Сентябрь 1942 года
По официальным послевоенным советским данным после гибели конвоя PQ-17 (в начале июля 1942 года) поставки по ленд-лизу приостанавливались, а 12 мая 1945 года были полностью прекращены (Интернет). На самом деле обстановка в то время развивалась следующим образом.
«После несчастья, постигшего конвой PQ-17, адмиралтейство потребовало от правительства согласия отложить отправку конвоев на север СССР до окончания полярного дня. К этому времени кромка льдов сместится на север, что позволит конвоям идти в большем удалении от берега. Первым желанием британского премьера было принять брошенный врагом вызов и поднять на бой всю мощь королевского военно-морского флота. Но здравый смысл победил. Черчиль решил довести эту информацию до Сталина (хотя он не сомневался, что реакция будет негативной), что он и сделал в телеграмме от 17 июля 1942 года. «Наша задача заключается в том, — писал он, — чтобы сделать Баренцево море таким же опасным для немецких кораблей, каким они сделали его для нашего флота. Вот к чему мы должны стремиться, объединив для этого все доступные ресурсы». Но Сталин видел проблему в ином свете. В ответном послании он объявил присутствие тяжелых немецких кораблей и мощных сил авиации «совершенно неубедительными причинами» для прекращения отправки конвоев. Такую точку зрения советского руководителя понять несложно. Начатое немцами наступление на Волгу и Кавказ на фронте протяженностью 200 миль развивалось довольно успешно, несмотря на отчаянные усилия Красной армии и огромные потери. Что такое 23 судна и гибель нескольких сотен моряков по сравнению со многими тысячами ежедневно гибнущих советских людей?» (Интернет.Шофилд Б. Ш81 Арктические конвои. Северные морские сражения во Второй мировой войне /Пер с англ. Л. А. Игоревского).
Конвой PQ-18 организовывался и осуществлялся в период подготовки Сталинградской операции «Уран» (окружение немецкой группировки Паулюса). Специалисты адмиралтейства пришли к выводу, конвою PQ-18 (40 груженных транспортных судов!) со стороны немцев угрожают те же силы, что и его предшественнику — соединение крупных надводных кораблей , подводные лодки и авиация. И возможно немцы опять надеяться на то, что в погоне за попыткой уничтожить крупные надводные корабли англичане лишат конвой эскорта и создадут полигонные условия для действий немецких подводных лодок и авиации. Адмирал Джон Тови решил, что в диспозицию сил защиты конвоя следует внести некоторые изменения. К сожалению, теперь в составе флота метрополии не было авианосца, после завершения операции по освобождению Мальты авианосец «Victorious»[1] отправился в док. Это накладывало существенные ограничения на боеспособность кораблей адмирала Тови. Он не сомневался, что атаки со стороны немецкой авиации и подводных лодок будут отбиты, однако потери в конвое будут; если же немцы отправят в море большие военные корабли, риск повторения несчастья, случившегося с PQ-17, многократно возрастет. Тем не менее, он придерживался твердого убеждения, что в условиях «переменной видимости, преобладающей в этих широтах, присутствие мощных сил эсминцев будет серьезной угрозой, с которой противник, несмотря на наличие дальнобойных орудий, может не захотеть встретиться». Если же атака начнется, такой эскорт будет достаточно силен, чтобы нанести поражение врагу. Включив в состав эскорта эсминцы с большим запасом топлива (так называемые Дальние Эскортные Корабли (ДЭК), например HMS «Ashanti» типа «Трайбл», см. пункт 1.3.3.) , которые обычно используются для создания противолодочного экрана боевого флота, адмирал Тови собирался обеспечить конвой боевым эскортом из 12–16 ДЭК. Конечно, возникали серьезные неудобства из-за необходимости использования эсминцев с малым запасом топлива (Ближних Эскортных Кораблей) для охраны военных кораблей ближнего и дальнего прикрытия конвоя, но с ними приходилось смириться. Было желательно, чтобы боевой эскорт остался с конвоем во время перехода по Баренцеву морю, где атака вражеских кораблей наиболее вероятна, поэтому предстояло изменить установившуюся практику одновременного выхода в плавание конвоев PQ и QP. Отправку конвоя QP следовало отложить до появления конвоя PQ на завершающем участке маршрута. Это означало, что длительность операции значительно увеличится, во-первых, по указанной причине, а во-вторых — из-за перемещения маршрута на север (к этому времени граница льдов находилась на максимальном удалении от норвежского побережья). Но даже при этом не было возможности на протяжении всего маршрута оставаться за пределами дальности полета немецкой авиации. Из-за удлинения маршрута следовало принять дополнительные меры к обеспечению топливом. Потребовалось четыре танкера, чтобы обеспечить эту многочисленную флотилию на переходе. Было решено послать два из них под отдельной охраной в заливе Белл на Шпицбергене; остальные два пойдут вместе с конвоем.
