1.3.6. Очередной конвой QP-15

Ноябрь 1942. Архангельск — Англия

Карта

17 ноября 1942 года из Архангельска в Англию вышел очередной союзный конвой QP-15  с сырьем в обмен на технику и продовольствие по ленд-лизу в составе 28 транспортов и 11 кораблей эскорта.

На выходе из Белого моря к составу эскорта конвоя присоединились лидер «Баку» (командир капитан 2 ранга Б.П. Беляев) и ЭМ «Сокрушительный» (командир капитан 3 ранга М.А. Курилех). На лидере «Баку» держал свой брейд-вымпел командир дивизиона ЭМ капитан 1 ранга П.И. Колчин.
К полудню 20 ноября 1942 года, ветер достиг 10 баллов и вскоре корабли попали в сильнейший шторм, сопровождаемый частыми снежными зарядами. В условиях практически нулевой видимости транспорта и корабли охранения потеряли друг друга из виду, конвой рассеялся. Наши корабли, с разрешения командира конвоя (английского адмирала), не дойдя до назначенной точки сопровождения, стали самостоятельно возвращаться на базу.
На курсе возвращения в левый борт «Сокрушительного» постоянно накатывались огромные волны. Командир корабля изменил курс корабля  на 50 градусов и сбавил ход до 6 узлов.
20 ноября 1942 года в 14 часов 30 минут , не выдержав продольной нагрузки, лопнули листы настила верхней палубы между кормовой настройкой и 130-мм орудием №4. Одновременно образовался гофр на наружной обшивке левого борта, затем последовал обрыв обоих валопроводов гребных винтов. Через три минуты кормовая часть ЭМ вообще оторвалась и через 10 минут затонула, унеся с собой 6 матросов, не успевших ее покинуть.

