1.3. Союзные конвои (маршруты) ленд-лиза

Карта

Ленд-лиз (от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду) – своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов.
Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено.
Обещание снабдить СССР необходимыми для войны материалами Рузвельт и Черчилль дали сразу же, после нападения Германии на Советский Союз, то есть 22 июня 1941 года. 1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении СССР, окончанием срока действия которого было определено 30 июня. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. Помощь по ленд-лизу составила 8,9 миллиардов долларов (бесплатно). В течение войны было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года. Однако вплоть до августа 1945 г. поставки продолжались по «списку Молотова-Микояна» (Интернет. Павел Сутулин. Ленд-лиз. Мифы и реальность) .
Военные и стратегические грузы от союзников по ленд-лизу поступали к нам следующими путями (маршрутами) Карта :
 1. Тихий океан в дальневосточные порты (Тихоокеанский- 47%).
 2. Через Южную Атлантику, Индийский океан, Персидский залив, Иран, Ирак и далее по Каспию (Трансиранский-23,7%)[5] , а также через Черное море (Черноморский – 3,9% ).


 3. Северный Ледовитый океан (Арктический – 22,8%) и ( Северный морской путь – 2,6%).
Всего в СССР поставлено 17537 тыс. тонн груза стоимостью $50,1 миллиардов ($610 миллиардов в ценах 2008 года).
Самый быстрый и самый опасный был Арктический маршрут[1].


