1.3.5.Очередные союзные конвои PQ-18 и QP-14

Сентябрь 1942 года

Карта

По официальным послевоенным советским данным после гибели конвоя PQ-17 (в начале июля 1942 года) поставки по ленд-лизу приостанавливались, а 12 мая 1945 года были полностью прекращены (Интернет). На самом деле обстановка в то время развивалась следующим образом.
«После несчастья, постигшего конвой PQ-17, адмиралтейство потребовало от правительства согласия отложить отправку конвоев на север СССР до окончания полярного дня. К этому времени кромка льдов сместится на север, что позволит конвоям идти в большем удалении от берега. Первым желанием британского премьера было принять брошенный врагом вызов и поднять на бой всю мощь королевского военно-морского флота. Но здравый смысл победил. Черчиль решил довести эту информацию до Сталина (хотя он не сомневался, что реакция будет негативной), что он и сделал в телеграмме от 17 июля 1942 года. «Наша задача заключается в том, — писал он, — чтобы сделать Баренцево море таким же опасным для немецких кораблей, каким они сделали его для нашего флота. Вот к чему мы должны стремиться, объединив для этого все доступные ресурсы». Но Сталин видел проблему в ином свете. В ответном послании он объявил присутствие тяжелых немецких кораблей и мощных сил авиации «совершенно неубедительными причинами» для прекращения отправки конвоев. Такую точку зрения советского руководителя понять несложно. Начатое немцами наступление на Волгу и Кавказ на фронте протяженностью 200 миль развивалось довольно успешно, несмотря на отчаянные усилия Красной армии и огромные потери. Что такое 23 судна и гибель нескольких сотен моряков по сравнению со многими тысячами ежедневно гибнущих советских людей?» (Интернет.Шофилд Б. Ш81 Арктические конвои. Северные морские сражения во Второй мировой войне /Пер с англ. Л. А. Игоревского).
Конвой PQ-18 организовывался и осуществлялся в период подготовки Сталинградской операции «Уран» (окружение немецкой группировки Паулюса). Специалисты адмиралтейства пришли к выводу, конвою PQ-18 (40 груженных транспортных судов!) со стороны немцев угрожают те же силы, что и его предшественнику — соединение крупных надводных кораблей , подводные лодки и авиация. И возможно немцы опять надеяться на то, что в погоне за попыткой уничтожить крупные надводные корабли англичане лишат конвой эскорта и создадут полигонные условия для действий немецких подводных лодок и авиации. Адмирал Джон Тови решил, что в диспозицию сил защиты конвоя следует внести некоторые изменения. К сожалению, теперь в составе флота метрополии не было авианосца, после завершения операции по освобождению Мальты авианосец «Victorious»[1] отправился в док. Это накладывало существенные ограничения на боеспособность кораблей адмирала Тови. Он не сомневался, что атаки со стороны немецкой авиации и подводных лодок будут отбиты, однако потери в конвое будут; если же немцы отправят в море большие военные корабли, риск повторения несчастья, случившегося с PQ-17, многократно возрастет. Тем не менее, он придерживался твердого убеждения, что в условиях «переменной видимости, преобладающей в этих широтах, присутствие мощных сил эсминцев будет серьезной угрозой, с которой противник, несмотря на наличие дальнобойных орудий, может не захотеть встретиться». Если же атака начнется, такой эскорт будет достаточно силен, чтобы нанести поражение врагу. Включив в состав эскорта эсминцы с большим запасом топлива (так называемые Дальние Эскортные Корабли (ДЭК), например HMS «Ashanti» типа «Трайбл», см. пункт 1.3.3.) , которые обычно используются для создания противолодочного экрана боевого флота, адмирал Тови собирался обеспечить конвой боевым эскортом из 12–16 ДЭК. Конечно, возникали серьезные неудобства из-за необходимости использования эсминцев с малым запасом топлива (Ближних Эскортных Кораблей) для охраны военных кораблей ближнего и дальнего прикрытия конвоя, но с ними приходилось смириться. Было желательно, чтобы боевой эскорт остался с конвоем во время перехода по Баренцеву морю, где атака вражеских кораблей наиболее вероятна, поэтому предстояло изменить установившуюся практику одновременного выхода в плавание конвоев PQ и QP. Отправку конвоя QP следовало отложить до появления конвоя PQ на завершающем участке маршрута. Это означало, что длительность операции значительно увеличится, во-первых, по указанной причине, а во-вторых — из-за перемещения маршрута на север (к этому времени граница льдов находилась на максимальном удалении от норвежского побережья). Но даже при этом не было возможности на протяжении всего маршрута оставаться за пределами дальности полета немецкой авиации. Из-за удлинения маршрута следовало принять дополнительные меры к обеспечению топливом. Потребовалось четыре танкера, чтобы обеспечить эту многочисленную флотилию на переходе. Было решено послать два из них под отдельной охраной в заливе Белл на Шпицбергене; остальные два пойдут вместе с конвоем.
Конвой PQ-18 должен был стать хорошо защищенным, поскольку в состав эскорта был впервые включен эскортный авианосец «Avenger» с 12 «харрикейнами» и 3 «свордфишами» (см. пункт 5.2.). Такие корабли, заказанные в США по ленд-лизу годом раньше, только начинали вводиться в эксплуатацию. Их появление внесло существенный вклад в дело защиты арктических конвоев[2].
Адмирал Тови решил не выходить в море с силами дальнего прикрытия, как прежде, а руководить операцией с линкора «King George V» (10х356 мм) из Скапа-Флоу, где он имел прямую телефонную связь с адмиралтейством.

