замолкли. «Белфаст» после девяти полных залпов продолжал вести огонь только из носовых башен: «Шарнхорст» в очередной раз изменил курс и вышел из секторов обстрела кормовых орудий. «Белфаст» сделал 16 залпов, из которых один накрыл линкор. Но в 12-41 стрельбу пришлось прекратить — дистанция увеличилась до 11,3 км (61 кбт), а артиллерийский радар временно вышел из строя.
Эта фаза боя была крайне опасна для англичан: если бы Бей поставил цель расправиться с крейсерами Барнетта, он при своем превосходстве в скорости смог бы это сделать без особого труда. Но немецкий адмирал, стремясь выполнить приказ Деница, упрямо пытался найти конвой, отмахиваясь от крейсеров и эсминцев, как от назойливых мух.
Отдельно от «Шарнхорста» вели поиск транспортов и германские эсминцы. Около 13-00 они прошли всего в 8 милях (14,8 км) от конвоя, но так и не заметили свою цель.
В связи с сильным штормом и незнания общей обстановки Бей приказал ЭМ возвращаться в базу. Это решение адмирала было крайне опрометчивым. Учитывая, что «Шарнхорст» фактически не имел радиолокатора, присутствие пяти эсминцев смогло бы обеспечить нормальную разведку и при необходимости позволило отразить атаку вражеских миноносцев.
Тем временем «Шарнхорст» шел на юг, держа курс по направлению к мысу Нордкап. Соединение Барнетта гналось за ним по пятам, пытаясь не потерять радиолокационный контакт. Скорость временами доходила до 28 узлов, крейсера, врезаясь в набегающие штормовые валы, вздымали фонтаны брызг, но не отставали. Барнетт знал, что соединение  адмирала Фрэйзера уже рядом и немецкий линкор мчится прямо в ловушку. Даже когда «Норфолк», а за ним и «Шеффилд» вынуждены были сбавить скорость (на последнем сломался кронштейн гребного вала), «Белфаст» продолжал преследовать германский линкор практически в одиночку. Лишь 4 эсминца 36-го дивизиона держались поодаль, временами исчезая в брызгах штормовых волн….
В 16-32 радиолокационное эхо от «Шарнхорста» появилось на экране радара линкора «Duke of York». Через 8 минут адмирал Фрейзер приказал «Белфасту» открыть огонь осветительными снарядами и включить специальные прожекторы.
В 16-47 небо озарилось яркими вспышками, а спустя три минуты раздался первый залп 356-мм орудий британского линкора. Только теперь контр-адмирал Эрих Бей понял, что угодил в западню, вырваться из которой будет крайне сложно….
Стрельба англичан оказалась очень меткой — первый же залп с «Дюк оф Йорка» уничтожил носовую башню «Шарнхорста» и временно вывел из строя вторую. 10 орудий главного калибра линкора «Duke of York» и 12 шестидюймовых орудий крейсера «Ямайка» обрушили шквал огня на немецкий линкор и нанесли ему фатальные повреждения. Оправившись от первоначального шока, «Шарнхорст» дал ответный залп из своих 11-дюймовых орудий, который вызвал ряд повреждений на английском линкоре.  Теперь битва представляла собой бой на ходу, когда «Шарнхорст» постоянно делал повороты, чтобы обеспечить бортовой залп по своим преследователям. Во время этой артиллерийской дуэли обе мачты на линкоре «Дьюк оф Йорк» были повреждены снарядами «Шарнхорста». Хотя они, к счастью, не взорвались, но один из них все-таки повредил кабель радиолокационной антенны системы управления артиллерийским огнем, отчего она вышла из строя. Однако лейтенант Байтс – офицер радиотехнической службы – сумел забраться на обледеневшую мачту и соединить концы поврежденного кабеля, в результате чего работа системы управления огнем была восстановлена.
Немецкий линкор повернул на север, и в 16-57 по нему открыл огонь «Белфаст», а через 3 минуты — вовремя подоспевший «Норфолк» (отставший «Шеффилд» был далеко позади). «Белфаст» стрелял по данным радара и сделал 7 залпов (2 полных и 5 из носовых башен). «Шарнхорст» дал два залпа по соединению Барнетта и повернул на восток, увеличив скорость до 30 узлов. Англичане бросились в погоню. Но теперь «на хвосте» у адмирала Бея находились не только крейсера, но и мощный линкор. Последний теоретически уступал «Шарнхорсту» в скорости на 1,5 — 2 узла, но реализовать свое преимущество немцам в сложившихся условиях было непросто. Тем более что британские снаряды вызывали все новые и новые повреждения. Лишь к 18-24 Бею удалось отойти на 19,5 км (10,5 миль), из-за чего англичане прекратили огонь. Но к тому времени «Шарнхорст» получил не менее 13 прямых попаданий 356-мм снарядами. Снаряды английского линкора продолжали ложиться точно в цель и окончательно разбили вторую орудийную башеню главного калибра «Шарнхорста», а через несколько минут корабль получил еще и бортовую пробоину чуть выше ватерлинии.
В этот момент по приказу адмирала Фрейзера эскадренные миноносцы Барнетта «Сэвейдж», «Самарез», «Скорпион» и норвежский «Сторд» обошли «Шарнхорст» с обоих бортов и провели торпедную атаку на немецкий линкор.
В 19.00 «Дьюк оф Йорк» и «Ямайка» сблизились с «Шарнхорстом» на расстояние 5 миль и дали залп из своих орудий. Несколько снарядов взорвались внутри корабля и стали причиной большого пожара.  Вскоре разбитый многими взрывами от снарядов и торпед, «Шарнхорст»  превратился в плавающую неподвижную мишень. Несмотря на это, немецкие артиллеристы продолжали оставшимися орудиями вести ответный огонь, а англичане продолжали атаку.  Однако участь немецкого линкора была предрешена. Дальнейший ход боя свелся преимущественно к последовательным атакам британских эсминцев. Довелось применить торпедное оружие и крейсерам.
Всего англичане выпустили по «Шарнхорсту» 55 торпед, предположительно 11 из них попали в цель.
В 19-45 немецкий линкор завалился на правый борт и носом ушел в воду. Вместе с кораблем погибли контр-адмирал Эрих Бей, командир корабля капитан цур зее[3] Фриц Хинтце и еще 1930 находившихся на борту человек, включая 40 кадетов. Англичане подобрали из воды лишь 36 немецких моряков, среди которых не оказалось ни одного офицера.
26 декабря 1943 года в 20-40 командующий флотом метрополии адмирал Фрейзер отправил в Лондон лаконичную радиограмму: «Шторм еще есть, но «Шарнхорста» уже нет. Фрейзер».
27 декабря 1943 года утром ветер достиг ураганной силы. В 08-50 локатор «Белфаста» обнаружил приближающийся самолет и отогнал его огнем своих зениток. Остальная часть пути до Кольского залива прошла без происшествий.
27.12.43 объединенная эскадра Фрейзера стала на якорь на рейде Ваенги.