По Арктическому маршруту шли союзные конвои в СССР и обратно. Всего за годы ВОВ в северные порты СССР был проведен 41 союзный конвой в составе 738 транспортов, которые доставили 4,2 млн. тонн различных грузов. Одновременно на Запад нами было отправлено в составе 36 конвоев 726 транспортов с 1,5 млн. тонн экспортных грузов.
Одной из главных задач Северного морского фронта страны было обеспечение проводки союзных и отечественных внутренних конвоев.
В охранении союзных конвоев приняло участие около 600 кораблей союзников[2], а в зоне действия Северного флота эскорт конвоев усиливался за счет наших кораблей (для этого СФ до 1944 года располагал 1 лидером, 8-ю эсминцами, 3 сторожевыми кораблями типа «Ураган» и 7-ю пограничными сторожевыми кораблями типа «Бриллиант» ).
31.07.41 началось взаимодействие кораблей Северного флота с кораблями союзников, когда ЭМ “Сокрушительный” под брейд-вымпелом командира первого дивизиона ЭМ капитана 1 ранга В. А. Фокина встретил в море и провел в Архангельск английский минный заградитель “Адвенчер” с грузом глубинных бомб и магнитных мин.
25.08.41 ЭМ “Грозный” и “Сокрушительный” вступили в охранение английского лайнера “Эмпресс оф Канада” с двумя тысячами советских горняков и членов их семей на борту, эвакуированных со Шпицбергена. От берегов Великобритании трансатлантик конвоировался английскими легким крейсером “Нигерия” и тремя эсминцами. Маленький конвой советские эсминцы провели по сложному фарватеру через горло Белого моря в Архангельск.
30.08.41 ЭМ “Сокрушительный”, “Грозный”, “Валериан Куйбышев” и “Урицкий” в сопровождении кораблей Беломорской флотилии встретили к северо-западу от мыса Канин Нос первый союзный конвой «Дервиш»[3] в составе шести транспортов и девяти английских кораблей охранения.
27.09.41 ЭМ “Сокрушительный” вступил в охранение английского   крейсера “Лондон” с делегацией на борту, направлявшейся на Московскую конференцию трех союзных держав.[4]
Для воспрепятствования союзным конвоям германское командование перебазировала на побережье Северной Норвегии значительную часть своего флота, в том числе линкор «Тирпиц», линейный крейсер “Шарнхорст”, тяжелые крейсера «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер», «Лютцов», 20 ПЛ и ударную авиацию. “Тирпиц” и другие тяжелые надводные немецкие корабли связывали силы Королевского ВМФ. В связи с этим на Арктическом маршруте развернулись серьезные морские сражения в основном, связанные с союзными конвоями.
Стоит отметить семь конвоев:
* 6-9 марта 1942 года состоялась первая противоконвойная операция под названием Sportpalast . В ней приняли участие линкор «Тирпиц», эсминцы «Фридрих Ин», «Герман Шёман» и «Z-25″, посланные на перехват конвоя PQ-12, который накануне был обнаружен дальним морским разведчиком «Кондор» (см. пункт 5.3.) примерно в 70 милях южнее о. Ян-Майен (см. пункт 1.3.2.).
* 29 марта 1942 года с 09-42 до 11-22 произошел морской бой между немецкой группой эсминцев «Артика» в составе «Z-24″, «Z-25″ и «Z-26″ (флагман капитан 1 ранга Готфрид Пёниц) и эскортом конвоя PQ-13 (см. пункт 7.3.8., 29.03.42).
* 30 мая 1942 года, уцелевшие суда конвоя PQ-16 прибыли в Мурманск и Архангельск; конвой оказался настолько успешным в плане доставки военных материалов в СССР, что немецкое командование предприняло дополнительные усилия для недопущения прохождения последующих конвоев (см. пункт 1.3.3.).
* В июле 1942 года конвой PQ-17 был рассеян после получения сообщений о выходе отряда немецких линкоров и крейсеров на перехват конвоя. Только 11 из 36 торговых судов конвоя прорвались в советские порты (см. пункт 1.3.4.).
*13 — 16 сентября 1942 года конвой PQ-18 благодаря новой тактики и состава боевого эскорта, включающего эскортный авианосец, в условиях массированной атаки подводных лодок и авиации, обеспечили прорыв 27 из 40 транспортов, при этом уничтожили 2 подводные лодки и 45 самолетов противника (см. пункт 1.3.5.).
* Бой в Баренцевом море: в декабре 1942 года, немецкие надводные корабли, включая тяжёлые крейсера «Адмирал Хиппер» и «Лютцов» вышли на перехват конвоя JW51B. Нападение было отбито силами кораблей эскорта (см. пункт 1.3.7.).
* Бой у Нордкапа: в декабре 1943 года, конвой JW55B был атакован немецким линейным крейсером Шарнхорст, который в ночном бою был потоплен британским линкором «Герцог Йоркский» и кораблями эскорта (см. пункт 1.3.9.).
В последующем арктические конвои проходили в основном успешно. Потери были незначительные, так как эскортные корабли были в достаточном количестве и они научились успешно бороться с подводными лодками и самолетами противника, а главные крупные надводные корабли (линкор и тяжелый крейсер) были уничтожены и больше не создавали реальной угрозы для конвоев. С помощью последних конвоев усилилась поставка так необходимого для СССР продовольствия и осуществлялась репатриация наших военнопленных с территории Европы, занятой нашими союзниками.
Важную роль в конечном успехе союзных конвоев играло то обстоятельство, что англичанам удалось вскрыть код немецких радиосигналов, передаваемых с помощью шифровальной машины «Энигмы»[6].  И хотя упреждающие действия были не всегда возможны, разведывательные данные позволили Королевскому ВМФ подготовиться к боям. Конвои могли получать адекватный эскорт, ближнее и дальнее прикрытие. Перехват и потопление “Шарнхорста” были в значительной степени обусловлены способностью англичан читать сообщения, переданные Энигмой.
В арктических конвоях погибло 829 моряков из команд торговых судов и 1944 человека из состава экипажей кораблей охранения. Всего не вернулись в свои базы 85 судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании: 2 КРЛ («Тринидад» и «Эдинбург»), 6 ЭМ и 8 других эскортных судов. Германия потеряла ряд кораблей, включая линкор «Тирпиц», линейный крейсер «Шарнхорст», три эсминца и, по меньшей мере, 30 подводных лодок, а также значительное количество самолетов.
Об отечественных внутренних конвоях см. пункт 1.4.