Его заместитель — вице-адмирал Брюс Фрейзер, поднявший свой флаг на штабном корабле «Энсон», а также линкор «Duke of York» (10х356 мм) и крейсер «Ямайка» (12х152 мм) на время операции перебазировались в Акурейри в Исландии. Оттуда они могли совершать краткие выходы в море на северо-запад от острова Ян-Майен.
Ближнее прикрытие осуществляли три крейсера с 8-дюймовыми орудиями (203 мм) под командованием контр-адмирала Бонэм-Картера, оперировавшие к западу от Шпицбергена.
Проводимая операция дала возможность укрепить норвежский гарнизон в Баренцбурге (второй по величине населенный пункт на архипелаге Шпицберген — около 500 жителей — русские и украинцы. Своё название Баренцбург получил в честь голландского мореплавателя В. Баренца) и доставить туда кое-какие грузы. Эту задачу выполняли два крейсера и эсминец.
Немецкие самолеты-разведчики вели постоянное наблюдение за портами Исландии, откуда выходили все предыдущие конвои. Чтобы отдалить обнаружение конвоя противником, было решено отправить его из Лох-Ю (северо-запад Шотландии) с отдельным эскортом из кораблей Западной группы. У восточного берега Исландии его должен был сменить боевой эскорт из ДЭК.
2 сентября 1942 года конвой PQ-18 под командованием контр-адмирала Боддэм-Ветама, состоящий из 40 судов,

вышел в море и лег на северный курс к проливам Минч (проливы, отделяющие северо-запад Шотландии от архипелага Гебридские острова, см. рис. ниже) С ним шли 2 танкера — «Грей Рейнджер» и «Блэк Рейнджер», 4 минных тральщика и спасательное судно «Копленд» Как только караван вышел из-под защиты внешних Гебрид, на него обрушился яростный атлантический шторм такой силы, что движение вперед практически остановилось, и встреча с океанским эскортом состоялась с опозданием на тридцать шесть часов.

