Май 1942
К маю 1942 года военная промышленность СССР, развёрнутая за Уралом, поставляла всё больше вооружений. РККА была пополнена очередным призывом. Всё это позволило не только пополнить действующие части РККА, но и создать 9 резервных армий Ставки. Поэтому советское верховное командование сочло возможным начать активные действия на всем фронте. В приказе Верховного Главнокомандующего № 130 от 1 мая 1942 года говорилось:
Приказываю всей Красной Армии добиться того, чтобы 1942 год стал годом окончательного разгрома немецко-фашистских войск и освобождения советской земли от гитлеровских мерзавцев.
Одной из таких наступательных операций была Харьковская..Однако войска Юго-Западного фронта попали в Барвенковсковскую западню (немецкая операция «Фредерикус») и потерпели поражение (непосредственное руководство наступлением с советской стороны осуществляли: Главнокомандующий войсками Юго-Западного направления маршал Советского Союза С. К. Тимошенко, начальник штаба — генерал-лейтенант И. X. Баграмян, член Военного совета — Н. С. Хрущёв. Южным фронтом командовал генерал-лейтенант Р. Я. Малиновский, общее руководство — И.В. Сталин. Все данные о военных событиях в мае 1942 на стыке Юго-Западного и Южного фронтов и проведении военной немецкой операции «Фридерикус» советским руководством были закрытыми и строго засекреченными. В биографиях и автобиографиях высокого советского руководства и других военных и политических деятелей СССР период начала 1942 года является не отмеченным вовсе. Блог Перегляд. Серж Потапенко).
21 мая 1942 года в период Харьковской катастрофы и начала стремительного отступления Красной Армии на восток к Волге и на Кавказ(немецкая операция «Фалль Блау») из Рейкьявика в Мурманск вышел союзный конвой «PQ-16», имеющий в своем составе 35 транспортов, в том числе 5 советских. Один из них, пароход «Старый Большевик», вез в трюме большое количество взрывчатого вещества и самолеты на палубе.
Одновременно из Кольского залива вышел обратный конвой QP-12 в Англию.
В результате предыдущих боев угроза конвоям со стороны немецких эсминцев, базирующихся в Киркинесе, была устранена. Те немецкие эсминцы, которые не были потоплены, нуждались в ремонте[1]. Разумеется, угроза атаки карманного линкора«Адмирал Шеер», находящегося в Нарвике, сохранилась, а вскоре к нему должен был присоединиться однотипный «Лютцов». Поэтому к западу от острова Медвежий от возможного нападения «Шеера» конвой прикрывался эскадрой контр-адмирала Барроу (ближнее прикрытие): крейсера «Нигерия» (флагман), «Норфолк», «Кент», «Ливерпуль» и 3 эсминца, которое курсировало между конвоем и норвежским побережьем. Линейный флот (дальнее прикрытие конвоев) должен был крейсировать северо-восточнее Исландии в готовности перехватить «Тирпиц», если тот выйдет в море. Кроме того, в эскорт конвоя PQ-16 были включены 2 английские подводные лодки и 5 английских и 3 русские подводных лодки были развернуты у северо-западного и северного побережья Норвегии в качестве прикрытия от возможных атак надводного противника. Это должно было отбить у немцев желание направлять для атаки на конвои надводные корабли. После того как была обнаружена переброска в Норвегию «Лютцова», а это произошло уже после выхода конвоев в море, советские подводные лодки получили приказ вести интенсивный радиообмен. Это должно было создать впечатление, что союзники развернули гораздо больше лодок, чем на самом деле.
Непосредственное сопровождение конвоя PQ-16 было поручено эскорту в составе 5 эсминцев, 5 корветов, тральщику «Хазард» и траулерам «Неферн Вэйв», «Леди Маделейн», «Ретривер» и «Сент-Эльстан». Командование эскортом конвоя осуществлял капитан 2 ранга Р. Дж. Онслоу, командир эсминца, «Ашанти»[2]
которому поручено было организовать противовоздушную и противолодочную оборону конвоя.
Чтобы помешать немцам использовать пикировщики, транспорты конвоя PQ-16 были оснащены аэростатами. В составе конвоя было одно САМ-судно[3] «Эмпайр Лоренс» с одним истребителем «Харрикейн» (см. пункт 5.2.), который был использован при отражении атаки 7 торпедоносцев Не-111. Язык пламени над полубаком транспорта возвестил о взлете самолета. Его пилот, капитан авиации Хэй, сбил один торпедоносец и серьезно повредил второй. В результате атака торпедоносцев была сорвана, и ни одна торпеда в цель не попала. К несчастью, артиллеристы конвоя приняли возвращающийся «Харрикейн» за немецкий самолет и сбили его прежде, чем пилот успел посадить истребитель на воду. Хэй был серьезно ранен. Эсминец «Волентир» быстро поднял его из воды, и Хэй остался жив.
Во второй половине дня 25 мая мимо прошел обратный конвой QP-12, состоящий из 11 судов. Немцы обнаружили его только утром этого же дня. Его САМ-судно сбило самолет-разведчик. Хотя немцы всю вторую половину дня следили за QP-12, они его не атаковали. Конвой прибыл в Исландию 4 дня спустя.