 


Фрейзер Брюс Остин (1888-1981)[4]
За победу у мыса Нордкап адмирал Фрейзер был награжден орденом «Рыцарь Британской империи», ему был присвоен титул «Лорд мыса Нордкап» (Барон Нордкапский).
Верховный совет СССР наградил адмирала Фрейзера и вице-адмирала Барнета орденами Суворова 1-й и 3-й степени соответственно. Многие английские моряки были награждены советскими орденами и медалями.

 

27 декабря 1943 года вечером адмирал Брюс Фрейзер устроил торжественный прием, на котором командующий Северным флотом вице-адмирал Головко А.Г. вручил ему подарок от Сталина — соболью шубу.

Так же на борту линкора «Duke of York» выступил ансамбль песни и пляски Северного флота. Песня «Прощайте скалистые горы» очень понравилась английским морякам.  Позднее в этот вечер адмирал Брюс Фрейзер собрал офицеров на борту HMS «Duke of York» и сказал:

"Джентльмены, битва с «Шарнхорстом» закончилась для нас победой. Я надеюсь, что любой из вас, кому когда-либо придется вести свой корабль в  бой с намного сильнейшим противником, будет командовать своим кораблем так же доблестно, как сегодня командовали «Шарнхорстом."

Любопытно, что с точки зрения военно-морской тактики того времени выход легких крейсеров навстречу карманному линкору для артиллерийского боя считался просто самоубийством. Но в реальных боевых условиях это было совсем не так. Бульдожьей хваткой крейсера Барнетта с помощью радиолокационных станций вцепились в значительно более сильного противника и не отпускали его, пока не заманили в ловушку.
Последний морской бой с последним германским сверхрейдером показал, что при плохой видимости радиолокационные средства обнаружения и управления огнем подчас играют более важную роль, чем калибр пушек и толщина брони. Сражение у мыса Нордкап стало предтечей новой эры в истории военно-морского искусства.

 

28.12.43  в 18-00, заправившись топливом в Полярном, объединенная эскадра Фрейзера и Барнетта вышла из Кольского залива и направилась на базу в Скапа-Флоу.

Линкор «Duke of York» — флагманский корабль командующего флотом метрополии адмиралаа Фрейзер Брюс Остин  в арктических водах, 1943

 

 

 

 

 

 