7 сентября 1942 года состоялась встреча с частью боевого эскорта. Это часть экскорта состояла из 2-х кораблей ПВО «Алстер Куин» и «Алинбэнк» (максимально вооруженные зенитной артиллерией бывшие гражданские суда), 3-х эсминцев (БЭК), 4 корветов и 4 траулеров.
9 сентября 1942 года контр-адмирал Бурнетт, командир боевого эскорта, поднявший свой флаг на легком крейсере «Сцилла», присоединился к конвою. Он привел авианосец «Авенджер» и 10 из 18 предназначенных для участия в операции эсминцев (ДЭК).

Другие 8 эсминцев (БЭК) из его группы ушли вперед, чтобы получить топливо с танкеров «Олигарх» и «Блу Рейнджер», которые были заранее отправлены к Шпицбергену. В эскорт также входили 3 минных тральщика и 2 субмарины(Р-614, Р-615). Еще 4 подлодки патрулировали в районе Лофотенских островов и 3 — вдоль северного побережья Норвегии. Всего в эскорте участвовал 51 корабль, в том числе 25 эсминцев. Таким образом, PQ-18 был достаточно защищенным конвоем.
Ад­миралтейство получило донесение об отряде боевых кораблей противника (ОБК) в составе 2-х тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер»«Адмирал Хиппер», и легкого крейсера «Кёльн» в сопровождении эсминцев, который вышел в тот день из Нарвика на север. Английская подводная лодка «Тайгрис» на­ткнулась на неприятеля. Она тот­час же атаковала. Последовал тор­педный залп, но, к сожалению, все торпеды прошли мимо цели. Затем эсминцы сопровождения ОБК контратаковали субмарину глубин­ными бомбами. Прежде, чем она успела укрыться от бомб па глубине, ее чуть не рассек нос одного из эсминцев, пытавшегося таранить лодку.
К счастью для конвоя, эти вра­жеские корабли скрылись в Альтен-фьорде и не были отправлены даль­ше на север для перехвата конвоя.

13 сентября 1942 года начались атаки с воздуха и из под воды. Однако первая атака подводной лодки «U 88» была отражена эсминцем «Фолкнор», который обнаружил, атаковал и потопил её. Следующий день встретил моряков пронизы­вающим холодом, крепчавший ветер гнал по поверхности темных вод бе­лые гребни волн. Сильный взрыв торпеды нарушил тишину в самом начале дня. Когда взметнувшиеся волны осели, корабли эскорта уви­дели страшную пробоину, зиявшую в наружной обшивке корпуса у од­ного из транспортных судов. Вскоре корабль погрузился в ледяные вол­ны и исчез. Сразу же после этого немецкая подводная лодка нанесла новый удар, и взорвался другой па­роход, объятый огнем и дымом. пасательные суда спасли уцелевших на поверхности воды. После этого появилась небольшая группа бомбардировщиков (в неко­торых рапортах говорилось, что их было шесть, в других — двенад­цать). Стоявшие наготове истреби­тели с авианосца «Avenger» бы­ли подняты по тревоге и взлетели с ныряющей палубы корабля и по­гнавшись за этими несколькими самолетами врага.