Конвой PQ-18 должен был стать хорошо защищенным, поскольку в состав эскорта был впервые включен эскортный авианосец «Avenger» с 12 «харрикейнами» и 3 «свордфишами» (см. пункт 5.2.). Такие корабли, заказанные в США по ленд-лизу годом раньше, только начинали вводиться в эксплуатацию. Их появление внесло существенный вклад в дело защиты арктических конвоев[2].
Адмирал Тови решил не выходить в море с силами дальнего прикрытия, как прежде, а руководить операцией с линкора «King George V» (10х356 мм) из Скапа-Флоу, где он имел прямую телефонную связь с адмиралтейством.
Его заместитель — вице-адмирал Брюс Фрейзер, поднявший свой флаг на штабном корабле «Энсон», а также линкор «Duke of York» (10х356 мм) и крейсер «Ямайка» (12х152 мм) на время операции перебазировались в Акурейри в Исландии. Оттуда они могли совершать краткие выходы в море на северо-запад от острова Ян-Майен.
Ближнее прикрытие осуществляли три крейсера с 8-дюймовыми орудиями (203 мм) под командованием контр-адмирала Бонэм-Картера, оперировавшие к западу от Шпицбергена.
Проводимая операция дала возможность укрепить норвежский гарнизон в Баренцбурге (второй по величине населенный пункт на архипелаге Шпицберген — около 500 жителей — русские и украинцы. Своё название Баренцбург получил в честь голландского мореплавателя В. Баренца) и доставить туда кое-какие грузы. Эту задачу выполняли два крейсера и эсминец.
Немецкие самолеты-разведчики вели постоянное наблюдение за портами Исландии, откуда выходили все предыдущие конвои. Чтобы отдалить обнаружение конвоя противником, было решено отправить его из Лох-Ю (северо-запад Шотландии) с отдельным эскортом из кораблей Западной группы. У восточного берега Исландии его должен был сменить боевой эскорт из ДЭК.
2 сентября 1942 года конвой PQ-18 под командованием контр-адмирала Боддэм-Ветама, состоящий из 40 судов,
вышел в море и лег на северный курс к проливам Минч (проливы, отделяющие северо-запад Шотландии от архипелага Гебридские острова, см. рис. ниже) С ним шли 2 танкера — «Грей Рейнджер» и «Блэк Рейнджер», 4 минных тральщика и спасательное судно «Копленд» Как только караван вышел из-под защиты внешних Гебрид, на него обрушился яростный атлантический шторм такой силы, что движение вперед практически остановилось, и встреча с океанским эскортом состоялась с опозданием на тридцать шесть часов.
7 сентября 1942 года состоялась встреча с частью боевого эскорта. Это часть экскорта состояла из 2-х кораблей ПВО «Алстер Куин» и «Алинбэнк» (максимально вооруженные зенитной артиллерией бывшие гражданские суда), 3-х эсминцев (БЭК), 4 корветов и 4 траулеров.
9 сентября 1942 года контр-адмирал Бурнетт, командир боевого эскорта, поднявший свой флаг на легком крейсере «Сцилла», присоединился к конвою. Он привел авианосец «Авенджер» и 10 из 18 предназначенных для участия в операции эсминцев (ДЭК).
Другие 8 эсминцев (БЭК) из его группы ушли вперед, чтобы получить топливо с танкеров «Олигарх» и «Блу Рейнджер», которые были заранее отправлены к Шпицбергену. В эскорт также входили 3 минных тральщика и 2 субмарины(Р-614, Р-615). Еще 4 подлодки патрулировали в районе Лофотенских островов и 3 — вдоль северного побережья Норвегии. Всего в эскорте участвовал 51 корабль, в том числе 25 эсминцев. Таким образом, PQ-18 был достаточно защищенным конвоем.