HMS Belfast флагманский корабль вице — адмирала Роберта Линдсея Барнетта  единственный в Европе артиллерийский корабль — участник второй мировой воны,  доживший до наших дней.
В 1971 году он был установлен на вечную стоянку как плавучий корабль-музей Королевского военно — морского флота Великобритании (официально считается филиалом Имперского военного музея) почти в самом центре Лондона на Темзе возле лондонского Тауэрского моста. В сентябре 2010 года «Белфаст» был восстановлен по прошлым оригинальным чертежам при участии 11 специалистов из Санкт-Петербурга, которые произвели монтаж 2-х мачт весом 6 и 9 тонн производства судостроительного завода «Северная верфь». Стоимость работы — почти полмиллиона долларов. Российские компании восстановили мачты бесплатно — в благодарность за помощь во время войны.
В 1942 году ЛКР «Белфаст» поступил в распоряжение адмирала Барнетта, отвечавшего за эскорт и ближнее прикрытие арктических конвоев. В течение двух лет «Белфаст» регулярно ходил в Мурманск, охраняя союзные конвои. Белфаст с достоинством нес свою службу до конца войны в составе 75 конвоев с вооружением и продовольствием, которые перевезли в общей сложности более одного миллиона тонн грузов, включая 7000 самолетов и 5000 танков — сообщает сайт музея Belfast.
Первой арктической операцией ЛКР «Белфаста» стало сопровождение конвоя JW-53 (28 тр.), который вышел из бухты Лох-Ю (Шотландия) 15 февраля 1943. эскорт конвоя состоял из авианосца «Дэшер», ЛКР «Сцилла» и 15 эсминцев; отряд прикрытия три крейсера — «Бел­фаст», «Шеффилд» и «Камберленд». Поход оказался крайне тяжелым. Вско­ре после выхода в Норвежском море кон­вой попал в жесточайший шторм. Против гигантских волн не смогли выстоять авианосец, крейсер «Шеффилд» и 6 транспортов, получив серьезные повреждения, они повернули на­зад. Остальные продолжали путь и благополучно достигли портов назначения. 26 февраля «Белфаст» стал на якорь в Коль­ском заливе.
В течение 1943 года «Белфаст» почти постоянно находится в арктических водах — несет патрульную и разведывательную службу. 26 декабря 1943 года он героически действовал в рассмотренном выше морском бою у мыса Нордкап. В 1944 году «Белфаст» поддерживал с моря высадку союзников в Нормандии. С 1945 по 1952 год Белфаст нес службу в составе английских ВМС на Дальнем Востоке. 27 сентября 1952 года Белфаст вернулся домой со своей последней боевой операции.  Годы с 1959 по 1962 Белфаст провел в обычной практике для судов Ее Величества, занимаясь боевой учебой и демонстрируя британский флаг.  23 августа 1963 года в Девенпорте на Белфасте был спущен адмиральский флаг. Белфаст заслужил себе отдых, пройдя почти полмиллиона миль во всех своих операциях.  Следуя обычному ходу событий, Белфаст попал бы на корабельное кладбище. Однако группе офицеров, служивших на корабле, во главе с его командиром, сэром Морганом Морганом-Джайлс DSO OBE G.M. (Sir Morgan Morgan-Giles DSO OBE GM) удалось спасти корабль от свалки. И 21 октября 1971 года, в день Трафальгара ( день победы Британского флота под командованием адмирала Нельсона над Франко-испанским флотом 21 октября 1805 года), корабль, уже музей, был открыт для  публики.
В 2010 году директор корабля-музея Belfast Бред Кинг посетил Центральный музей вооруженных сил РФ в Москве и был приятно удивлен, обнаружив там огромную витрину, посвященную союзным конвоям и, в частности, конкретно крейсеру Белфаст…Он сказал:

"Это шаг в правильном направлении. Россияне должны знать, что в Лондоне, прямо посреди Темзы, тоже есть частичка истории их страны. Истории нашей общей великой Победы."

 

19 марта 2010 года Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации Д.А. Медведев приказом № 1 наградил Грамотой – за мужество и героизм, проявленные экипажем крейсера Королевского Военно-морского флота Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии "Белфаст" при защите транспортных конвоев, доставлявших военную помощь СССР в годы Второй мировой войны.
В нашей стране подобный музей-корабль отечественного военного судостроения имеется в Новороссийске.


[1] Этот корабль в связи с его мощностью по сравнению с другими тяжелыми крейсерами называют еще «карманный линкор». Краткая сюдьба: Шарнхорст (Scharnhorst) 1935/1943; 8 июня 1940 года «Шарнхорст» торпедирован британским эсминцем «Акаста» в Норвежском море, ремонтировался в течении 7 месяцев; 24 июля 1941 поврежден британской авиацией в Ла-Паллисе (самый глубоководный порт на атлантическом побережье Франции) — ремонт 4 мес; 12 февраля 1942 поврежден в результате подрыва на двух минах в Северном море — ремонт 4 мес; 26 декабря 1943 потоплен в бою с британской эскадрой во главе с линкором «Duke of York» у м. Нордкап.

[2]Эти немецкие эсминцы Type 1936A имели мощное артиллерийское вооружение для борьбы с превосходящими силами британского и французского флотов. Вместо стандартных 120-127 мм орудий на Type 1936A устанавливались 150 мм орудия.

[3] Капитан 1 ранга

[4] Фрейзер (Fraser) Брюс Остин (5.2.1888-12.02.1981), адмирал флота (1948). Включен в список 100 знаменитых адмиралов мира. Почетный доктор Оксфордского, Эдинбургского и Уэльского университетов.