А это время около сорока самолетов-торпе­доносцев появились в зоне сражения на очень малой высоте, скользя по гребням волн, чтобы пройти «под лучом» ра­диолокационных установок. Хитро­сть удалась, т.к. они были замечены лишь попав в поле зрения сигналь­щиков. Атаковало почти одинаковое количество «Юнкерсов-88» и «Хейнкелей-115». Среди них находилась и эскадрилья «асов» германских ВВС, переброшенная из Средиземно­морья, выделявшаяся раскраской своих самолетах.
Все имевшиеся в наличии орудия, которые можно было ис­пользовать для поражения целей, вели интенсивный заградительный огонь фугасными и трассирующи­ми снарядами, но устремленность атакующих оказалась сильнее ар­тиллеристов. Прорвались почти все самолеты, и море превратилось в смертное ложе, исчерченное сотней торпед, несшихся со скоростью около 30 уз­лов. Оранжевыми языками пламени взметнулись вверх взорвавшиеся один за другим восемь транспортов, и их огромные покоробленные осто­вы погрузились в волнующееся море, унося с собой множество обречен­ных моряков. Море поглотило и пять из числа атаковавших самолетов.
14 сентября 1942 года эскортные ко­рабли, АВ «Авенджер», ЛКР «Сцилла» и эс­минцы вступили в эскортирование встречного идущего на запад конвоя «QP-14» из Архангельска в Англию 15 пустых ТР и взяли курс к родным берегам.
14 сентября 1942 года в 08-48 посту­пило сообщение от самолета-развед­чика с «Авенджера» о немецкой подводной лодке, находившейся в надводном положении примерно в шести милях южнее конвоя. Эсминец «Онслоу» был переме­щен на левый фланг прикрытия и, будучи ближе всех к неприятелю, получил приказ произвести поиск и атаковать. Командир эсминца «Онслоу» Армстронг увеличил скорость до 30 уз­лов и приготовился к бою. На ко­рабле закипела энергичная работа. «U-589» все еще находилась в надводном положении, готовясь ата­ковать, когда ее заметил наблюдатель «Онслоу». Он закричал в переговор­ную трубку, передавая на мостик пе­ленг на цель. Должно быть немецкая субмарина, почти одновременно обна­ружила эсминец, т.к. когда «Онслоу» изменил курс на нее, подводная лод­ка поспешно начала срочное погру­жение. Она ушла на большую глуби­ну и ловко маневрировала. Однако гидроакустическая станция эсминца «асдик» обнаружила ПЛ. Первая атака не принесла успеха. Командир «U- 589» был хит­рым и искусным подводником. В те­чение нескольких часов он уклонял­ся от атак Армстронга. Еще четыре бомбардировки не дали какого-либо конкретного доказательства в пользу гибели немецкой подводной лодки. Но следующая атака выглядела более результативной, и в 10-47 на воде были замечены пятна нефти. Затем ведущий поиск «Асдик» вновь поймал устойчивый сигнал в районе масляного пятна. «Онслоу» развернулся и продолжил бороздить этот район, сбрасывая глубинные бомбы. На этот раз их было только три, — запасы подходили к концу, необходимо было беречь их. Последовало еще несколько атак, т.к. оператор «Асдика» докла­дывал о возобновляющихся сигна­лах, и только седьмая атака в 11-44 принесла, наконец, успех. Седьмой раз принес удачу «Онслоу». В 11-47 — три часа спустя по­сле обнаружения немецкой суб­марины — прочный корпус «U- 589» раскололся. Океан по­глотил ее, и из разрушенных от­секов были извергнуты решетки, ящики, консервные банки, горю­чее и единственный галстук. С поднятыми из воды образца­ми, которые свидетельствовали об уничтожении подводной лодки, эсми­нец быстро шел курсом на присоеди­нение к конвою. На юте у него оста­валось только пять глубинных бомб.
В тот же день — 14-го, — и то время как «QP-14» вел противоло­дочные бои на западе, главный конвой «PQ-18» все еще шел юго-вос­точным курсом к Мурманску. Прежде, чем он достиг своего места назначения, ему пришлось пере­жить два налета бомбардировщиков и еще две торпедные атаки около 50 самолетов-торпедоносцев. К сча­стью, был потерян всего лишь един транспорт. Теперь уже артиллери­сты на кораблях и нескольких ос­тавшихся кораблях охранения нахо­дили, свои цели с высокой точно­стью, в результате чего многие из атаковавших рухнули в море, чтобы погибнуть в дыму и брызгах.
Во время прохождения конвоя было сбито не менее сорока немец­ких самолетов. В живых не остался ни один из членов их экипажей.
16 сентября 1942 года корабли эскорта добились следующего успеха, когда эсминец «Импалсив» преследовал и уничтожил немецкую субма­рину «U- 457». Это ознаменовало, фактически, конец долгого сраже­ния, которое вел конвой.
Из перво­начально отправившихся в путь 40 судов благополучно пришли в Россию 27. Ос­тальные 13 остались позади в глубине ледяных северных вод.
В это время конвой «QP-14» все еще шел на запад. Обычно противник обращал мало внимания на эти конвои, иду­щие в Англию — он искал тяжело гру­женные конвои «PQ». Сейчас же враг, похоже, намеревался потопить конвой, возвращавшийся в порт приписки. Немецкие субмарины все еще «сидели» на маршруте карава­нов, и когда там появился «QP-14», из торпедных аппаратов субмарин со свистом начали вырываться тор­педы и поражать цели. Одна торпе­да попала в тральщик «Леда», дру­гая в эсминец «Сомали», а третья врезалась в транспорт. Тральщик и пароход вскоре затонули, однако эс­минец, хотя и получил большую пробоину в средней части, оставал­ся на плаву. Сильные повреждения получило машинное отделение, и корабль покачивался на волнах, по­теряв управление. Его соратник, од­нотипный эскадренный миноносец «Ашанти» поспешил на помощь, быстро подал бросательные концы, и вскоре горящие от нетерпения ру­ки закрепили буксирный трос. В течение восьмидесяти часов «Ашанти» медленно шел вперед. Затем налетевший с севера силь­ный ветер обрушился на повреж­денный «Сомали». Его ослаблен­ный корпус затрещал в бушующих волнах, корабль разломился на ку­ски и пошел на дно. Тем временем флагман боевого эскорта эсминцев решил больше не рисковать «Авенджером» и «Сциллой», и приказал им идти домой полным ходом. Их высо­кая скорость сама по себе являлась эффективной защитой от немецких субмарин. Адмирал остался с конво­ем, переместившись с легкого крей­сера на борт эсминца «Милн».
Прежде, чем конвой QP-14 вышел из опасной зоны, немецкие субмарины нанесли по нему еще один удар, бы­ли потоплены вспомогательное суд­но британского ВМФ и два транс­порта.
После восемнадцати дней поч­ти не прекращавшихся боев испы­тавшие огромное перенапряжение конвойные эсминцы были вблизи мыса Рат (северо-западное побережье Шотландии) освобождены от своих обязанностей.

