По заявлению Уинстона Черчилля ( Вторая Мировая Война. Арктические конвои) до марта 1942 года с арктическими конвоями (12 конвоев PQ – в СССР и 7 конвоев QP- из СССР) все шло хорошо. Было потеряно лишь одно судно (один транспорт из состава PQ-8 был торпедирован, но взят на буксир и препровождён в порт назначения и в результате атаки подводной лодки U-454 был потоплен эсминец HMS “Metabele”. Это была первая потеря ВМС Великобритании при проводке конвоев в СССР). И только в марте 1942 года после провала операции «Тайфун» (захват Москвы) германские самолеты, базировавшиеся на Северную Норвегию, и германские подводные лодки начали серьезно мешать арктическим конвоям, осознав их важность для «Остфронт» (восточного фронта).
Кроме того, для борьбы с арктическими конвоями по решению Гитлера в январе 1942 года линкор «Тирпиц» был переброшен в Тронхейм. Там несколько позднее к нему присоединился тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», а в марте — тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер». К этому отряду надводных кораблей должны были в дальнейшем присоединиться линейные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау» из Бреста и тяжелый крейсер «Принц Евгений», ускользнувший вместе с ними. Но и «Шарнхорст» и «Гнейзенау» подорвались на английских минах и на много месяцев вышли из строя. Пока они ремонтировались, англичане подвергали их ожесточенным налетам с воздуха. Ночью 27 февраля 1942 года в «Гнейзенау», стоявший в доке в Киле, попала бомба, и, хотя англичане в то время не знали об этом, «Гнейзенау» получил такие серьезные повреждения, что никогда уже больше не принимал участия в войне на море. Оставался «Принц Евгений», который одновременно с «Шеером» был послан на соединение с «Тирпицем». «Принц Евгений» был торпедирован английской подводной лодкой «Трайдент», но сумел добраться до Тронхейма. После экстренного исправления повреждений он сумел вернуться в Германию, где и оставался, не принимая участия в операциях, до октября 1942 года. Хотя отряд, кораблей, стоявший в Тронхейме, имел только половину тех сил, которые надеялся собрать там Гитлер, однако он приковал к себе серьезное внимание англичан.
В начале марта 1942 года немецкое командование спланировало первую противоконвойную операцию для уничтожения конвоев PQ-12 и QP-8. под названием Sportpalast, которая состоялась 6-9 марта 1942 года. В ней приняли участие линкор «Тирпиц», эсминцы 5 флотилии «Фридрих Ин», «Герман Шёман» и «Z-25», посланные на перехват конвоя PQ-12, который накануне был обнаружен немецким дальним морским разведчиком «Кондор» (см. пункт 5.3.) примерно в 70 милях южнее о. Ян-Майен.
PQ-12 вышел 1 марта 1942 года из порта в Исландии (16 ТР – около 60 танков, 100 самолетов и др. военный груз), а QP-8 примерно в то же время из Мурманска (15 ТР с сырьем в обмен на технику).
Вечером 6 марта 1942 года ЛК «Тирпиц» под флагом Цилиакса[1] и шедшими впереди тремя эсминцами прошел Тронхейм-фьорд и вышел в открытое море.
Там его заметила сторожевая подлодка «Сивульф» и немедленно радировала в Лондон. К полуночи доклад был на столе у британского командующего флотом митрополии адмирала сэра Джона Тови, который с отрядом, состоящим из линкоров «Кинг Джордж V» и «Дьюк оф Йорк», тяжелого крейсера «Ринаун», авианосцем “Викториес” и группы эсминцев находился в 100 милях от конвоя PQ-12 в ожидании развертывания событий.
«Тирпиц» и его эсминцы шли на северо-восток вдоль норвежского побережья на скорости в 23 узла. В полночь они свернули на север. Море было бурным, дул резкий холодный ветер.
7 марта 1942 года в 10-00 Цилиакс решил, что следует запустить два гидроплана «Арадо», чтобы попытаться найти конвой, но снежный шторм и обледенение самолетов не позволили это сделать. Тогда он решил отправить курсом на норд норд-вест на поиски три эсминца, а самому начать движение на норд-вест.
