1.3.7. Морской бой в Баренцевом море

31 декабря 1942 года, немецкая операция Аврора

Карта

После значительных потерь в транспортах конвоев PQ-17 и PQ-18 британское правительство решило прекратить поставки по ленд-лизу в светлое время года.
С наступлением полярной ночи была начата новая серия конвоев с индексами JW (В СССР) и RA (обратно).
Конвой «JW-51B» был вторым в новой серии. Результаты конвоев «JW-51A» (18 транспортов) и «JW-51B» (14 транспортов) приурочены к периоду деблокирования и пленения немецкой группы войск Паулюса в Сталинградской операции. На 14 транспортах «JW-51B» конвоя было доставлено: 202 танка, 87 истребителей, 33 бомбардировщика, 2 046 прочих транспортных средств, 11 500 тонн горючего, 12 650 тонн авиационного топлива, и свыше 54 000 тонн прочих припасов и продовольствия.

Прикрытие конвоя состояло из эскорта в составе 6 британских ЭМ (HMS[1] Achates, HMS Orwell, HMS Oribi, HMS Onslow, HMS Obedient и HMS Obdurate); двух корветов класса Flower (HMS Rhododendron и HMS Hyderabad); тральщика HMS Bramble и вооружённых траулеров Vizalma и Northern Gem&lt. флагман эскорта капитана 1 ранга Роберт Сент-Винсент Шербрук, командир 17-й флотилии эсминцев, державшего флаг на HMS Onslow.
Силы ближнего прикрытия: два крейсера с одинаковым вооружением (HMS Sheffild и HMS Jamaica), прикрывавших до этого переход конвоя JW-51A. Этими кораблями  командовал контр-адмирал Роберт Линдсей Барнетт, державший флаг на HMS Sheffiield.
27 декабря 1942 года корабли Барнетта вышли из Кольского залива, и должны были встретить конвой в самой опасной точке маршрута.
Силы дальнего прикрытия (линкор «Кинг Георг V», крейсер «Бервик» и три эсминца) с задачей  нанесения  удара по германским тяжелым кораблям, в первую очередь по ЛК «Тирпиц», «Шарнхорст», в том случае, если они будут принимать участие в нападении на конвой.
Немецкая разведка обнаружила возобновление движения конвоев в северные порты СССР.
Германское военно-морское командование предприняло операцию под кодовым названием «Аврора», целью которой был конвой «JW-51B».

 

31 декабря 1942 года состоялся бой в Баренцевом море (Новогодний бой) между британскими кораблями, входившими в состав ближнего прикрытия арктического конвоя JW-51B и немецкими рейдерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легким крейсерам ближнего прикрытия удалось сорвать атаку превосходящих сил немецкого флота в составе 2-х тяжёлых крейсеров (карманных линкоров) «Адмирал Хиппер и «Лютцов»» и шести эсминцев: «Теодор Ридель», «Z-4», «Z-16», «Z-29», «Z-30» и «Z-31» под общем командованием вице-адмирала Оскара Кумметца на «Хиппере».
При попытке пробиться к конвою немецкие корабли встретили энергичный отпор эскорта конвоя, которым командовал капитан 1 ранга Р. Шебрук.
Вышедшие из Кольского залива два английских крейсера Sheffield и Jamaica (одинаковые по вооружению) и два эсминца прикрытия конвоя под командованием контр-адмирала Барнетта вовремя подоспели и  нанесли большие повреждения тяжелому крейсеру «Адмирал Хиппер». Крейсер «Адмирал Хиппер» получил не менее трех попаданий 152-мм снарядами крейсеров, в том числе в котельное отделение №3 и самолетный ангар, после чего Кумметц принял решение выйти из боя, несмотря на то, что немецкий ОБК сохранял превосходство над британским ОБК.
Немецкий флот потерял эскадренный миноносец Z-16 «Фридрих Экольдт», уничтоженный сосредоточенным огнем легких крейсеров (заслуженная кара за гибель сторожевого корабля «Туман». См. раздел 6).