Адмиралтейство получило донесение об отряде боевых кораблей противника (ОБК) в составе 2-х тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер»«Адмирал Хиппер», и легкого крейсера «Кёльн» в сопровождении эсминцев, который вышел в тот день из Нарвика на север. Английская подводная лодка «Тайгрис» наткнулась на неприятеля. Она тотчас же атаковала. Последовал торпедный залп, но, к сожалению, все торпеды прошли мимо цели. Затем эсминцы сопровождения ОБК контратаковали субмарину глубинными бомбами. Прежде, чем она успела укрыться от бомб па глубине, ее чуть не рассек нос одного из эсминцев, пытавшегося таранить лодку.
К счастью для конвоя, эти вражеские корабли скрылись в Альтен-фьорде и не были отправлены дальше на север для перехвата конвоя.
13 сентября 1942 года начались атаки с воздуха и из под воды. Однако первая атака подводной лодки «U 88» была отражена эсминцем «Фолкнор», который обнаружил, атаковал и потопил её. Следующий день встретил моряков пронизывающим холодом, крепчавший ветер гнал по поверхности темных вод белые гребни волн. Сильный взрыв торпеды нарушил тишину в самом начале дня. Когда взметнувшиеся волны осели, корабли эскорта увидели страшную пробоину, зиявшую в наружной обшивке корпуса у одного из транспортных судов. Вскоре корабль погрузился в ледяные волны и исчез. Сразу же после этого немецкая подводная лодка нанесла новый удар, и взорвался другой пароход, объятый огнем и дымом. пасательные суда спасли уцелевших на поверхности воды. После этого появилась небольшая группа бомбардировщиков (в некоторых рапортах говорилось, что их было шесть, в других — двенадцать). Стоявшие наготове истребители с авианосца «Avenger» были подняты по тревоге и взлетели с ныряющей палубы корабля и погнавшись за этими несколькими самолетами врага.
А это время около сорока самолетов-торпедоносцев появились в зоне сражения на очень малой высоте, скользя по гребням волн, чтобы пройти «под лучом» радиолокационных установок. Хитрость удалась, т.к. они были замечены лишь попав в поле зрения сигнальщиков. Атаковало почти одинаковое количество «Юнкерсов-88» и «Хейнкелей-115». Среди них находилась и эскадрилья «асов» германских ВВС, переброшенная из Средиземноморья, выделявшаяся раскраской своих самолетах.
Все имевшиеся в наличии орудия, которые можно было использовать для поражения целей, вели интенсивный заградительный огонь фугасными и трассирующими снарядами, но устремленность атакующих оказалась сильнее артиллеристов. Прорвались почти все самолеты, и море превратилось в смертное ложе, исчерченное сотней торпед, несшихся со скоростью около 30 узлов. Оранжевыми языками пламени взметнулись вверх взорвавшиеся один за другим восемь транспортов, и их огромные покоробленные остовы погрузились в волнующееся море, унося с собой множество обреченных моряков. Море поглотило и пять из числа атаковавших самолетов.
14 сентября 1942 года эскортные корабли, АВ «Авенджер», ЛКР «Сцилла» и эсминцы вступили в эскортирование встречного идущего на запад конвоя «QP-14» из Архангельска в Англию 15 пустых ТР и взяли курс к родным берегам.
14 сентября 1942 года в 08-48 поступило сообщение от самолета-разведчика с «Авенджера» о немецкой подводной лодке, находившейся в надводном положении примерно в шести милях южнее конвоя. Эсминец «Онслоу» был перемещен на левый фланг прикрытия и, будучи ближе всех к неприятелю, получил приказ произвести поиск и атаковать. Командир эсминца «Онслоу» Армстронг увеличил скорость до 30 узлов и приготовился к бою. На корабле закипела энергичная работа. «U-589» все еще находилась в надводном положении, готовясь атаковать, когда ее заметил наблюдатель «Онслоу». Он закричал в переговорную трубку, передавая на мостик пеленг на цель. Должно быть немецкая субмарина, почти одновременно обнаружила эсминец, т.к. когда «Онслоу» изменил курс на нее, подводная лодка поспешно начала срочное погружение. Она ушла на большую глубину и ловко маневрировала. Однако гидроакустическая станция эсминца «асдик» обнаружила ПЛ. Первая атака не принесла успеха. Командир «U- 589» был хитрым и искусным подводником. В течение нескольких часов он уклонялся от атак Армстронга. Еще четыре бомбардировки не дали какого-либо конкретного доказательства в пользу гибели немецкой подводной лодки. Но следующая атака выглядела более результативной, и в 10-47 на воде были замечены пятна нефти. Затем ведущий поиск «Асдик» вновь поймал устойчивый сигнал в районе масляного пятна. «Онслоу» развернулся и продолжил бороздить этот район, сбрасывая глубинные бомбы. На этот раз их было только три, — запасы подходили к концу, необходимо было беречь их. Последовало еще несколько атак, т.к. оператор «Асдика» докладывал о возобновляющихся сигналах, и только седьмая атака в 11-44 принесла, наконец, успех. Седьмой раз принес удачу «Онслоу». В 11-47 — три часа спустя после обнаружения немецкой субмарины — прочный корпус «U- 589» раскололся. Океан поглотил ее, и из разрушенных отсеков были извергнуты решетки, ящики, консервные банки, горючее и единственный галстук. С поднятыми из воды образцами, которые свидетельствовали об уничтожении подводной лодки, эсминец быстро шел курсом на присоединение к конвою. На юте у него оставалось только пять глубинных бомб.
