1.3.1.Список союзных конвоев

Война бушевала уже больше двух месяцев. Сданы Прибалтика, Белоруссия, Правобережная Украина, немецкие войска стояли на пороге Ленинграда и рвались к Москве. А в Архангельске улицы заполнили празднично одетые горожане, гремели оркестры, колыхались транспаранты, на которых слова «Добро пожаловать!» почему-то были написаны по-английски «Welcom!».
Объяснялась эта праздничная суматоха неожиданно просто: 21 августа 1941 года из Англии прибывал первый союзный конвой со стратегическими грузами и военной техникой для красной Армии. Этот конвой имел зашифрованное название «Дервиш»[1] и состоял из 6 транспортных судов и довольно солидного охранения из 2 крейсеров, 2 эсминцев, 3 тральщиков, 4 корветов и даже одного авианосца. Среди прочих грузов англичане доставили 10 тонн крайне нужного военной промышленности каучука, а также 16 истребителей, причем вместе с летным составом, стрелковое оружие, продовольствие и медикаменты.
Через несколько недель пришел еще один конвой, но он уже имел шифр «РQ». До самого конца войны и немцы, и наши пытались разгадать, что означает это загадочное «РQ» — оказалось это инициалы английского офицера Питера Квилина (Peter Quelyn), который планировал конвои в оперативном управлении Адмиралтейства.
Каждый союзный конвой имел в своём названии два буквенно-цифровых идентификатора, PQ <номер> для конвоев в СССР и QP <номер> для обратных конвоев, исключая самый первый конвой, получивший, как указано выше, кодовое имя «Дервиш». В последующем шифры «PQ» и «QP» были заменены на «JW» в СССР и «RA» из СССР.
1941

В СССР   Из СССР  
«Дервиш» отправился из Исландии 21 августа 1941; прибыл в Архангельск 31 августа QP-1 отправился из Архангельска 28 сентября 1941; прибыл в Скапа Флоу 10 октября
PQ-1 отправился из Исландии 29 сентября; прибыл в Архангельск 11 октября QP-2 отправился из Архангельска 3 ноября; прибыл в Kirkwall (Оркнейские острова) 17 ноября
PQ-2 отправился из Ливерпуля 13 октября; прибыл в Архангельск 30 октября QP-3 отправился из Архангельска 27 ноября; рассеян в пути, прибыл 3 декабря
PQ-3 отправился из Исландии 9 ноября; прибыл в Архангельск 22 ноября QP-4 отправился из Архангельска 29 декабря; рассеян в пути, прибыл 9 января 1942
PQ-4 отправился из Исландии 17 ноября; прибыл в Архангельск 28 ноября    
PQ-5 отправился из Исландии 27 ноября; прибыл в Архангельск 13 декабря    
PQ-6 отправился из Исландии 8 декабря; прибыл в Мурманск 20 декабря    

1942

в СССР   из СССР  
PQ-7a отправился из Исландии 26 декабря; прибыл в Мурманск 12 января QP-5 отправился из Мурманска 13 января; рассеян в пути, прибыл 19 января
PQ-7b отправился из Исландии 31 декабря; прибыл в Мурманск 11 января QP-6 отправился из Мурманска 24 января; рассеян в пути, прибыл 28 января
PQ-8 отправился из Исландии 8 января; прибыл в Архангельск 17 января QP-7 отправился из Мурманска 12 февраля; рассеян в пути, прибыл 15 февраля
Объединенный PQ-9 и PQ-10 отправился Исландии 1 февраля; прибыл в Мурманск 10 февраля QP-8 отправился из Мурманска 1 марта; прибыл в Рейкьявик 11 марта
PQ-11 отправился из Шотландии 14 февраля; прибыл в Мурманск 22 февраля QP-9 отправился из Кольского залива 21 марта; прибыл в Рейкьявик 3 апреля
PQ-12 отправился из Рейкьявик 1Марта; прибыл в Мурманск 10 марта. QP-10 отправился из Кольского залива 10 апреля; прибыл в Рейкьявик 21 апреля
PQ-13 отправился из Шотландии; прибыл в Мурманск 31 марта QP-11 отправился из Мурманска 28 апреля; прибыл в Рейкьявик 7 мая
PQ-14 отправился из Шотландии 26 марта; прибыл в Мурманск 19 апреля QP-12 отправился из Кольского залива 21 мая; прибыл в Рейкьявик 29 мая
PQ-15 отправился из Шотландии 10 апреля; прибыл в Мурманск 5 мая QP-13 отправился из Архангельск 26 июня; прибыл в Рейкьявик 7 июля
PQ-16 отправился из Рейкьявик 21 мая; прибыл в Мурманск 30 мая QP-14 отправился из Архангельска 13 сентября; прибыл в Шотландию 26 сентября
PQ-17 отправился из Рейкьявик 27 июня; рассеян в пути, прибытие 4 июля (по плану)

 

QP-15 отправился из Кольского залива 17 ноября; прибыл в Шотландию 30 ноября
PQ-18 отправился из Шотландии 2 сентября; прибыл в Архангельск 21 сентября: первый конвой в сопровождении английского эскортного авианосца RA-51 отправился из Кольского залива 30 декабря; прибыл в Шотландию 11 января 1943
JW-51A отправился из Ливерпуля 15 декабря; прибыл в Кольский залив 25 декабря    
JW-51B отправился из Ливерпуля 22 декабря; прибыл в Кольский залив 4 января 1943:    
FB независимые суда без эскорта    