Вскоре на этом месте последовал мощный взрыв находившихся в кормовых стеллажах глубинных бомб. Это сработали их взрыватели, когда достигли заданной глубины. Кормовые отсеки до кормовой переборки 2-го машинного отделения быстро заполнились водой и корабль осел на корму.
Сразу же начались ремонтные работы. Была укреплена кормовая переборка 2-го машинного отделения, уменьшена фильтрация воды через трещины и трубопроводы, осушены от воды оставшиеся кормовые отсеки.
20 ноября 1942 года в 14 часов 40  минут на лидер «Баку» была послана радиограмма об аварии с указанием координат. Экипаж «Сокрушительного» стал ждать помощи. Без хода корабль дрейфовало со скоростью 4 узла, его развернуло лагом (т.е. бортом) к волне, бортовая качка доходила до 50 градусов. Но все механизмы работали безотказно, полностью обеспечивали работу водоотливных средств и освещения.
Лидер «Баку» в свою очередь так же оказался в плачевном состоянии. Нарушилась герметичность корпуса. Вода затопила все носовые помещения и проникла во 2-е и 3-е котельные отделения, в действии остался только 1-й котел. Крен корабля доходил до 40 градусов. Экипаж вел напряженную борьбу за сохранение корабля, но пытался в этих условиях найти «Сокрушительный».
21 ноября 1942 года в 9 часов поиск пришлось прекратить, так как топлива осталось только на возвращение на базу.
На поиск «Сокрушительного» командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко направил ЭМ «Разумный», «Куйбышев» и «Урицкий». Спасательным судам “Шквал” и “Память Руслана”, буксирному пароходу № 2 приказано быть в готовности к выходу в море.
21 ноября 1942 года в 18 часов 15 минут к месту “Сокрушительного”— широта 75 градусов 1 минута, долгота 41 градус 25 минут. Это в четырехстах двадцати милях к северу от Иоканги подошли “Куйбышев” (командир корабля Гончар) и “Урицкий” (командир корабля Кручинин) под общим командованием Симонова (командир дивизиона). Позже подошел «Разумный» (командир корабля Соколов) и началась спасательная операция.
Все попытки взять аварийный корабль на буксир не удались не одному и подошедших кораблей. Буксирные стальные тросы не выдерживали и рвались, как «нитки».
Было принято решение спасать экипаж аварийного корабля. ЭМ «Разумный» в это время был поставлен на противолодочную охрану района работ, а  ЭМ «Куйбышев» и «Урицкий» (ЭМ типа «Новик»), которые уже зарекомендовали себя в суровых условиях Севера с хорошей стороны и держались на волне гораздо лучше, чем новые ЭМ «Разумный», «Сокрушительный» и лидер «Баку»[1] приступили к спасению экипажа «Сокрушительного». Для этого они подошли к аварийному кораблю с разных бортов и начали спасать людей с помощью подобия «канатной» дороги (натянутому стальному тросу между кораблями) и перемещающейся по тросу «беседке» с людьми. Очень часто беседка с людьми окуналась в воду (зима, сильный ветер, температура воды не выше 4-х градусов). Таким образом, на борт «Куйбышева» было спасено 97 человек, пока не оборвался стальной трос «канатной» дороги. Тогда был заведен пеньковый трос с “Куйбышева” и к тросу прикреплена беседка. Переправлять людей таким способом, в такую волну, да еще в снежных зарядах казалось невозможным. И все-таки это было сделано. Командиры кораблей Симонов и Гончар действовали умело и с большим искусством управляли кораблями, и наделе доказали, что оба в полной мере обладают морским мастерством, чутьем и волей. Девяносто семь человек “Сокрушительного” уже были переправлены на “Куйбышев”, когда и пеньковый трос лопнул. Тогда пришлось спасать людей прямо по воде при помощи спасательных кругов, привязанных к пеньковым концам. Так на «Куйбышев» было спасено еще 79 человек. С другого борта таким же образом на «Урицкий» было спасено еще 11 человек.
22 ноября 1942 года к 8 часов дошла очередь эвакуировать тех, кто нес вахту у действующих механизмах. Но вскоре вахту вернули на места, надеясь все-таки спасти корабль (кто принял такое важное решение в открытой литературе не указывается).
22 ноября 1942 к 15 часам года ветер и волнение моря усилились, волны перекатывались через палубы кораблей, угрожая смыть за борт находившихся там людей. К этому времени топлива на кораблях оставалось только на обратный переход, поэтому спасательные работы прекратили, оставив на аварийном корабле 15 человек во главе с командиром БЧ-3 (командир минно-торпедной боевой части) старшим лейтенантом Г.Е. Лекаревым с задачей удержать корабль на плаву до подхода буксировщиков.
Оставшимся было обещано, что при улучшении погоды они будут сняты с аварийного корабля  подводной лодкой.
Всего за время спасательной операции было спасено 191 человек. В ходе спасения погибли 18 человек.