 
23.08.2009 15:43 в Британии открыт мемориал погибшим участникам северных конвоев.

Мемориал в память о погибших участниках союзных конвоев, доставлявших военную технику и продовольствие в северные порты Советского Союза во Вторую мировую войну, открыт в субботу в Линессе (Lyntss, на британских Оркнейских островах (остров Hoy).
 

 

 

 

 

«В память обо всех, кто погиб в «северных конвоях в 1941-1945 годах»,

— гласит надпись на мемориале, состоящем из двух кусков оркнейского камня, соединенных вместе в виде носа корабля, устремленного на залив Скапа-Флоу, передает ИТАР-ТАСС.

 
Большое удовлетворение по случаю сооружения монумента высказал член совета местного самоуправления Оркнейских островов Джим Фаубистер, который совместно с администрацией Ханты-Мансийского автономного округа (Югра) и стал одним из инициаторов этого проекта. Он подчеркнул:

«Память о людях, которые отдали свои жизни в поистине суровых условиях службы на конвоях, нужно хранить и чтить всем.»

По словам генерал-губернатора Оркнейских островов Тони Трикетта,

«Мемориал, устремленный на залив Скапа-Флоу, — признание мужества и самопожертвования, проявленных участниками конвоев — одних из самых опасных предприятий во Второй мировой войне.»

.Военно-морская база в Линнесе сыграла ключевую роль в обеспечении арктических конвоев. В заливе Скапа-Флоу базировались корабли военно-морских сил государств антигитлеровской коалиции, обеспечивавших прикрытие торговых судов в составе конвоев, следовавших в Мурманск и Архангельск.
На церемонии открытия мемориала представители посольства России в Великобритании вручили памятные медали двум ветеранам «северных конвоев» — Дереку Джонстону и Фрэнсису Керстеру.
Представитель совета местного самоуправления островов Стивен Хэйген назвал нынешнюю церемонию исключительно важным событием, необходимым для сохранения исторической памяти, и заявил о стремлении оркнейцев к дальнейшему развитию связей с Россией.


Кроме морских маршрутов, с 1942 года действовал воздушный маршрут «Алсиб» (Адяска-Сибирь) для поставки самолетов своим ходом. Этот маршрут с нащей стороны обеспечивался ВТКУ — воздушной трассой Красноярск—Уэлькаль (посёлок на берегу Чукотки) включающей 26 аэродромов и 274 деревянных здания и сооружения, которые были построены за годы войны.

Истребители и бомбардировщики с американских авиационных заводов доставляли через Канаду на Аляску экипажи пилотов 7-й Перегоночной группы ВВС США. В Фербенксе, на авиабазе Лэдд-филд машины поступали специалистам военной приемки ВВС Красной армии, а они передавали их личному составу 1-й Краснознаменной Перегоночной авиационной дивизии (КПад), штаб которой находился в Якутске. Она состояла из 5-ти авиаперегоночных полков.

1-ый ПАП перегонял самолеты из Фэрбэнкса через Берингов пролив до Уэлькаля. 2-й ПАП базировался в Уэлькале и перегонял самолеты до Сеймчана. 3-й ПАП — из Сеймчана до Якутска, 4-й ПАП — из Якутска до Киренска, 5-й ПАП — из Киренска до Красноярска. Передав самолеты соседнему полку, летчики возвращались на свою базу транспортными самолетами специальной эскадрильи, которую позже преобразовали в 8-й транспортный полк.
Таким образом, пять перегоночных эскадрилий могли быть постоянно в воздушном пространстве Алсиба (см. рисунки).