Тем временем Тови всю ночь вел соединение тяжелых кораблей на норд-ост, чтобы оказаться между Тирпицем и конвоем PQ-12. Примерно в то же время, когда Цилиакс отправлял эсминцы, Тови собрался послать на разведку самолеты авианосца «Викториес». Если бы это произошло, то Тирпиц был бы замечен и потом атакован самолетами — торпедоносцами. Однако, как в случае с «Арадо», обледенение помешало это сделать.
Из-за плохой погоды найти конвой не удавалось и Целиакс приказал ЭМ присоединиться к нему 8 марта 1942 года к 08-00 около Лофотенских островов . В полдень ЭМ Z-25 заметил к северу дым. Это был отставший от конвоя QP-8 советский транспорт «Ижора»[6]. Эсминец «Фридрих Инн» поразил его торпедой, но небольшой транспорт, груженный лесом, оставался на плаву. Эсминец открыл артиллерийский огонь; вскоре к нему присоединился «Тирпиц». «Ижора» горела, разрывами и осколками выкашивало команду, корабль оседал все глубже, но затонул нескоро. «Ижора» смогла послать сигнал бедствия до того, как пошла ко дну. Сигналы были подхвачены радистами Тови. Этот и переданный позднее по немецкому передатчику сигнал и зафиксированное его направление привели Тови к мысли, что немецкие силы уже отказались от выполнения своей задачи и возвращаются на базу. Поэтому он направил эсминцы на поиск по линии последнего положения «Ижоры» и Тронхаймом и на всякий случай направил свой флот на северо-восток к острову Медвежий, чтобы стать защитой для конвоя. Он поддерживал этот курс до полуночи, после чего повернул на юг, чтобы быть вблизи эсминцев, и утром отправил на разведку самолеты «Викториеса».
В это время группа адмирала Цилиакса была примерно в семидесяти пяти милях к северо-западу от PQ-12 и в ста пятидесяти милях к северо-востоку от Тови и его флота. Тем временем Цилиаксу не удалось найти конвой там, где он это ожидал, основываясь на сообщении о курсе и скорости конвоя, полученных от самолета-разведчика через береговое командование. Однако, вместо того, чтобы повернуть на юг, как думал Тови, он решил продолжить поиск конвоя где-то впереди его возможного курса. Он повернул свои силы на восток, куда шел и конвой, и продолжил свое движение со скоростью 25 узлов. К этому времени у эсминцев Цилиакса заканчивалось топливо. Вечером он направил «Фридрих Инн» в Нарвик с приказом заправиться и затем вернуться обратно в строй. Ночью вся группа снизила скорость и предприняла две попытки заправить «Германа Шоеманна» и Z-25 топливом из баков Тирпица. Но бурное море и обледенение сделали это невозможным. После того, как шланги дважды рвались от шторма, оба эсминца отправили для заправки в Тромсе.
8 марта 1942 года в 07-00 Цилиакс приказал Топпу[2] повернуть на север по направлению к острову Медвежий, и линкор через три часа достиг позиции, которая вроде была впереди предполагаемого курса движения конвоя. Здесь Тирпиц сбросил ход, повернул на юго-запад и Топп, приказав команде занять свои боевые посты, начал водить корабль взад и вперед по направлению, как он думал, движения конвоя. Но он не знал, что в результате перехвата «Ультра»[3] англичанами конвою PQ-12 был изменен маршрут, и он двинулся дальше на север, миновав «Тирпица» примерно на расстоянии в восемьдесят миль. Иначе столкновение было бы почти неизбежным, и, поскольку конвой сопровождали только легкие корабли, а Тови находился со своим флотом в двухстах милях, то «Тирпиц» легко мог бы произвести полный разгром.
Тови в это время удалялся от Цилиакса примерно тем же курсом. Решив, что «Тирпиц» возвращается домой, он вел свой флот к Исландии, чтобы забрать свежие эсминцы, поскольку его корабли уже нуждались в дозаправке топливом. Только ранним вечером 8-го Тови получил сообщение, что «Тирпиц» может быть в районе острова Медвежий.
08.03.41 в 17-30 Тови изменил свой курс и двинулся на северо-восток.