22 ноября 1942 года в 18 часов командующий флотом в район аварии направил ЭМ «Громкий», того же проекта, что и «Сокрушительный». По мере приближения «Громкого» к району аварии ветер усиливался, и корабль вошел в сильную штормовую полосу. В машинное и котельное отделение стала поступать вода, получил повреждение руль, начала вибрировать корма, нос корабля сильно зарывался в воду, палубу и надстройки непрерывно накрывало волной.
23 ноября 1942 года в 14 часов 35 минут «Громкому» последовала команда на возвращение в базу, чтобы не повторить судьбу «Сокрушительного».
22 ноября 1942 года в 23 часа в район аварии вышли два тихоходных, но мореходных тральщика, которые только в 9 часов 25 ноября 1942 года подошли в район аварии. Погода в районе улучшилась, волнение моря 4 балла, видимость 10 кабельтовых. После организованного поиска тральщики ничего не обнаружили. В последующем в своих мемуарах адмирал А.Г. Головко указал, что видимо мореходные тральщики надо было послать к терпящему бедствие «Сокрушительному» сразу же с получением сигнала бедствия и признал это своей ошибкой.
Оказалось, что на аварийном корабле не оставили радиста и радиосвязи с ним не было. И еще такой факт: когда корабли оставляли аварийный корабль, то запросили, «…сколько человек осталось на борту. С эсминца ответили: “Пятьдесят мазута”. Вопрос повторили, прибавив, что тральщики уже на подходе. Тогда над “семеркой” взвилась ракета, потом другая, третья… На мостике решили поначалу, что используется таблица условных сигналов, но пошла четвертая ракета, пятая, и стало понятно — каждая ракета — это прощальный залп над еще не вырытой могилой, и таких ракет насчитали пятнадцать» (Banshee. Сноску см. ниже по тексту). Привлеченные к поиску аварийного корабля подводные лодки и морская авиация результатов не давали. Через три недели безрезультатных поисков командующий флотом подписал приказ: поиски «Сокрушительного» прекратить, корабль считать погибшим. Приблизительное место гибели эскадренного миноносца «Сокрушительный»: широта 73 градуса 30 минут северная, долгота 43 градуса 00 минут восточная. Ныне этот район Баренцева моря объявлен памятным местом, проходя которое корабли Северного флота приспускают Андреевские флаги.
«…Командир «Сокрушительного» Курилех и три офицера корабля: Рудаков, Калмыков, Исаенко были отданы под суд военного трибунала за невыполнение морского устава и самоустранение от выполнения служебных обязанностей. Курилех был расстрелян. Штурман, связист и лекпом отправлены в штрафной взвод. Оставшиеся на эсминце «Сокрушительный» до сих пор числятся пропавшими без вести. Потомки обязаны помнить о тех, кто погиб на его боевых постах, выполнив до конца свой воинский и человеческий долг.
1. Лекарев Геннадий Евдокимович, 1916 года рождения, старший лейтенант, командир БЧ-3.
2. Владимиров Илья Александрович, (1910), политрук БЧ-5.
3. Белов Василий Степанович, (1915), главстаршина, старшина команды трюмных машинистов.
4. Сидельников Семен Семенович, (1912), мичман; главный боцман.
5. Бойко Трофим Маркович, (1917), старшина 2-й статьи, командир отделения машинистов-турбинистов.
6. Нагорный Федор Васильевич, (1919), краснофлотец, сигнальщик
7. Любимов Федор Николаевич, (1914), старший краснофлотец, котельный машинист старший.
8. Гаврилов Николай Кузьмич, (1917), старший краснофлотец, машинист-турбинист старший.
9. Пурыгин Василий Иванович, (1917), старший краснофлотец, котельный машинист старший.
10. Зимовец Владимир Павлович, (1919), краснофлотец, электрик.
11. Савинов Михаил Петрович, (1919), краснофлотец, трюмный машинист.
12. Терновой Василий Иванович, (1916), старшина 2-й статьи, командир отделения мотористов.
13. Артемьев Прохор Степанович, (1919), краснофлотец, котельный машинист.
14. Дремлюга Григорий Семенович, (1919), краснофлотец, котельный машинист.
15. Чебиряко Григорий Федорович, (1917), старший краснофлотец, дальномерщик старший.
16. Шилатыркин Павел Алексеевич, (1919), краснофлотец, котельный машинист.
17. Большов Сергей Тихонович, (1916), старший краснофлотец, электрик старший». (Интернет. Новости. 20 Ноября 2012 года, 19:32. Автор Banshee. «В Баренцевом море погиб эсминец Северного флота «Сокрушительный», командир корабля расстрелян. Один день в истории»). См. также пункт 7.3. для эсминца «Сокрушительный».


[1] …«Хлипкость» чрезмерно облегченных корпусов ЭМ постройки 1938-1941 годов привела к тому, что они не только постоянно получали повреждения от штормовых волн, но не редко страдали от сотрясений при стрельбе собственных орудий … А.Н Горенков. Очерки по истории отечественного военно-морского флота. Москва-Владивосток., 2002, стр. 88.