В течение всего перехода конвой атаковали 250 бомбардировщиков и 12 подводных лодок. Многие из атакующих прорвались сквозь сильный заградительный огонь зенитчиков кораблей эскорта и транспортов. Поле боя выглядело ужасно из-за страшных взрывов судов, происходивших, когда торпеды или бомбы попадали в цель. Многие торопливо молились о том, чтобы опустилась темнота и стерла это зрелище; темнота, которая принесла бы освобождение от бесконечного дневного света и хищных самолетов. Были потоплены 6 транспортов.
В частности, экипаж «Старого Большевика» установленными на борту зенитными орудиями и автоматами отразил 47 атак вражеских самолетов, но 27 мая одна из бомб попала в носовую часть судна. Начался пожар, от которого возникла угроза взрыва судна. Командир конвоя Р.Дж.Онслоу предложил экипажу «Старого Большевика» покинуть судно и перейти на корабли охранения, но получил ответ: «Спасибо, но мы не будем хоронить свое судно …». Конвой ушел, оставив пароход и его экипаж в одиночку бороться с огнем. 8 часов наши моряки боролись с огнем, и пожар был ликвидирован, и судно догнало конвой. При подходе к конвою моряки «Старого Большевика» помогли отбить воздушное нападение на концевые корабли союзников. Английский флагман приветствовал «Старого Большевика» сигналом «Сделано хорошо», который был отрепетован всеми кораблями конвоя. 2 июня 1942 года «Старый Большевик» в составе конвоя прибыл в Мурманск. За этот подвиг пароход был награжден орденом Ленина, а его капитан И.И. Афанасьев, помощник капитана М.П. Петровский и рулевой Б.И. Аказенок удостоены звания Героя Советского Союза. Были награждены и многие члены экипажа.
В нашей зоне ответственности в состав эскорта конвоя вступили ЭМ “Гремящий”, “Сокрушительный” и “Валериан Куйбышев” , отражая атаки немецких самолетов, 29-30 мая 1942 года ЭМ “Гремящий” и “Сокрушительный”сбили по два самолета, ЭМ “Валериан Куйбышев” — один самолет (о кораблях см. пункт 7.3.).
В целях прикрытия конвоя и бомбовых ударов по аэродромам противника с 25-30.05.42 было произведено 2032 наших самолетовылетов, в том числе авиацией Северного флота 1198, авиацией фронта 844. В зоне прикрытия морских летчиков конвой не имел потерь. Только одной шестерке Ю-88 удалось прорваться к транспортам и неприцельно сбросить бомбы.
В воздушных боях морские летчики сбили семь Ю-88, один Ме-110 и один Ме-109. (Североморцы потеряли два «Харрикейна» и один «Томагаук” к сожалению, вместе с командиром полка дважды Героем Советского Союза подполковником Б.Ф. Сафоновым). Более подробно см. пункт 5.6.2.Прикрытие союзного конвоя PQ-16 морской авиацией СФ в Баренцевом море, а также пункт 7.3. для эсминца «Сорушительный».
Вечером 29 мая конвой разделился. 6 судов направились в Архангельск в сопровождении корабля ПВО «Алинбанк», эсминца «Мартин», 2 тральщиков и вступивших в эскорт наших сторожевых кораблей «Рубин» , «Бриллиант», «Бриз» и «Айсберг» (см. пункт 6.1.). Остальные корабли направились в Мурманск. Следует заметить, что в Архангельской группе не было ни одного корабля с мощным радаром. Немцы нанесли мощный авиационный удар по обеим группам. 15 самолетов атаковали корабли, идущие в Архангельск, 18 — группу, направленную в Мурманск. К счастью, конвой потерь не понес. 30 мая, в последний день похода, немецкие самолеты трижды атаковали мурманскую группу. При этом 2 немецких самолета были сбиты, а корабли остались целы. Один за другим отважные корабли втягивались в узкое горло Кольского залива. По словам капитана 2 ранга Онслоу, «поредевшие, избитые и усталые, но все-таки сохраняющие идеальный строй». Было потеряно 7 судов. 5 были потоплены бомбардировщиками, 1 — торпедоносцем, 1 — подводной лодкой. Учитывая мощь и продолжительность вражеских атак, это было выдающееся достижение. Благодаря отваге, прекрасной подготовке и неистощимой энергии офицеров и матросов кораблей эскорта, а также выдающейся отваге и решимости экипажей торговых судов. Их стойкость, прекрасная стрельба и великолепная морская выучка заслуживали самой высокой оценки.
Преувеличенные заявления пилотов Люфтваффе создали у германского Верховного Командования совершенно ложное впечатление об эффективности воздушных атак. В то же время подводные лодки в условиях наличия в составе эскорта конвоя кораблей ПЛО не добились успеха, подтвердив мнение Деница, что «действиям лодок в полярных морях сильно мешает короткий период темноты». В результате было решено возложить уничтожение русских конвоев на Люфтваффе. Естественно, о таком решении союзники не знали, но вывод об увеличении воздушной угрозы прямо-таки напрашивался из опыта конвоя PQ-16. Сейчас мы знаем, что немцы имели на аэродромах в районе мыса Нордкап около 260 самолетов. К сожалению, несмотря на необходимость усилить ПВО конвоев включением в их состав авианосцев, дополнительных САМ-судов и кораблей ПВО, этого сделано не было.
Однако 30 мая 1942 года 28 транспортов доставили в Мурманск и Архангельск бесценный груз с танками, самолетами, взрывчатыми веществами и др. военным имуществом.
Конвой PQ-16 оказался настолько успешным в плане доставки вооружения и продовольствия в СССР, что немецкое командование предприняло дополнительные усилия для недопущения прохождения последующих конвоев.