 

В ходе боя были потоплены два британских корабля охранения — эсминец HMS «Achates» и тральщик HMS «Bramble».
В 11-15 Achates ставил дымзавесу для защиты конвоя, когда он был обстрелян Хиппером. Погибает командир корабля Lt Cdr Джон и сорок человек экипажа. Первый Лейтенант, Lt Л.Е.Пейтон-Джонс, берет на себя командование, и, несмотря на то, что в результате обстрелов получены серьезные повреждения, Achates продолжает ставить дымзавесы. Однако к 12-54 его крен достиг 60 градусов. Achates направился к острову Медвежий. В 13-14 HMS Achates перевернулся и затонул. 113 моряков погибли и 81 были спасены (один из которых позже скончался) подошедшим на помощь траулером.
Итак, итоговая картина боя в Баренцевом море представлена на первом рисунке.
В последующем конвой “JW-51B”, усиленный кораблями и авиацией Северного флота, благополучно прибыл в Кольский залив, не потеряв ни одного транспорта.
Узнав о том, что более слабые британские силы отогнали два тяжёлых крейсера («карманных линкоров») с кораблями сопровождения, Гитлер[2] пришёл в ярость и принял решение расформировать надводный военно-морской флот и отправить корабли на металл, а их орудия использовать для береговой обороны, сконцентрировавшись на операциях подводных лодок. Верховный командующий ВМФ Германии адмирал Эрих Редер был смещён со своего поста. Однако сменивший его Карл Дениц, несмотря на свою приверженность доктрине подводной войны, уговорил Гитлера сохранить крупные надводные корабли и держать их на северных коммуникациях для постоянной угрозы союзным конвоям.

Дальнейшая судьба ТКР «Адмирал Хиппер».
В результате Новогоднего боя тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» был серьезно поврежден, принял много воды и имел целый ряд других неисправностей. «Адмирал Хиппер» еле-еле дошел до Каафьорда 1 января 1943 года в 5.42 утра.
23 января 1943 года «Адмирал Хиппер» вышел в сопровождении легкого крейсера «Кельн» и 3 эсминцев для перевода в Германию. В Нарвик (Норвегия) эскадра прибыла 25 января 1943 года. С 30 января по 2 февраля 1943 года простоял в Тронхейме (Норвегия), опасаясь блокадных кораблей англичан. И лишь 8 февраля прибыл в Киль (Германия). 1 марта 1943 года, находясь в Вильгельмсхафене (Германия) был выведен из строя Кригсмарине и снят с ремонта. Адольф Гитлер оставался серьезно разочарованым результатами боя 31 декабря 1942 года при нападении на арктический конвой JW-51B . Депрессивное настроение Гитлера в отношении рейдера затянулось до следующего года, настолько он был разочарован в действии надводных рейдеров. 17 апреля 1943 года корабль был установлен на долговременную стоянку в Пиллау (ныне г. Балтийск, Россия). В марте — ноябре 1944 года находился на ремонте в доке Готенхафена (ныне Гдыня, Польша) на ремонте. После июня работы шли крайне медленно и к боевой службе «Адмирал Хиппер» приступил лишь в начале 1945 года. В январе 1945 года опасность со стороны советской авиации вынудили верфь Готенхафена срочно свернуть работы и снять «Адмирал Хиппер» с ремонта для боевой службы. Ухудшившееся положение на Восточном фронте заставили «Адмирал Хиппер» приготовиться для действий в береговой полосе. 30 января 1945 года покинул Готенхафен (Гдыня, Польша) с 1700 беженцами на борту. Его не боевые задачи и боязнь быть атакованным советскими подводными лодками заставили его проследовать мимо тонущего лайнера «Вильгельм Густлов». 2 февраля 1945 года «Адмирал Хиппер» снова встал на ремонт в Киле (Германия). 9 апреля 1945 года, находясь в сухом доке Киля, «Адмирал Хиппер» был тяжело поврежден английскими бомбардировщиками. 2 мая 1945 года тяжелый крейсер Кригсмарине «Адмирал Хиппер» затонул в результате взрыва в порту Киль. В 1946 году он был поднят и впоследствии, в 1948-1949 гг., разделан на метал.

 

 


[1] HMS – Его (Её) Величества Корабль —  приставка (префикс) к названию военно-морского корабля в Англии с 1789 года.

[2] В некоторых альтернативных произведениях, вышедших после Второй мировой войны, подразумевается, что Адольф Гитлер в свое время до политической деятельности служил-де в Рейхсмарине. В 1918 году имел звание «капитан-лейтенант» и был старшим офицером немецкой подводной лодки “U-71”, а Редер и Денниц были его кураторами. (Интернет. Военная литература – [Исследования] – Победы Третьего рейха. Альтернативная история Второй мировой войны. Глава 1. Маленький адмирал: Гитлер и германский военно-морской флот. Уэйд Дж. Дадли).