1943

в СССР   из СССР  
JW-52 отправился из Ливерпуля 17 января; прибыл в Кольский залив 27 января RA-52 отправился из Кольского залива 29 января; прибыл в Шотландию 9 февраля
JW-53 отправился из Ливерпуля 15 февраля; прибыл в Кольский залив 27 февраля RA-53 отправился из Кольского залива 1 марта; прибыл в Шотландию 14 марта
JW-54A отправился из Ливерпуля 15 ноября; прибыл в Кольский залив 24 ноября RA-54A отправился из Кольского залива 1 ноября; прибыл в Шотландию 14 ноября
JW-54B отправился из Ливерпуля 22 ноября; прибыл в Архангельск 3 декабря RA-54B отправился из Архангельска 26 ноября; прибыл в Шотландию 9 декабря
JW-55A отправился из Ливерпуля 12 декабря 1943; прибыл в Архангельск 22 декабря RA-55A отправился из Кольского залива 22 декабря; прибыл в Шотландию 1 января 1944
JW-55B отправился из Ливерпуля 20 декабря; прибыл в Архангельск 30 декабря RA-55B отправился из Кольского залива 31 декабря; прибыл в Шотландию 8 января 1944

1944

в СССР   из СССР  
JW-56A отправился из Ливерпуля 12 января; прибыл в Архангельск 28 января RA-56 отправился из Кольского залива 3 февраля; прибыл в Шотландию 11 февраля
JW-56B отправился из Ливерпуля 22 января; прибыл в Кольский залив 1 февраля RA-57 отправился из Кольского залива 2 марта; прибыл в Шотландию 10 марта
JW-57 отправился из Ливерпуля 20 февраля; прибыл в Кольский залив 28 февраля RA-58 отправился из Кольского залива 7 апреля; прибыл в Шотландию 14 апреля
JW-58 отправился из Ливерпуля 27 марта; прибыл в Кольский залив 4 апреля RA-59 отправился из Кольского залива 28 апреля; прибыл в Шотландию 6 мая
JW-59 отправился из Ливерпуля 15 августа; прибыл в Кольский залив 25 августа RA-59A отправился из Кольского залива 28 августа; прибыл в Шотландию 5 сентября
JW-60 отправился из Ливерпуля 15 сентября; прибыл в Кольский залив 23 сентября RA-60 отправился из Кольского залива 28 сентября; прибыл в Шотландию 5 октября
JW-61 отправился из Ливерпуля 20 октября; прибыл в Кольский залив 28 октября RA-61 отправился из Кольского залива 2 ноября; прибыл в Шотландию 9 ноября
JW-61A отправился из Ливерпуля 31 октября; прибыл в Мурманск 6 ноября RA-61A отправился из Кольского залива 11 ноября; прибыл в Шотландию 17 ноября
JW-62 отправился из Шотландии 29 октября; прибыл в Кольский залив 7 ноября RA-62 отправился из Кольского залива 10 декабря; прибыл в Шотландию 19 декабря
JW-63 отправился из Шотландии 30 декабря; прибыл в Кольский залив 8 января 1945    
 

В СССР 1945

   

Из СССР 1945

 
JW-64 отправился из Шотландии 3 февраля; прибыл в Кольский залив 15 февраля RA-63 отправился из Кольского залива 11 января; прибыл в Шотландию 21 января
JW-65 отправился из Шотландии 11 марта; прибыл в Кольский залив 21 марта RA-64 отправился из Кольского залива 17 февраля; прибыл в Шотландию 28 февраля
JW-66 отправился из Шотландии 16 апреля; прибыл в Кольский залив 25 апреля RA-65 отправился из Кольского залива 23 марта; прибыл в Шотландию 1 апреля
JW-67 отправился из Шотландии 12 мая; прибыл в Кольский залив 20 мая RA-66 отправился из Кольского залива 29 апреля; прибыл в Шотландию 8 мая
    RA-67 отправился из Кольского залива 23 мая; прибыл в Шотландию 30 мая

 

Арктические конвои 1941 1942 1943 1944 1945 Всего
К-во конвоев в Россию 8 13 6 9 4 40
К-во ТР в конвоях 64 256 112 284 95 811
К-во конвоев из России 4 13 6 9 5 37
К-во ТР в конвоях 49 1888 93 249 136 715
К-во ТР вынужд. вернуться 45 21 8 6 1 40
К-во ТР потопленных ПЛ 1 24 4 7 5 41
К-во ТР потопленных самолет. 36 1 37
К-во ТР потопленных НК 3 3
К-во ТР потопленных в Кольском заливе (самолеты, мины) 5
К-во ТР погибших в шторм 1
К-во ТР погибших на британских минах 5
К-во ТР погибших при самостоятельных переходах 6
Всего погибло ТР 98

Кроме того, немецкая ПЛ потопила эскадренный танкер, а самолет — санитарное судно. Таким образом, всего погибло 100 ТР вместимостью 60837 брт.[2]

 


[1] Здесь в название конвоя «Дервиш» по всей вероятности вложен смысл «странник, приносящий щедрость».(Википедия — свободная энциклопедия)

[2] Скофилд. Русские конвои. — М.: ACT, 2003. Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru , Скофилд Б. Русские конвои. Военная история.