«Тирпиц» безуспешно рыскал весь день в поисках конвоя, и в то время, когда Тови разворачивался по направлению к нему, Цилиакс решил отказаться от операции и отправить «Тирпица» домой. Немецкие сигналы об этом решении Цилиакса были расшифрованы, и их содержание было передано Тови на рассвете 9 марта 1942 года. Получив их, Тови немедленно сменил курс с северо-востока на юг и юго-восток, на перехват. Если бы он получил это сообщение несколькими часами раньше, то к утру, он мог бы быть от «Тирпица» на расстоянии орудийного выстрела. Однако не все ещё было потеряно для англичан в попытке перехвата немецкого линкора.
09.03.42 в 06-40, когда «Тирпиц» вместе с ЭМ «Фридрихом Инн» был в 115 милях на юго-восток от Тови и примерно в ста милях к западу от Лофотенских островов , авианосец «Викториес» поднял в воздух шесть самолетов, чтобы прочесать сектор к юго-востоку, а эскадрилья в двенадцать торпедоносцев «Альбакорос» с разогретыми моторами ждала на палубе команды к взлету.
09.03.42 в 08-00 «Тирпиц» на скорости в 25 узлов шел на юг, когда были обнаружены самолеты. «Тирпиц» увеличил скорость до 30 узлов и в 8-30 гидросамолет «Арадо» поднялся в воздух; сразу же после этого на разведывательном «Альбакоросе» и ещё два английских самолета — разведчика увидели, что «Тирпиц» повернул на восток. Немецкий гидросамолет быстро набрал высоту и, используя преимущество в скорости, стал «гонять» разведывательные «Альбакоросы». Он атаковал по очереди каждого из разведчиков, ранил пилота одного из них в ногу, но израсходовал боеприпасы и направился в сторону норвежского побережья (линкор, естественно, не стал бы замедлять ход, чтобы принять на борт гидроплан).
Получив радиосообщение о визуальном обнаружении «Тирпица» экадрилия торпедоносцев «Эвенджер» поднялась в воздух для атаки.
09.03.42 в 09-17 эскадрилья вынырнула из облаков и «Тирпиц» и «Фридрих Инн» открыли мощный заградительный огонь из тяжелых орудий, орудий среднего калибра и артиллерии ближнего боя. Топп спокойно смотрел, как упали торпеды, затем сделал маневр уклонения от торпед[4], которые прошли далеко за кормой. Следующие торпеды прошли тоже за кормой Тирпица.
В 09-25 шесть торпедоносцев появились вместе по носу линкора с правого борта. Однако к этому времени орудия Тирпица и шедшего вместе с ним эсминца «Фридрих Ин» нащупали дистанцию, и два самолета были сбиты в момент, когда они сбрасывали торпеды (один из которых сбили зенитчики «Ина»). Из выпущенных четырех торпед три прошли на довольно большом расстоянии от корабля, а четвертая — всего в десятке метров от его кормы. Если бы её направили хотя бы на какую-то долю градуса вперед, то история с «Бисмарком» — могла бы превратиться в историю и самого Тирпица.
К 09-27 все было кончено, и «Альбакоросы», кроме двух сбитых самолетов, легли на курс возвращения, на авианосец. Адмирал Тови, страшно разочарованный, повел Флот Метрополии обратно в Британию, преследуемый летающей лодкой BV-138. «Файрфлаи» авианосца безуспешно пытались отогнать ее, но под вечер появились бомбардировщики Ju-88 и атаковали «Викториес», хотя результата не добились.
Палубы Тирпица были усыпаны пустыми снарядными гильзами. За 10 минут корабль произвел более 4500 боевых выстрелов. Кроме того, прогремело два залпа 15-и дюймовых (380 мм) орудий главного калибра. На мостик поступили сообщения от всех подразделений корабля: попаданий торпед и повреждений не обнаружено, хотя трое матросов были ранены пулеметным огнем «Альбакороса».
Чувство облегчения и благодарности заставили Цилиакса извиниться перед Топпом за свое ранее нетактичное поведение. «Прекрасно, капитан сказал он, — Вы замечательно водите свой корабль» — и как командующий на поле брани, он снял с себя Железный Крест и приколол его на грудь Топпу.
Два часа спустя «Тирпиц» подходил к Вест-фьорду, где к нему присоединились ЭМ «Z-25» и «Герман Шоеманн», а также истребители с базы в Буде (Bodo), которые были бы так, кстати, совсем недавно.