В условиях коварной погоды они выполнили свой долг, охраняя многочисленные суда, вве­ренные их заботам. Сейчас, после проводки «PQ-18» и «QP-14», эс­минцы вполне могли уйти на заслу­женный отдых. Однако  это была временная передышка. Мо­рякам, служившим на эскортных кораблях предстояли еще многие испытания, выпавшие во время следующих конвоев в СССР и обратно.


[1] Авианосцев типа «Илластриес» было построено четыре: Illustrious, Victorious, Formidable, Indomitable. Заложены в 1937 году. Спущены на воду 1939 году, Вступили в строй в 1940-1941 годах. Судьба- пущены на слом в 1953-1969 годах.
[2] Авианосец типа «Эвенджер» (англ. Avenger class) — серия эскортных авианосцев США периода Второй мировой войны. Авианосцы этого типа, по типу предшествовавшего «Лонг-Айленд», ставшего первым эскортным авианосцем США, переоборудовались из гражданских дизельных грузовых судов. Всего в 1941 —1942 годах были переоборудованы четыре корабля этого типа, три из которых были переданы Великобритании по программе ленд-лиза, а четвёртый, «Черджер», оставлен для использования в роли учебного. Два из британских авианосцев были потеряны в ходе войны, один — будучи потоплен германской подводной лодкой, а другой — в результате случайного взрыва топливных баков. Третий же был передан Франции под конец войны, и оставался на вооружении её флота до 1966 года, успев принять участие в Индокитайской войне. «Черджер» же оставался на вооружении ВМС США, используясь в качестве учебного авианосца, а позднее — авиатранспорта, до 1947 года, когда он продан в качестве вновь уже гражданского грузового судна.