«О проекте АЛСИБ. Секретная трасса. В этом году исполняется 70 лет с начала действия трассы, и наша задача — возродить память об Алсибе.
История воздушной трассы «Аляска-Сибирь», по которой в годы Второй мировой войны советские летчики, рискуя жизнью, перегоняли истребители и бомбардировщики, поставляемые по ленд-лизу из США в СССР. Отправленные на фронт американские самолеты сыграли важную роль в борьбе Красной Армии с отлично моторизированными войсками вермахта.
Тысячи пилотов, бортрадистов и механиков работали в невыносимых условиях Крайнего Севера, летали над самыми опасными районами планеты, включая зону вечной мерзлоты. Несмотря на все трудности, за период с 1942 года по 1945 год было перегнано почти 8000 самолетов и перевезены тонны ценных грузов.
Авторы фильма совместно с РГО (Русское географическое общество) нашли уникальный «живой» и архивный материал по данной теме. В фильме использованы: неизвестная кинохроника, специально снятые режиссерские художественные реконструкции исторических событий того времени. В создании фильма приняли участие: участники строительства и работники трассы АЛСИБ как с российской, так и с американской стороны, президент РГО Сергей Шойгу, ведущие ученые и исследователи истории ВОВ. Съемки проходили в России и США летом и осенью 2012 года.
В годы холодной войны о ленд-лизе в СССР старались не говорить, и в том числе были забыты герои трассы Алсиб — советские перегонщики. В этом году исполняется 70 лет с начала действия трассы, и наша задача — возродить память об Алсибе. Эта почти неизвестная история времен войны на самом деле — предмет национальной гордости, о котором мы все должны знать и помнить.»

Автор сценария: Светлана Родина
Режиссер: Анастасия Попова, 2012

 


[1]Общий объем поставок по ленд-лизу по Арктическому маршруту оценивается в 11,3 млрд долларов (около 100 млрд по нынешнему курсу). Николай Воронин. Русская служба Би-би-си. Плавучий музей общей Победы. Интернет, 2010

[2] А.Н. Болосов. Координаты памяти: М., 2002, стр.27

[3] Здесь в название конвоя «Дервиш» по всей вероятности вложен смысл «странник, приносящий щедрость».(Википедия — свободная энциклопедия)

[4] Интернет. В.В. Щедролосев. Конвойные операции эскадренных миноносцев. // Сборник «Гангут», №9’1995. В. Щедролосев служил на ЭМ «Живучем» фельдшером (см. пункт 7.4.20.).

[5] Интернет.ОБЩЕСТВО: МИНОБОРОНЫ-ИРАН-ПАМЯТЬ ТЕГЕРАН, 20 января. /ТАСС/.
Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу, находящийся в Иране с официальным визитом, возложил венок к памятнику советским воинам на территории летней резиденции посольства России “Зарганде” в Тегеране.
На лицевой стороне памятника высечена надпись “Вечная слава доблестным защитникам Родины, павшим в Иране в годы Великой Отечественной войны”. На тыльной стороне монумента написано: “Здесь покоятся 73 неизвестных советских воина, останки которых перезахоронены в июне 1995 года из братской могилы в городе Казвине”.
По данным российского диппредставительства, на территории Ирана в настоящее время покоятся останки более 500 советских воинов. Они погибли, умерли от ран и болезней в период с 1941 по 1947 годы, когда в Иране находился контингент войск СССР, обеспечивавший поставки вооружения и другого имущества по южному маршруту в рамках ленд-лиза. Большинство советских воинов /273 человека/ похоронены в городе Тебриз на северо-западе Исламской Респу

[6]А́лан Мэ́тисон Тью́ринг (англ. Alan Mathison Turing [ˈtjʊərɪŋ];23 июня 1912 — 7 июня 1954) — английский математик, логик, криптограф, оказавший существенное влияние на развитие информатики (и, в частности, — теории искусственного интеллекта). Во время Второй мировой войны Алан Тьюринг работал в Правительственной школе кодов и шифров, располагавшейся в Блетчли-парке, где была сосредоточена работа по взлому шифров и кодов стран оси. Он возглавлял группу Hut 8, ответственную за криптоанализ сообщений военно-морского флота Германии. Тьюринг разработал ряд методов взлома, в том числе теоретическую базу для Turing Bombe — электронно-механической машины для расшифровки кода «Энигмы». (Интернет. Википедия).