09.03.42 в 17-00 ОБК бросил якоря в заливе Боген, недалеко от Нарвика.
12 марта 1942 года в сплошной темноте Тирпиц начал переход в свое «логово» в Тронхейме.
12.03.42 в 01-30 флотилия английских эсминцев из Скапа-Флоу[5] (см. всплывающую карту по ссылке Боген), действуя согласно полученной из перехватов «Ультра» информации, начала поиск в направлении Тронхаймом Буде (Bodo) . Английская флотилия ЭМ и Тирпиц шли навстречу друг другу со скоростью не менее 60 узлов. Но в 03-30 англичане повернули домой с тем, чтобы к рассвету уйти от вражеского побережья и вражеской авиации.
Тирпиц вошел в их район поиска через шесть часов и, избежав ожидавших его английских подлодок, вошел в Тронхейм-фьорд. На следующий день уже снова был в своем убежище в фьорде Фоеттен в 40 милях (75 км.) от моря.
Конвой PQ-12 оставил свой след в тактике немецкой и английской сторон. Немецкий флот возлагал на эту операцию большие надежды, и, если бы не перехваты «Ультра», которые предупредили Тови о возможном районе поиска Тирпица, и дали возможность конвою сменить свой курс и уйти от опасности, то операция, несомненно, завершилась бы удачно. Однако дело обернулось таким образом, что, израсходовав больше 8000 тонн драгоценного топлива, немецкая эскадра могла похвастаться только потоплением небольшого парохода «Ижоры». Более того, внезапное появление «Альбакоросов» и последующая атака морской авиации стали большой неожиданностью для немцев, и только искусное маневрирование кораблем Топпом отвело большую катастрофу.
В докладе Гитлеру Редер обратился с просьбой о двух вещах: завершение строительства авианосца «Граф Цеппелин», который находился в забвении в доках Гдыни, и переводе в Северную Норвегию самолетов-разведчиков и бомбардировщиков для поиска и нападение на английские боевые корабли, охраняющие конвои в Россию. Гитлер согласился на обе просьбы. Позднее приказ о «Графе Цеппелин» был отменен, когда выяснилось, что он не сможет принимать участия в военных операциях ещё два года, но группа самолетов-разведчиков дальнего действия и две эскадрильи торпедоносцев были направлены на аэродромы северной Норвегии. Однако Гитлер сделал следующую оговорку. Из-за присутствия английских военно-воздушных сил, базирующихся на авианосцах, Тирпицу не следовало далее рисковать длительными выходами в открытое море; его ценность состояла в факте присутствия, постоянной угрозы союзникам. ЛК «Тирпиц» стал оружием устрашения.
[1] Командующий линкорами, вице-адмирал Цилиакс,
[2] командир линкора Тирпиц kapitan zur See (капитан 1 ранга) Карл Топп
[3] Радиосигналы, зашифрованные с помощью «Энигма».
[4] При этом адмирал Цилиакс непроизвольно и бесполезно пытался вмешаться в команды командира по маневру корабля.
Полная вместимость 2815 брт. Размерения 98.76 (между перпендикулярами) х 14.12 х 7.77 м. ГЭУ котломашинная, 265 н.л.с. Бывший английский грузо-пассажирский пароход. Построен в 1921 г. («Murdoch & Murray Ltd», Порт-Глазго, Великобритания). В 1934 г. приобретен СССР и вошел в состав Балтийской главной конторы Совторгфлота, а затем — Балтийского гос. морского пароходства. В 1940 г. передан Мурманскому гос. морскому пароходству. Во время Великой Отечественной войны выполнял экспортно-импортные перевозки в Северном бассейне. 7.03.1942 г. во время перехода в союзном конвое QP-8 из-за неисправности машины отстал от конвоя и был потоплен в Норвежском море юго-западнее о. Медвежий артогнем, торпедами и близкими разрывами глубинных бомб германских ЭМ Z-14 «Friedriech Inn» и Z-7 «Hermann Schömann», сопровождавших ЛК «Tirpitz». Перед гибелью успел дать радиограмму об обстреле германскими кораблями, что, возможно, позволило конвоям QP-8 и PQ-12 пройти через район действий германской эскадры без дополнительных потерь.