В тот же день — 14-го, — и то время как «QP-14» вел противолодочные бои на западе, главный конвой «PQ-18» все еще шел юго-восточным курсом к Мурманску. Прежде, чем он достиг своего места назначения, ему пришлось пережить два налета бомбардировщиков и еще две торпедные атаки около 50 самолетов-торпедоносцев. К счастью, был потерян всего лишь един транспорт. Теперь уже артиллеристы на кораблях и нескольких оставшихся кораблях охранения находили, свои цели с высокой точностью, в результате чего многие из атаковавших рухнули в море, чтобы погибнуть в дыму и брызгах.
Во время прохождения конвоя было сбито не менее сорока немецких самолетов. В живых не остался ни один из членов их экипажей.
16 сентября 1942 года корабли эскорта добились следующего успеха, когда эсминец «Импалсив» преследовал и уничтожил немецкую субмарину «U- 457». Это ознаменовало, фактически, конец долгого сражения, которое вел конвой.
Из первоначально отправившихся в путь 40 судов благополучно пришли в Россию 27. Остальные 13 остались позади в глубине ледяных северных вод.
В это время конвой «QP-14» все еще шел на запад. Обычно противник обращал мало внимания на эти конвои, идущие в Англию — он искал тяжело груженные конвои «PQ». Сейчас же враг, похоже, намеревался потопить конвой, возвращавшийся в порт приписки. Немецкие субмарины все еще «сидели» на маршруте караванов, и когда там появился «QP-14», из торпедных аппаратов субмарин со свистом начали вырываться торпеды и поражать цели. Одна торпеда попала в тральщик «Леда», другая в эсминец «Сомали», а третья врезалась в транспорт. Тральщик и пароход вскоре затонули, однако эсминец, хотя и получил большую пробоину в средней части, оставался на плаву. Сильные повреждения получило машинное отделение, и корабль покачивался на волнах, потеряв управление. Его соратник, однотипный эскадренный миноносец «Ашанти» поспешил на помощь, быстро подал бросательные концы, и вскоре горящие от нетерпения руки закрепили буксирный трос. В течение восьмидесяти часов «Ашанти» медленно шел вперед. Затем налетевший с севера сильный ветер обрушился на поврежденный «Сомали». Его ослабленный корпус затрещал в бушующих волнах, корабль разломился на куски и пошел на дно. Тем временем флагман боевого эскорта эсминцев решил больше не рисковать «Авенджером» и «Сциллой», и приказал им идти домой полным ходом. Их высокая скорость сама по себе являлась эффективной защитой от немецких субмарин. Адмирал остался с конвоем, переместившись с легкого крейсера на борт эсминца «Милн».
Прежде, чем конвой QP-14 вышел из опасной зоны, немецкие субмарины нанесли по нему еще один удар, были потоплены вспомогательное судно британского ВМФ и два транспорта.
После восемнадцати дней почти не прекращавшихся боев испытавшие огромное перенапряжение конвойные эсминцы были вблизи мыса Рат (северо-западное побережье Шотландии) освобождены от своих обязанностей.
В условиях коварной погоды они выполнили свой долг, охраняя многочисленные суда, вверенные их заботам. Сейчас, после проводки «PQ-18» и «QP-14», эсминцы вполне могли уйти на заслуженный отдых. Однако это была временная передышка. Морякам, служившим на эскортных кораблях предстояли еще многие испытания, выпавшие во время следующих конвоев в СССР и обратно.